СОЦИАЛЬНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «МИНУТКИ ЗДОРОВЬЯС СУ-ДЖОК»
проект (младшая группа)
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
– может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
– проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
– обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Актуальность. Формирование здоровья детей - одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст наиболее ответственный этап в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья. В настоящее время идёт постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов оздоровления детей в условиях дошкольных образовательных учреждений. Одним из таких методов является Су-Джок терапия.
Су-Джок в переводе с корейского дословно означает Су – кисть, Джок – стопа. Метод Су-Джок терапии разработан корейским профессором Пак ЧжеВу в 1986 году, обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине самооздоровления.
Оздоровительный эффект предлагаемого метода основан на том, что на теле человека имеются системы соответствия - участки тела, куда проецируется анатомическое строение человека в уменьшенном виде. Организм и системы соответствия активно взаимодействуют. Малейшая патология в органе отражается в зоне его проекции, а стимуляция этой зоны оказывает нормализующее действие на орган. Иными словами, на кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Например, тело человека имеет 5 условно отдельных частей: голова, две руки и две ноги. И у кисти руки, и у стопы ноги — по 5 пальцев, которые соответствуют 5 частям тела. Это сходство наглядно можно представить, рассмотрев собственную кисть. Максимально отставленный большой палец — это голова, мизинец и указательный пальцы — руки, а средний и безымянный — ноги.
Возвышение ладонной поверхности, расположенное под большим пальцем, — грудная клетка, остальная ее часть — брюшная полость. Тыльная сторона кисти — спина, а продольная линия, условно делящая кисть пополам, — позвоночник.
При каком-либо возникшем заболевании «сигнальная» волна из пораженного органа или участка направляется в точку соответствия и приводит ее в возбужденное состояние — точка становится резко болезненной.
При стимуляции этой точки возникает ответная, лечебная волна, нормализующая деятельность пораженного органа. Таким образом, кисть и стопа – своеобразные пульты управления организмом человека.
Регулярное воздействие на биологически активные точки рук и стоп способствует активации защитных функций организма.
Из предлагаемых Су-Джок терапией массажеров, наиболее приемлемым считается использование шариков с шипами и массажные металлические кольца, так как работа с ними не требует специальной подготовки и доступна для самостоятельного использования массажера ребенком.
Су-Джок терапия активно используется в коррекционно-логопедической работе ДОУ, но практика показывает, что использование массажеров Су-Джок в обычных группах эффективно в качестве профилактики респираторных заболеваний и укрепления здоровья дошкольников.
Су-Джокмассажеры в педагогической практике активно применяют на протяжении двух лет. За это время мною разработана картотека упражнений с применением шариков и колец Су-Джок.
Систематическое занятие с детьми Су-Джок положительно сказывается не только на здоровье и настроении ребят, но и способствует развитию мелкой моторики.
Массажеры имеются в группе, находятся в свободном доступе, что дает возможность детям самостоятельно выполнять упражнения, без вмешательства педагога.
Новизна. Одно из направлений педагогической деятельности - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием Су-Джок терапии. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон, освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-Джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоровления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)
Гипотеза.
Применение в работе ДОУ таких нетрадиционных здоровьесберегающих педагогических технологий, как Су-Джок терапия, повысит иммунитет и сформирует у детей, педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Неоспоримыми достоинствами Су–Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су–Джок терапию могут использовать, как и педагоги в своей работе, так и родители с детьми в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су–Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
Занимаясь Су-Джок терапией в ДОУ, мы можем решить несколько задач одновременно:
- Воздействие на биологически активные точки организма ребенка.
- Лечение внутренних органов, нормализацию работы организма в целом.
- Развитие мелкой моторики рук;
- Развитие связной речи, автоматизировании звуков, стимулирование речевых зон коры головного мозга;
- Развитие памяти, внимания;
- Повышение иммунитета.
Что представляет собой этот чудо массажер?
Массажер «Ёжик» или «Каштан» — это полое сферическое изделие из пластмассы с шипиками на внешней поверхности. Изделие состоит из двух полусфер, которые открываются, как коробочка. Внутри полости может находиться массажер для пальцев рук – от одного до трех пружинных колечек.
Объект исследования.
Процесс воздействия на биологически активные точки организма ребенка.
Предмет исследования.
