Картотека игр и игровых упражнений на развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
картотека (старшая, подготовительная группа)
В публикуемом материале представлены игры и игровые упражнения на развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста 5 - 7 лет с тяжелыми речевыми нарушениями. Данные игры подобраны в соответствии с изучаемыми лексическими темами. Представлена используемая литература.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и игровых упражнений на развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Пономарева Елена Юрьевна учитель-логопед МАДОУ г. Хабаровска
«Детский сад комбинированного вида № 204».
Темы недели | Старшая группа | Подготовительная группа |
Детский сад. | Солнышко. И.п.: о.с. 1 — поднять руки на затылок, вдох, посмотреть вверх на солнышко; 2 — опустить руки вниз через стороны, выдох, голову опустить в и.п. Повторить 3—4 раза. Тянем руки к солнышку. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 — вдох, поднимать руки вверх; 2 — выдох, и.п. Повторить 3—4 раза. Отдыхаем. И.п.: лежа, руки лежат на верхней части живота. 1 — вдох через нос, при вдохе передняя стенку живота и подложечную область поднять и выпятить; 2 — при выдохе переднюю стенку живота опустить. Следить, чтобы верхний плечевой пояс был неподвижен. Рука контролирует правильность выполнения упражнения. Повторить 3—4 раза. | Подуем на плечо, Дети делают вдох и выдох с поворотом головы вправо. Подуем на другое. Вдох и выдох с поворотом головы влево. Нам солнце горячо Вдох, выдох с подъемом головы. Пекло дневной порою. Вдох, выдох с подъемом головы. Подуем мы на грудь Вдох, выдох с опусканием головы. И грудь свою остудим. Вдох, выдох с опусканием головы. Подуем мы на облака И остановимся пока. Вдох, выдох с круговым движением головы. Руки к солнцу поднимаю И вдыхаю, и вдыхаю. Ну а руки опускаю, Воздух тихо выдыхаю. Это очень хорошо, Что сегодня дождик шел! Вдох, максимально длительный выдох. Ф-ф-ф! |
Игрушки. | Маятник. И.п.: сидя на полу, скрестив ноги, руки на поясе. 1 — раскачивать туловище вправо-влево (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Т-а-к! Т-а-к!». Повторить 3—4 раза. Красивая игрушка. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — подняться на носки, руки поднять в стороны, вверх (вдох); 2 — опуститься на всю стопу, руки опустить вниз, произносить: «А-а-ах!». Повторить 3—4 раза. Игрушки пляшут. И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 — развести руки в стороны, приподнять плечи (вдох); 2 — на выдохе опустить плечи и произносить: «Ох!». Повторить 3—4 раза. Укачиваем куклу. И.п.: о.с. 1 — имитировать укачивание куклы (вдох); 2 — на выдохе произносить: «А-а-а! А-а-а!». Повторить 3—4 раза. Качаем куклу. И.п.: о.с. 1 — имитировать укачивание куклы (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Бай-бай! Бай-бай!». Повторить 3—4 раза. | Вертушка. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — поворот направо (вдох); 2 — поворот налево, свободно размахивать руками, на выдохе произносить: «Х-р-р-р». Повторить 3—4 раза. Шарик лопнул. И.п.: о.с. 1 — вдох ; 2 — на длительном выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза. Скакалка. И.п.: о.с. 1 — имитировать прыжки на скакалке (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Прыг-скок! Прыг-скок!». Повторить 3—4 раза. В песочнице. И.п.: о.с. 1 — имитировать изготовление куличиков в песочнице (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп! Тук-тук!». Повторить 3—4 раза. Неваляшка. И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — переносить тяжесть с одной ноги на другую (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Дили-дили-дили-дон!». Повторить 2—3 раза. Конь. 1. Вдох носом. 2. На выдохе произносить по 2 строчки: «У меня есть конь- Это конь-огонь! Я скачу на нём, На коне моём». |
Овощи. | Овощи-толстушки и овощи-худышки. И.п.: о.с. 1 — на вдохе втянуть щеки (овощи-худышки); 2 — на выдохе надуть щеки (овощи-толстушки). Повторить 3—4 раза. Капуста растет. И.п.: сидя на корточках. 1 — медленно подниматься (вдох); 2 — на выдохе произносить: «О-о-о-о-ох!». Повторить 3—4 раза. Тянем морковь. И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 — наклонить туловище вниз (вдох); 2 — «тянуть морковку», на выдохе произносить: «У-у-у-х!». Повторить 3—4 раза. Большая тыква. И.п.: о.с. 1 — сед, руки округлить перед собой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «О-г-о-о-о!». Повторить 3—4 раза. | Режем овощи. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены. 1 — правой рукой имитировать работу с ножом (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Чак-чак-чак! Чак-чак-чак!». Повторить 3—4 раза. Трем на терке морковь. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены. 1 — правым кулачком тереть о левый (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Шр-шр-шр! Шр-шр-шр!». Повторить 3—4 раза. Назвать овощи на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе громко, четко, не торопясь, называть овощи: «Картошка, капуста, репка, свекла – это овощи». |
