Особенности развития представлений о здоровом образе жизни у детей 4-5 лет с ЗПР
статья (средняя группа)
Задержка психического развития – это состояние, характеризующееся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) относиться к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы.
Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности. Они способны компенсироваться под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов
У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии.
Исследования показывают, что для формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ необходимо внедрение специальной педагогической технологии, включающей коррекционно-педагогическую и воспитательно-образовательную работу с детьми, организацию специальных методических мероприятий для педагогов и просветительскую деятельность для родителей.
Особенностью предлагаемой технологии является работа с детьми по формированию когнитивного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ.
Формирование представлений и навыков здорового образа жизни у дошкольников 4-5 лет с ЗПР в специально организованных условиях является одним из возможных путей улучшения их соматического, психологического состояния здоровья, а вместе с тем и улучшения успешности в учебной деятельности.
Для формирования представлений о здоровом образе жизни у детей с ЗПР нам необходимо использование специальной педагогической технологии, которая включает в себя коррекционно-педагогическую и воспитательную работу с детьми. Также нельзя забывать и о специальных методических мероприятиях для педагогов и родителей воспитанников.
Основной особенностью технологии явилась работа с детьми по формированию когнитивного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ. Формирование когнитивного компонента представлений о ЗОЖ включало образовательную и развивающую работу с детьми. Содержанием образовательной работы является сообщение детям новых сведений, а также закрепление их представлений, умений и навыков, способствующих формированию ЗОЖ. Содержанием развивающей работы было развитие у детей способности к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и деятельностью, способствующей ЗОЖ.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: занятия физкультурой; прогулки; рациональное питание; соблюдение правил личной гигиены, дружелюбное отношение друг к другу.
Так как именно эти компоненты в большей степени претерпевают изменения в связи со сменой режима жизни в первые годы обучения. В современном обществе для детей с ЗПР они являются наиболее необходимыми и важными в сохранении и улучшения здоровья и успешности в образовательной деятельности. Формирование навыков ЗОЖ развивается в ходе непрерывной образовательной деятельности.
Данная работа основывается на принципах:
принцип системного, комплексного подхода (работа должна вестись постоянно, в комплексе с родителями);
принцип доступности
наглядности.
В работе могут быть использованы основные виды и формы работы: занятия, беседы, прогулки, опыты, игры, досуги, соревнования, праздники, День здоровья, книжная выставка, выставка плаката, выставки изобразительной деятельности, оздоровительные и закаливающие мероприятия.
Чтобы добиться желаемого результата и улучшить, а также сохранить здоровье ребенка в период дошкольного детства, необходима ежедневная и кропотливая работа, в тесном сотрудничестве семьи и ДОУ, с опорой на основные принципы:
-Принцип научности – обоснование и подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
-Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и осуществление целенаправленной деятельности по приобщению к ЗОЖ себя и детей.
- Принцип комплексности и интегративности – решение задач приобщения к ЗОЖ участников образовательного процесса в системе учебно-воспитательного процесса во всех видах деятельности.
- Принцип адресованности и преемственности – укрепление связей между различными возрастными категориями, уважение норм и ценностей семьи, ориентация на развитие позитивного потенциала семьи.
- Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей и родителей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
думать и действовать иначе, способность признавать идеи и мнения других участников взаимодействия.
- Принцип толерантности – при котором допускается, что другие могут декларирует, что дошкольное образование – это особая образовательная ступень, которая требует соотнесения основных принципов со спецификой возрастных и психологических возможностей обучающихся.
Реализацию педагогической технологии формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников с ЗПР осуществляют в трех направлениях.
Первое направление «Я – человек. Что я знаю о себе?»
Цель: формировать представления детей о человеке как живом существе; об условиях, необходимых ему для жизни; об особых потребностях человека; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.
Основное содержание: человек – живое существо, обитающее на земле. Внешнее сходство людей, их различия по возрасту, полу, росту, телосложению, цвету волос, глаз и т. д. Для жизни человеку, как всем живым существам, нужны воздух, вода, пища, тепло, пространство. У человека есть особые потребности в жилище, общении с другими людьми, психологическом комфорте, познании. У каждого человека есть имя и фамилия, он живет рядом с родителями и другими близкими людьми. Человеку необходимо, чтобы его любили родные люди. В начале своей жизни каждый человек является ребенком и отличается от взрослых. Ребенок растет, учится общаться со сверстниками, развивается, познает мир. Для знакомства с окружающим миром необходимы органы чувств. Внутри человека находятся органы, которые помогают ему дышать, есть, перемещать кровь по организму, двигаться. Признаки здоровья и болезни человека.
Второе направление «Образ жизни человека и здоровье»
Цель: формировать представления детей об образе жизни человека; о ритмичности жизнедеятельности, режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе и досуге; о психологическом комфорте; о зависимости здоровья от образа жизни.
Основное содержание: условия жизни ребенка включают климатические условия, место проживания, бытовую обустроенность, психологическую ситуацию в семье и в детском саду. Деятельность ребенка как игровая и учебная, двигательная подвижность, общение, бытовые взаимоотношения. Деятельность каждого человека происходит в определенных условиях жизни и зависит от них. На здоровье человека влияют чистота тела, одежды и жилища, полезное питание, сон, отдых, прогулки, проветривание помещения, занятия физической культурой, закаливание, психологический комфорт. Потребности человека и их реализация. Ритмичность жизнедеятельности. Режимные моменты. Распорядок дня в детском саду и дома. Распределение и выполнение обязанностей в семье. Общение с другими людьми. Влияние образа жизни на здоровье.
Третье направление «Здоровый образ жизни в условиях большого города»
Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека; о составляющих здорового образа жизни, о значении ЗОЖ для здоровья человека; формирование поведения, способствующего ЗОЖ.
Основное содержание: факторы окружающей среды большого города, влияющие на здоровье человека: состояние воздушного бассейна, шум, большое количество людей, интенсивные транспортные потоки, территориальная удаленность значимых для человека объектов в городе, дефицит времени, рекламное пространство, недостаток общения. Значение растений для жизни человека в большом городе. Защитные функции растений. Лекарственные растения. Влияние природных факторов на здоровье человека. Выбор места для прогулки. Правила поведения на улице и в транспорте. Безопасный переход улицы. Встречи с незнакомыми людьми и животными на улице. Безопасное поведение на игровой площадке. Безопасное поведение дома. Укрепление здоровья с помощью закаливания, санитарно-гигиенических процедур, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, полезных продуктов, физкультурных занятий. Влияние на здоровье длительного просмотра телевизионных передач и компьютерных игр. Организация досуга в большом городе.