Су-Джок терапия, как нетрадиционная здоровье сберегающая технология.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, повышение иммунитета с помощью использования Су-Джок терапии и формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
Оздоровительные:
• сохранить психофизическое здоровье ребенка;
• формировать потребность к поддержанию своего организма в естественном здоровом состоянии;
• углубление воздействия на детей с отклонением в состоянии здоровья.
Образовательные:
• осознанно воспринимать значение профилактико-оздоровительной системы Су Джок и использовать ее в практической деятельности;
• включить ребенка в процесс самооздоравливания на уровне знаний, умений, навыков;
Воспитательные:
• воспитывать привычку к здоровому образу жизни в ДОУ и семье;
• воспитание культуры здоровья;
Средства достижения поставленных задач:
- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;
- информационные листы для родителей;
- разучивание стихов, потешек;
- использование атрибутов к пальчиковой гимнастике.
Проблемная ситуация.
Как укрепить здоровье, при помощи такой нетрадиционной здоровьесберегающей педагогической технологии, как Су-Джок терапия.
Принципы работы.
• Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
• Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.
Материалы и оборудование:
Набор Су-Джокмассажеров: массажные шарики и эластичные кольца (пружинные колечки), картотека игр и сказок для проведения гимнастики.
Методические рекомендации по организации занятий
Программа рассчитана на детей в возрасте 2 - 3 года. Срок реализации программы – 1 год. проводится для детей 1младшей группы.
Структура и формирование дополнительного образования:
10 минут ежедневно 2 раза в день, включая в утреннюю гимнастику и гимнастику после дневного сна.
Предполагаемый результат.
- Развивается мелкая моторика рук
- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;
- Повышение интереса родителей к здоровому образу жизни.
- Повлияет на снижение заболеваемости у воспитанников
Связь с другими видами деятельности.
Включение гимнастики в организацию образовательной деятельности, (физкультминутки, пальчиковые игры), речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Формы взаимодействия педагога с детьми:
1. Пальчиковая гимнастика;
2. Рассказывание сказок;
3. Совершенствование навыков пространственной ориентации;
4. Использование массажера при выполнении гимнастики, ОРУ.
Формы взаимодействия педагога с родителями:
1. Консультации «Применение Су – Джок терапии»;
2. Индивидуальные консультации по применению Су – Джок терапии в домашних условиях;
3. Анкетирование родителей;
Формы взаимодействия с коллективом:
Распространение педагогического опыта работы по Су- Джок терапии.
Перспективный тематический план занятий
Месяц | № | Тема занятий | Содержание занятия |
Сентябрь | 1 неделя | «Давайте познакомимся. Встреча с мамой Ежихой и ежатами» | Дети держат их в руках, рассматривают, проговаривают форму, величину, цвет, чем покрыто тело ёжиков. |
| 2 неделя | “Дружно с шариком играем и из рук не выпускаем” | Разучивание основных видов движений: прямолинейные движения колючего шарика, круговые движения по ладони. слабое покалывание всех подушечек пальцев. |
| 3 неделя | «Шарик»
|
|
| 4 неделя | «мячик» |
|
Октябрь | 1 неделя | «Мой ежик» |
|
| 2 неделя | «Ходит ежик»
|
|
| 3 неделя | «Ежик без головы и ножек»
|
|
| 4 неделя | «Ежик и грибы»
|
|
ноябрь | 1 неделя | «Ежик и мышки»
|
|
| 2 неделя | «Колкие иголки»
|
|
| 3 неделя | «Лесной ежик»
|
|
| 4 неделя | «Черепаха» |
|
декабрь | 1 неделя | «Мои руки»
|
|
| 2 неделя | «Зайки»
|
|
| 3 неделя | «Дикие звери зимой»
|
|
| 4 неделя | «Новый год»
|
|
январь | 1 неделя | «Зимние забавы»
|
|
| 2 неделя | «Посуда»
|
|
| 3 неделя | «Транспорт»
|
|
февраль | 1 неделя | «Животные Севера»
|
|
| 2 неделя | «Одежда»
|
|
| 3 неделя | «Мебель»
|
|
| 4 неделя | «Животные жарких стран»
|
|
март | 1 неделя | «Дикие животные весной»
|
|
| 2 неделя | «Домашние птицы»
|
|
| 3 неделя | «Домашние животные»
|
|
| 4 неделя | «Перелетные птицы»
|
|
Апрель | 1 неделя | «Подводный мир»
|
|
| 2 неделя | «Насекомые»
|
|
| 3 неделя | «Зайцы»
|
|
