Гуманизация пространства ребенка как фактор формирования культуры психического здоровья
статья
Феномен ребенка, как стремительно растущего и развивающегося субьекта, приводит нас к поиску, изучению педагогических смыслов пространства детства.
Одна из самых важных ролей педагога в этом пространстве – роль посредника между детьми и социумом, гуманизация значимых социальных сред, в которых происходит развитие ребенка.
Отсюда главные функции педагогической деятельности– помощь, поддержка ребенка и его окружения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуманизация пространства ребенка как фактор формирования психического здоровья.
«Этот сегодняшний день должен быть ясным ,
полным радостных усилий, ребячий, без забот,
без обязанностей свыше лет и сил.
Я обязан обеспечить ему возможность израсходовать энергию,
Я обязан дать ребенку все солнце ,весь воздух ,всю доброжелательность,
Какая ему положена независимо от заслуг или вины, достоинств или пороков»
Януш Корчак
Феномен ребенка, как стремительно растущего и развивающегося субьекта, приводит нас к поиску, изучению педагогических смыслов пространства детства.
Одна из самых важных ролей педагога в этом пространстве – роль посредника между детьми и социумом, гуманизация значимых социальных сред, в которых происходит развитие ребенка.
Отсюда главные функции педагогической деятельности– помощь, поддержка ребенка и его окружения.
В настоящее время остается актуальным вопрос психологического здоровья детей.
Здоровье – комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты. Которые взаимосвязаны друг с другом.
Здесь необходимо разграничить понимание терминов психического и психологического здоровья.
Если «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то «психологическое здоровье» - относится к личности в целом, подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Если коротко, то психическое здоровье – это состояние ума ,а психологическое – это способность справляться с жизнью. Эти два понятия тесно взаимосвязаны. Хорошее психологическое здоровье способствует хорошему психическому.
Психологические отклонения более обратимы, их своевременная диагностика и грамотная коррекция призваны помочь ребенку выработать средства саморегуляции, позволяющие ему с помощью взрослого справляться с внутренними проблемами,обеспечивают ему гармонию с самим собой и окружающей средой.
Стоит отметить, что факторы риска психологического здоровья детей можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
К средовым внешним факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и условия, связанные с образовательным учреждением.
- К внутриличностным (субъективным) факторам относятся не реализованные психологические потребности ребенка (быть принятым безусловно, быть привязанным, любить и опекать самому, играть).
Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов.
Для нормального психосоциального развития ребенку необходимо обеспечить безопасную, доверительную атмосферу дома и в образовательном учреждении.
Ребенок нуждается во взрослом на эмоциональном уровне и в том, чтобы взрослый защищал его чувства.
И наша задача ,как специалистов, научить этому окружение детей.
Гуманизация пространства детства предполагает сотрудничество всех взрослых, участвующих в воспитательно-образовательном процессе, в единой системе субъект-субъектного взаимодействия: «дети – педагоги – родители – социальное окружение».
Работа с родителями.
Первый опыт социального взаимодействия ребенок получает в семье, поэтому внутрисемейная система детско-родительских отношений играет важную роль в гармоничном развитии будущей личности.
Основной целью взаимодействия педагога-психолога с родителями является оптимизация детско-родительских отношений в диаде, триаде, ,повышение воспитательной культуры родителей через психопрофилактику.
Каковы стратегии в работе с семьей для повышения благополучия семьи и ребенка в ней:
- Раннее выявление нарушений в детско-родительских отношениях и поддержка семьи и близкого окружения ребенка;
- Повышение осведомленности родителей по вопросам возрастного, актуального развития ребенка, психологических аспектах воспитания;
- Вовлечение близкого социального окружения ребенка (прародители ,сиблинги) в случае необходимой ему поддержки.
В настоящее время остро стоит необходимость в повышении воспитательной культуры ,осведомленности родителей. Как говорится: предупрежден-вооружен.
Возьмем к примеру информирование родителей о психологической роли игры, игрушки в развитии фундаментальной ценности жизни.
Психологи ,педагоги все чаще бьют тревогу, опасаясь негативных последствий современных игрушек для личности ребенка - возникновения потребительской зависимости ,неспособности к глубоким привязанностям, своего рода психоэмоционального «зомбирования».
Для ребенка в норме источником витальности и жизненной стимуляции является мать, или другой значимый близкий, если они достаточно отзывчивы и психологически здоровы. Эти надежные отношения являются залогом психосоциального здоровья и нормального развития личности. Однако в жизненном пространстве современного ребенка можно обнаружить то ,что в не меньшей мере влияет на формирование личности.
Это современные игрушки. Играя в них, ребенок погружается в искусственно созданные взрослыми «острова», далекие от реальности. Отсутствие в этих игрушках персонального наполнения и моделирования витальности ведет ко все более активной захваченности такой эрзац- продукцией . Ведь в природе витальность ,как основа мотивационной системы заложена изначально. При использовании таких игрушек существует опасность, что недостаток ощущения витальности ,а также витальной стимуляции в виде общения с близкими, недостаток предметов ,способних полноценно востребовать детское восприятие и витальность ,ведут к формированию зависимости от предметов ,чувству опустошения ,созданию эрзац-витальность. Они вызывают чрезмерно сильное чувство удовольствия, облегчения ,к которому можно возвращаться вновь без участия персональной внутренней активности и открытости. Опасение вызывает тот факт ,что современные игрушки способны создать все более сильную стимуляцию, особенно в возрасте сензитивном для развития эмоциональной сферы. Об этом необходимо информировать родителей. Чтобы они задумывались ,покупая новую игрушку, умели оценить качество, пользу игровой продукции для своего ребенка. Фигурки агрессивных монстров, жестоких игрушек ,чудовищ конечно же в какой-то мере нужны ребенку, чтобы спроецировать и канализировать свои деструктивные импульсы, запрещенные тенденции. Но чтобы играть в такого вида игрушки необходимо участие взрослого, как носителя и проводника безусловных человеческих ценностей.
Еще одна актуальная тема на сегодня: гендерное воспитание. Важность семьи в этом вопросе бесспорна. Именно там происходит передача ценностей ,убеждений ,моделей поведения ,которые наше общество считает приемлемым. Задача родителей – способствовать здоровому развитию гендерной идентичности (через беседы, книги, художественные и мультфильмы, на личном примере).
Хочу привести очень показательный пример ,как меняется на протяжении времени информационный посыл ребенку через книгу. В рабочем кабинете у меня есть две книги конца 20 и начала 21 века (1984, 2002). Это книга Г.Андерсена Дюймовочка.
По иллюстрациям в книге можно проследить как изменился нежный ,женственный образ девочки .
Родителям необходимо показывать такие примеры, информировать их о том, как могут влиять на детей средства массовой информации, печатная продукция.