Фрукты. | Арбуз. И.п.: ноги вместе, руки ниже ребер. 1 — сделать вдох и надуть живот, как арбуз; 2 — на выдохе живот втянуть. Повторить 3— 4 раза. Щечки-яблочки. И.п.: о.с. 1 — вдох ртом, задержать дыхание на 2—3 с, надуть обе щеки; 2 — спокойно выдохнуть. Повторить 3—4 раза. Спрячем абрикос за щечку. И.п.: о.с. 1 — вдох носом, задержать дыхание, надувать попеременно то правую, то левую щеку; 2 — спокойный выдох. Повторить 3—4 раза. Вкусная груша. И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить: «М-м-м-м-а!». Повторить 3—4 раза. Кислое яблоко. И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-у-у-у!». Повторить 3—4 раза. | Назвать фрукты на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе громко, четко, не торопясь, называть фрукты: «Апельсин, яблоко, банан, киви – это фрукты». |
Деревья. | Сосна. И.п.: о.с. 1 — вдох, руки вытянуть в стороны; 2 — наклон туловища вправо (выдох); 3 — и.п. (вдох); 4 — наклон туловища влево (выдох). Повторить 2—3 раза. Елочка. И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 — наклон туловища вперед (вдох-выдох); 2 — и.п. (вдох-выдох). Повторить 2—3 раза. Эхо. (развитие речевого дыхания и голоса) Детей распределяют на две группы. Одна из групп— «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются ролями. | Назвать деревья на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе громко, четко, не торопясь, называть деревья: «Дуб, сосна, осина, тополь – это деревья». Сделать вдох (3 секунды), произнести первую строчку потешки, затем выполнить незаметный добор воздуха (1 секунда) и произнести вторую строчку. «Вот – грибок, и вот – грибок, Соберем их в кузовок». |
Осень. | Ветер. И.п.: о.с. 1 — сделать полный вдох, втягивая живот и выпячивая грудную клетку; 2 — задержать дыхание на 1—2 с; 3 — сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 2 раза. Ветерок. Дует легкий ветерок — ф-ф-ф... И качает так листок — ф-ф-ф... Дети делают спокойный выдох. Дует сильный ветерок — ф-ф-ф... И качает так листок — ф-ф-ф... Делают активный выдох. | Назвать осенние месяцы на выдохе (развитие речевого дыхания). Сделать полный вдох и на выдохе называть осенние месяцы. Назвать предметы демисезонной одежды на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе громко, четко, не торопясь, называть одежду: «Куртка, кофта, брюки, пальто – это одежда». |
Перелетные птицы. | Крылья. И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 — руки через стороны поднять вверх (вдох); 2 — опустить руки вниз (выдох). Повторить 4—5 раз. Цапля расправляет крылья. И.п.: ноги на ширине плеч, ладони прижаты к груди. 1—2 — глубокий вдох, руки развести в стороны; 3—4 — выдох. Повторить 3—5 раз. Кукушка. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — и.п., на выдохе произносить: «Ку-ку! Ку-ку!». Повторить 3—4 раза. Улетают птицы. И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 — глубокий вдох; 2 — медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3—4 раза. | Журавли. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — и.п., на выдохе произносить: «Курлы-курлы!». Повторить 3—4 раза. Грач. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — и.п., на выдохе произносить: «Крак-крак!». Повторить 3—4 раза. Далеко-высоко. — Куда, птицы, летите? Дети делают глубокий вдох — Далеко-о-о! носом. Слова произносят на максимально длительном выдохе. — Как, птицы, летите? — Высоко-о-о! То же. Назвать перелетные птицы на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе громко, четко, не торопясь, называть перелетные птицы: «Аист, ласточка, грач, скворец, чиж – это птицы». |
