КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ИЗ ЦИКЛА « ПОЗНАЙ СЕБЯ» ТЕМА: «СЛУШАЙ ВО ВСЕ УШИ!
план-конспект занятия

Цель: Дать элементарные представления об органах слуха; дать понятия об основных функциях уха; уточнить, что уши у всех имеют разную форму, как у человека, так и у животных; учить через опытно-экспериментальную деятель­ность различать силу, высоту, тембр звуков; закрепить знания о правилах ухода за ушами. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Обу­чить элементам самомассажа ушной раковины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytye_zanyatiya_poznay_sebya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  В СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ

 ИЗ ЦИКЛА « ПОЗНАЙ СЕБЯ»

ТЕМА: «СЛУШАЙ ВО ВСЕ УШИ!

Провела и составила  воспитатель: Федотова Л.М.

Цель: Дать элементарные представления об органах слуха; дать понятия об основных функциях уха; уточнить, что уши у всех имеют разную форму, как у человека, так и у животных; учить через опытно-экспериментальную деятельность различать силу, высоту, тембр звуков; закрепить знания о правилах ухода за ушами. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Обучить элементам самомассажа ушной раковины.

Активизация словаря; ушная раковина, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, глухие или слабослышащие люди, слух, звук, голосовые связки.

Материал: Игрушка — Чебурашка, письмо. Схема-плакат «Строение уха». Рисунки: медведь, слон, Чебурашка, человек, белка, заяц;  Набор музыкальных инструментов: гитара, металлофон, барабан, дудочка, треугольник, бубен, маракасы. Иллюстрации к сказке «Три медведя». Картинки: дельфин, кит, еж, волк, кузнечик, человек, спички, скрепка, карандаш, гвозди, шпилька, ватная палочка.

Предварительная работа

1.   Обучение элементам самомассажа ушной раковины.

2.   Рассматривание схемы-плаката «Строение уха».

3. Дидактические и подвижные игры: «Птичьи песни»; «Что это за звук?»; «Испорченный телефон»; «Кто позвал?»; «Угадай, где можно услышать такие звуки?»; «Угадай по звуку что в баночке лежит?»; «Определи по звуку»

4.   Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Ход занятия:

В:  Ребята, у нас новость. К нам пришло письмо: «Я спешу к вам в гости. Угадайте, кто я? У меня уши не самые большие, не самые длинные, не на макушке, не с кисточками» (предлагает детям рисунки: слон, белка, медведь, Чебурашка, зайяц). Как вы думаете, кто же это такой? Это Чебурашка!

В: А как вы догадались?  А вот и наш гость. Проходи, пожалуйста, Чебурашка, тебя дети узнали по ушам. Они у тебя такие красивые, мягкие, большие. А что ты ими делаешь?  Не знаю.

В:  Для чего они тебе?  Не знаю.

В:  Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши?  Знаем.

В:  Чебурашка, а ты хотел бы узнать?  Очень хочу!

В: Тогда садитесь поудобнее,  сейчас мы с вами поговорим про уши и про то, зачем они нам нужны. С помощью ушей мы с вами слышим. А что можно услышать?

В:  Правильно, мы слышим звуки. Они могут быть громкими и сильными, как волны на море во время шторма. А могут быть тихими, едва заметными, как круги

от камня, упавшего в лужу. ( Проводит эксперимент бросает камешек в чашку с водой) Что вы, дети слышали? ( Всплеск воды)

 Звуковые волны проходят через воздух и воду, через твердые предметы — двери, стены. Вот и сейчас вы слышите посторонние звуки. Закройте глаза и послушайте, что вы услышали? (тиканье часов, льется в туалете вода, шум машин)

В:  Хотите узнать, что такое звук? Давайте проведем опыт. Будьте внимательны. Слушайте и смотрите. (Берет гитару и перебирает все струны, а затем бросает одну струну, оттягивает и резко бросает.) Видите, как дрожит струна? Оттого, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это. Возьмите  трубочку и подуйте в нее. Что вы чувствуете? (Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно.) Правильно, это происходит потому, что звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали?  Да!

В: Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим свое горло и произнесем свое имя и фамилию. Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки. А теперь давайте послушаем, как наш голос по-разному звучит. Мы сами можем менять наш голос, сделать его тихим и громким, глухим и звонким, низким и высоким. (Дети экспериментируют.)

В:  Скажите, кто нарисован на этой картинке?  «Три медведя». Вспомните, как звали героев сказки?  Сейчас я назову детей, они вам скажут  из  сказки одну и ту же фразу: «Кто хлебал из моей чашки?», а вы догадайтесь кто сказал эту фразу Михаил Потапович, Настасья Петровна или Мишутка?  

