Кладовая знаний для родителей.
консультация (подготовительная группа)

Кроттер Кристина Сергеевна

Консультация для родителей: культура трапезы, культура поведения за столом, этикет, сервировка стола. В рамках образовательной программы "Разговор о правильном питании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kladovaya_znaniy_dlya_roditeley.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение детский сад № 373 «Скворушка»

«Кладовая знаний для родителей»

Консультация: этикет, культура поведения за столом, культура трапезы, сервировка стола.

        Приготовила воспитатель              

        Кроттер К.С.

Г. Новосибирск 2025 г

«Воспитание у детей культуры поведения за столом»

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.

Уважаемые родители, обратите внимание на то, как ест ребенок и  каково его поведение за столом; умеет ли он пользоваться ножом и вилкой, полотняной и бумажной салфетками; знает ли он, что люди оценивают его по манере еды.

Овладение этими навыками следует начинать как можно раньше. Очень важно не упустить момент желания ребенка делать все самостоятельно! Своим стремлением помочь ему, сделать быстрее и аккуратнее вы оказываете ребенку медвежью услугу. Потому как неосвоенный в определенном возрасте навык создает потом трудности не только ребенку, но и вам.

Уже с раннего возраста желательно придерживаться следующих правил столового этикета:

на столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка;

за столом сидим с чистыми лицом и руками;

застолье проходит без крика и резких замечаний;

правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками;

Ребенок только взял в руку ложку и тянет ее ко рту, а мама уже ласково, спокойно и настойчиво должна приучать его держать ложку правильно, обязательно благодарим за еду и совместную трапезу.

Постепенно внушайте ребенку разумность этих правил и начинайте его этому обучать.

Конечно, детям нелегко соблюдать все эти требования. И поговорить хочется, и сидеть неподвижно трудно, и рад бы не пачкать, да не получается. Детям трудно заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Будьте терпеливы, хвалите и демонстрируйте уверенность в способностях ребенка - все это приведет к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.

Не следует просто перечислять правила. Постепенно, в игровой и шутливо-доброжелательной форме их надо довести до сознания ребенка. Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку, почему так делать нельзя. 

Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть «развалившись», то прольешь на себя суп из ложки…И помните, что Вести себя ДОМА нужно ТАК ЖЕ, КАК И В ГОСТЯХ! Никогда не делайте скидку «ничего страшного, он же дома! Здесь же все свои!» Ребенок искренне не поймет, почему дома ему разрешали (или не обращали внимания) есть торт руками и плеваться тем, что ему не нравится, а в гостях вдруг начали ругать!

Также как можно раньше посадите ребенка за общий стол. Пусть он сам подумает и объяснит, как можно за столом ухаживать за мамой и бабушкой, почему нельзя поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом, что делать, если на тарелке лежат сыр и ветчина, а хочется еще съесть шпроты.  Почему благодарим за угощение, а не отзываемся о нем плохо, если оно нам не понравилось. Приучая ребенка пользоваться бумажными и полотняными салфетками и столовыми приборами, нужно объяснить, что опытная хозяйка по расположению на столе салфетки или столовых приборов может определить желание гостя закончить или продолжить трапезу.

С 5-6-летнего возраста необходимо приучать пользоваться ножом и вилкой. Надо поддерживать у него возникший интерес к правильному поведению за столом. Взрослых нередко мучает вопрос: что и как едят. Родители могут создать своему ребенку необходимые условия, чтобы он, став взрослым, редко задавал себе подобный вопрос. Для этого надо обучить его правильно есть разные блюда: овощи, фрукты, сладости.

