Проект по здоровьесбережению младшая группа
методическая разработка (младшая группа)
«Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по здоровьесбережению младшая группа «Вишенка»
Здоровье детей – это будущее нашей страны».
Тип проекта | Творческий, информационно-практико-ориентированный, игровой. |
Место реализации | МБДОУ №2 «Дюймовочка», младшая группа № 9 «Вишенки» |
По продолжительности | долгосрочный |
По форме реализации | групповой |
Участники проекта | дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы. |
Возраст детей | 3-4 лет |
Объект исследования | процесс оздоровления детей младшей группы «Вишенки» |
Предмет исследования | традиционные и нетрадиционные виды оздоровительной работы как наиболее эффективные средства оздоровления детей среднего дошкольного возраста. |
ДЕВИЗ ПРОЕКТА: «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
Принципы реализации проекта:
- доступность:
- учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала
- систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному
- частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
- наглядность и занимательность:
- предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
- динамичность:
- интеграция проекта в разные виды деятельности
- дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком
Актуальность.
В настоящее время охрана жизни и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач дошкольного образования. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Законы РФ N 273-ФЗ «Об образовании», N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России N 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», N 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Особенно остро эта задача стоит в младшем возрасте, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка.
Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Проблема: Основная проблема, которая встает перед коллективом детского сада в настоящее время – это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Родители не применяют дома физкультурно-оздоровительные процедуры. Не все родители приучают детей к здоровому питанию, режиму дня. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит»,задерживается возрастное развитие физических качеств. Родители зачастую оберегают своих малышей от физических усилий. Данная проблема определила цели и задачи в работе с детьми по осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности. У
детей не сформированы основы здорового образа жизни, не до конца сформированы культурно – гигиенические навыки (навыки опрятности и самообслуживания).
Поэтому нам, педагогам, предстоит огромная работа. Необходимо объединить все усилия педагогов, специалистов ДОУ, родителей и детей для достижения положительных результатов.
Предлагаем вашему вниманию проект, направленный на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни и культурно-гигиенических навыков. Данная разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования. Данный материал предназначен для детей младшего возраста.
Цель проекта:
формирование основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста, сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Задачи проекта: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни; прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию; повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Для детей:
- укреплять и охранять здоровье детей;
- формировать знания, умения и навыки, которые необходимы для сохранения и укрепления физического и психического здоровья.;
- формировать простейшие представления о себе, как отдельном человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека;
Для родителей:
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
- дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены.
Для педагогов:
- повысить уровень собственных знаний по применению здоровьесберегающих технологий в условиях семьи и ДОУ;
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблеме друг друга;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Материальное обеспечение проекта: изготовлены дыхательные тренажеры, дорожки «здоровья», мешочки с песком, набивные мячи разнообразных воланчики, маски для подвижных игр, рули и т.д.
Инновация - заключается в том, что в ходе проекта активно использовались здоровье сберегающие технологии, которые способствовали повышению уровня посещаемости. Активное внедрение и использование как стандартных, так и нетрадиционных здоровье сберегающих технологий положительно сказывается на здоровье воспитанников, их соматическом и эмоциональном состоянии.
Методы и приемы: для анализа состояния выявленной проблемы на практике использовались такие методы, как:
- анализ психолого-педагогической литературы
- наблюдение,
- эксперимент,
- анализ полученных данных,
- обобщение,
- анкетирование родителей
Критерии отслеживания результативности проекта
- Снижение уровня заболеваемости детей группы.
- Повышение уровня посещаемости детьми группы.
- Повышение уровня психологической комфортности пребывания детей в группе.
- Повышение уровня сотрудничества с родителями (через анкетирование, самоанализ, отзывы родителей).
- Наличие в группе оборудования и условий для обеспечения физической активности детей.
- Наличие оборудования и спортивного инвентаря для физической активности детей на прогулке.
Ожидаемые результаты:
- Осознание детьми и их родителями понятия «Здоровье» и влияние образа жизни на состояние их здоровья.
- Укрепление здоровья, снижение заболеваемости у детей, посещающих детский сад.
- Овладение детьми культурно- гигиеническими навыками, элементарными представлениями о безопасном и здоровом образе жизни.