Домашние животные. | Кошка мяукает. И.п.: о.с. 1 — перебирать «лапками» перед собой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Мяу-мяу! Мяу-мяу!». Повторить 2—3 раза. Кошка и котенок. И.п.: о.с. 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить громко, низким голосом: «Мяу-мяу!»; 3 — вдох носом; 4 — на выдохе произносить тихо, высоким голосом: «Мяу-мяу!». Повторить 2—3 раза. Собака лает. И.п.: о.с. 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!». Повторить 3—4 раза. Ослик. И.п.: о.с. 1 — опустить голову вниз, идти на пятках назад (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Иа-иа-иа! Иа-иа-иа!». Повторить 3—4 раза. Баран. И.п.: о.с. 1 — опустить голову вниз, идти вперед (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Бее-бее-бее! Бее-бее-бее!». Повторить 3—4 раза. Лошадка. И.п.: о.с. 1 — «потряхивать гривой» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «И-го-го! И-го-го!». Повторить 3—4 раза. Корова. И.п.: о.с. 1 — приставить указательные пальцы ко лбу, голову опустить (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Му-му-му! Му-му-му!». Повторить 3—4 раза. | Кошка ловит мышку. И.п.: о.с. 1 — делать хватательные движения руками (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Цап-царап! Цап-царап!». Повторить 3—4 раза. Конь. И.п.: о.с. 1 — «бить копытцем» правой ноги (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!»; 3 — «бить копытцем» левой ноги; 4 — на выдохе произносить: «Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!». Повторить 2—3 раза. Лошадь фыркает. И.п.: о.с. 1 — помахивать головой — «гривой» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Фр-р-р-р! Фр-р-р-р!». Повторить 3—4 раза. Свинья. И.п.: о.с. 1 — покачивать головой вверх-вниз (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хрю-хрю! Хрю-хрю!». Повторить 3—4 раза. Пастушок играет. И.п.: о.с. 1 — поднести руки ко рту, «держим дудочку» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Ту-ру-ру! Тр-ру-ру!». Повторить 3—4 раза. Назвать домашние животные на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе голосом средней силы, не спеша, четко, назвать 4 -5 домашних животных. |
Домашние птицы. | Куры. И.п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу. 1 — махи согнутыми руками в локтях (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Куд-куд-куда?!». Повторить 3—4 раза. Курица и цыплята. И.п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу. 1 — махи согнутыми руками в локтях (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»; 3 — руки согнуть в локтях и прижать к туловищу, выполнять маленькие прыжки (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!». Повторить 2 раза. Гуси. И.п.: о.с. 1 — большие махи руками (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Га-га-га! Га-га-га!». Повторить 3—4 раза. | Индюк. И.п.: о.с. 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Бл-бл-бл! Бл-бл-бл!». Повторить 3—4 раза. Петух. И.п.: о.с. 1 — мах руками (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку!». Повторить 3—4 раза. Назвать домашние птицы на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе громко, четко, не торопясь, называть домашние птицы: «Курица, утка, гусыня, индюк – это домашние птицы». «Далеко-высоко». Дети делают глубокий вдох носом. Слова произносят на максимально длительном выдохе. «Вышли гуси на луга, Закричали: «Га-га-га!»». |
Дикие животные. | Сердитый ежик. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 — наклониться, обхватить руками грудь, голову опустить, имитируя рассерженного ежа (вдох); 2 — на выдохе произносить «п-ф-ф-ф», затем «ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза. Вот свернулся еж в клубок, Дети сидят на корточках (вдох). Потому что он продрог. — Ох-ох-ох! Произносят на выдохе жалобно. Лучик ежика коснулся. Ежик сладко потянулся: Потягиваются (вдох). — Ай-ай-ай! Произносят на выдохе весело. | Назвать дикие животные на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе голосом средней силы, не спеша, четко, назвать 4 -5 диких животных. «Зайчик». Дети делают глубокий вдох носом. Слова произносят на максимально длительном выдохе. «Раз, два, три, четыре, пять – Вышел зайчик погулять. Что нам делать? Как нам быть? Нужно заиньку ловить. Снова будем мы считать: Раз, два, три, четыре, пять!» |