Целесообразно убедить ребенка, что лучше есть за столом. Расскажите ему о пищеварении, микробах, чистых и грязных руках. Желательно называть и другие причины: можно случайно кого-нибудь испачкать, а значит, огорчить; жующий на улице человек выглядит некрасиво. Став старше, ребенок, возможно, не придаст значения таким аргументам, но в раннем детстве мы воспитаем у него привычку, не есть на улице. Создайте особые условия для правильной и красивой еды. Например, в праздничном застолье старайтесь все делать правильно. Если ребенок за столом допустил оплошность, не следует его ругать, надо понять причину: у ребенка еще не закреплен навык, он волнуется, его еще не научили, слишком сложное для его возраста требование.

Только терпение и любовь родителей помогут ему освоить этикет, соблюдение которого столь важно в жизни каждого человека для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком.

Консультация для родителей  «Что мы знаем об этикете?»

Этикет — собрание правил, который регламентирует отношения между представителями различных групп населения, слоев, согласно их статусу в обществе.

Этикет и его правила негласно распространяются на поведение не только в общественной жизни, но и повседневной: в быту, дома, на работе, в гостях или публичных местах. Соблюдение этикета в любой ситуации характеризует человека как цивилизованную и культурную личность или члена общества.

С помощью этикета незнакомые люди имеют возможность общаться на языке, понятном каждому, и приходить к общей цели или решению.

И сейчас хотелось бы поговорить о соблюдении этикета за столом.

Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании детей, а уж обучение своего малыша правилам поведения за столом считают делом десятым. Вот и сводится оно в некоторых семьях к совершенно непедагогичным окрикам: «не чавкай, закрой рот и жуй, сядь прямо, не качайся на стуле, не хватай со стола до обеда…». На этом считают свою миссию оконченной. А бабушка точно знает, что через несколько лет за такого недоросля родителям придется краснеть. Или еще одна ситуация, малыш уже полчаса ковыряется в супе, выбирает из него то, что ему больше по вкусу, в итоге отталкивает тарелку, проливая содержимое на пол, на стол и на себя… Знакомая ситуация? Простительно, если ребенку всего год. А если уже четыре или пять? Где граница между детской неловкостью и отсутствием хороших манер? И когда надо начинать знакомить ребенка с основами этикета? Давайте разберемся, какими должны быть правила поведения детей за столом.

Этикет за столом для детей ничем особенно не отличается от этикета для взрослых. Вопрос состоит в том, как правильно объяснить малышу понятие этикета и научить его всем аспектам и нюансам поведения за столом.

На самом деле все очень просто: объяснить ребенку правила этикета за столом, можно начав с личного примера. Причем учить этикету ребенка можно в форме игры, в которой отсутствуют строгие правила и требования.

Например, обучая ребенка пользоваться ножом и вилкой, можно рассказать историю, о том, как выдуманный герой мультфильма, не зная правил этикета, вел себя за столом не правильно. Далее, можно рассказать о том, как другие выдуманные герои помогли ему справиться с проблемой. Такое обучение очень понравится вашему малышу, и ему будет намного интереснее слушать про героев мультфильма, чем просто запоминать правила, которые ему произнесены в поучительной форме.

Для того чтобы ребенок освоил обучение правильного использования столовых приборов, родителям  следует почаще сервировать стол согласно этикету. Таким образом, ребенок в самые кратчайшие сроки запомнит назначение каждого прибора и научится правильно орудовать ножом и вилкой. Кроме того, эти познания останутся в памяти на всю жизнь и став взрослым, у него не возникнет чувство неуверенности за столом.

Прежде всего, следует обратить внимание на позу человека за столом. Сидеть нужно прямо, непринуждённо, на всём сидении стула, а не на его краешке. Стул придвигается к столу на такое расстояние, чтобы не приходилось, сгибаться в три погибели, тянуться к тарелку, но и не так близко, чтобы появилось желание опереться локтями о стол. На столе могут находиться только кисти рук. Если какое-то блюдо едят одной рукой, то другая должна находиться на столе, а не под ним.

Не стоит низко наклоняться над тарелкой, чтобы не быть похожим на птицу, «клюющую зёрна» При еде нельзя издавать никаких звуков. Есть нужно бесшумно, стараясь не стучать приборами о тарелку.