- Увлечение детей спортивными и подвижными играми.
- Повышение знаний родителей о ЗОЖ в дошкольном учреждении.
- Улучшение здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в детском саду.
Этапы проекта:
Этапы | Формы работы | Сроки реализации |
1 этап: Подготовительный | Определение цели и задач проекта. Изучение литературы. Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование» и др. Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных. Изготовление и приобретение методических пособий. Подбор материала. Разработка плана проекта. Создание условий для реализации проекта. | Сентябрь |
2этап: Основной | Проведение запланированных мероприятий по плану. | Октябрь – Май |
3этап: Заключительный | Представление отчёта о результатах проектной деятельности (презентация). Мониторинг уровня заболеваемости. Выставка нетрадиционного оборудования (совместная работа с родителями). | Май |
Материально-техническое обеспечение проекта:
- Аудио, видео системы, фотоаппаратура, мультимедиа, компьютер, принтер.
- Картинки, наглядно - демонстрационный материал.
- Спортивный инвентарь.
- Картотеки (подвижные игры, пальчиковые игры, физкультминутки, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна и т. д.)
Использование педагогических технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий. Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности детей.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Динамические паузы (вид активного отдыха снимают нервное напряжение от перегрузок | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно. | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели |
Релаксация (снижение тонуса скелетной мускулатуры) | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. | Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы | Воспитатели |
Гимнастика пальчиковая | Проводится индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Воспитатели |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели |
Минутки тишины (развитию волевых качеств детей). | Использовать на разных этапах занятия в соответствии с темой и целями. | Рекомендуется с 1 младшей группы | Воспитатели |
Минутки шалости (психологическая разгрузка) | Игры для поднятия настроения | Рекомендуется со 2 младшей группы | Воспитатели |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
ООД | 1-2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз в неделю на улице. Младший возраст- 15 мин., | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. | Воспитатели, инструктор физического воспитания |
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Воспитатели |
3. Коррекционные технологии | |||
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Воспитатели |
Перспективный план работы
Месяц | Совместная деятельность взрослого и ребенка | Задачи | Работа с родителями |
сентябрь | Блиц – опрос детей на тему: «Что я знаю о способах укрепления здоровья?». Д/и «Разложи картинки по порядку» Д/и «Полезные и вредные продукты» Д/и «Что полезно и что вредно для зубов?» Д/и «Что одеваем сначала, а что потом». | Закрепить знания детей о важности сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. Формирование у дошкольников представлений о здоровой и вредной пище. Закреплять представление детей о том, что существуют полезные и вредные продукты для зубов, сформировать понятие о том, что здоровье зубов зависит и от пищи, которую мы принимаем. Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью. Уточнить последовательность одевания | Оформление «Уголка здоровья» Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье» |
октябрь | Беседа: «Страна волшебная - здоровье». Беседа «Если хочешь быть здоров - закаляйся». Чтение рассказов, стихов: С. Афонькина «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?» Д/и «Исправь ошибку». | Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится. Формировать у детей осознанное отношение к здоровью, стремление бережно относиться к нему. Сформировать у детей желание вести здоровый образ жизни, закаливаться. Учить пересказывать понравившийся эпизод с опорой на вопросы воспитателя, соотносить содержание с окружающей действительностью. Закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. | Папка-передвижка «Физкультурно-оздоровительная работа в МАДОУ» |
ноябрь | Д/и «Источники опасности». Д/и «Чистота и здоровье». Беседа. «Что такое микробы» Практическое упражнение «Надо, надо умываться…» Беседа «Наши верные помощники. Для чего нужны глаза, зубы, язык, нос, уши?» Чтение стихотворения Михалкова С. «Про девочку, которая плохо кушала». | Закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества Закреплять представления о необходимости соблюдать правила гигиены. Сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о. болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно. защитить себя от болезнетворных микробов. Формировать привычку мыть руки после туалета, акцентировать внимание на такой характеристике действий как аккуратность. Воспитание культурно-гигиенических навыков через художественную литературу Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Воспитывать у детей умение слушать новые стихи, следить за развитием сюжета в произведении; объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. | Консультация для родителей «Режим дня детей среднего дошкольного возраста». |