Животные Севера, Юга. | Слон. И.п.: сидя с прямыми ногами, руки опущены. 1 — вдох-выдох, туловище наклонить вперед, коснуться руками носков; 2 — вдох-выдох, и.п. Повторить 3—4 раза. Слон пьет воду. И.п.: о.с. 1 — вытянуть губы трубочкой и сделать глубокий вдох, втягивая воздух в себя; 2 — выдох. Повторить 3—4 раза. Разговор обезьян. И.п.: о.с. 1 — на вдохе делать небольшие приседания; 2 — на выдохе произносить: «Ух-ух-ух! Ух-ух-ух!». Повторить 3—4 раза. | Рычание тигра и тигренка. И.п.: о.с. 1 — на вдохе руками имитировать движения «лап тигренка» перед собой; 2 — на выдохе произносить громко низким голосом: «Р-р-р!»; 3 — на вдохе руками имитировать движение «лап тигренка» перед собой; 4 — на выдохе произносить тихо высоким голосом: «Р-р-р!». Повторить 2—3 раза. |
Зима | Снежинки. И.п.: 1 — вырезанные из бумаги снежинки держать на уровне лица (вдох); 2 — на выдохе плавно дуть на снежинки. Следует добиваться, чтобы снежинки максимально отклонялись. Повторить 3—4 раза. Вьюга. И.п.: 1 — вдох; 2 — на выдохе произносим тихо: «У-у-у-у!» — вьюга начинается; 3 — вдох носом; 4 — на выдохе произносить громко «У-у-у-у!»; 5 — вдох носом; 6 — на выдохе произносить тихо: «У-у-у-у!» — вьюга заканчивается. Повторить 2 раза. Пурга. И.п.: 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» — пурга начинается; 3 — вдох; 4 — на выдохе произносить громко: «В-в-в-в!»; 5 — вдох; 6 — на выдохе произносить тихо: «В-в-в-в!» — пурга заканчивается. Повторить 2 раза. | Снег идет. И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх. 1 — плавно опускать руки (вдох носом); 2 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза. Снег скрипит. И.п.: о.с. 1 — ходьба на месте (вдох носом); 2 — на выдохе произносить: «Скрип-скрип-скрип!». Повторить 3—4 раза. Холодно зимой. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой правое плечо, развести руки в стороны (вдох); 2 — обхватить плечи руками и на выдохе произносить: «Бр! Бр! Бр!». Повторить 3—4 раза. |
Зимующие птицы. | Дятел. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — и.п., на выдохе произносить: «Тук-тук-тук!». Повторить 3—4 раза. Синичка. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — и.п., на выдохе произносить: «Синь-тень!». Повторить 3—4 раза. | Ворона. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — и.п., на выдохе произносить: «Кар-кар!». Повторить 3—4 раза. Голубь. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — и.п., на выдохе произносить: «Гру-гру!». Повторить 3—4 раза. Воробей. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 — и.п., на выдохе произносить: «Чик-чирик! Чик-чирик!». Повторить 3—4 раза. |
Семья. | Старая бабушка. И.п.: о.с. 1 — правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину (вдох); 2 — на выдохе произносить: «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!». Повторить 3—4 раза. Малыш плачет. И.п.: о.с. 1 — «качать малыша» (вдох носом); 2 — на выдохе произносить: «Уа-уа-уа! Уа-уа-уа!». Повторить 3—4 раза. | Мама кормит малыша. И.п.: о.с. 1 — поднести руку ко рту (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Ешь! Ешь! Ешь!». Повторить 3—4 раза. Малыш бежит. И.п.: о.с. 1 — бег на месте (вдох); 2 — на выдохе быстро произносить: «Топ-топ-топ, топ-топ-топ!». Повторить 3—4 раза. |
Зимние забавы. Новый год. | Снежки. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. 1 — наклониться вниз, взять «снежок» (вдох); 2 — бросить «снежок», на выдохе произносить: «Оп! Оп! Оп!». Повторить 3—4 раза. Катание с горки. И.п.: о.с. 1 — сед, руки вытянуть вперед (вдох); 2 — на выдохе произносить: «У-у-у-у-ух!». Повторить 3—4 раза. Лепим снеговика. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены. 1 — наклон туловища вперед, поднимать «ком снега» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Ком!». Повторить 3 раза. | Катание на коньках. И.п.: стоя, левая рука за спиной, спина слегка согнута. 1 — имитировать катание на коньках (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хруп-хруп-хруп! Хруп-хруп-хруп!». Повторить 3—4 раза. Добавление фразы. Логопед проводит беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу. Дети должны повторить фразу, дополняя ее одним словом. Предлагается произносить фразу на одном выдохе. |