| 4 неделя | «На лужок»
|
|
май | 1 неделя | «Капустка»
|
|
| 2 неделя |
|
|
| 3 неделя |
|
|
| 4 неделя |
|
|
II.этап | Месяц
| Неделя
|
|
| |||
|
3-4 | ||||||
Октябрь | 1-2
3-4 | Организация пальчиковых игр «Игрушки», «Мальчик-пальчик» (кольцо), «Ежик без головы и ножек», «Орех», «Ежик и грибы», «Ежик и мышки», «Колкие иголки», «Лесной ежик», «Черепаха». | 1.Активное участие в беседах о здоровом образе жизни, играх, утренней гимнастике, гимнастике пробуждения, гимнастике после сна, физкультминутках, пальчиковых играх. | Использование мини-картотеки пальчиковых игр с Су-Джокмассажерами в домашних условиях с детьми. | |||
Ноябрь | 1-2
3-4 | Организация пальчиковых игр «Капустка», «Пальчики» (кольцо), «Дождик», «В саду», «Урожай», «Колобок». | 1.Активное участие в беседах о здоровом образе жизни, играх, утренней гимнастике, гимнастике пробуждения, гимнастике после сна, физкультминутках, пальчиковых играх. | Использование мини-картотеки пальчиковых игр с Су-Джокмассажерами в домашних условиях с детьми.Изучение на выставке для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. | |||
Декабрь | 1-2
3-4 | Организация пальчиковых игр «Ёжик», «Семья» (кольцо), «Поздняя осень», «Ягоды», «Мебель», «Каравай», «Мои руки», «Овощи», «Фрукты», «Грибы». | 1.Активное участие в беседах о здоровом образе жизни, играх, утренней гимнастике, гимнастике пробуждения, гимнастике после сна, физкультминутках, пальчиковых играх. | Использование мини-картотеки пальчиковых игр с Су-Джокмассажерами в домашних условиях с детьми. Участие в мастер-классе для родителей: «Волшебные пальчики». | |||
Январь | 1-2
3-4 | Организация пальчиковых игр «Одежда», «Посуда», «Дикие звери зимой», «Новый год», «Зимние забавы», «Транспорт», «Животные жарких стран», «Животные Севера». | 1.Активное участие в беседах о здоровом образе жизни, играх, утренней гимнастике, гимнастике пробуждения, гимнастике после сна, физкультминутках, пальчиковых играх. | Использование мини-картотеки пальчиковых игр с Су-Джокмассажерами в домашних условиях с детьми. | |||
Февраль | 1-2
3-4 | Организация пальчиковых игр «Родные братья» (кольцо), «Пирожки», «Еж», «Насекомые», «Подводный мир», «Посмотри скорей вокруг!» | 1.Активное участие в беседах о здоровом образе жизни, играх, утренней гимнастике, гимнастике пробуждения, гимнастике после сна, физкультминутках, пальчиковых играх. | Использование мини-картотеки пальчиковых игр с Су-Джокмассажерами в домашних условиях с детьми. | |||
Март | 1-2
3-4 | Организация пальчиковых игр «Ягодки», «Насекомые», «Зайцы», «На лужок», «Капустка», СКАЗКА «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ» «Игрушки», «Рыбки». | 1.Активное участие в беседах о здоровом образе жизни, играх, утренней гимнастике, гимнастике пробуждения, гимнастике после сна, физкультминутках, пальчиковых играх. | Использование мини-картотеки пальчиковых игр с Су-Джокмассажерами в домашних условиях с детьми. | |||
Апрель | 1-2
3-4 | Организация пальчиковых игр «Дом животые», «Насекомые», «Лесные звери», «Пальчики», «Работники», «Моя семья», «Капустка», «На лужок», «Зайцы», «Еж», «Рыбки». | 1.Активное участие в беседах о здоровом образе жизни, играх, утренней гимнастике, гимнастике пробуждения, гимнастике после сна, физкультминутках, пальчиковых играх. | Использование мини-картотеки пальчиковых игр с Су-Джокмассажерами в домашних условиях с детьми. | |||
Май | 1-2
3-4 | Повторение ранее изученных игр, любимые на выбор. | 1.Активное участие в беседах о здоровом образе жизни, играх, утренней гимнастике, гимнастике пробуждения, гимнастике после сна, физкультминутках, пальчиковых играх. | Использование мини-картотеки пальчиковых игр с Су-Джокмассажерами в домашних условиях с детьми. | |||
III.этап | Совместное оформление презентации «Минутки здоровья с Су-Джок». Продолжать поддерживать интерес детей в потребности к поддержанию своего организма в естественном здоровом состоянии. | Помощь в оформлении презентации. Просмотр презентации на родительском собрании. | Помощь в оформлении презентации. Просмотр презентации на родительском собрании. | ||||
Аналитический отчёт по оздоровительной программе
«Минутки здоровьяс су-джок».