Реализация содержания каждого направления предусматривает несколько этапов.
Подготовительный (ориентировочный) этап – изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ; определение содержания, доступного старшим дошкольникам; планирование видов работы и организационных форм. Основной этап – сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора в рамках этой темы с опорой на различные виды деятельности.
Закрепляющий этап – закрепление и систематизация представлений детей о ЗОЖ.
Основные виды и формы работы на этом этапе: занятия, беседы, прогулки, опыты, игры, досуги, соревнования, праздники, выставки, оздоровительные и закаливающие мероприятия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 202.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 63 Невского района Санкт-Петербурга
Особенности развития представлений о здоровом образе жизни
у детей 4-5 лет с ЗПР
Автор: Воробьева Дарья Андреевна воспитатель
Санкт-Петербург 2025
Задержка психического развития – это состояние, характеризующееся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) относиться к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы.
Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности. Они способны компенсироваться под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов
У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии.
Исследования показывают, что для формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ необходимо внедрение специальной педагогической технологии, включающей коррекционно-педагогическую и воспитательно-образовательную работу с детьми, организацию специальных методических мероприятий для педагогов и просветительскую деятельность для родителей.
Особенностью предлагаемой технологии является работа с детьми по формированию когнитивного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ.
Рисунок 1- содержание каждого блока работы с дошкольниками
Формирование основ ЗОЖ у детей с ЗПР является основным условием их гармоничного и всестороннего развития.
Формирование представлений и навыков здорового образа жизни у дошкольников 4-5 лет с ЗПР в специально организованных условиях является одним из возможных путей улучшения их соматического, психологического состояния здоровья, а вместе с тем и улучшения успешности в учебной деятельности.
Для формирования представлений о здоровом образе жизни у детей с ЗПР нам необходимо использование специальной педагогической технологии, которая включает в себя коррекционно-педагогическую и воспитательную работу с детьми. Также нельзя забывать и о специальных методических мероприятиях для педагогов и родителей воспитанников.
Основной особенностью технологии явилась работа с детьми по формированию когнитивного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ. Формирование когнитивного компонента представлений о ЗОЖ включало образовательную и развивающую работу с детьми. Содержанием образовательной работы является сообщение детям новых сведений, а также закрепление их представлений, умений и навыков, способствующих формированию ЗОЖ. Содержанием развивающей работы было развитие у детей способности к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и деятельностью, способствующей ЗОЖ.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ: занятия физкультурой; прогулки; рациональное питание; соблюдение правил личной гигиены, дружелюбное отношение друг к другу.
Так как именно эти компоненты в большей степени претерпевают изменения в связи со сменой режима жизни в первые годы обучения. В современном обществе для детей с ЗПР они являются наиболее необходимыми и важными в сохранении и улучшения здоровья и успешности в образовательной деятельности. Формирование навыков ЗОЖ развивается в ходе непрерывной образовательной деятельности.
Данная работа основывается на принципах:
- принцип системного, комплексного подхода (работа должна вестись постоянно, в комплексе с родителями);
- принцип доступности
- наглядности.
В работе могут быть использованы основные виды и формы работы: занятия, беседы, прогулки, опыты, игры, досуги, соревнования, праздники, День здоровья, книжная выставка, выставка плаката, выставки изобразительной деятельности, оздоровительные и закаливающие мероприятия.
Чтобы добиться желаемого результата и улучшить, а также сохранить здоровье ребенка в период дошкольного детства, необходима ежедневная и кропотливая работа, в тесном сотрудничестве семьи и ДОУ, с опорой на основные принципы:
-Принцип научности – обоснование и подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
-Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и осуществление целенаправленной деятельности по приобщению к ЗОЖ себя и детей.
- Принцип комплексности и интегративности – решение задач приобщения к ЗОЖ участников образовательного процесса в системе учебно-воспитательного процесса во всех видах деятельности.
- Принцип адресованности и преемственности – укрепление связей между различными возрастными категориями, уважение норм и ценностей семьи, ориентация на развитие позитивного потенциала семьи.
- Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей и родителей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
думать и действовать иначе, способность признавать идеи и мнения других участников взаимодействия.
- Принцип толерантности – при котором допускается, что другие могут декларирует, что дошкольное образование – это особая образовательная ступень, которая требует соотнесения основных принципов со спецификой возрастных и психологических возможностей обучающихся.
Реализацию педагогической технологии формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников с ЗПР осуществляют в трех направлениях.
Первое направление «Я – человек. Что я знаю о себе?»
Цель: формировать представления детей о человеке как живом существе; об условиях, необходимых ему для жизни; об особых потребностях человека; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.
Основное содержание: человек – живое существо, обитающее на земле. Внешнее сходство людей, их различия по возрасту, полу, росту, телосложению, цвету волос, глаз и т. д. Для жизни человеку, как всем живым существам, нужны воздух, вода, пища, тепло, пространство. У человека есть особые потребности в жилище, общении с другими людьми, психологическом комфорте, познании. У каждого человека есть имя и фамилия, он живет рядом с родителями и другими близкими людьми. Человеку необходимо, чтобы его любили родные люди. В начале своей жизни каждый человек является ребенком и отличается от взрослых. Ребенок растет, учится общаться со сверстниками, развивается, познает мир. Для знакомства с окружающим миром необходимы органы чувств. Внутри человека находятся органы, которые помогают ему дышать, есть, перемещать кровь по организму, двигаться. Признаки здоровья и болезни человека.
Второе направление «Образ жизни человека и здоровье»
Цель: формировать представления детей об образе жизни человека; о ритмичности жизнедеятельности, режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе и досуге; о психологическом комфорте; о зависимости здоровья от образа жизни.
Основное содержание: условия жизни ребенка включают климатические условия, место проживания, бытовую обустроенность, психологическую ситуацию в семье и в детском саду. Деятельность ребенка как игровая и учебная, двигательная подвижность, общение, бытовые взаимоотношения. Деятельность каждого человека происходит в определенных условиях жизни и зависит от них. На здоровье человека влияют чистота тела, одежды и жилища, полезное питание, сон, отдых, прогулки, проветривание помещения, занятия физической культурой, закаливание, психологический комфорт. Потребности человека и их реализация. Ритмичность жизнедеятельности. Режимные моменты. Распорядок дня в детском саду и дома. Распределение и выполнение обязанностей в семье. Общение с другими людьми. Влияние образа жизни на здоровье.