Человек. Части тела. | Расту большой. И.п.: о.с. 1 — поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки (вдох); 2 — опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох), выдыхая, произносить: «У-х-х-х!». Повторить 3—4 раза. Носик. И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе протяжно произносить: «М-м-м!», одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами. Повторить 3—4 раза. Испугались. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — поднять руки через стороны вверх (вдох); 2 — присесть, обхватить колени и произносить на выдохе: «Ох!». Повторить 3—4 раза. Зуб болит. И.п.: о.с. 1 — обхватить ладонью правую щеку (вдох); 2 — на , выдохе произносить: «Ой! Ой! Ой!». Повторить 3—4 раза. Веселое настроение. И.п.: о.с. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ха-ха-ха!»; 3 — плавный вдох; 4 — на выдохе произносить: «Хо-хо-хо!»; 5 — плавный вдох; 6 — на выдохе произносить: «Хи-хи-хи!». Повторить 2 раза. | Большой и маленький. И.п.: о.с. 1 — на вдохе подняться на носки, тянуть руки вверх, зафиксировать на несколько секунд это положение («Какой я большой!»); 2 — на выдохе присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову, произносить: «Э-э-э-х!» («Какой я маленький!»). Повторить 3—4 раза. Покачивание. И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — наклон вправо — «Кач!» (вдох); 2 — наклон влево — «Кач!» (выдох). Повторить 3— 4 раза. Сладкий сон. И.п.: о.с. 1 — положить ладони под правую щеку (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Сон-сон-сон!»; 3 — положить ладонь под левую щеку (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Сон-сон-сон!». Повторить 2 раза. Ладошки. И.п.: о.с. 1 — медленно похлопать в ладоши (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хлоп-хлоп!»; 3 — быстро похлопать в ладоши (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!». Повторить 2 раза. |
Одежда. Обувь. | Шитье на швейных машинах. И.п.: о.с. 1 — правой рукой «крутим ручку швейной машины» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Т-т-т-т-т!» (ручная швейная машина); 3 — правой ногой «нажимать и отпускать педаль швейной машины» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Д-д-д-д-д!» (электрическая швейная машина). Повторить 2 раза. Укололи пальчик иголкой. И.п.: о.с: указательные пальцы соединить перед грудью. 1 — резко раздвинуть пальцы (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Ой-ой-ой!»; 3 — вдох; 4 — подуть на «больное» место. Повторить 3— 4 раза. | Застегиваем молнию на куртке. И.п.: о.с. 1 — правой рукой застегивать куртку (вдох); 2 — на выдохе произносить: «В-ж-ж-ж-и-и-и-к!». Повторить 3—4 раза. Стираем белье. И.п.: о.с. 1 — потереть кулачки друг о друга (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Трем-трем-трем!». Повторить 3—4 раза. Отжимаем белье. И.п.: о.с. 1 — прижать кулачки друг к другу и с усилием вращать ими (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Жмем-жмем-жмем!». Повторить 3—4 раза. Гладим белье. И.п.: о.с. 1 — скользить правой ладонью по левой ладони (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Пш-ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза. |
Посуда. Продукты питания. | Каша кипит. И.п.: о.с. 1 — поглаживать правой рукой себя по животу (вдох); 2 — на выдохе произносить: «П-п-п! П-п-п!». Повторить 3—4 раза. Чайник кипит. И.п.: о.с. 1 — слегка выпячивать живот (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Пых! Пых!». Повторить 3—4 раза. Тесто. И.п.: о.с. 1 — подниматься на носки, приподнимать плечи (вдох); 2 — и.п., на выдохе произносить: «Пых-пых! Пых-пых!». Повторить 3—4 раза. Варим суп. И.п.: о.с. 1 — «мешать суп» правой рукой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Буль-буль-буль! Буль-буль-буль!». Повторить 3—4 раза. | Самовар кипит. И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Пыхчу! Пыхчу! Пыхчу!». Повторить 3—4 раза. Чайная посуда. И.п.: ноги на ширине плеч, локти прижаты к туловищу, ладони подняты кверху. 1 — поворот вокруг себя, вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!». Повторить 3— 4 раза. Мясорубка. И.п.: стоя, ноги слегка расставлены. 1 — «крутить ручку мясорубки» правой рукой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хр-хр-хр! Хр-хр-хр!». Повторить 3—4 раза. |
Дом. Части дома. | Вода капает из крана. И.п.: о.с. 1 — ударять указательным пальцем правой руки по левой ладошке (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!». Повторить 2—3 раза. Стучим в ворота. И.п.: о.с. 1 — выполнять активные движения ведущей рукой, имитирующей стук в ворота; 2 — на выдохе произносить: «Та-та-та! Та-та-та!». Повторить 3—4 раза. | Включаем свет. И.п.: о.с. 1 — поднять правую руку вверх «достать выключатель» (вдох); 2 — «повернуть ручку выключателя», на выдохе произносить: «Щелк-щелк!». Повторить 3—4 раза. Открываем и закрываем кран. И.п.: о.с. 1 — правой рукой «открывать кран» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Круть-верть! Круть-верть!»; 3 — правой рукой «закрывать кран» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Круть-верть! Круть-верть!». Повторить 2 раза. Дверь скрипит. И.п.: о.с. 1 — поворот туловища вправо (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Скри-и-и-п!»; 3 — и.п. (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Скри-и-и-п!». Повторить 2—3 раза. |
