ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Болотова Жанна Николаевна

Проблема сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очень актуально в наше время. Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников.

          Подтверждением тому являются дети с нарушением психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувств, настроения и эмоций. Поэтому особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_psih_zdorove_v_dou.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ж.Н. Болотова,

воспитатель МБОУ СШ №78 «Дошкольное отделение»

И.С. Грицына,

педагог - психолог МБОУ СШ №78 «Дошкольное отделение»

г. Красноярск

Проблема сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очень актуально в наше время. Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников.

          Подтверждением тому являются дети с нарушением психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувств, настроения и эмоций. Поэтому особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста. [1]          

          Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия в ДОУ. Доказано, что от того, насколько комфортно организована развивающая предметно-пространственная среда в группах, во многом зависят показатели психологического здоровья ребенка. С этой целью нами была разработана модель модернизации предметно-пространственной среды в группе детского сада уголок психологической разгрузки "Гармония".

Такой уголок дает ребёнку дополнительные возможности для того, чтобы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищённым.

        Уголок психологической разгрузки мы решили наполнить играми и атрибутикой для повышения самооценки, коммуникативных навыков и развития эмоциональной сферы, а также обучить детей владеть собой в различных ситуациях, обучить общению, решению конфликтов, повышению уверенности в себе.

        Прежде чем оформлять психологический уголок и насыщать его инструментарием нами изучались различные факторы, влияющие на состояние психики ребенка. Было выявлено, что душевное состояние зависит от нас самих и находится буквально на кончиках наших пальцев: лишая себя прикосновений, недодавая коже ощущений, мы отказываем себе в удовольствии лишний раз порадоваться, почувствовать себя увереннее, избавиться от тревоги и проблем. Тактильное восприятие играет огромную роль в жизни человека, этот феномен исследовали такие ученые как: Крейдлин 1997, Рубинштейн 2001, Ананьев 1959, Ломов 1982. Вследствие этих знаний в работе с детьми было взято много игр влияющих на тактильное развитие, что помогало в развитии саморегуляции у детей стрессовых состояний (когда ребенок брал мягкую игрушку и прижимал её успокаиваясь, или же катал резиновый шипованый мяч который так же благотворно влияет на эмоциональное состояние). [4] Пристальное внимание было уделено цветовому воздействию. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др., позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают у человека. Пригодились и эти знания, когда встал вопрос о дизайне и цветовых решениях при создании различных атрибутов для игр и упражнений. [3] И конечно было пристально изучен феномен «Релаксация», (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии. Техника как таковая была разработана американским учёным и врачом Эдмундом Джекобсоном в 1920-х годах. И эти знания помогли разработать ряд упражнений для расслабления детей, что так же помогало при снижении мышечных зажимов. [2]

Материалы для зоны психологического комфорта было решено разделить на следующие категории:

• Зона для психологической разгрузки: уголки для уединения (шатер, палатка и т. д.), мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки, телефон для «звонка» маме. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Боксерская груша, кукла «Би-ба-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени.

• Игры для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции: аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации); цветные клубочки, кинетический песок, игры с песком, водой, крупами и пуговицами; «Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел», «Шкатулка добрых посланий».

• Игры для обучения детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально развивающих игр: «Азбука настроений», «Коврик дружбы», настольные, дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Подушка примирения», «Коврик злости», «Остров примирения», «Доска настроений», «Волшебный стул», «Цветок дружбы».

•  Игры для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей:

подиум, медали, «сонные игрушки», «волшебные шляпы», плащи, палочка.

• Игры для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде: «Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик».

Приведем для примера несколько игр и упражнений, которые мы используем в своей работе с детьми.

Упражнение "Цветок дружбы»

Для снятия эмоционального напряжения, негативных эмоциональных переживаний, укрепления дружеских взаимоотношений. Из корзинки с разноцветными лепестками каждый ребенок выбирает соответствующий его настроению лепесток, и все вместе мы составляем один цветок (в виде ромашки) на нашей поляне. Как правило, все это заканчивается спонтанным «танцем настроения».

Игра «Коврик злости».

Помогает детям избавиться от гнева. Он представляет собой фабричный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с маленькими разноцветными бантиками на нем. Ребенок разувается, заходит на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

Упражнение «Стаканчик для крика».

Представляет собой непрозрачный стакан темного цвета, красиво оформленный. Например, если ребенок проявляет агрессию, педагог предлагает ему отойти в уединенный уголок и оставить все «плохие» слова, всю свою злость, гнев в этом волшебном стаканчике. После того, как ребенок выговорится, стаканчик плотно закрывается и прячется.

Игра «Волшебный стул».

Для активизации положительных эмоций, для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти часто в своей работе мы используем эту игру. Грустному ребенку предлагаю присесть на стул, а остальные дети по очереди подходят к волшебному стулу, поглаживают сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова, дарят ему игры-забавы, которые имеют способность «заставить» ребенка улыбнуться, придумывают свои способы, как поднять настроение товарищу.

Игра "Остров примирения». 

В случае возникновения конфликтной ситуации, ссоры или драки, дети заходят на него и разбирают свой конфликт по «Мирилке». [5]

Игра «Шкатулка добрых посланий».

Для родителей в приёмной располагается коробочка, в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Педагог зачитывает ребенку послания в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребёнка.

В результате внедрения в групповое пространство ДОУ уголка психологической разгрузки «Гармония», у детей снизилась тревожность, связанная с взаимодействием в детском коллективе. Коммуникативные навыки детей пополнились большим количеством шаблонов приемлемых и адекватных выходов из стрессовых и конфликтных ситуаций. Эмоциональный фон дошкольников стал стабильно положительный. Воспитанники научились саморегуляции, агрессивные дети стали меньше ссорится.  Игры помогли раскрыться   застенчивым детям. У детей появилась возможность расслабиться, устранить возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, почувствовать себя защищенным, увеличить запас энергии.

Библиографический список

1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4

2. Гринберг Дж. С. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2002.

3. Иванов Л. М., Урванцев Л. П. Экспериментальное исследование цветовых ассоциаций. М., 1978.

4. Ломов Б. Ф. Кожная чувствительность и осязание // Познавательные процессы: ощущение, восприятие. М., 1982.

5.http://ped-kopilka.ru/blogs/sidorovazoya55-sidorovazoya55/ugolki-yemocionalnoi-razgruzki-detei.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливание, как фактор сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста

Закаливание, как фактор сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста     Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но  ...

Из опыта работы "Предметно – пространственной развивающей среды в группе, как фактор социализации ребёнка"

Организация среды  должна служить удовлетворению потребностей и  интересов ребёнка....

Выступление на семинаре «Адаптация- как один из факторов сохранения психологического здоровья детей раннего возраста»

      «От здоровья, жизнерадостности детей зависят  их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» ...

«Здоровьесберегающая среда, как условие сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающая среда – это комплекс социально – гигиенических, психолого- педагогических, морально- этических, экологических, физкультурно – оздоровительных, образовательных системных мер, обе...

Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ,как фактора социализации ребенка

Оганицация предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ в целом для успешной социализации детей....

Презентация "Предметно – пространственная развивающая среда на развитие нравственно – патриотических чувств у детей раннего дошкольного возраста"

Патриотизм включает в себя много понятий, связанных с любовью к родным местам, гордостью за свой народ и его историю, ощущением причастности к окружающему миру, желанием сохранять и приумножать богатс...