декабрь | Загадывание загадок о ЗОЖ (с использованием ИКТ). Н/п игра «Собери картинку». Словесная игра «Кто больше скажет о ЗОЖ». «Зимние забавы» спортивные игры на прогулке С/р игра «Мы – спортсмены» Игры малой подвижности («Назови скорей», «Вредное - полезное»); | Создание условий для воспитания положительного эмоционального отношения к здоровому образу жизни. Привлечь внимание детей к самостоятельной игровой деятельности; составление целой картинки из её частей. Развитие речи. Формировать у детей представление о здоровом образе жизни его значимости для человека. Формирование потребности в здоровом образе жизни у детей через игровые упражнения. Расширить представления детей о здоровье и способах его укрепления и сохранения, подвести к пониманию того, что здоровье нужно беречь и укреплять. Учить детей играть по правилам. Развивать речевые навыки и физические качества. | Консультация в «Уголке здоровья» - «Движение – это жизнь!». |
январь | Чтение пословиц о ЗОЖ, объяснение их смыслового значения. Ситуация «На приеме у доктора». Д/и «Кто я такой?». Рассматривание картин и иллюстраций, фотографий о ЗОЖ П/и («Кот и мыши», «Самолёты») | Сформировать у детей понятия «Здоровый образ жизни» путем осмысления пословиц и поговорок. Пополнить активный словарный запас детей пословицами и поговорками, научить применять их в жизни. Расширять у детей представления о труде врача; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни Учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия. Подводить к пониманию пользы для здоровья прогулок и физических упражнений. Развивать: быстроту реакции, ловкость и сноровку, учить играть в коллективе, соблюдая правила игры. | Буклет на тему: «Роль подвижных игр в развитии основных движений и воспитании детей». |
февраль | Игровая ситуация на формирование ЗОЖ «Запомни движение». Д/и «Да - нет». Д/и «Угадай по запаху». Просмотр мультфильма «Девочка - чумазая» по произведению А. Барто | Упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание. Закрепить у детей знания о соблюдении режима дня, о правилах гигиены и поведения. Формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств. Материал: баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло…) Формировать представления о составляющих здорового образа жизни, о значении физических упражнений, важности для здоровья сна. Закрепление культурно-гигиенического навыка - умывания, воспитание желания всегда быть чистым. | Музыкально-физкультурное раз-влечение с родителями, посвященное Дню защитника Отечества |
март | Беседы на тему «Витамины для здоровья». Д/и «Чудесный мешочек». С/р игра «Детская поликлиника» Д/и «Овощи – фрукты» П/и «Будь внимательней», «Найди свой цвет» | Формирование у детей желания заботиться о своём здоровье. Учить детей различать витаминосодержащие продукты. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении витаминов для здоровья человека. Закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя; продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья Развивать умение совместно развёртывать игру, согласовывая свой игровой замысел с замыслами сверстников Закрепить представление о пользе фруктов для здоровья. Закрепить обобщающие понятия «овощи», фрукты. Развивать двигательную активность, внимательность. | Консультация «Профилактика простудных заболеваний». Оформление стенгазеты совместно с родителями на тему: «Мы – за здоровый образ жизни» |
апрель | Беседа «Для чего нужна зарядка». П/и «Зайцы и волк» Просмотр мультфильмов «Маша и медведь. Песенка о чистоте». Д/и «Оденем куклу Машу на прогулку» Дыхательные гимнастики: «Кто дальше», «Ветерок и листья». Пальчиковые игры: «Замок», «Фрукты». | Закреплять знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности. Развивать двигательные навыки. Воспитание культуры здоровья посредством мультфильмов Учить последовательно надевать верхнюю одежду на куклу; закрепить название верхней одежды. Укрепление дыхательной мускулатуры; развитие верхних дыхательных путей, развивать речевое дыхание, что обеспечивает правильное произношение Развитие мелкой моторики рук. | Консультация в уголке здоровья - «Требования к обуви ребёнка». |