При регулярном использовании элементов «Су-джок терапии», у детей проявляется интерес к пальчиковой гимнастике с использованием Су-джок шариков. развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.После применения самомассажа шариками Су – Джок прослеживается снижение заболеваемости у детей.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.
Используемая литература:
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
- Вопросы терапии и практики Су–Джок терапии Серии книг по Су–Джок терапии (Пак ЧжэВу, Су–Джок Академия,2009)
- Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
- Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике (СоставительМ.А.Поваляева, Ростов- на-Дону; Феникс, 2006)
- Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;
- Су–Джок терапия в коррекционно – практической работе с детьми (Л.А.Ивчатова – Логопед – 2010, №1)
- Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
- Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками — развиваем речь» Москва, 2008.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
(Приложение 1)
Картотека:
«Пальчиковые игры с
массажным мечем и колечками»
(младший дошкольный возраст)
Для развития речи, внимания и мелкой моторики часто используют пальчиковую гимнастику и игры. малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции,
«право», разучивают счет, да и просто улучшается настроение.
В Китае еще в древности были распространены упражнения с каменными и металлическими шарами, а в Японии – с грецкими орехами. Мы с детства помним «Сороку- Белобоку», «Ладушки» и др.
В настоящее время придумано множество стихотворений, появилось разнообразие атрибутов для пальчиковой гимнастики и игр. Очень полезен в таких играх массажный мяч.
Массажный мяч (колючий мяч Су-Джок) – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус.
Закруглённые массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически- активные зоны кожи головы, туловища и конечностей, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие.
Предлагаем Вам некоторые упражнения с массажным мячом. Для малышей можно объединять несколько строчек в одно действие, так как маленькие детки могут не успевать выполнять все движения.
Цель: развитие ручной умелости, мелкой моторики, формировать навыки выразительности и пластичности движений.
Упражнение № 1
«Колючий еж»
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить!
Я хочу с тобой поладить!
Катаем мячик между ладошками
дотрагиваемся пальцами до отдельных "колючек".
Упражнение № 2
«Мячик»
Я мячом круги катаю взад-вперед его гоняю Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну.
А теперь последний трюк- Мяч летает между рук.
(Движения соответствуют тексту).
«Ежик» в руки нужно взять, чтоб иголки посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Упражнение № 3
«Веселый счет»
(берем массажный мячик) (катаем между ладошек)
Начинаем счет опять. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
(перекладываем мячик в другую руку) Раз, два, три, четыре, пять!
(пальчиками другой руки нажимаем на шипы).
Упражнение № 4
«Шарик»
Этот шарик не простой Весь колючий, вот какой. Меж ладошками кладём Им ладошки разотрём.Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу перекидывать друг другу. 1, 2, 3, 4, 5 – Всем пора нам отдыхать! (Движения соответствуют тексту).
Упражнение № 5
«Ладошки»
Мы ладошки разотрём Мячик в руки кладём.
Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем!
Можно мяч катать по кругу перекидывать друг другу. 1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать! Растирают ладошки берут мяч в руки
Катают вверх-вниз катают по кругу перебрасывают друг другу катают мяч по кругу
Положить мяч и встряхнуть ладошками
Упражнение № 6
«Каравай»
Испечем мы каравай. Месим, месим тесто,
Есть в печи место. Испечем мы каравай,
(Сжимаем мяч, мяч в правой руке) (перекидываем в левую руку и сжимаем)
(несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)
Перекидывай, валяй! (катаем мяч между ладошками)
Ежик в руки мы возьмем, покатаем и потрем.