Третье направление «Здоровый образ жизни в условиях большого города»
Цель: формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека; о составляющих здорового образа жизни, о значении ЗОЖ для здоровья человека; формирование поведения, способствующего ЗОЖ.
Основное содержание: факторы окружающей среды большого города, влияющие на здоровье человека: состояние воздушного бассейна, шум, большое количество людей, интенсивные транспортные потоки, территориальная удаленность значимых для человека объектов в городе, дефицит времени, рекламное пространство, недостаток общения. Значение растений для жизни человека в большом городе. Защитные функции растений. Лекарственные растения. Влияние природных факторов на здоровье человека. Выбор места для прогулки. Правила поведения на улице и в транспорте. Безопасный переход улицы. Встречи с незнакомыми людьми и животными на улице. Безопасное поведение на игровой площадке. Безопасное поведение дома. Укрепление здоровья с помощью закаливания, санитарно-гигиенических процедур, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, полезных продуктов, физкультурных занятий. Влияние на здоровье длительного просмотра телевизионных передач и компьютерных игр. Организация досуга в большом городе.
Реализация содержания каждого направления предусматривает несколько этапов.
Подготовительный (ориентировочный) этап – изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ; определение содержания, доступного старшим дошкольникам; планирование видов работы и организационных форм. Основной этап – сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора в рамках этой темы с опорой на различные виды деятельности.
Закрепляющий этап – закрепление и систематизация представлений детей о ЗОЖ.
Основные виды и формы работы на этом этапе: занятия, беседы, прогулки, опыты, игры, досуги, соревнования, праздники, выставки, оздоровительные и закаливающие мероприятия.
, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.)
Виды дидактических игр:
- Игры с предметами
Основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Одно из самых важных ценностей этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом и формой.
- Настольно - печатные игры
Благодаря настольно-печатным играм можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
- Словесные игры
Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Также, говоря о дидактических играх нам нельзя забывать про структуру таких игр.
Структура состоит, в первую очередь, из основных компонентов, в которые входят дидактические задачи, игровые действия, игровые правила и дидактические материалы, используемые воспитателем. Следующим и не маловажным стоит отметить дополнительные компоненты игр, в которые непосредственно входят: сюжет и роли, распределяемые среди дошкольников
Проведение дидактических игр включает:
#1054;знакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
#1054;бъяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
#1055;оказ игровых действий.
#1054;пределение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
#1055;одведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею.
По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Итак, игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности ребенка. Следовательно, из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что дидактическая игра имеет две основные цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок.
Однако важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала программы. Дидактическая игра является эффективным средством обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с задержкой психического развития. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении детей с ЗПР — это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка с взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта, являются подготовительными ко всем другим разделам и должны проводиться в первую очередь.
Сначала проводятся игры на выполнение заданий по практической ориентировке, затем — игры, основанные на зрительной ориентировке, а в дальнейшем игры, в которых дети должны опираться на приобретенные в процессе дидактических игр чувственный опыт и опыт обобщенный в слове, уметь оперировать образами-представлениями, вызванными этим словом.
Если говорить о дидактических играх как о средстве развития представлений о ЗОЖ, то можно выделить следующие задачи:
- закреплять правила поведения в опасных ситуациях;
- формировать представление о органах тела и их функциях;
- формировать желание заниматься спортом, изучаются виды спорта;
- закреплять правила поведения на солнце, на воде;
- формировать представление о микробах; дается понятие некоторых болезней и методах их профилактики; закрепляются знания о лекарственных и ядовитых растениях (грибах);
- закреплять умения: анализировать внешние отличия человека и животных, давать краткое описание человеческому организму.
Дидактические игры по формированию знаний о здоровом образе жизни связаны с познавательным развитием детей с ЗПР, что помогает обогащать знания детей новым содержанием, систематизировать полученные и накопленные знания.
Ценность дидактических игр, как средства формирования представлений дошкольников с ЗПР о здоровом образе жизни заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков в формировании представлений дошкольников о здоровом образе жизни. Дидактическая игра будит детское воображение. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач. Своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме.
Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности и имеют определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно, создают своеобразный микроклимат для формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
Вывод по главе 1
В первой главе работы мы рассмотрели теоретические аспекты роли дидактических игр в развитии представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР в психолого-педагогической литературе.
Проблема формирования основ здорового образа жизни является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных учреждений и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что средний дошкольный возраст является определяющим этапом, как в становлении жизни, так и в формировании основ здорового образа жизни. В этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития всех содержательных (соблюдение режима дня, двигательная активность и т.д.) и структурных (когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий) компонентов основ здорового образа жизни.
Воспитание дошкольника с ЗПР направлено на передачу детям определённых, первоначальных навыков, необходимых ему в дальнейшем для обучения в школе и просто для жизни.
Также мы выяснили, что дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности и имеют определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно, создают своеобразный микроклимат для развития представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с ЗПР.
Таким образом, при отборе дидактических игр, прежде всего, должны учитываться коррекционные цели и особенности развития детей с ЗПР, что позволит достичь положительной динамики в обучении и воспитании детей, имеющих отклонения в развитии.
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С ЗПР 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Выявление начального уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей с ЗПР -4-5 лет
Для дальнейшей работы нам необходимо выявить начальный уровень развития представлений о здоровом образе жизни детей с зпр 4-5 лет.
Мы подобрали диагностические методики, которые, на наш взгляд, выявили бы уровень развития представлений о здоровом образе жизни детей с зпр 4-5 лет.
Для диагностики нами был составлен комплекс заданий на базе методики выявления уровня представлений о здоровом образе жизни детей с зпр 4-5 лет, разработанной И.М.Новиковой. В основу данной методики входит комплекс заданий, направленный на выявление уровня развития представлений о здоровом образе жизни детей с ЗПР среднего дошкольного возраста.
Данная диагностическая программа направлена на исследование представлений детей о здоровом образе жизни 5.
Мы исследуем уровень представлений детей о здоровом образе жизни. Для этого, с опорой на материалы Е. Н. Васильевой, Л.Г. Касьяновой и разработки автора, был сконструирован оригинальный диагностический комплекс, включающий:
- беседу,
- диагностические задания,
- проблемные ситуации,
- рисуночный тест,
- вербальный тест,
- наблюдения за детьми в специально организованной игровой деятельности, в режимные моменты и в свободном общении.