май | Беседа «Здоровые зубы здоровью любы». Просмотр мультфильмов Чистые руки», «Королева Зубная щетка», Пальчиковые игры: «Что же деткам пригодится, чтобы начисто умыться», «Мы во двор пошли гулять». Д/и «Что не так?». Дыхательные гимнастики: «Мельница», «Буря в стакане». | Учить детей осознанно относиться к своему здоровью, понимать необходимость заботы о зубах, помочь понять и запомнить важнейшие правила, соблюдение которых помогает сохранить здоровье зубов (не есть много сладкого; есть много овощей и фруктов; чистить зубы два раза в день). Воспитание культуры здоровья посредством мультфильмов Развитие мелкой моторики рук. Развивать логику мышления у детей, их мыслительную активность, произвольное внимание и память. Укрепление дыхательной мускулатуры; развитие верхних дыхательных путей, развивать речевое дыхание, что обеспечивает правильное произношение. | Рекомендации для родителей - «Средства личной гигиены». |
Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали, совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов
Методы и формы организации
№ | Название формы организации проекта | Время проведения |
Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения). | ежедневно | |
Гимнастика пробуждения, дорожка «Здоровья». | ежедневно | |
Воздушное контрастное закаливание. | ежедневно | |
Прогулки и игры на свежем воздухе. | ежедневно | |
Анкетирование для родителей (приложение №1) | сентябрь | |
Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка».(приложение №2) | сентябрь | |
Консультация для родителей«Изготовление чесночных бус, кулончиков для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей»(приложение №3) | ноябрь | |
Консультация для родителей «Роль витаминов в детском питании» (прил №4) | декабрь | |
Беседы с детьми о своем здоровье | в течение года | |
Буклет на тему: «Растения, которыми лечили в старину простудные заболевания». | январь | |
Музыкально-физкультурное развлечение с родителями, посвященное Дню защитника Отечества | февраль | |
Консультация для родителей «Выходной вместе с ребенком всей семьей» (приложение №5) | март | |
Выставка рисунков совместно с родителями на тему «Я расту сильным и здоровым». | март | |
Консультация для родителей «Основы правильного питания».(приложение №6) | апрель | |
Рекомендации для родителей - «Если хочешь быть здоров – закаляйся»(приложение №7) | май | |
Совместное создание плаката «Мы за здоровый образ жизни» | май |
Образ конечного результата | Критерии оценки |
Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни. | . — активность родителей при участии в мероприятиях и совместной деятельности; — анкетирование родителей; — отзывы родителей |
Создана здоровьесберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду. | -дорожка здоровья; -массажеры; -картотека опытов «Моё тело»; — картотека дидактических игр. |
У детей сформированы первоначальные представления об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности чеовека. Воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания | — наблюдения за детьми. |
Список литературы:
№ | Автор, название | Год издания |
1 | Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа) | 2013 г.Изд.: ЦГЛ Москва |
2 | Полынова В.К., Дмитренко З.С. и др., «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», | 2010г.Санкт-Петербург, Детство-Пресс |
3 | Гарнышева. Т.П. , «ОБЖ для дошкольников», | 2010г. Санкт-Петербург, Детство-Пресс |
4 | Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко, «Школа здорового человека», | 2010г. ООО ТЦ «Сфера», Москва |
5 | Волчкова В.Н., Степанова Н.В., «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», | 2014г. ТЦ «Учитель»,Воронеж |
6 | Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» | 2015г.Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс |
Приложение №1
Анкета
«Условия здорового образа жизни в семье»
1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? (Да, нет, иногда)
2. Используете ли полученные знания в воспитании Вашего ребенка? (Да, нет, иногда)
3. Можно ли назвать образ жизни в вашей семье здоровым?
(Да, нет, иногда)
4. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику? (Да, нет, иногда)
5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки? Обозначьте их. (Да, нет)
6. Как Вы организуете питание в Вашей семье? (полноценное, питание, предпочтение отдаете каким-то одним видам продуктов, питаетесь регулярно, нерегулярно)
7. Как воздействует на вашего ребенка климат в семье? (положительно, отрицательно, не воздействует)
8. Что вы считаете здоровым образом жизни? (Дайте своё определение)
9. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? (Да, нет)
10. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? (Да, нет)
11. Как закаляется Ваша семья?
воздушные ванны (прогулки, проветривание)
контрастные обливания
хождение босиком
другое__________________________________________________________
12. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми? (Да, нет, иногда)
13. Сколько времени Ваша семья ежедневно проводит на свежем воздухе?
