Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста .
консультация

Баутинова Виктория Владимировна

Одной из основополагающих задач нашего государства является формирование и поддержание здорового образа жизни (далее – ЗОЖ) населения. Поддержка и сохранение здоровья детей также является приоритетным направлением государственной политики РФ. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся формирования и развития здорового образа жизни  у детей раннего возраста.

Ключевые слова: ЗОЖ, здоровье, заболевания, ранний возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zdorovogo_obraza.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста.

Аннотация. Одной из основополагающих задач нашего государства является формирование и поддержание здорового образа жизни (далее – ЗОЖ) населения. Поддержка и сохранение здоровья детей также является приоритетным направлением государственной политики РФ. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся формирования и развития здорового образа жизни  у детей раннего возраста.

Ключевые слова: ЗОЖ, здоровье, заболевания, ранний возраст.

Наиболее острой  проблемой в Российской Федерации  в настоящее время является -  состояние здоровья детей. Исходя из  данных Минздравсоцразвития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется такими показателями как ,из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины– имеют ослабленное здоровье– 53 процента.

К тому же   у две трети детей в возрасте 14 лет присущи хронические заболевания. А общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась за последние пять лет на 16 процентов.

Не смотря на все продолжается рост показателей болезней органов дыхания, а также сердечно-сосудистой и нервной системы, помимо этого крови и кровеносных органов, равно как врожденных аномалий и анемий [3].

Соответственно  физическое развитие включает в себя формирование ценностей здорового образа жизни,  аналогично как и овладение его элементарными нормами ,и правилами ,гласит  ФГОС ДО [5].

А что же такое здоровье?

Обращаясь к толкованию понятия «здоровье» в научной литературе, здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие, описывает С.И. Ожегов в толковом словаре. [4, c. 76].

 Так же под здоровьем понимается уровень адаптивных возможностей организма, его способности адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаться к возникающим условиям проживания, это степень устойчивости жизненных сил человека в изменяющихся условиях,  пишет доктор биологических наук, профессор Э.М Казин [1].

Просматривая результаты  исследования кандидата медицинских наук, профессора П.И. Калью, существуют следующие основные признаки здоровья ребенка такие как,  наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.

Следовательно и уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Соразмерно как и показатели роста и развития.

А так же специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов. Пропорционально функциональному состоянию и резервным возможностям организма.

Ранний возраст – это период от 1 года до 3 лет [6]. Данный период характеризуется формированием фундамента физического, психического и социального здоровья ребенка, особый этап эмоционального онтогенеза, приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, установления отношений с миром людей, предметами природного и рукотворного мира, а также собственным внутренним миром [2, c. 17-22].

 В раннем возрасте ребенок развивает и совершенствует умения и навыки, правильно и систематически совершать гигиенические процедуры,  навыки самообслуживания.

Первым шагом в формировании ЗОЖ у детей раннего возраста является  организация правильного питания. Очень важно, чтобы ребенок получал все необходимые питательные вещества, витамины и минералы. В рационе ребенка должны быть присутствовать разнообразные продукты, включая фрукты, овощи, молочные продукты, мясо и рыбу. Также важно следить за питьевым режимом ребенка и обеспечивать его доступ к чистой воде.

Физическая активность - еще один важный компонент ЗОЖ. Дети должны проводить достаточно времени на свежем воздухе, заниматься спортом, играть активными играми. Недостаток физической активности может привести к проблемам со здоровьем, включая ожирение или слабость мышц.

Правильный режим дня также играет важную роль в формировании ЗОЖ ребенка. Постоянный режим сна и отдыха помогает организму нормализовать свою работу, повышает иммунитет и улучшает эмоциональное состояние ребенка. Необходимо обеспечить ребенку достаточное количество времени для сна и отдыха.

Социальная среда также является важнейшим фактором в формировании ЗОЖ ребенка. Дети часто подражают своим родителям и окружающим взрослым, поэтому если родители сами придерживаются ЗОЖ, то ребенок, скорее всего, будет принимать это как норму и следовать ей.

В дошкольных образовательных учреждениях в настоящее время существуют различные инновационные формы работы с детьми младшего дошкольного возраста, которые помогают формировать ЗОЖ. Они основаны на общих целях и направленности образовательной деятельности дошкольных учреждений и способствуют эмоциональной ориентации детей на здоровье. Вот некоторые из этих форм:

1. Использование игровых обучающих ситуаций – организованных сюжетно-ролевых игр с коротким и простым сюжетом, основанных на жизненных событиях или литературных произведениях, знакомых детям.

2. Физкультурно-сюжетные занятия и физкультурно-валеологические занятия.

3. Интегрированные физкультурные занятия, объединяющие литературу, музыку и искусство. Они позволяют развивать интерес к физкультурно-оздоровительной деятельности с использованием различных художественных средств.

4. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) путем показа короткометражных видеофильмов с известными персонажами, которые представляют новые знания о здоровье.

5. Простейшая проектная деятельность включает создание условий, чтобы дети могли самостоятельно или вместе с взрослыми открывать новый практический опыт и анализировать его. В младшем дошкольном возрасте такие проекты обычно короткие и простые, и они часто проводятся с участием родителей. Например, создание коллекций предметов здоровья, или создание рисунков и поделок на тему ЗОЖ.

6. Ситуативно-имитационное моделирование (СИМ) предоставляет детям возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами в домашних условиях и моделировать угрожающие бытовые ситуации с учетом активной позиции ребенка.

Безусловно, приведенные формы не охватывают все возможности определения основных составляющих здорового образа жизни.

В заключение необходимо отметить, что формирование основ ЗОЖ у детей раннего возраста - это важная задача, требующая внимания и участия родителей и педагогов. Правильное питание, физическая активность, режим дня и положительный пример - ключевые компоненты ЗОЖ ребенка.

Литература:

  1. Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н. М. Амосов. – Москва: Сталкер, 2019. – 502 с.
  2. Бурда С.А. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста / С.А. Бурда, Н.Н. Кривунец. Молодой ученый. - 2018. -№ 46/
  3. Министерство здравоохранения Российской Федерации (официальный сайт): – URL: https://minzdrav.gov.ru/ru (дата обращения 18.11.2023г.).
  4. Ожегов. С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. Л.И. Скворцова. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. - Москва: Творческий центр Сфера, 2015. - 96 с.
  6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – период формирования жизненно важных умений и навыков, необходимых ребенку для его полноценного развития....

Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста в условиях дошкольной организации

Совершенствовать работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей всегда актуально....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – период формирования жизненно важных умений и навыков, необходимых ребенку для его полноценного развития....

Проект «Здоровячок» по формированию основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста

Содержание №НаименованиеСтр. Паспорт проекта3 Актуальность проекта4 Этапы реализации проекта6 Список литературы9 Приложение 110 Приложение 212...

Проект «В поисках здоровья» по формированию основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста.

Содержание №НаименованиеСтр. Паспорт проекта3 Актуальность проекта4 Этапы реализации проекта6 Список литературы9 Приложение 110 Приложение 214 Приложение 317...

План работы по самообразованию. Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста»

Совершенствовать работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей всегда актуально....