Беседа
Беседа направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов:
Как ты думаешь, что такое здоровье?
От чего человек может заболеть?
Где человек может заболеть – на улице или дома?
От какой пищи человек будет здоров?
Зачем детям нужно спать днем?
Как люди лечат болезни?
Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как?
Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?»
Задание направлено на выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.
Педагог предлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем, что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Дима просил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большой конверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.
Диагностическое задание «Полезная покупка»
Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.
В качестве «товаров» могут быть использованы чеснок, лук, яблоко, зубная щетка, мыло, кукла, самолет, калейдоскоп. Педагог показывает на лежащие на столе предметы и говорит ребенку: «Это магазин, в нем можно сделать разные покупки. Выбери, пожалуйста, и купи то, что полезно для здоровья». Педагог фиксирует в протоколе последовательность выбора ребенком предметов и его объяснения.
Проблемная ситуация «Необычное угощение»
Задание направлено на выявление представлений о полезных и вредных для здоровья продуктах.
Ребенку предлагают войти в кабинет, где на столе стоит поднос с «угощением», а рядом со столом на полу лежит красивая груша. На подносе разложены несколько карамелек в фантиках, печенье, недоеденный леденец, банан в потемневшей кожуре, пирожное с двумя сидящими на креме мухами (пластиковые муляжи), обкусанная и неаккуратно завернутая шоколадка, недоеденная и неаккуратно завернутая шоколадная конфета, стакан с недопитым соком.
Педагог предлагает ребенку поднять с пола грушу, и говорит: «Вкусная груша, жаль, что она грязная. Давай положим ее на поднос. Смотри, здесь кто-то ел вкусную еду и немного оставил нам. Может, угостимся? Что ты выберешь?» В протоколе фиксируют последовательность выбора «угощения» только если ребенок настаивает на нем, несмотря на то, что его внимание обратили на недоброкачественность продукта. В этом случае «угощение» у ребенка забирают, разъясняют опасность употребления такого продукта в пищу и заменяют «угощение» полноценным продуктом.
Таблица 2.
Оценка показателей качественного анализа представлений детей о здоровом образе жизни.
Продолжение таблицы 2.
Продолжение таблицы 2.
При оценке результатов условным баллом оценивается каждый из выделенных критериев.
Успешность ответов детей на каждый вопрос беседы и выполнения 2–9 заданий диагностического комплекса можно оценить условным баллом К, отражающим уровень когнитивного компонента представлений, по формуле:
К = ВП + ВОС + ВОБ + ВС,
где ВП – оценка полноты представлений, ВОС – оценка осознанности представлений, ВОБ – оценка обобщенности представлений, ВС – оценка системности представлений.
Максимального значения 16 условный балл К достигает при высоком уровне каждого из выделенных критериев:
Кmax = 4 + 4 + 4 + 4 = 16;
минимального значения 4 условный балл К достигает при очень низком уровне каждого из выделенных критериев:
Кmin = 1 + 1 + 1 + 1 = 4.
Таким образом, ответы на вопросы беседы и выполнение заданий диагностического комплекса могут быть оценены в диапазоне от 16 до 4 баллов, на основании чего была предложена следующая шкала оценки уровней успешности:
высокий уровень – 16—13 баллов;
средний уровень – 12–9 баллов;
низкий уровень – 8–5 баллов;
очень низкий уровень – 4 балла.
2. Опросник по выявлению отношения к здоровому образу жизни родителей воспитанников ДОУ 5-6 лет (приложение 2).
Цель: определение отношения к здоровому образу жизни в семье воспитанников ДОУ 5-6 лет.
Опросник предназначен для родителей воспитанников ДОУ 5 лет с ЗПР. Заполняется родителями 1 раз перед началом опытно-поисковой работы. Опросник помогает определить отношение семьи к здоровому образу жизни и определить влияние родителей на данный процесс у ребенка.
На основании подсчета общего балла делается вывод о степени сформированности ценности здорового образа жизни в семье и влиянии семьи на формирование умений ЗОЖ у ребенка.
На основании оценки степени сформированности ценности ЗОЖ в семье, можно говорить о значимости ЗОЖ для ребенка и уровне сформированности представлений о ЗОЖ у ребенка, т.к. если в семье соблюдаются основы ЗОЖ, то ребенок имеет о них представление. Следовательно, на основании диагностической методики, определяющей отношение семьи к ЗОЖ, можно выявить уровень представлений о ЗОЖ у ребенка.
Предполагаемый результат:
#1054;владение детьми навыками ЗОЖ;
#1057;нижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;
#1057;овершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
#1055;овышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
#1057;тимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Мы предполагаем, что предложенные нами методики будут способствовать повышению уровня развития интонационной выразительности речи детей пятого года жизни.
Содержание проектной работы на формирующем этапе
Паспорт педагогического проекта, направленного на развитие представлений о здоровом образе жизни детей среднего дошкольного возраста с ЗПР
Участники проекта | Дети среднего дошкольного возраста c ЗПР, воспитатель. |
Адресация проекта | Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми 4-5 лет с ЗПР |
Проблема проекта | Низкие показатели развитие представлений о здоровом образе жизни детей с ЗПР 4-5 лет |
Проблемный вопрос проекта | Как обосновать использование диагностических методик, направленных на развитие представления о здоровом образе жизни у детей с ЗПР 4-5 лет |
Цель проекта | Разработка и апробация комплекса дидактических игр, способствующих развитию представлений о здоровом образе жизни у детей с ЗПР 4-5 лет |
Задачи проекта | Задачи для детей: Образовательные: 1.Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены. 2.Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий. Развивающие: 1.Развивать культурно-гигиенические навыки у детей. #1047;акрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Воспитательные: Коррекционные: #1050;орригировать внимание (произвольное,непроизвольное) #1050;оррекция долговременной памяти, #1050;оррекция зрительных восприятий, #1050;оррекция личностных качеств, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля,усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства. |
Задачи для педагога:
| |
Сроки реализации | 20 апреля - 17 мая (среднесрочный). |
Вид проекта | Информационно-практико-ориентированный, творческий. |
Продукт проекта | Картотека дидактических игр, способствующая развитию представлений о здоровом образе жизни у детей с ЗПР 4-5 лет. |
Ресурсы проекта | Технические: компьютер, проектор, экран; Материальные: канцелярские товары, листы А4, наглядно-демонстрационный материал. |
Особенности проекта | Проект направлен на развитие представлений о здоровом образе жизни у детей 4-5 лет с ЗПР посредством использования дидактических игр. |
Итоги проекта | Создание картотеки дидактических игр, способствующих развитию представлений о здоровом образе жизни у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста. |
Подготовительный этап:
- Планирование содержания проекта в образовательной области: физическое развитие.
