Физкультурно-досуговые мероприятия как средство формирования здорового образа жизни у дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

Сохранение здоровья детей является одним из приоритетных направлений государственной политики. Большая ответственность за здоровье детей возлагается на дошкольные образовательные учреждения. Главным направлением оздоровления детей и их развития является организация педагогического процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни в процессе физкультурно-досуговых мероприятий.

Автор: Нюйблом Виктория Андреевна, педагог дополнительно образования, ГБДОУ детский сад №15 Кировского района Санкт-Петербурга.

Сохранение здоровья детей является одним из приоритетных направлений государственной политики. Большая ответственность за здоровье детей возлагается на дошкольные образовательные учреждения. Главным направлением оздоровления детей и их развития является организация педагогического процесса. Образовательный процесс должен учитывать.

По данным всемирной организации здоровья, только 10% здоровья детей зависит от уровня медицины, 20% зависит т экологии и 20% от наследственности и 50% зависят от образа жизни ребенка. В дошкольном периоде формируется основание здоровья ребенка, так как именно в этот период идет интенсивный рост и развитие ребенка, формируются основные движения, формируется осанка и необходимые навыки, привычки, паттерны. Приобретаются базовые физические качества, формируются черты характера, на которых будет формироваться здоровый образ жизни. Наибольшее влияние на ребенка можно оказать посредствам досуговых мероприятий с участием сверстников и привлечением родителей. Физкультурно-оздоровительные мероприятия формируют у ребенка положительное отношение к спортивным мероприятиям, интерес к занятиям физическими упражнениями.

Теоретические аспекты изучения приобщения детей к здоровому образу жизни в процессе физкультурно-досуговых мероприятий

Физкультурный досуг должен проводиться в дошкольном учреждении 1-2 раза в месяц в каждой возрастной группе. Проведение спортивно-досуговых мероприятий проводится начиная с возраста 3-4 лет. Предпочтительное время для проведения мероприятий вечернее 16-17 часов, и в те дни, когда нет занятий физкультурой. Во время каникул занятия могут проводиться и в первую половину дня.

Физкультурно-досуговые мероприятия могут проводиться и в помещении, и на воздухе, продолжительность мероприятий должна составлять 20-40 минут, в зависимости от возраста детей.

Не следует проводить занятия продолжительное время, так как переутомление детей отрицательно сказывается на эмоциональном и физическом здоровье детей. А также, может сформировать у ребенка непринятие физкультурных мероприятий в будущем и наложить отпечаток на отношение ребенка к спорту в будущем.

Виды физкультурно-досуговых мероприятий

В ходе любого физкультурно-досуговых мероприятий производится решения сразу нескольких задач, которые способствуют развитию ребенка. Но одновременна ставится основная задача мероприятия, которая будет определять тематику, содержание мероприятия и будут определяться методы работы.

Классификация мероприятий:

1. По задаче

Формирование здорового образа жизни. Грамотно составленные подвижные игры и занятия в сочетании со сценарием, позволяют создать положительное отношение ребенка к физкультуре, личной гигиене, режиму дня.

Формирование интереса к физкультуре и спорту, к личным к спортивным событиям нашей мира. Особенностью данным мероприятий будет включение в их сценарий игр с элементами соревнования или командного взаимодействиями. То могут быть эстафеты, командные игры с мячом и др. Так же в таких мероприятиях особенное значение имеет смысловая нагрузка сценария мероприятия. Сценарий должен включать в себя познавательный материал о разных видах спорта, о спортсменах, олимпиадах, истории спорта.

Развитие творческой активности, инициативы, навыков работы в команде.

Демонстрация спортивных достижений. Такой вид мероприятий может быть завершением образовательной программы, или окончания учебного года. Подобные мероприятия обязательно должна содержать командные подвижные игры, и формировать у ребенка желание принимать участие в занятиях активными видами деятельности.

2. По двигательному содержанию:

- Комбинированный. Строится на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений. Его преимуществом является возможность привлечения детей 5-7 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников - к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в подвижных играх и забавах.

- Спортивные игры и соревнования;

- спортивные упражнения и сезонные виды спорта;

- подвижные игры, аттракционы, забавы;

- интегрированные, с включением элементов познавательной, изобразительной деятельности и т.п.

3. По методам проведения мероприятия можно разделить на следующие группы:

• Игровые.

• Сюжетные.

•. Соревновательные

• Творческие.

Классификация мероприятий в соответствии с методом является условным. В любом мероприятии используются различные методы воспитания и обучения. Классификация строится на основном методе, используемом в организации мероприятия.

4. По месту проведения

• мероприятия на спортивной площадке, стадионе;

• в природных условиях;

• в спортивном зале;

• в бассейне.

5. По возрастному составу детей

Как правило мероприятия проводятся для детей одой возрастной группы. Так же допускается участие родителей в соревнованиях семейного характера.