Вверх подбросим и поймаем,
Упражнение № 7
«Мой ежик»
И иголки посчитаем. (берем массажный мячик) (катаем между ладошек) (подбрасываем вверх и ловим)
Пустим ежика на стол, Ручкой ежика прижмем И немножко покатаем
(пальчиками одной руки нажимаем на шипы) (кладем мячик на стол)(ручкой прижимаем мячик)(ручкой катаем мячик)Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
Упражнение № 8
Ежика возьмем в ладошки
И потрем его слегка,
(берем массажный мячик)
(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки,
Помассируем бока.
Ежика в руках кручу, поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – Не достанет его кошка.
(меняем ручку, делаем тоже самой) (катаем между ладошек)
(пальчиками крутим мячик) (прячем мячик в ладошках) (прижимаем ладошки к себе)
Упражнение № 9
«Я мячом круги катаю»
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю, Им поглажу я ладошку, будто бы сметаю крошку, И помну его немножко, Как сжимает лапу кошка. (катаем мячик между ладонями круговыми движениями)(гоняем мячик между ладонями по столу) (гладим одну ладошку мячиком) (гладим другую ладошку мячиком)(сжимаем мячик одной рукой) (меняем и сжимаем мячик другой рукой)
Мы мячом круги катаем,
Взад - вперед его гоняем. Им погладим им ладошки,
А потом сожмем немножко.
Упражнение № 10
«Последний трюк»
(Движения выполняются по тексту)
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
А теперь последний трюк! Мяч катаю между рук!
Упражнение № 11
«Ходит ежик»
Ходит ежик без дорожек, по лесу, по лесу.
И колючками своими колется, колется.
Катать мяч между ладонями вверх-вниз
А я ежику – ежу,
Катать мяч между ладонями круговыми движениями.
Ту тропинку покажу,
Где катают мышки Маленькие шишки.Катать мяч между ладонями вверх-вниз
Слегка подбрасывать мяч вверх и ловить его.
Упражнение № 12
«Ежик без головы и ножек»
Катится колючий ежик
(выполняем круговые движения мячиком между ладонями)
Нет ни головы, ни ножек. По ладошкам он бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит. Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит
Бегает туда, сюда! Мне щекотно? Да, да, да!
(перебираем мяч пальчиками)
Уходи, колючий еж,
В темный лес, где ты живешь!
(движения мячом по пальчикам)
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
Упражнение № 13
«Орех»
Прокачу я свой орех
По ладоням снизу-вверх, а потом обратно –
Чтоб стало мне приятно. Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех. Вокруг Земли Луна летает,а вот зачем – сама не знает.
(движения по тексту)
Упражнение № 14
«Ежик и грибы»
Ежик выбился из сил – Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока – Надо их размять слегка.
А потом разгладим ножки, чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко, пощекочем возле ушка.
Еж в лесочек убежал,
Нам «спасибо» пропищал. Катаем мяч по рукам.
Катаем мячик по своим бокам
Катаем мяч по своим ножкам Катаем мяч по животу катаем по шее
Ладонью покатать мяч по столу с нажимом
Упражнение № 15
«Ежик и мышки»
Ежик, ежик – чудачоксшил колючий пиджачок
(прокатывать мяч в ладонях вперед – назад)
Встал с утра, и в лес – гулять,
Чтоб друзей всех повидать.
(поднять руки вверх)
(перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз)
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
(постучать мячом по столу)
(завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
А навстречу скачет зайка, Длинноухий Попрыгайка,
В огороде чьем – то ловко
(прокатываем мяч по одной коленке вперед) (прокатываем мяч по другой коленке назад)
(подбрасываем и ловим мячик)
Раздобыл косой морковку!
(завести руки за спину и спрятать мяч)
Упражнение № 16
«Колкие иголки»
У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки.
Катать медленно мяч между ладонями вверх-вниз
Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник.
Катать мяч между ладонями вверх-вниз, увеличивая темп и силу нажатия.
Упражнение № 17
«Лесной ежик»
По тропинке, по дорожке,
Топают к нам чьи-то ножки.