Мебель, бытовые приборы. | Часы. И.п.: о.с. 1 — хлопки прямыми руками внизу (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Бом-бом! Бом-бом!»; 3 — наклоны головы вправо-влево (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Тик-так! Тик-так!». Повторить 2 раза. Пылесос. И.п.: о.с. 1 — движения руками, как при работе с пылесосом (вдох); 2 — на выдохе произносить: «У-у-у!». Повторить 3—4 раза. Мясорубка. И.п.: о.с. 1 — правой рукой «крутить ручку мясорубки», вдох носом; 2 — на выдохе поизносить: «Ба-ба-ба, да-да-да!». Повторить 2—3 раза. | Будильник. И.п.: о.с. 1 — правую руку поднять над головой и потрясти (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Дринь-динь! Дринь-динь!». Повторить 3—4 раза. Бьют часы на башне: Бим! Бом! Бим! Бом! А стенные поскорее: Тик-так! Тик-так! А карманные спешат: Тики-таки, тики-таки, Тики-таки-так! Радио. И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить вопросительно: «За-зо-зу?»; 3 — вдох; 4 — на выдохе произносить утвердительно «Зя-зе-зе-зю!»; 5 — вдох; 6 — на выдохе произносить удивленно «Зве-звя-зви?»; 7 — вдох; 8 — на выдохе произносить радостно «Зву-зво-звы!». Повторить 2 раза. |
Инструмен-ты. Музыкаль-ные инструмен-ты. | Молоток. И.п.: о.с. 1 — ударять кулачками друг о друга (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!». Повторить 3—4 раза. Барабан. И.п.: о.с. 1 — имитировать игру на барабане (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Бом-бом-бом! Бом-бом-бом!». Повторить 3— 4 раза. Скрипочка. И.п.: ноги слегка расставлены. 1 — имитировать игру на скрипке (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Тили-ли! Тили-ли!». Повторить 3—4 раза. Колокольчик. И.п.: о.с. 1 — «звенеть колокольчиком» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Дон-дон-дон! Ля-ля-ля!». Повторить 3—4 раза. | Пила. И.п.: стоя, правая нога слегка выставлена вперед. 1 — имитировать работу с пилой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Вжик-вжик! Вжик-вжик!». Повторить 3—4 раза. Рубанок. И.п.: ноги слегка расставлены. 1 — имитировать работу с рубанком (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Струг-струг! Струг-струг!». Повторить 3—4 раза. Отвертка. И.п.: ноги слегка расставлены. 1 — сжать правую руку в кулак, большой палец выпрямить — это «отвертка» (вдох); 2 — совершать «отверткой» вращательные движения вокруг своей оси и произносить: «Кручу-кручу! Кручу-кручу!». Повторить 3— 4 раза. Мастерок. И.п.: ноги слегка расставлены. 1 — имитировать работу с мастерком (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Шлеп! Тук-тук! Шлеп! Тук-тук!». Повторить 3—4 раза. Поем ноты. И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе пропевать: «До-ре-ми-фа соль-ля-си!». Повторить 3—4 раза. |
Наша Армия. | Стрельба. И.п.: о.с. 1 — имитировать стрельбу из пистолета (вдох); 2 — на выдохе произносить: «К-г-к-г!». Повторить 3—4 раза. Фейерверк. И.п.: о.с. 1 — поочередно поднимать то правую, то левую руку вверх (вдох); 2 — на выдохе произносить: «П-б-п-б!». Повторить 3—4 раза. Ружье стреляет. И.п.: о.с. 1 — имитировать стрельбу из ружья (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Пиф-паф! Пиф-паф!». Повторить 3—4 раза. | Солдаты. И.п.: ноги на ширине плеч, руки на диафрагме. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить протяжно: «Ур-а-а!». Повторить 3—4 раза. Салют. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох; 2 — произносить на длительном выдохе: «Салю-у-у-у-т!». Повторить 3— 4 раза. Пулемет. И.п.: лежа на полу. 1 — имитировать стрельбу из пулемета (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Д-д-д-д-д-д-д!». Повторить 3—4 раза. Пушка стреляет. И.п.: лежа на полу. 1 — имитировать стрельбу из пушки (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Дж-дж-дж-дж-дж!». Повторить 3— 4 раза. |