- Отбор материал для будущего проекта.
- Создать условия для успешного проведения деятельности, направленной на развитие представлений о здоровом образе жизни детей 4-5 лет с задержкой психического развития
- Определить участников образовательного процесса
Деятельность детей | Деятельность педагога |
-Активно принимают участие в непрерывной образовательной деятельности | - Разработка перспективного плана работы по развитию представлений о здоровом образе жизни детей 4-5 лет с ЗПР -Подбор дидактических игр для развития представлений о ЗОЖ - Составление конспектов для проведения НОД -Проведение обработки, анализа полученных результатов - Определение эффективности проведенной работы. |
Ожидаемый результат по проекту:
Для детей:
- Укрепление физического здоровья детей
- Сформировать у детей осознание о необходимости и значимости здорового образа жизни.
- Совершенствование речевых и коммуникативных навыков, расширение словарного запаса детей.
Для педагогов:
- Развитие компетентности в применении современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
Заключительный этап:
- Организация заключительного занятия “Путешествие в страну здоровья”
- Подведение итогов проекта посредством оценки показателей качественного анализа представлений детей о здоровом образе жизни.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Были подобраны диагностические методики для определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
На основании анализа литературы и диагностических методик были
сформулированы критерии сформированности представлений о здоровом
образе жизни у детей 4-5 лет с ЗПР.
Мы предполагаем, что продуманная, целенаправленная педагогическая деятельность, включающая комплекс дидактических игр, направленных на развитие представлений о здоровом образе жизни детей 4-5 лет с ЗПР позволили сформировать у детей прочные осознанные знания о здоровом образе жизни.
Игровая деятельность позволит сделать процесс обучения интересным, занимательным и увлекательным.
Педагоги смогут использовать различные по содержанию игры и придумывать все их новые варианты в зависимости от достигнутого детьми уровня овладения знаний о здоровом образе жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровый образ жизни – это не только способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил здорового образа жизни.
Данная категория предусматривает выработку у человека ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, и на этой основе – выбор личностью своего поведения в различных сферах деятельности, позволяющих обеспечить физические, психические и социальные компоненты здоровья.
Реализация данного проекта направлена на развитие представлений о здоровом образе жизни у детей 4-5 лет с ЗПР, что способствует физическому и познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста.
Проект раскрывает формы работы с детьми, их родителями и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] / В.Г.Алямовская. - М.: 1993. - 122с.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1989 3. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье[Текст]: 2-е изд., перераб./ И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208с.
#1042;айнер, Э.Н. - Валеология [Текст] : Учебник / Э.Н. Вайнер. -Наука, Флинта, 2001(416с.)
#1042;асильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду[Текст] / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.
#1042;енгер, Л.А. Психология: учебник для вузов[Текст]/ Л.А. Венгер, В.С.Мухина. – М.: Академия, 2007. – 446 с.
#1042;оробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников[Текст] / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.
#1042;оронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Раздел 3. Дидактика. – М.,
2000 9. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец. – М.: Просвещение, 1978. – 240 с.
#1043;азман О.С. Каникулы: игра, воспитание. – М., 1988 #1044;еркунская, В.А. Здоровьесберегающих технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря) [Текст] / В.А.Деркунская // Управление дошкольным образовательном учреждением. - 2005. - № 3. - с. 119-122.
#1044;етство: Программа развития и воспитания детей в детском саду[Текст] / В.И.Логинова, Т. И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, . А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное.– 244 с– СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 255с.
#1044;оронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей [Текст] / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63.
#1047;айцев, Г.К. Уроки Мойдодыра. Пособие для детей 5-8 лет [Текст]–Акцидент.- 1994.
#1047;мановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект[Текст] / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36.
#1050;овалева, Е.Ю. Клуб Неболеек [Текст]: Программно-методический комплекс / Е.Ю. Ковалева, Г.В. Родина, Т.М. Жарова. - Смоленск, 2001.
#1050;озлова, С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика [Текст] / С.Н. Козлова, С.Н. Куликова. - Москва, 2000.
#1050;олбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях[Текст]/ В.В.Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. — с.139-147.
#1051;еонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст]/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1979. – С. 13 - 25.
#1051;исицын, Ю.П. Книга о здоровье[Текст] : Сборник // Сост.: Ю.В.Махотин, О.В.Карева, Т.Н. Лосева.– М.: Медицина, 1988.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Методика Е.Н. Васильевой, Л.Г. Касьяновой «Что я знаю о здоровье»
Цель: выявить уровень сформированности представлений о ЗОЖ у детей.
Структура методики: методика разработана на основе методики Е.Н.
Васильевой, Л.Г. Касьяновой, «Что такое здоровый образ жизни?» (беседа) и
содержит 18 вопросов, направленных на выявление уровня сформированости
представлений о здоровье.
Вопросы разбиты на 3 блока:
1 блок (6 вопросов) – содержит вопросы, выявляющие уровень
сформированности общих представлений о здоровье;
2 блок (6 вопросов) - содержит вопросы, выявляющие уровень
3 блок (6 вопросов) – содержит вопросы о соблюдении ЗОЖ ребенком.
0 баллов - ребенок не отвечает или отвечает неправильно
1 балл – ответ правильный, но однозначный, неразвернутый, требует
2 балла – ответ правильный, развернутый, не требует дополнительных
Подсчет баллов производится как отдельно по блокам, так и по методике в
целом. На основании результатов выделяют три группы детей:
Высокий уровень сформированности представлений о здоровье:
9 -12 баллов по блоку, общее 25-36 баллов – ребенок имеет представления о
здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на
сохранение и укрепление здоровья; о здоровье как о состоянии физического и
психологического благополучия организма; о природных и социальных
факторах вреда и пользы для здоровья; о некоторых способах укрепления
здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений,
полученных от взрослых. Ребенок активен и самостоятелен в своих суждениях
и высказываниях; его представления о здоровом образе жизни носят
элементарный, но целостный характер. Проявляет инициативу и
самостоятельность в оздоровительных, закаливающих и санитарно –
гигиенических мероприятиях на основе осознания их необходимости.