Это ёжик, посмотри,
Правая рука: слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд
К нам пробрался из глуши.
По столу всласть находился
И в ручей потом свалился. Уколоть он нас решил, только понял – нету сил.
катаем мячик в ладошках, пальцы широко растопырить
Левая рука: катаем по столу мяч круговыми движениямиперекидываем из руки в руку катаем по тыльной стороне левой кисти
катаем по тыльной стороне, правой кисти
Он пофыркал, с пальцев слез
И ушёл обратно в лес.
подержать в левой ладошке и переложить в правую ладонь
Правая рука: слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд
Упражнение № 18 «Черепаха»
Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха и кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(дети катают мяч между ладоней)
(мяч между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит
«щепоткой», надавливают ритмично на мячик).
Никого я не боюсь
(дети катают мяч между ладоней).
Упражнение № 19 «Медведица»
Шла медведица спросонок, а за нею – медвежонок.
А потом пришли детишки,
Принесли в портфелях книжки. Стали книжки открывать
шагать шариком по руке шагать тихо шариком по руке шагать шариком по руке
нажимать шариком на каждый палец
Упражнение № 20
«Зайки»
На поляне, на лужайке Целый день скакали зайки. И катались по траве,
От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали мимо змеи проползали,
катать шарик между ладонями прыгать по ладошке шаром катать вперед – назадпрыгать по ладошке шаромположить шарик на ладошку вести по ладошке
«С добрым утром!» - им сказали. Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать.
гладить шаром каждый палец
Упражнение № 21
«Хитрый еж»
Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (катают мяч между ладонями)
На спине иголки
очень-очень колкие.
(катают мяч между ладонью правой руки и большим пальцем левой руки)
(то же – с указательным пальцем)
Хоть и ростом ёжик мал,
(то же со средним пальцем)
нам колючки показал, (то же с безымянным пальцем)
А колючки тоже (то же с мизинцем)
на ежа похожи (дети катают мяч между ладонями).
Упражнение №22
«Осень»
Дождик, дождик озорной,
Поиграть пришёл со мной.
Капли весело стучат
Кап-кап-кап.
Листья кружатся, летят,
С ветром поиграть хотят.
Осень в гости к нам пришла.
Непогоду привела. Катаем мяч между ладонями круговыми движениями.
Сжимаем мяч то в правой, то в левой руке.
Катаем мяч круговыми движениями между ладонями.
Энергично сжимаем мяч обеими руками.
Упражнение № 23
«Дождик»
Дождик по лесу гулял,
Дождик песню напевал:
Кап-кап, кап-кап-кап.
Всё не кончится никак. Катаем мяч между ладонями круговыми движениями.
Энергично сжимаем мяч то в правой, то в левой руке.
Упражнение№24
«В саду»
Это спелый абрикос.
Он в саду на ветке рос.
В сад с корзиной мы пойдём,
Яблок спелых мы наберём.
Не ленись, и помогай,
Собирать нам урожай. Энергично сжимаем мяч обеими руками.
Катаем мяч между ладонями движениями вверх-вниз.
Катаем мяч между ладонями круговыми движениями.
Упражнение №25
«Урожай»
В огороде много дел.
Урожай у нас поспел.
Помидор и кабачок,
Перец, лук и чесночок.
Свекла, репа, редька, лук.
Много овощей вокруг! Катаем мяч по поверхности стола круговыми движениями.
Попеременно сжимаем мяч то в правой, то в левой руке.
Энергично сжимаем мяч обеими руками.
Упражнение № 26
«Колобок»
Пироги испечь хочу.
Руками тесто замешу.
Посильнее разомну.
В колобок превращу.
Испеку я колобок.
Колобок румяный бок. Энергично сжимаем мяч обеими руками.
Катаем мяч по поверхности стола или между ладонями круговыми движениями.
Упражнение №27
«Каравай»
Месим, месим тесто,
Есть в печурке место.
Испечём мы каравай
Перекладывай, валяй. Энергично сжимаем мяч обеими руками.
Перекладываем то в левую руку, то в правую руку.
Упражнение №28
«Мои руки»
В руки мячик я возьму.
Посильней его сожму.
Это – правая рука,
Это – левая рука.
Знаю я наверняка. Движения соответствуют тексту.
Упражнение №29
«Овощи»
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,
Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик
Вот пузатый кабачок положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец.
Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого.
Наша Зина – молодец!
Показывают большой палец.
Упражнение №30
«Фрукты»
Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша, просит.«Ну – кА, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.
Фрукт для вас и для нас.
Дети катают шарик по ладошке.
Упражнение №31
«Грибы»
Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.
Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик.
Удивляется мой друг.
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Показывают удивление, разводят руки в стороны
Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
А мухомор не понесу, пусть останется в лесу!
Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.
Упражнение №32
«Поздняя осень»
Солнышко греет уже еле – еле,
Перелетные птицы на юг улетели,
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре –
Поздняя осень стоит на дворе.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Упражнение №33
«Ягоды»
Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Запомнил ягоды я наконец. Что это значит?
Поднимают плечи, удивляются.
Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.
Упражнение №34
«Мебель»
Мебель я начну считать.
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Вот сколько мебели назвал.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Упражнение №35
«Одежда»
Постираю чисто, с толком.
Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку.
Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку,
А ещё футболку, джинсы, свитерок и брюки.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Вот устали мои руки!
Встряхивают обе руки.
Упражнение №36
«Посуда»
Девочка Иринка порядок наводила.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Девочка Иринка кукле говорила.
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль, конечно, в солонке!»
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Упражнение №37
«Дикие звери зимой»
Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит,
Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится – убегает от лисицы.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Упражнение №38
«Новый год»
Праздник приближается, ёлка наряжается.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Мы развешали игрушки: бусы, шарики, хлопушки.
А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Упражнение №39
«Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Упражнение №40
«Транспорт»
Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет,
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Пять пальцев мы в кулак зажмем,
Пять видов транспорта мы назовем.
Дети сжимают пальцы в кулачок.
Упражнение №41
«Животные жарких стран»
За мамой слонихой шагает слоненок,
За крокодилихой – крокодиленок,
За львицей шагает маленький львенок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебренок,
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
За кем же торопится каждый ребенок?
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Упражнение №42
«Животные Севера»
Тепы – тяпы, тепы – тяпы,
Это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Упражнение №43
«Дикие животные весной»
Это зайчонок, это бельчонок, это лисенок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок бурый, мохнатый,
Смешной медвежонок.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Упражнение №44
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Упражнение №45
«Домашние животные»
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
А я довольна своими ребятами!
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Упражнение №46
«Перелетные птицы»
Тили – тели, тиле – тели,
С юга птицы прилетели!
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко.
Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Упражнение №47
«Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг!
Что ты видишь, милый друг.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда,
Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.
А вот расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки)
Упражнение №47
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем – насекомых называем.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит, ой, сюда комар летит!
Упражнение №48
«Еж»
Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх)
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Упражнение №49
«Зайцы»
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
Упражнение №50
Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/
А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/
А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/
И в тетрадочках писать.
Упражнение №51
Вот помощники мои
Вот помощники мои. (показать пальцы)
Их, как хочешь поверни.
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(шариком провести по руке, до локтя)
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок. (повторить с другой рукой)
Упражнение №52
«На лужок»
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец)
На зеленый ты лужок
Приходи и ты, дружок! (катаем шарик по ладошке)
Упражнение №53
«Капустка»
Мы капустку рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику)
Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик)
Мы капустку трем, трем (потираем ладошками о шарик)
Мы капустку жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке)
Упражнение №54
«Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде, (перекидывать шарик из руки в руку)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке, (сжимать, разжимать шарик в кулачке)
Упражнение №55
«Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
(поочередно катаем шарик Су Джок к каждому пальчику, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
СКАЗКА
«ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик
(зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки и увидел солнышко
(раскрыть ладошки и показать шарик)
Улыбнулся ежик солнышку и решил прогуляться по лесу.
(улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером)
Покатился ежик по прямой дорожке
(прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)
Катился- катился и прибежал на красивую, круглую полянку
(ладошки соединить в форме круга).
Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке
(зажимать шарик между ладошками).
Стал цветочки нюхать
(прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).
Вдруг набежали тучки
(зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться),
и закапал дождик: кап-кап-кап
(кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок и укрылся от дождя.
(ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним)
А когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы:
(показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много… Как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки
(каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика)
Довольный ёжик побежал домой
(прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой дорожке
(круговые движения шариком).
Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу.
А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном!
(зажать шарик в ладошке).
(Приложение 2)
Пальчиковые игры с кольцом Су-Джок.
Упражнение № 1
«Пальчики - мальчики»
Описание: Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/ Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Упражнение № 2
«Ёжик»
Описание: Каждому ребенку дается Су-Джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.
Этот ежик хочет спать,
Этот ежик — прыг в кровать, этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул. Этот хоть еще не спит, но тихонечко лежит. Тише, тише, не шумите, Ежиков не разбудите.
Упражнение № 3
«Пальчики играют»
Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть. Мы колечко взяли и на пальчик одеваем.
Раз-пальчик большой он красивый такой.
Два - пальчик указательный очень обаятельный. Три - пальчик средний он совсем не вредный.
Четыре - безымянный пальчик очень славный. Пять - мизинчик маленький счастливчик.
Упражнение № 4
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик». (с массажными кольцами)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был? (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су-Джок на
указательный палец)
-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су-Джок на
средний палец)
-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су-Джок на
безымянный палец)
-С этим братцем песни пел. (надеваем кольцо Су-Джок на
указательный палец).
Упражнение № 5
Массаж пальцев эластичным кольцом.
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (прокатить по большому пальцу)
Этот малыш-Ванюша, (прокатить по указательному пальцу)
Этот малыш-Алеша, (прокатить по среднему пальцу)
Этот малыш-Антоша, (прокатить по безымянному пальцу)
А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья. (прокатить по мизинцу)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша,
Эта малышка-Ксюша, (движения те же)
Эта малышка-Маша,
Эта малышка-Даша,
А меньшую зовут Наташа.
Упражнение № 6
Массаж пальцев эластичным кольцом «Лесные звери».
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец)
На зеленый, на лужок,
Приходи и ты, дружок! (катаем шарик по ладошке)
Упражнение № 7
Массаж пальцев эластичным кольцом «Пальчики».
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Упражнение № 8
Массаж пальцев эластичным кольцом «Моя семья».
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья
Упражнение № 9
Массаж пальцев эластичным кольцом «Работники».
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
(Приложение 3)
Анкета №1
Уважаемые родители, Ваши искренние ответы помогут нам организовать эффективную деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей.
- Устраивают ли Вас Формы работы специалистов ДОУ;
с детьми
с родителями
- Как Вы относитесь к применению инновационных технологий в работе с Вашими детьми:
положительно
отрицательно
затрудняюсь ответить
- Любите ли Вы играть со своим ребенком?
- Как часто играете с ребенком?
- Занимаетесь ли Вы с ребенком пальчиковой гимнастикой?
- По чьей инициативе занимаетесь физическими упражнениями вместе с ребенком?
- Какие формы работы наиболее приемлемы для Вас:
консультации круглый стол
семинар-практикум другое
Благодарим Вас за сотрудничество. Мира, здоровья и добра вашей семье!
Анкета №2
Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы анкеты.
1Устраивают ли Вас Формы работы специалистов ДОУ;
с детьми
с родителями
2Как Вы относитесь к применению инновационных технологий в работе с Вашими детьми:
положительно
отрицательно
затрудняюсь ответить
3Как вы относитесь к методу Су Джок терапии применяемому в работе с Вашими детьми:
положительно
отрицательно
затрудняюсь ответить
4Используете ли Вы метод Су Джок терапии в домашних условиях?
Да
Нет
5Какие формы работы наиболее приемлемы для Вас:
консультации
круглый стол
семинар-практикум
другое

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Росточек». Авторская разработка комбинаторного типа оздоровительная программа по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общей мышечной слабостью.
Оздоровительная физическая культура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения. Причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушение опорно - двигательного аппарата...
Влияние оздоровительной аэробики на физическое развитие детей и подростков.
Что такое аэробика? Разновидности аэробики и как она влияет на развитие физических качеств....

Рабочая программа Направление «Физическое развитие» образовательная область «Физическая культура»
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое ра...
Влияние оздоровительного бега на физическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Стаья, раскрывающая влияние оздоровительного бега на развитие детей дошкольного возраста, формирование здорового образа жизни....

«Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров дошкольник»
Сообщение-обсуждение: «Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров до...