В: Благодаря чему мы слышим прекрасные звуки? ( Мы слышим эти звуки благодаря нашим ушам.)

В: А сколько ушей у человека? (У человека два уха).

Воспитатель [выставляет схему-плакат на мольберт). Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два — видимых, а четыре — невидимых, спрятанных внутри. Ушная раковина лишь собирает звук и направляет его в слуховой проход. Там дальше прячется еще среднее ухо, а за ним — внутреннее. Так что у нас не два уха, а целых шесть! В конце слухового прохода есть тонкая пленочка. Она называется барабанной перепонкой. Мы начинаем слышать, когда звуковые волны достигают барабанной перепонки и давят на нее. За перепонкой находится среднее ухо. Оно состоит из трех маленьких косточек: молоточка, наковальни и стремечка. Когда звук давит на барабанную перепонку, она начинает дрожать, это передается молоточку от него звук передается на наковаленку а оттуда — на стремечко. Дальше расположено внутреннее ухо, оно похоже на домик улитки. Его так и называют — «ушная улитка». Внутри улитка заполнена жидкостью. Когда стремечко давит на улитку, жидкость приходит в движение. Слуховой нерв воспринимает этот сигнал и отправляет в мозг. Мозг очень быстро переводит этот сигнал и... О радость! Вы услышали голос мамы или героя любимого мультика. Человек с нормальным слухом слышит шаги лишь в пяти метрах от себя, волк — за пятьдесят метров. Отличным слухом обладают ежи, дельфины, киты.

У большинства животных уши располагаются на голове, как и у человека. Но вот у кузнечика они расположены на передних ногах, которыми они двигают, чтобы прислушаться, а у рыб уши располагаются по бокам.

В: Чебурашка, чтобы слух был хорошим, дети  научат тебя  делать массаж ушей.

Массаж уха (из китайской медицины)

♦  Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить. (Способствует улучшению  самочувствия всего организма.)

♦   Оттягивание ушных раковин  кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта.)

♦   Массаж козелка:  захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать, поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии.)

♦   Растирание ушей ладонями.

В: Ребята, иногда люди не слышат. Как мы называем таких людей? (Глухими или слабослышащими.)  Давайте с вами закроем уши ладонями. (Дети выполняют.) Понравилось вам ничего не слышать? Да, очень неприятно жить без слуха. Слух для человека — это большая ценность. Чтобы уши не болели и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила.

В: Давайте подарим эти правила Чебурашке.

            Правила ухода за ушами

1.  Не ковырять в ушах  разными предметами.

2.  Не допускать попадания   воды в уши.

3.  Защищать уши от сильного ветра.

4.  Защищать уши от сильного шума.

5.  Не сморкаться очень сильно.

Чебурашка: Спасибо, ребята! Я всегда буду придерживаться этих правил.

Ребята, скажите, а чем  надо чистить уши? Посмотрите  внимательно на эти предметы (педагог выносит на подносе предметы:  спички, спицу, скрепку, карандаш, гвоздь, шпильку, ватные палочки) назовите эти предметы и  скажите, можно ли ими чистить уши? Найдите чем можно чистить уши. Ватной палочкой.

В:  Молодцы! Мы с вами сегодня очень хорошо поработали и много узнали, а теперь давайте поиграем.   Игра « Кто позвал?»

Итог занятия:  Что нового и интересного  вы сегодня узнали на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД из цикла «Познай себя сам» по теме «Друзья – бактерии, враги – микробы» в подготовительной группе

Цель:         - сформировать потребность в познании вредной и полезной окружающей среды вокруг себя...

Занятия из цикла "Познай себя" для детей 2 младшей группы

Занятия из цикла "Познай себя" для детей 2 младшей группы...

Конспект НОД по познавательному развитию Итоговое по циклу: «Познай себя» Тема: «Уши – наши помощники»

Цель: закрепить знания об органах слуха, через игровую, опытно – экспериментальную деятельность....

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе.

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе....

Конспект НОД по познавательному развитию Итоговое по циклу: «Познай себя» Тема: «Уши – наши помощники»

Цель: закрепить знания об органах слуха, через игровую, опытно – экспериментальную деятельность....

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе...

Конспект занятия из цикла «Познай себя» во второй младшей группе

ull; Уточнить и закрепить знания детей о частях и органах своего тела, их назначении;• Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств;• Развивать речеслух...