Практически на все вопросы дает адекватные, однозначные и исчерпывающие
ответы. Ребенок мотивирован к здоровому образу жизни.
Средний уровень сформированности представлений о здоровье:
8-5 баллов – по блоку, общее количество 24-13 баллов– ребенок имеет знания
о здоровом образе жизни, связывая его с некоторыми видами деятельности,
необходимыми для сохранения здоровья; о здоровье как состоянии человека,
когда он болеет; некоторые представления о природных и социальных
факторах вреда и пользы для здоровья. Он может проявлять инициативу и
самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-
гигиенических мероприятий, но она связана с его положительными
эмоционально-чувственным переживанием. Частично присваивает
переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную
деятельность. Не на все вопросы ребенок дает адекватные ответы, допускает
ошибки, затрудняется отвечать. Часть ответов все же сопровождаются
исчерпывающими комментариями.
Низкий уровень сформированности представлений о здоровье:
4-0 баллов – по блоку, общее количество - 12-0 баллов – ребенок имеет
представления о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет;
затрудняется объяснить значение для здоровья знакомых ему видов
деятельности. Не имеет представлений о влиянии на здоровье факторов
окружающей природной и социальной среды. Ребенок проявляет инициативу
и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно –
гигиенических мероприятий на основе подражания другим детям, но
осознанности и потребности переносить его в самостоятельную деятельность
не имеет. На большинство вопросов дает неадекватные ответы, допускает
множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем.
Бланк ответов на вопросы.
№п.п. | вопрос | балл | примечание |
1 блок |
|
| |
1 | Что такое «здоровье» |
|
|
2 | Какого человека можно назвать здоровым? |
|
|
3 | Что такое «здоровый образ жизни»? |
|
|
4 | Что такое «вредные привычки»? какие ты знаешь вредные привычки? |
|
|
5 | Что такое режим дня? |
|
|
6 | Что такое профилактика заболеваний? |
|
|
2 блок |
|
| |
7 | Что нужно делать человеку, чтоб быть здоровым? |
|
|
8 | Что нужно делать человеку, чтоб не заболеть? |
|
|
9 | Что нужно делать, чтоб не было вредных привычек? |
|
|
10 | Как нужно ухаживать за зубами? |
|
|
11 | Как нужно правильно питаться, чтоб быть здоровым? |
|
|
12 | Что значит – соблюдать личную гигиену? |
|
|
3 блок |
|
| |
13 | Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым? |
|
|
14 | Соблюдаешь ли ты режим дня? |
|
|
15 | Расскажи, в каких случаях ты моешь руки? |
|
|
16 | Как ты ухаживаешь за зубами? |
|
|
17 | Расскажи, как ты одеваешься в разное время года, чтобы оставаться здоровым |
|
|
18 | Делаешь ли ты зарядку дома/ в садике? Занимаешься ли каким-либо спортом? |
|
|
Итого баллов |
|
| |
Приложение 2
Опросник по выявлению отношения к здоровому образу жизни
родителей воспитанников ДОУ 5-6 лет
Цель: определение отношения к здоровому образу жизни в семье
воспитанников ДОУ 5-6 лет.
Методика проведения: опросник предназначен для родителей воспитанников
ДОУ с ЗПР 4-5лет. Заполняется родителями 1 раз перед началом формирующего эксперимента. Опросник помогает определить отношение семьи к здоровому образу жизни и определить влияние родителей на данный процесс у ребенка.
Инструкция: внимательно прочитайте утверждения, касающиеся
организации ЗОЖ в вашей семье. Обведите то, которое свойственно вашей
семье.
Обработка результатов:
На основании подсчета общего балла делается вывод о степени
сформированности ценности здорового образа жизни в семье и влиянии семьи
на формирование умений ЗОЖ у ребенка:
20-14 – высокий уровень сформированности ЗОЖ в семье
13-7 – средний уровень сформированности ЗОЖ в семье
6-0 – низкий уровень сформированости ЗОЖ в семье.
Приложение 3
Конспект открытого занятие по формированию ЗОЖ в средней группе с ЗПР «Путешествие в страну здоровья».
Цель: воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, желание закаливать свой организм.
Задачи:
Образовательная: способствовать формированию у детей потребности в здоровом образе жизни, умению следить за своим здоровьем самостоятельно, умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательная: умение использовать полученные знания и навыки для сознательного отношения к своему здоровью.
Развивающая: развивать память, внимание, фантазию, отвечать на заданный вопрос полным ответом.
Оборудование: зубная щетка, расческа, мыло, полотенце, плакаты, муляжи продуктов, корзины, бабочки.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как сегодня у нас много гостей. Давайте расскажем им о правилах здоровья, о том, что нужно делать, чтобы быть всегда здоровыми. Согласны? Тогда поздоровайтесь и пожелайте нашим гостям здоровья.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в путешествие. Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: За морями, за лесами есть чудесная страна. Страною Здоровья зовётся она! Как вы думаете, что значит быть здоровым?
Дети: Быть здоровым это значит быть сильным, не болеть, быть крепким, выносливым, не кашлять, не чихать, закаляться, есть больше овощей и фруктов.
Воспитатель: Отправляемся в путь, закройте глазки, покружитесь, в стране здоровья очутитесь. Смотрите перед нами преграда, страна здоровья на замке, чтобы пройти нужно отворить замок, но он не простой, а волшебный, чтобы он открылся нам нужно сделать волшебную пальчиковую гимнастику. Начнем?
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику).
Начинаем колдовать,
Двери в сказку открывать,
Хоть замочек очень крепкий,
Металлический и цепкий,
Мы его сперва покрутим,
А потом три раза дунем.
Покачаем – раз, два, три.
Дверь, замочек, отомкни.
Двери открываются,
Путешествие начинается.
Воспитатель: Ребята на чем можно отправится в путешествие?
(Ответы детей.) А я предлагаю на воздушном шаре. Отправляемся! И вот перед нами первый город. Посмотрите внимательно, в какой город мы с вами попали? Как он может называться? Почему вы так думаете? Чем дети занимаются на плакате? Правильно, и первая наша остановка в городе «Спорт». Здесь все жители занимаются спортом, чтобы быть здоровыми. Послушайте, какой в этом городе девиз:
«Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно! Только надо знать, как здоровым стать. Приучай себя к порядку, делай каждый день…»
Дети: Зарядку!