14. Озеленён ли Ваш дом? (да, частично, нет)
15. Каким видом спорта занимается Ваша семья? (Перечислите подробно)
_______________________________________________________________
16. Есть ли в семье спортивный уголок? (да, нет, хотелось бы)
17. Какой спортивный инвентарь есть в семье? (Перечислите)
_______________________________________________________________
18. Часто ли болеют члены Вашей семьи? (Да, нет, затрудняюсь ответить)
19. Часто ли болеет Ваш ребенок? (Да, нет)
20. Каковы причины болезни Вашего ребенка? (недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность)
21. Считаете ли Вы, что Ваша семья ведёт здоровый образ жизни? (да, нет - обоснуйте)
______________________________________________________________________________________________________________________________
Дата………………………. Спасибо!
Приложение №2
Консультация для родителей
«Физкультурно-оздоровительная работа в МАДОУ»
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Ребёнок 21 века, по мнению академика Н. М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: неправильным питанием, гиподинамией, чрезмерным увлечением современными благами цивилизации (телевидение, компьютерные технологии) и, добавлю, отрицательным пример взрослых.
Перспективы улучшения качества охраны здоровья и благополучия детей рассматриваются как на федеральном, так и на региональном уровне.
В своём ежегодного послания президент РФ В. В. Путин подчёркивает необходимость новых форм работы и оздоровительных занятий прежде всего для детей младшего возраста.
Федеральные государственные образовательные стандарты при осуществлении воспитания по физическому направлению ставят перед педагогами ряд задач.
Образовательные : формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных функций, накопление и обогащение двигательного опыта.
Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья, физическое совершенствование функций организма , повышение работоспособности
Воспитательные: формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, всестороннее развитие ребёнка, формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Формы физкультурно-оздоровительной работы:
• физкультурное занятие;
• утренняя гимнастика;
• физкультминутки;
• гимнастика пробуждения после дневного сна (бодрящая гимнастика; корригирующая гимнастика);
• самостоятельная двигательная деятельность детей в группе;
• организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке;
• физкультурные досуги, развлечения, праздники, неделя Здоровья, Олимпийская неделя;
• физкультурные досуги, развлечения, праздники совместно с родителями.
Физкультурное занятие - основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми.
При организации двигательного режима учитываются степень моторности каждого ребёнка возрастной групп.
Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия родителей. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с семьей совместные физкультурные праздники, соревнования. Такая форма работы позволяет приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Для достижения лучших результатов и эффективного выполнения программы педагогам даются рекомендации в письменном виде: игры и игровые упражнения со всеми детьми и индивидуально.
Приложение № 3
Консультация для родителей
«Режим дня детей среднего дошкольного возраста»
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,— обязательное условие правильного воспитания ребенка. Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.
Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Любая деятельность — это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.
У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.
Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.
Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.
Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности. Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75—80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления. Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5—6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.
Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить— он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.
Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…
На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек. Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5—-12 часов, в 5—6 лет — 11,5—12 часов (из них примерно 10—11 часов ночью и 1,5—2,5 часа днем).Для ночного сна отводится время с 9—9 часов 30 минут вечера до 7—7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.
Какие же средства способствуют решению этих задач?
Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10—15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.
Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.
Режим дня в семье
Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни. Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй, третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.
Приложение №4
Консультация для родителей
«Движение – это жизнь!»
«Движение - это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Все мы, бесспорно, понимаем тот факт, что двигательная активность полезна для людей в любом возрасте. Особую роль она имеет в пору формирования растущего организма.
Но, к сожалению, часто на улице, в общественном транспорте, в гостях, можно услышать, как родители обращаются к своим детям со словами: «Не крутись. Не прыгай. Не бегай». Этим они пытаются ограничить двигательную активность своих детей. И конечно это можно понять: родители хотят отдохнуть после рабочего дня, в помещениях много мебели и совсем мало места, а ребёнок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить.
Число детей с плохим здоровьем в последнее время значительно возросло. И малоподвижный образ жизни является, конечно, одной из основных причин. Ведь мозг ребёнка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребёнок двигается.
Учеными давно было доказано, что ограничение физической активности детей может привести к задержке их психического и речевого развития. У детей дошкольного возраста очень велика потребность в двигательной активности. Очень важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии).