Профессии. | На приеме у врача. И.п.: о.с. 1 — широко открыть рот (вдох); 2 — на выдохе произносить: «А-а-а-а-а!». Повторить 3—4 раза. Кузнец. И.п.: ноги на ширине плеч. 1 — имитировать работу кузнеца (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Тин-тин-тин! Тан-тан-тан!». Повторить 3—4 раза. Ткачиха. И.п.: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки перед собой. 1 — имитировать работу ткачихи (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Ток-ток-ток! Ток-ток-ток!». Повторить 3—4 раза. | Дворник с метлой. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — вдох, встать на носки, руки поднять вверх — в стороны; 2 — и.п., произносить на выдохе: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза. Пилим дрова. И.п.: стоя парами лицом друг к другу, руки скрещены. 1 — вдох; 2 — поворачивать туловище вправо-влево, не отпуская рук, произносить на выдохе: «Ж-ж-ж!». Повторить 3—4 раза. |
Стройка. | Белим потолок. И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 — вдох, поднять правую руку вверх назад; 2 — выдох, опустить правую руку; 3 — вдох, поднять левую руку вверх назад; 4 — выдох, опустить левую руку. Повторить 3—4 раза. | Поднимаем кирпичи. И.п.: ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1 — вдох, наклон туловища вперед, пальцы сжать в кулак; 2 — на выдохе произносить: «У-у-у-х!»; 3 — вдох-выдох, и.п. Повторить 3—4 раза. |
8 Марта. | Цветок для мамы Мы выбираем цветок для мамы. Как приятно пахнут цветы! Понюхаем цветок. Выполнить плавный вдох носом, на выдохе произносить: «Ах-ах-ах!» | Ромашка. Посмотри, какой красивый цветок. Сделай вдох носом, на выдохе произнеси: «Ах!». «Ах, пахнет!». «Ах, как пахнет!». «Ах, как пахнет ромашка!». |
Транспорт. Профессии на транспорте. | Самолет. И.п.: лежа на животе. 1 — поднять спину, руки в стороны (вдох); 2 — на выдохе произносить: «У-у-у-у!». Повторить 3—4 раза. Автомобиль. И.п.: о.с. 1 — «крутить руль машины» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Би-би-би! Бип-би-бип!». Повторить 3—4 раза. | Вертолет. И.п.: стоя, прямые руки поднять вверх. 1 — вращать кистями рук (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Вж-ж-ж-ж!». Повторить 3—4 раза. Трактор. И.п.: о.с. 1 — «крутить рычаги трактора» правой рукой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Дыр-дыр-дыр! Гыр-гыр-гыр!». Повторить 3—4 раза. Шины шуршат. И.п.: о.с. 1 — потирать ладошки друг о друга (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Шур-шим! Шур-шим!». Повторить 3—4 раза. |
Транспорт. ПДД | Трамвай. И.п.: о.с. 1 — поднять руки вверх, изображая электрические дуги (вдох); 2 — притопывать ногами, на выдохе произносить: «Стук-тук! Стук-тук!». Повторить 3—4 раза. Семафор. И.п.: сидя на полу по-турецки, руки в стороны. 1 — сделать медленный вдох через нос, небольшая пауза; 2 — медленно опустить руки, на выдохе произносить: «С-с-с!». Повторить 3—4 раза. Регулировщик. Сделать полный вдох, затем выполнить выдох сильным толчком, произносить на выдохе: «фь! фь! фь! фь!». Щеки не надувать. | Велосипед. И.п.: лежа на спине. 1 — вращать ногами в воздухе, имитируя езду на велосипеде (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Шур-шур-шур!». Повторить 3—4 раза. Мотоцикл. И.п.: о.с. 1 — «держать руль мотоцикла» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Р-р-ы-к! Дрык-тык-тык!». Повторить 3—4 раза. Шина лопнула И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — медленно приседать, на выдохе произносить: «Ш-ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза. |
Весна. | Ручеек журчит. И.п.: о.с. 1 — волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3—4 раза. Сосульки звенят. И.п.: о.с. 1 — поднять руки вверх, вдох носом; 2 — ритмично опускать руки и на выдохе произносить: «Дин-дин-дон! Дин-дин-дон!». Повторить 3—4 раза. | Ручеек звенит. И.п.: о.с. 1 — волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «Дзынь-дзынь-дзынь!»; 3 — волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 4 — на выдохе произносить: «Жур-жур-жур!». Повторить 2—3 раза. |
Рыбы. | Какое море большое. И.п.: о.с. 1 — вдох, руки в стороны, вверх, подняться на носки; 2 — руки вниз, опуститься на стопу, на выдохе произносить: «А-а-а-х!». Повторить 3—4 раза. Рыба сорвалась с крючка. И.п.: ноги на ширине плеч, слегка согнуты, руки держат «удочку». 1 — имитировать вытягивание рыбы из пруда (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Э-э-э-х!». Повтор 4 раза. | Пловцы. И.п.: о.с. 1 — левую руку поднять (вдох); 2 — мах левой рукой вперед вниз (выдох); 3 — правую руку поднять (вдох); 4 — выполнить мах правой рукой вперед вниз (выдох). Повторить 2—3 раза. Шум моря. И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на длительном выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3—4 раза.