- Ребята, а для чего делают зарядку?
Дети: Чтобы проснуться, быть здоровым, зарядиться бодростью.
- Утро в этом городе начинается с зарядки! А вы, ребята, умеете делать зарядку? Давайте покажем.
На лесной полянке,
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает-
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движенье,
Очень ему нравится это упражненье.
Полосатенький енот
Изображает вертолёт:
Лапками машет назад и вперед,
Словно собрался в далёкий полёт.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны:
"Ты, волчишка, не ленись!
Вправо, влево наклонись,
А потом вперёд, назад,
Получишь бодрости заряд!
Воспитатель: Молодцы. Хороший город, он зарядил нас бодростью, и теперь мы сможем продолжать путешествие. Нас уже ждут в другом городе.
- Ребята, посмотрите вокруг какая чистота, вы, наверное, догадались в какой город мы попали? (Ответы детей.)
- Это город «Чистота».
(Раздается стук в таз) Что за шум, это кто к нам спешит? Угадали кто это? Это Мойдодыр, умывальников начальник и мочалок командир.
Мойдодыр: Что за гости к нам пришли и микробов нанесли ведь, наверное, с утра не умываетесь никогда.
Воспитатель: Уважаемый Мойдодыр, наши детки аккуратные, все знают о гигиене.
Мойдодыр: А вот мы и проверим.
1. Почему говорят: Чистота – залог здоровья.
2. Когда нужно мыть руки?
3. Сколько раз нужно чистить зубы?
4. Почему плохо быть грязнулей?
5. Что нужно делать, чтобы быть чистым?
Ну молодцы, а моих помощников не видели? Помогите мне их отыскать - отгадайте загадки.
- Гладко, душисто, моет чисто. (Мыло)
- Костяная спинка, Жестяная щетинка,
С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка)
- Оказались на макушке
Два вихра и завитушки.
Чтобы сделать нам причёску,
Надо что иметь? (Расческа). - Вафельное и полосатое,
Ворсистое и мохнатое,
Всегда под рукою -
Что это такое? (полотенце).
Мойдодыр: Какие вы молодцы, ребята. Все мои загадки отгадали.
Воспитатель: Мойдодыр, а мы с ребятами знаем игру «Банька». давай поиграем?
Игра-массаж «Банька» Ход игры: Дети встают друг за другом по кругу. Дети по очереди выполняют поглаживающие движения по спине, проговаривая слова: «Терли-терли свинки друг другу спинки». Дети поворачиваются лицом друг к другу, выполняя движения по тексту: «Мыли ушки, пяточки. Отмывали щечки. Парились веником, Парились березовым. Ух!».
Мойдодыр: Вижу, вы ребята смышленые, игры хорошие знаете. Хочу дать вам ответственное поручение. У меня есть картинки, на которых нарисованы хорошие и плохие привычки. Вам нужно к полезным привычкам прикрепить цветочек, а к плохим, вредным привычкам прикрепить колючку.
Воспитатель: Спасибо тебе, Мойдодыр, что напомнил нам правила гигиены, но нам пора отправляться дальше, до свидания. Ой, ребята, незадача, наш воздушный шар спустился. Что же делать? Какие будут предложения? (предположения детей) А давайте мы с вами превратимся в насосы и быстро исправим неприятность.
Дыхательная гимнастика «Насосы».
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь мы смело можем отправляться в путь. И вот мы прибыли в гости в город «Витамин», а в нем живет наш старый знакомый - Карлсон. Здравствуйте.
Карлсон: Здравствуйте, ребята! А у меня для вас гостинцы. Я много чего приготовил – здесь и чипсы, и хот-доги и газировка моя любимая.
Воспитатель: Карлсон, а ты разве не знаешь, что в твоих гостинцах много вредной еды. Есть надо продукты богатые витаминами, чтобы быть здоровыми и не болеть. Ребята давайте поможем разобраться Карлсону, где полезные, а где вредные продукты.
Игра «Полезно-вредно».
Дети раскладывают на два подноса полезные продукты и продукты, которые могут принести вред.
Карлсон: Вы хотите сказать, что газировку пить вредно? Желтая фанта – напиток для франта.
Воспитатель: Будешь фанту пить, смотри – растворишься изнутри.
Карлсон: В мире лучшая награда - это плитка шоколада.
Воспитатель: В мире лучшая награда - кисть большая винограда.
Карлсон: Знайте дамы, господа, Сникерс - лучшая еда.
Воспитатель: Будешь сникерсом питаться - Можешь без зубов остаться.
Карлсон: Я собою очень горд- Я купил сегодня торт.
Воспитатель: Фрукты, овощи полезней, Защищают от болезней
Воспитатель: Да, Вы – сладкоежка, так нечего и не поняли! Стыдно! Вы совсем отстали от новых научных открытий. Посмотрите сколько разнообразных вкусных, полезных продуктов нас окружает, а главное, сколько витаминов кругом.
Карлсон: Витаминов? А что такое витамины?
Воспитатель: Садитесь Карлсон рядом с детьми и слушайте. Я начну, а вы мне ребята поможете рассказать Карлсону про витамины.
У них, как и у вас, есть имена. Зовут эти витамины так: "А", "В" и "С". Все эти витамины живут в домиках. А домиками для них являются разные продукты, которые мы с вами видим и едим. Дети, посмотрите на эти картинки и назовите продукты, которые здесь изображены (Дети называют: мясо, рыба, масло, сыр, хлеб, яйца). Во всех перечисленных продуктах находятся наши витамины "А", "В" и "С". Поэтому все эти продукты очень важны и полезны для здоровья человека. Но больше всего витаминов в овощах и фруктах. Давайте поближе познакомимся с ними. Посмотрите, в красной одежде нас встречает Витамин "А" (воспитатель показывает картинку).
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен – Витамин "А". Его ещё зовут витамином роста.
Воспитатель:
В каких же овощах и фруктах содержится этот полезный Витамин? – морковь, тыква, помидор, апельсин, слива).Делается цветок. А сейчас нас встречает следующий Витамин "В" в синей одежде (воспитатель показывает картинку).
Если вы хотите быть сильными и иметь хороший аппетит, не хотите огорчаться и плакать по пустякам, быть в хорошем настроении, вам нужен - Витамин "В".