6. По виду инвентаря, пособий, которые используются для проведения мероприятия

• Занятия с использованием спортивного и туристического инвентаря.

• С использованием природного материала, когда мероприятие проводится на природе.

• С использованием инвентаря, созданного своими руками.

• С сюжетными игровыми пособиями, особенно часто такие мероприятия проводятся для детей младшего возраста

7. В зависимости от сезона – традиционная классификация мероприятий на основе сезонов года: осенние, зимние, весенние, летние.

Организация и методика проведения физкультурно-досуговых мероприятий

Содержание игр и умений должно основываться на основе опыта ребенка, его представлениях и знаниях о мире.

Подготовка к мероприятию включает в себя:

  • Составление сценария
  • Распределение ролей
  • Оформление площадки и зала
  • Подготовка спортивной формы

Проводить подготовку к мероприятию может и инструктор по физической культуре и воспитатель дошкольного учреждения.

Начало мероприятия. В назначенный для проведения мероприятия день с утра уже должна быть создана атмосфера ожидания всеобщего веселья. Каждый ребенок (или группа детей) вместе с инструктором по физкультуре, воспитателем или его помощником отвечает за конкретную часть подготовительной работы: кто-то разносит пригласительные билеты, кто-то расставляет скамейки, развешивает праздничные гирлянды, шары, устанавливает табло... Профессионализм организаторов заключается и в том, чтобы вовлечь в процесс подготовки мероприятия всех, не пресекать инициативу детей, а предоставить им возможность ощутить себя полноправными хозяевами мероприятия.

Праздник необходимо начинать в определённое заранее время, не допускать нарушение режима дня детей. Поэтому как правило выбирается время 16-17 часов дня.

Большое значение имеет внимательное отношение к каждому ребенку со организаторов мероприятия, поддержание радостного настроения, оказание помощи — все это помогает детям чувствовать себя уверенно на физкультурном мероприятии.

Длительность мероприятия зависит от возраста участников: 20-30 минут если детям 3-4 лет, 40–45 минут для детей 4–5 лет, 60 если детям 6–7 лет.

При составлении сценария мероприятия учитываются следующие требования:

  1. обеспечение постепенного повышения психической и физической нагрузки
  2. чередование физических нагрузок с эмоциональными разрядками
  3. чередование массовых заданий и индивидуальных
  4. оценка деятельности каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей
  5. сочетание знакомых для детей и вызывающих у них положительные эмоции игр и заданий с включением новых атрибутов.

Следует уделять внимание подбору музыки. Музыкальное сопровождение обеспечит

  1. эмоциональный настрой детей
  2. помогает синхронному выполнению физических упражнений
  3. заполняет паузы
  4. концентрирует внимание детей
  5. сигнализирует о начале и конце игры-задания.

Инструктор по физической культуре исполняя роль ведущего должен быть не только артистичен, но и умело управлять коллективом детей, знать и принимать во внимание их особенности. Регулировать физическую и эмоциональную нагрузку по ходу мероприятия.

Кульминацией мероприятия является сюрпризный момент. Содержание мероприятия зависит от возраста участников и вида мероприятия.

Для подведения итогов, учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста, и каждый участник должен получить приз. В конце необходимо сказать, что «победила дружба» или проводится награждение команд или участников по номинациям.

Физкультурно-оздоровительные мероприятие вносит неоценимый вклад в гармоничное физическое развитие детей.

Подведение итогов. Важная часть мероприятия - радость от участия, общения детей, и их совместной деятельности.

На мероприятии с ярко выраженной соревновательной направленностью важно своевременно оценивать выступление отдельных участников или команд. Для этого заранее выбирается жюри из трех-пяти человек и на видном месте размещается табло. Оно может быть традиционным или необычным (например, баскетбольные корзины, в которые забрасывают мячи - один за каждую победу команды). В конце заработанные командой очки или мячи подсчитываются. Другим вариантом подведения итогов может быть выстраивание башни из строительного материала: чья башня выше, тот и победил и т.п.

Хорошее впечатление от мероприятия создается при его правильном организационном завершении, подведении итогов, награждении участников. Следует заранее продумать формы поощрения детей за хорошее выполнение упражнений, первенство в эстафетах, находчивость и ловкость, проявленные в аттракционах и играх-забавах. Важно, чтобы на мероприятии не было побежденных, чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым от участия. Хорошо, если победителей награждают, принимая во внимание такие девизы, как «Главное не победа, а участие», «Побеждает дружба».

Награды, знаки внимания могут быть разными: памятные медали, вымпелы, значки, дипломы, эмблемы. Их применяют отдельно. Так, победители в каждом отдельном виде соревнований награждаются медалями сразу после их проведения, в конце всех видов соревнований получают памятные подарки. Наиболее целесообразны в воспитательном отношении коллективные награды. Они помогают сплочению детей, воспитанию у них чувства единства и командной поддержки. Команда-победитель может быть поощрена тем, что первой проходит круг почета, ей доверяется спуск флага соревнований. На следующем физкультурном мероприятии, например это команда может поднимать флаг.

