ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОДВИЖНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
материал (подготовительная группа)
В данной статье рассматриваются общие принципы физического воспитания старших дошкольников. Указывается значение физического воспитания в дошкольном детстве. Подчеркивается важность развития навыка подвижности у старших дошкольников на занятиях по физической культуре. Формулируются основные принципы воспитания подвижности актуальные для современного преподавателя.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласно актуальному федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, воспитание физической культуры и введение здоровьесберегающих технологий в повседневную жизнь детей является одним из ведущих направлений воспитания в дошкольном детстве. Охрана и укрепление физического и эмоционального здоровья детей является вектором развития, направленным не только на продуктивное выполнение необходимых для этого задач, но и на интеграцию процессов, способствующих применению полученных знаний для улучшения качества жизни ребенка в условиях бытового взаимодействия.
Согласно концепции физического воспитания ребенка, исследуемой такими учеными как З.С. Варфоломеева, Е.В. Максимихина, В.И. Столяров и другими, дошкольный возраст – это ведущий период закладывания основ физического развития ребенка не только с точки зрения овладения определенными навыками, но и с точки зрения мотивации детей к занятиям физической культурой, воспитанием убеждений в необходимости сохранения и укрепления собственных физических качеств и понимания основ работы собственного тела. Одним из необходимых навыков, требующих особого внимания и контроля, является подвижность.
Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой, подвижностью называется не только физиологическая способность к перемещению, но и умение двигаться с легкостью, ловкостью и быстротой [3].
В дошкольном детстве, ребенок в большей степени склонен проявлять склонность к кинезофилии (потребности в активном физическом движении). Именно она обеспечивает естественную организацию его двигательной активности. Кинезофилия определяется врожденными биологическими механизмами претерпевает изменения на протяжении индивидуальной жизни человека [2].
Факторами, влияющими на проявления подвижности детей в тот или иной момент времени, являются ситуативные мотивы, побуждающие ребенка выбирать тот или иной способ физического проявления, а также желание познания окружающей действительности, которое, в силу стадии формирования когнитивных реакций, ребенок реализует телесно, утверждая свое взаимодействие с окружающим миром.
По мнению Л.Д. Глазыриной к старшему дошкольному возрасту дети овладевают основными движениями; они стремятся самостоятельно выполнять достаточно сложные упражнения. Развивающееся двигательное воображение становится одним стимулов увеличения двигательной активности за счет освоенных способов действий с разными предметами и пособиями. Движения детей этого возраста носят произвольный и целеустремленный характер. Они самостоятельно различают основные виды движений, частично умеют выделять их элементы, пытаются оценивать результаты своих действий, сопоставляя с образцом [1].
Задача педагога по физической культуре в дошкольном учреждении при этом обеспечить целенаправленность развития навыков самоконтроля в подвижности, а также обучить детей безопасным способам реализации в физической активности, соблюдая при этом основные принципы физического развития ребенка.
Среди прочих, на наш взгляд, базовым принципом, влияющим на воспитание основ подвижности в ходе занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении, является принцип активности. Сам по себе принцип «осознанности и активности» был разработан П. Ф. Лесгафтом, утверждающим, что в дошкольном детстве важно воспитывать осознанность собственных физических действий отлично от механического заучивания упражнений, делая упор на осознанность движений в моменте.
П. Ф. Лесгафт писал, что необходимо «научить ребенка выполнять всякую физическую активность по слову, приучать к большей самостоятельности в действиях и волевым проявлениям» [4]. В старшем дошкольном детстве воспитание инициативы и понимания мотивов собственной подвижности мотивирует детей к самостоятельному физическому поиску, взаимодействию с окружающим миром и выстраиванию более здоровых отношений с собственным телом в дальнейшем.
Учитывая все вышесказанное, мы сформулировали несколько основополагающих принципов воспитания культуры подвижности в ходе занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении, актуальных для современного педагога.
1) Принцип личностной заинтересованности в движении. Важно не просто показывать дошкольникам пример активного движения, но и вовлекать их в двигательную активность посредством репрезентации необходимости данного навыка. Для того, чтобы дети не воспринимали занятия, направленные на воспитание культуры подвижности, как необходимую рутину, возможно приводить в пример любимых героев мультипликационных фильмов, разделяющих любовь к физической активности. Созерцание пусть и искусственного, но релевантного опыта любимых персонажей может подвигнуть детей к подражанию, а в последствие, и к привычке быть активным.
2) Принцип разнообразия физической активности. Несомненно, что занятия по физической культуре, как и любые учебные занятия, должны быть организованы с точки зрения академических правил, однако для того, чтобы удерживать внимание и интерес дошкольников, необходимо предлагать им разные варианты возможности проявления подвижности. Это коррелирует с принципов индивидуальности и позволяет развивать надпредметные качества, такие, как работа в команде, умение лидерствовать, сотрудничать или рассчитывать собственные силы.
3) Принцип положительного воздействия. Для того, чтобы понимание необходимости в активности и физических упражнениях закрепился в сознании дошкольников, важно создавать позитивную атмосферу на занятиях по физической культуре. Дети должны чувствовать, что их поощряют и поддерживают в их естественном желании движения, а игровые элементы и музыка помогут поддержать данную атмосферу.
4) Принцип непроизвольной активности. Помимо использования упражнений, связанных с развитием подвижности и организованных с точки зрения соблюдения определенных правил и дисциплины, дошкольникам необходимо периодически позволять двигаться произвольно и даже хаотично. Подобные практики позволяют детям проявлять естественную потребность в движении без контроля и не уставать от занятий, организованных по правилам.
Таким образом, воспитание подвижности в ходе занятий физической культуры у старших дошкольников – это необходимый элемент развития и социализации детей, позволяющий им обозначить и исследовать возможности собственного тела и сформировать привычку к физической активности в дальнейшем.
Список использованной литературы
1. Гучанова, А. С. К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста / А. С. Гучанова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 119-121.
2. Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 264 с.
3. Ефремова Т.Ф. «Самый полный современный толковый словарь русского языка" [Текст] / Т.Ф. Ефремова — 2-к изд. — Москва: АСТ, 2015 — 3312 c.
4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование мнемосхем на занятиях физической культуры с целью формирования целенаправленности и самоорганизации дошкольников"
Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам, особенно при пров...