В каких же овощах и фруктах он встречается? лимон, яблоки, груша, бананы, малина,). А вот ещё один полезный витамин "С". Он одет в зелёную одежду (воспитатель показывает картинку).
Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен - Витамин "С". Его называют витамином здоровья.
В каких же овощах и фруктах встречается этот удивительных витамин? (арбуз, лук, ананас, смородина, огурец). Итак, дети, каждому человеку, чтобы хорошо расти, быть сильным и крепким, не болеть, иметь здоровые зубы, быстрее выздоравливать, нужен ЧТО? (Дети: "Витамины!").
- Какие красивые и полезные получились у нас цветы, и, посмотрите, на них сразу же слетелись бабочки. Ребята, чтобы мы хорошо видели, нужно принимать пищу богатую витамином “A”. В каких фруктах и овощах он встречается? Что нужно еще делать, чтобы глазки не болели?
Дети: Для глаз вредно смотреть много телевизор, сидеть долго около компьютера, смотреть на яркое солнце без очков. Для глаз полезно делать гимнастику.
Давайте и мы сделаем гимнастику для глаз, поиграем с нашими бабочками.
Бабочку мы в руки взяли,
с ней немножко поиграем.
Вдаль на бабочку смотри,
близко к носу поднеси.
Бабочки вправо полетели –
дети вправо посмотрели.
Бабочки влево полетели –
дети влево посмотрели.
Бабочки порхают,
детки глазками моргают!
Раз, два, три – глаза закрой.
Раз, два, три – глаза открой.
Карлсон : Спасибо, ребята, что помогли мне разобраться, где полезные, а где вредные для здоровья продукты. Я теперь буду, есть только полезные продукты, богатые витаминами. До свидания.
Воспитатель: Да, и наше путешествие по Стране Здоровья закончилось, пора возвращаться в д/сад. Закрыли глазки, покружились, в д/сад мы возвратились. Ну вот, мы и побывали в Стране Здоровья. Что же вы запомнили? Давайте дадим маленькие советы нашим гостям.
Каждый должен твердо знать
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься.
Руки мыть перед едой.
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
Вот тогда все люди в мире
Долго- долго будут жить.
И запомните- здоровье
В магазине не купить!
Воспитатель: Будьте здоровы!
Приложение 4
Тема: «Ребенок и здоровье»
Кому что нужно
Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.
Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.
1. Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).
Разложи картинки по порядку
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня
Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.
Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
Мой день
Цель: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учить находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.
Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.
Ход игры: Располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъёма до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.
Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».
Вариант2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребёнок продолжает.
Вариант3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.
Оденем куклу на прогулку
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице холодно (различные ситуации).
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
Что такое хорошо, что такое плохо
Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.
Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.
Ход игры: 1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»
2-ой вариант. Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.
Азбука здоровья
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: иллюстрации
Ход игры: Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
Где живет витаминка?
Дидактическая задача: знакомить детей с видами витаминов и их источником.
Игровые правила: Нужно выбрать картинку, и назвать какие витамины находятся в данном фрукте или овоще.
Игровые действия: выбор карточек и соотнесение их с изображением овоща или фрукта.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Игрок первой команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Далее наоборот: игрок второй команды показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а игроки первой команды называют витамины, которые в нем есть и показывают соответствующую картинку.
Утро начинается…
Дидактическая задача: приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.
Игровые правила: Нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.
Игровые действия: выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
Часы здоровья
Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания и видах деятельности.
Игровые правила: Нужно прокрутить стрелки на «часах здоровья» и определить полезность или вредность изображения.
Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.
Ход игры: 1 вариант. Воспитатель предлагает детям по очереди прокручивать стрелки на «часах здоровья», при этом периодически говорит: «Стоп». Игрок останавливает стрелку на «часах здоровья», рассматривает изображение, на которое она направлена и рассуждает о полезности или вредности того, что находится на картинке. Количество игроков 8-10 человек.
2 вариант. Совместить два круга часов и соотнести варианты картинок. Например, во время занятия – не кричать или перед сном не смотреть долго телевизор.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
Дерево здоровья
Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания.
Игровые правила: Нужно распределить картинки на листочках по соответствующим деревьям.
Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, выбрав для себя дерево «здоровья» или дерево «нездоровья» и включает легкую музыку.
Пока играет музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим деревьям. Как музыка остановилась, воспитатель подводит итоги выполнения задания. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
Будь здоров
Дидактическая задача: формировать привычку здорового образа жизни, закреплять знания у детей о полезных продуктах и видах деятельности.
Игровые правила: Нужно выбрать по очереди картинку с изображением продукта питания и вида деятельности и соотнести их между собой.
Игровые действия: соотнесение продукта питания с видом деятельности.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать, например, картинку с изображением моркови и спортсмена и соотнести их между собой: спортсмен для питания выбирает полезные овощи и т.д. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
Здоровье и цвет
Дидактическая задача: учить создавать определенный настрой на определенный вид деятельности с помощью цвета.
Игровые правила: Нужно соотносить определенный цвет с определенным видом деятельности.
Игровые действия: соотнесение цвета с соответствующим видом деятельности.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать цвет и соотнести с соответствующим видом деятельности:
Красный – возбуждающий, энергетический (занятия, экзамен, спорт);
Желтый – при напряженной работе глаз (пишут, рисуют, читают);
Синий, голубой – при напряженных физических нагрузках (отдых после физических нагрузок); Фиолетовый – ускоряет процессы регенерации (быстрое заживление после болезни); Оранжевый – для преодоления вялости (поют, танцуют); Зеленый – для создания положительного эмоционального фона (спальня, отдых);
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...

Рабочая программа "Физическое развитие. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни" для детей 1 младшей группы
В рабочей программе представлены содержание программы, подробный тематический план на один год....

Рабочая программа модуля «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»
Рабочая программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников составлена с учетом требований ФГОС ДО для работы с детьми средней, старшей, подготовительной к школе групп....

Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
Содержание и задачи воспитания детей подготовительной группы многочисленны. Особое место среди них занимают задачи, связанные с охраной здоровья детей и их физическим воспита...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Старшие дошкольники обладают особым потенциалом и являются наиболее перспективной возрастной категорией для формирования представлений о здоровом образе жизни. Ведь именно в дошкольном возрасте осущес...
Перспективный план на тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, развитие навыков самосознания и заботы о собственном здоровье....
Перспективный план на тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Перспективный план на тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»...