Взрослым следует уделить внимание эмоциональным переживаниям детей, которые связанны с праздником, поддерживать у детей заинтересованное отношение к физической культуре, способствовать приобщению детей к полезному активному отдыху и к здоровому образу жизни.

Награждение должно проходить торжественно и весело, это важно для подкрепления положительного эмоционального опыта ребенка. Это позволит сформировать у детей стойкий интерес к занятиям физкультурой и физическими упражнениями, к своим достижениям в спорте, что является одним из условий формирования мотивации здорового образа жизни ребенка.

Практическая работа по приобщению детей к здоровому образу жизни по средствам физкультурно-досуговых мероприятий.

Работа с родителями.

Как показывает многолетняя практика, ни одно мероприятие не приносит таких хороших результатов, как мероприятия, проведенные совместно с родителями. Если задачи решаются совместно с семьей, то достигается не внедрение положительных паттернов здорового образа жизни в семью. Родители так же нуждаются в просвещении в сфере здорового образа жизни. Для работы с родителями используются различные методики:

  1. Родительские собрания на различные темы, затрагивающие основы формирования здорового образа жизни у ребенка.
  2. Круглые столы для мам, приобщенные ко дню матери, или 8 марта
  3. Проведение индивидуальных и групповых консультации по поводу закаливания детей и правильному питанию.
  4. Анкетирование родителей по вопросам формирования здорового образа жизни.
  5. Информирование родителей по средствам санпросвет бюллетеней.
  6. Создание газеты валеологической тематики для родителей
  7. Привлечение родителей к организации физкультурно-досуговых мероприятий.
  8. Привлечение родителей к проведению дней здоровья семьи в детском саду

Работа с воспитателями

Задача воспитателя заключается в помощи инструктору, как специалисту:

• в осуществлении страховки детей

• в контроле качества выполнения упражнений детьми

• в проведении индивидуальной работы с ослабленными детьми

Воспитатель может выступать в качестве ведущего спортивно-досугового мероприятия, а также, помогать инструктору по физической культуре в проведении мероприятия и организации участвующих в нем детей.

Воспитатель, обеспечивает осуществление оздоровительного режима, формированию здорового образа жизни, гигиенических навыков, развитие культуры движения у детей и профилактику заболеваний.

Как правило на воспитателя ложится большая ответственность по формированию у детей культуры здорового образа жизни и положительного отношения к спорту и физкультурно-досуговым мероприятиям.

В заключение хочется отметить, что методически правильно организованная работа в детском саду по проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий, подразумевает под собой следующие цели:

  1. Удовлетворение естественной потребности детей в движении.
  2. Своевременное овладение детьми двигательными навыками и умениями.
  3. Формировать положительной самооценки.
  4. Формирование положительной оценки и деятельности товарищей.
  5. Привлечение детей, а также их родителей к участию в спортивных мероприятиях и досугах.
  6. Формирование у детей и родителей основ здорового образа жизни.

Физкультурные праздники физкультурно-досуговые мероприятия являются важной формой организации досуга детей. А также они являются весьма эффективным средством для обучения детей физической культуре, формирования у детей желания занимать спортом. Физкультурно-досуговые мероприятия требуют подготовки со стороны сотрудников дошкольных учреждений и родителей. Физкультурно-досуговые мероприятия должны быть частью образовательных программ дошкольных учреждении. Формирование у детей положительного отношения к занятиям спортом, является основой для формирования здорового ребенка в будущем, здорового и полноценного члена общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства, методы и формы социально-культурной деятельности, направленные на формирование здорового образа жизни старших дошкольников.

Специфической функцией социально-культурной деятельности является рекреативно – оздоровительная. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, ценности здорового образа жизн...

Опыт работы по теме: «Активный отдых дошкольника как средство формирования здорового образа жизни».

Содержание работы направлено на обучение детей способам укрепления и сохранения  своего здоровья,  на совершенствование двигательных умений и навыков и формирование здорового образа жизни (я...

МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ КАК ИННОВАЦИОННОГО СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области реализации инновационных подходов к содержанию работы по формированию здорового образа жизни дошкольников. Задачи: 1. Формировать мо...

« Детский блог «За здоровьем на Алтай», как средство формирования здорового образа жизни у дошкольников подготовительной к школе группы».

Физкультурно – оздоровительный проект«Детский блог «За здоровьем на Алтай», как средство формирования здорового образа  жизни».предусматривает просвещение детей стар...

Мультипликация как средство формирования здорового образа жизни современного дошкольника.

Мультипликация как средство формирования здорового образа жизни современного дошкольника....