Главные вкладки

    Из опыта работы "Предметно – пространственной развивающей среды в группе, как фактор социализации ребёнка"
    консультация на тему

    Организация среды  должна служить удовлетворению потребностей и  интересов ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл predmetno.docx17.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предметно – пространственной развивающей среды в группе, как фактор социализации   ребёнка.

    Воспитатель:

    Мордавченко Татьяна Станиславовна

      Предметно – пространственная среда -  это организация  пространства и использование  оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребёнка, а также  создание интерьера в помещении группы. Организация среды  должна служить удовлетворению потребностей и  интересов ребёнка,  давать ему возможность  постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной,  игровой, конструктивной и другой деятельности.

       Понятие  интерьера включает в себя детали  внутреннего убранства – цвет и  форму пространства, мебель, элементы декора подобранные с учетом выбранного стиля.

       Элементы декора в группе, должны быть  легко сменяемыми. При создании  развивающего пространства в групповом  помещении необходимо учитывать  ведущую роль игровой деятельности.

    Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный  фон,  положительно влиять на нервную систему  ребёнка.

    Все это должно  проявляться в  спокойном поведении и содержательной деятельности. В  такой  среде дошкольник  развивает свои физические  функции,  формирует сенсорные навыки,  накапливает жизненный  опыт, учится упорядочивать и сопоставлять  разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.

    Создавая «среду обитания»  для воспитанников,  необходимо  прежде всего уделять  внимание её  развивающему характеру. При первой же  возможности обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы  познавательную, двигательную и иную  активность детей. В каждой  группе педагоги стараются продумать, рационально и целесообразно расставить мебель с выделением различных зон и уголков. Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять  собой «мертвую комбинацию» различного оборудования и материалов.

         Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребёнка в активной и разносторонней деятельности. Так, например,  старшие дошкольники, имея опыт изобразительной  деятельности,  становятся хорошими дизайнерами.  Важно, что занимаясь, дизайном дети  становятся не только  исполнителями, но и  творцами. Особенности    деятельности детей, занимающихся дизайном,  определяют новый характер их  взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

       В группе можно планировать:

    - «Центр  познавательной активности», в которой дети могут самостоятельно ставить  опыты, проводить наблюдения и т.д.,

    - «Стена творчества», позволяющая ребёнку в любой момент  заняться рисованием, рассматривать карту, схемы, работать с  фланелеграфом, играть в шахматы.

    - «Дом – подиум»  многофункционального   характера,  который может использоваться как сцена для  театральной  постановки,  подиум для  показа  моделей одежды,  дом для сюжетно – ролевой  игры,  «уголок уединения»;

    - Мультимедийное оборудование дает дополнительные возможности для показа  слайдов  и сопровождения их рассказов ( Экран дает возможность организовать различные игровые ситуации типа «Путешествие на машине времени»,  «Подводный мир», «В гости к сказочным героям» и т.д.)

    - «Кукольный  дом»,  который можно  разместить на  полках ( на каждом этаже по  три комнаты с мебелью,  домашней  утварью, куклами,  изготовленными детьми с воспитателями – чем не «дом Барби»?)

    -  «Театральное помещение», которое вместе с декорациями, масками, костюмами разрешает  быстро создать цирк «Шапито»,   сказочный  замок и т.д.

    - «Лаборатория» - новый элемент,  развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса,    интереса к  исследовательской  деятельности и  способствует формированию научного мировоззрения.

    -  Создание или наличие «русской избы», где в сборе  подлинные старинные вещи, прививают детям любовь к Родине и они с удовольствием занимаются в ней.

      Из  выше сказанного можно сделать вывод: важно: чтобы предметно – пространственная развивающая  среда имела характер открытый, незамкнутой системы, способной  к изменению, корректировке и,  самое главное, развитию.  Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и  развивающейся. Только такая среда будет способствовать успешной социализации ребёнка в группе.  Предметно – пространственная  развивающая  среда в группе разделяется на определённые  зоны или  центры,  можно выделить следующие центры:

    • Учебный  центр
    • Центр материалов
    • Центр ролевой игры
    • Центр искусства
    • Центр природы и  экспериментальной деятельности
    • Центр математического развития
    • Уголок уединения
    • Географический центр
    • Центр книги
    • Музыкальный центр

    Создавая предметно -  пространственную развивающую среду  необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но  самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности ребёнка. Таким  образом,  создавая предметно -  развивающую среду   любой  возрастной  группы в ДОУ,  необходимо  учитывать психологические основы  конструктивного взаимодействия  участников  воспитательно – образовательного процесса, дизайн современной среды и  психологические особенности возрастной группы,  на  которую нацелена  данная среда.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

    В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

    организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

    Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

    организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

    Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.            Рационально...

    Для молодых педагогов предметно-пространственная развивающая среда в группах , апробирующих программу ориентированную на ребёнка «Югорский трамплин» под редакцией Е.Г. Юдиной

    Развивающая среда в группах помогает реализовать основополагающие принципы программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игр...

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕБЁНКУ.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО -  ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕБЁНКУ.В статье представлен материал по предметно – ...