В детском саду, разумеется, проводятся и физкультурные занятия, спортивные развлечения, утренняя гимнастика и др., но родителям не стоит всё перекладывать на детский сад. Активность в этом вопросе должна исходить в первую очередь и от самих родителей. Так как главным в жизни ребёнка являются пример и поощрения со стороны родителей.
В первую очередь родителям можно рекомендовать вместе с детьми выполнять упражнения утренней гимнастики. Уже со второго года жизни утренняя гимнастика должна стать ежедневной процедурой (продолжительностью 5-7 минут для младшего, 8-10 минут для среднего, 10-12 минут для старшего дошкольного возраста). В зарядку необходимо включать разные виды движений: ходьбу, бег, прыжки на месте и с продвижением, танцевальные движения, упражнения на внимание и на произвольность, упражнения на развитие чувства равновесия, гибкости, общей выносливости и силы. Не стоит забывать об упражнениях для свода стопы и формирования осанки. Родителям лучше делать упражнения вместе с ребёнком, показывая ему последовательность и способ выполнения движений: как нужно ходить и бегать на носках, на пятках, высоко поднимая колени, вперёд спиной и т.п.
Кроме этого современные психологи говорят о важной роли семейных «ритуалов» для формирования здоровой психики ребёнка и для общего укрепления семьи. В качестве таковых могут выступать «игры в кругу». Такие как: «Стенка, стенка», «Черепаха», «Две сороконожки», «Сорока, сорока». Эти игры лучше проводить в выходные дни, когда вы только встаёте с постели и никуда не торопитесь.
Водя своим пальцем по ладошке малыша, мама не только укрепляет эмоциональную связь с ребёнком, но и воздействует на нервные окончания находящиеся на ладони и пальчиках. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте важный момент в развитии детей, и в этом большую роль играют пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Пальчиковые игры как бы отображают реалии окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети совершают движения руками, совершенствуя моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает детям возможность развивать межполушарное взаимодействие, а также пространственные представления (ориентироваться в понятиях «ближе-дальше», «вверх-вниз», «вправо-влево», «между», «над-под» и т.п.).
Очень важны эти игры для развития творческих способностей детей: если ребёнок осваивает какую-нибудь одну пальчиковую игру – инсценировку, он обязательно будет стараться придумывать новую для других стишков и песенок.
Движение – это жизнь.
Двигайтесь, играйте с детьми, будьте здоровы и счастливы !!!
Приложение №5
Консультация для родителей
«Роль подвижных игр в развитии основных движений и воспитании детей».
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.
Но в то же время игра не может служить средством обучения младших дошкольников более сложным по координации движениям, требующим определенной четкой техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их более эффективно происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования этих движений.
Для детей среднего дошкольного возраста подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Детям выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями. В среднем дошкольном возрасте уже выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.). Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
Таким образом, в среднем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета. Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т, е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры. Об активности детей в подвижных играх можно судить по так называемой моторной плотности. (Моторная плотность - это отношение времени, затраченного детьми в игре на активные двигательные действия, ко всей длительности игры.) Она определяется педагогом путем хронометрирования. Моторная плотность в разных подвижных играх неодинакова, она может колебаться от 50 до 80%.
Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей. Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей среднего дошкольного возраста.
Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями. Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Система здоровьесбережения в МДОУ"
В представленном проекте описана система работы по здоровьюсбережению дошкольников...

Долгосрочный проект по здоровьесбережению "Азбука безопасности"
Долгосрочный проект по здоровьесбережению, целью которого является - формирование у родителей и детей ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих, мотивация на здоро...
проект по здоровьесбережению
краткосрочный прект по здоровьесбережению для старшей группы...

Проект по здоровьесбережению «Василек» - природе друг, пусть узнают все вокруг!».
Здоровье ребенка тесно связано с состоянием окружающей его среды. Надо жить в согласии с природой, беречь ее. Дети первыми попадают под удар неблагоприятных факторов окружающей среды. Мы должны ...
Проект по здоровьесбережению "Если хочешь быть здоров"
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...

Наши проекты. Проект по здоровьесбережению "Друзья Айболита".
Наш детский сад "Сказка" один из первых начал применять в работе проектную деятельность. Проект по здоровьесбережению "Друзья Айболита"- был мой дебютный проект....