|
Космос. | Воздушный шар. 1. Встать прямо. Совершить медленный, плавный вдох, добиваясь ощущения раздувшегося шара в животе. Затем сделать плавный выдох, медленно втягивая живот. Выполнить три раза. 2. Сделать вдох, а на выдохе произнести: «Раз, два, три – лети!»; «Раз, два, три – шар лети!». | Воздушный шар. Сделать вдох, а на выдохе произнести: «Раз, два, три – в космос шар лети!». Ракета. Сделать полный вдох, на выдохе произнести с увеличением силы голоса: «Раз, два, три, четыре, пять – старт!». |
Лес, луг. | Эхо в лесу. И.п.: о.с. 1 — сложить руки рупором у рта (вдох); 2 — на выдохе громко произносить: «Ау! Ау! Ау!»; 3 — сложить руки рупором у рта (вдох); 4 — на выдохе тихо произносить: «Ау! Ау! Ау!». Повторить 2—3 раза. | Шум леса И.п.: о.с. 1 — вдох; 2 — на выдохе произносить: «С-с-с!»; 3 — вдох; 4 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!»; 5 — вдох; 6 — на выдохе произносить: «Щ-щ-щ!». Повторить 2 раза. |
Цветы. | Собираем цветы. И.п.: о.с. 1 — на вдохе присесть, «сорвать цветок», понюхать; 2 — на выдохе произносить: «А-а-а-х!». Повторить 3—4 раза. Колокольчик звенит. И.п.: о.с. 1 — на вдохе присесть, послушать, как «звенит» колокольчик; 2 — на выдохе произносить: «Динь-динь-динь!». Повторить 3—4 раза. | Цветы. Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди вынимают какой-либо цветок, нюхают его и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет. |
Насекомые. | Комар звенит. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — и.п., на выдохе произносить: «З-з-з!». Повторить 3—4 раза. Лови комара. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 — на вдохе хлопать в ладоши перед собой на уровни груди, лица, над головой; 2 — на выдохе произносить: «З-з-з! З-з-з!». Повторить 3—4 раза. Сверчок И.п.: о.с. 1 — присесть (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Чок-чок-чок!». Повторить 3—4 раза. | Шмель летит. И.п.: о.с. 1 — руки поднять в стороны (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Гу-жу! Гу-жу!». Повторить 3—4 раза. Жук Усы раздвинув смело, Дети сидят, раздвинув руки. Жуки жужжат в траве. — Ж-ж-ж-у, — Произносят длительно на выдохе. Сказал крылатый жук. — Посижу и пожужжу: — Складывают руки на груди. Ж-ж-ж-у! Произносят длительно на выдохе. — Жук, жук, пожужжи,. Где ты прячешься, скажи? — Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я на дереве сижу. — Жук, жук, пожужжи, Где ты прячешься, скажи? — Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я летаю и жужжу. |
Мой город. | Делать полный вдох, на выдохе произносить фразу, с каждым разом постепенно увеличивая количество слов в предложении. Машины. Едут машины. Едут большие машины. | Проговорить двустишие. Сделать вдох и произнести первую строчку стихотворения, затем осуществить незаметный добор воздуха и произнести вторую строчку. «Тех, кто в городе живут, Горожанами зовут». |
Школа. | Проговорить двустишие. Сделать вдох и произнести первую строчку стихотворения, затем осуществить незаметный добор воздуха и произнести вторую строчку. «Мы взрослеем с каждым днем, Скоро в школу мы пойдем!» | |
Лето. | Дождик. И.п.: о.с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза. Вода в лужах. И.п.: о.с. 1 — на вдохе плавно покачивать руками внизу вправо-влево; 2 — на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3—4 раза. | Идем по лужам. И.п.: о.с. 1 — ходьба на месте (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп-хлюп!»; 3 — ходьба на месте (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Шлеп-шлеп-шлеп!». Повторить 3—4 раза. |
Литература:
1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр “ВЛАДОС”, 1996.- 240 с.
2. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
3. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5 – 6 лет; 6 – 7 лет). – СПб.: КАРО, 2007. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, при помощи авторских ИКТ технологий.
Развитие фонематических процессов у детей с ТНР при помощи ИКТ технологий....

«Воспитание культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».
Материал содержит описание опыта работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)....

Тетрадь по развитию графоматорных навыков для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи с элементами Су-Джок
Это пособие представлено отдельной тетрадью, которая содержит задания по развитию графических навыков с образцами разных видов рисунков (рисование по клеточкам, точкам, рисование геометрических фигур,...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности формирования и развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста....
Проект «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Проект "Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи" представляет собой взаимодействие участников образовательного процесса с ко...
Дидактическое пособие. Лэпбук "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Дидактическое пособие в виде лэпбука позволяет развивать логическое мышление и операции мышления у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. В пособии представлены дидактические игры...