Хотелось бы затронуть еще одну актуальную тему: негативное влияние медиапространства на детей и подростков. Разумеется, оно влияет и положительно: доступ к информации ,развитие навыков(онлайн-игры,платформы, развивающие когнитивные навыки и т.д.) ,социализация и самовыражение. Но есть и отрицательная сторона, способная нанести вред психическому и эмоциональному благополучию детей: медиапространство ,как арена кибербуллинга ,экранная зависимость при чрезмерном использовании , (отсюда ущерб сну ,физической активности, социальному взаимодействию), негативные образцы для подражания ,влияющие на восприятие себя и окружающего мира , попадание ребенка в дофаминовую зависимость от удовольствия ,получаемого в соцсетях ну и (исчерпание дофаминового ресурса) и как следствие снижение, отсутствие мотивации к каким либо действиям ,планированию. Родители говорят о таком ребенке: он ничего не хочет ,ничто ему не интересно.
Задача родителей в этом вопросе: смягчение негативного влияния: установление границ и правил(время и тип контента) ,мониторинг активности в сети (знать об активности, разговаривать о потенциальных рисках и опасностях, учить противостоять негативным воздействиям), содействовать здоровому использованию медиа , продвигать офлайн-активность детей социальную ,творческую, физическую.
Говоря о гуманизации среды ребенка , мы подразумеваем работу с расширенными системами (семейная система, социально значимые среды).
Зачастую, когда у ребенка появляются психологические трудности,делая психодиагностику, мы выявляем, что связь мамы и ребенка нарушена по тем или иным обстоятельствам (педагогическая некомпетентность родителя, социальные условия семьи, отрицательный опыт отношений в родительской семье мамы ,папы и т.д.) и тогда возникает необходимость помощи семье в оптимизации нарушенной детско-родительской привязанности ,в обучении конструктивному взаимодействию со своим ребенком, в психологическом просвещении, помощи и поддержке. Особенно в этой помощи нуждается прежде всего мама, т.к. для поддержания надежной привязанности к ребенку матери нужен ресурс ,которым она не всегда обладает. И здесь мы работаем с нарушением в диаде и реализовываем следующие шаги поддержки :
- -обеспечение безопасного пространства ребенку;
- -поиск ресурсов для семьи;
- - работа над необходимым состоянием в направлении социализации ребенка;
- -Создание переходных объектов для ребенка;
- -индивидуальная работа с мамой ,как часть терапевтического процесса ребенка;
- -работа с нарушением привязанности в диаде мать-ребенок
- -Работа с самостью ребенка (восполнение дефицитов самости, развитие возможности ребенка обогащать свой внутренний мир не только через маму, а также растить свою самость, дать возможность ребенку быть автором.)
- -Работа с границами Я
- -Работа с сепарацией от матери
- -Работа с нарушениями в триаде М-Р-П
- -Работа с окружением ребенка
Межперсональная и системная часть диагностического процесса связана с определением моделей отношений ребенка со своими родителями или теми значимыми людьми, которые составляют его функциональную триаду отношений (с кем идентифицируется ребенок и кто его коммуникативный партнер). Необходимо установить конструктивные и деструктивные родительские позиции; характер стимуляции ребенка: дефицитарный, избыточный, противоречивый, дисрегулированный (В. Цимприх).
На уровне каких отношений существует конфликт: диады, триады, расширенной семьи, социального окружения ребенка. Установить незавершенные гештальты значимых взрослых, которые связаны с проекцией и инсценировкой тем из прошлого, разворачивающихся в отношениях с ребенком. (Э. Рихтер.). Необходимо также понимание ресурсов расширенной семьи и социальных систем, в которых идет развитие ребенка, а также давлений, исходящих из них, в целом «охват» социального мира ребенка.
Создание партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей способствует эффективной коммуникации и взаимодействию в интересах ребенка.
Образовательное учреждение является значимой социальной средой ребенка. Именно в учебных учреждениях должна существовать система психопрофилактических мер по сохранению психологического здоровья детей ,включающего в себя психопрофилактику, своевременную диагностику,грамотную коррекцию, поддержание гармонии между эмоциональным и интеллектуальным ,между телесным и психическим ,ребенком и окружающими его людьми , в целом «охват» социального мира ребенка.
Есть потребность в создании программ, направленных на оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителям путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем, поиска новых форм взаимодействия.
Одна из эффективных форм создания конструктивных моделей взаимодействия в системе отношений ребенка – создание групп поддержки для родителей, где они могут обмениваться опытом , а также детско-родительские клубы, где происходит Сотворчество, позитивное взаимодействие в диаде.
У родителей развивается способность понимать состояние ребенка ,следовать за ним. Также мамы учатся безусловно принимать своего ребенка, ориентироваться на его потребности ,стремиться к более частым телесным контактам с малышом. Взрослые учатся «выходить за привычные рамки» своих воспитательных установок и стереотипов мышления, признавать за ребенком право на собственный выбор и на собственную позицию. Родители заново открывают для себя радость общения с ребенком.
(фото с родительского лектория) Также эффективно информирование через родительские лектории, родительские собрания ,печатную продукцию в виде раздаточного материала ,ну и нам в помощь все то же медиапространство (сайты ,соцсети учебных учреждений).
Нормативная Семья обеспечивает фундаментальные условия психического развития, формирования личности ребенка. Закономерности и индивидуально-типологические особенности развития можно и нужно анализировать в парадигме семейной системы. И здесь важно Вовлечение близкого окружения(папы ,сиблинги, прародители) в участие в развитии ребенка.
Активное вовлечение семьи через выставки, соревнования,создание совместных проектов, где родители и дети совместно работают над определенной темой (стенгазета «Моя семья», Здравствуте, это Я», организация мастер-классов по различным темам ,где родители,близкие могут получить новые знания и навыки ,взаимодействовать с детьми в творческой обстановке.
Также большое значение в данном вопросе имеет психопросвещение ,психопрофилактика педагогов.
Для ребенка очень важен положительный эмоциональный контакт со взрослыми. Дети должны чувствовать заботу, теплое, доброжелательное отношение, должны чувствовать, что их принимают такими, какие есть. Только тогда у детей будет хорошее самочувствие, правильное физическое, психическое и социальное развитие. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Ребенку нужна и просто необходима ситуация успеха, поэтому следует вовремя поддерживать, помогать, вселять уверенность в себя.
Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношением к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, к жизни как таковой..
Образовательное учреждение должно стать тем жизненным пространством для ребенка, где он как свободный субъект своей деятельности должен иметь свободу выбора средств для саморазвития, обучаясь планировать свою деятельность и передавать свое активное, преобразующее отношение к действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье"
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье....