Доклад к семинару "Формирование коммуникативных умений старших дошкольников под влиянием занятий физической культурой"
В двигательной деятельности детей складываются определенные формы общения с другими детьми и взрослыми....

Краткосрочный образовательный проект по физической культуре «Играем в бадминтон» для старших дошкольников
Проект разработан и опробирован с целью популяризации бадминтона в летний оздоровительный период среди воспитанников ДОУ и их семей....
Сборник физических упражнений, направленных на формирование готовности старших дошкольников к сдаче норм ГТО
Сборник физических упражнений, направленных на формирование готовности старших дошкольников к сдаче норм ГТО – это методическая разработка, содержащая материалы физических упражнений по норматив...

проект «Организационные формы физической культуры , как способы формирования Нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста »
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет предмет «физическая культура&rdquo...

Девиантное поведение дошкольников на занятиях физической культурой в детском саду. Причины проявления. Влияние на других детей. Способы урегулирования.
Девиантное поведение – это поведение, отличающееся от общепринятых социальных норм. Это несвойственное и нетипичное для большинства людей поведение, которое проявляется самыми разными способами ...

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ Тема: «Национальные подвижные игры как средство формирования толерантности на занятиях физической культурой»
Конспектмастер-класса для педагогов ДОУТема: «Национальные подвижные игры как средство формирования толерантности на занятиях физической культурой»Цель мастер - класса:Освоение и пос...