Игровая деятельность, как фактор формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитание культуры общения, приобретает особую актуальность именно на ступени дошкольного детства, поскольку, именно в этот период жизни происходит первичная социали...

Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества образовательного процесса при сохранении физического и психического здоровья детей.
Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества ОП при сохранении физического и психического здоровья детей....

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очень актуально в наше время. Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества...

Информация о проекте «Дистанционные иммерсивные занятия по формированию культуры сохранения здоровья и профилактике вирусных заболеваний для детей дошкольного и школьного возраста»
В начале ноября 2020 года детский сад № 186 ОАО «РЖД» (далее – Детский сад) присоединился к проекту «Дистанционные иммерсивные занятия по формированию культуры сохранения здоро...

Участие в проект «Дистанционные иммерсивные занятия по формированию культуры сохранения здоровья и профилактики вирусных заболеваний»
1 декабря в детском саду №25 ОАО «РЖД» в рамках проекта «Дистанционные иммерсивные занятия по формированию культуры сохранения здоровья и профилактики вирусных заболеваний» в о...

Психическое здоровье педагога: факторы влияющие на психическое здоровье
Районное методическое объединение психологовТема: Психическое здоровье педагога: факторы влияющие на психическое здоровьеДата проведения: 24.11.2020Подготовила: Т.В. СиповичМетодист - организатор ИМЦ:...