Ложку держать большим и указательным пальцами, при этом ручка её как бы лежит на среднем пальце. Никогда не следует наполнять её до краёв. К губам ложку подносят немного наискось и в рот не засовывают. При пользовании приборами, чашками, стаканами пальцы должны быть сложены вместе.

Вилку держать левой рукой, а нож – правой так, чтобы ручки находились в ладонях, а указательные пальцы опирались на ручку сверху. Выпуклая часть вилки обращена кверху, но когда едят мягкую пищу, выпуклая часть может быть снизу, как у ложки, так легче и удобнее брать гарнир и т. п. Разрезая кушанье, вилку и нож держат наклонно к тарелке, никогда при этом вилку не ставят вертикально. Если едят вилкой и ножом, их всё время держат в руках: даже в тот момент, когда пользуются одной вилкой, нож не откладывают. Но если подано блюдо, которое можно есть без ножа, то вилку держат правой рукой, помогая при необходимости кусочком хлеба. Но не нужно использовать для накладывания пищу на вилку. Им можно только поправлять то, что ею берёте. Мясо отрезают с одного края небольшими кусочками движением ножа к себе. Нельзя сначала всё нарезать, а потом пользоваться одной вилкой. Только для самых маленьких тех, кто не научился ещё самостоятельно пользоваться ножом, можно отступить от этого правила: нарезать весь кусок мяса сразу. Нельзя разговаривать во время приема пищи.

Недаром, существует поговорка: «Когда я ем, я глух и нем». Это золотое правило этикета, благодаря которому ребенок учится хорошо пережевывать. Чем спокойней и медленнее ребенок жует, тем пища лучше переварится.

А вот такие слова, как «СПАСИБО»«ПОЖАЛУЙСТА»«ПРИЯТНОГО АППЕТИТА», наоборот приветствуются.

Родительский пример - вот тот урок, который лучше всего усваивается детьми. Если мама или папа будут аккуратно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами, мыть руки перед едой, правильно сидеть за столом и не вести разговоры, то овладение навыками правильного поведения за столом не заставит себя ждать.

Формирование культуры трапезы

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка, важная составляющая которого – правильное питание, не только с рациональной точки зрения, но и с точки зрения этических норм. Проблема формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни, культуре питания – актуальный аспект в работе педагогов дошкольных учреждений. Часто родители теоретически понимают важность расширения представлений ребёнка о рациональном питании (объём пищи, последовательность её приёма, разнообразие в питании, питьевой режим), но на практике действуют иным образом, сталкиваясь с множеством объективных и субъективных проблем. Такое противоречивое поведение взрослых не способствует укреплению здоровья детей. Повышение компетенций родителей в данном вопросе – необходимое звено в общем взаимодействии взрослых, воспитывающих дошкольника. Формирование навыков правильного питания должно проходить в системе «педагог – ребёнок – родитель». И мы, уважаемые родители, очень надеемся на вашу поддержку и понимание!

Культура приёма пищи неотделима от режима питания. Он определяется временем и кратностью приёма пищи, длительностью промежутков между ними и распределением калорийности по каждому приему. Культура приёма пищи – это и сервировка стола, и культура поведения за ним, и умение пользоваться столовой посудой и приборами. Эти навыки необходимы не только в праздничные дни или во время посещения мест общественного питания, но и в будни. Они являются одной из характеристик культурного уровня человека. Давайте попробуем разобраться вместе и рассмотрим некоторые аспекты, способствующие формированию навыков культуры приёма пищи.

У каждого ребёнка есть свои привычки и вам придется считаться с ними. Часто дети отказываются есть нелюбимую или незнакомую пищу. Здесь стоит пойти на компромисс, например:

ü можно уменьшить порцию, убрав часть гарнира, делая акцент на том, что порция меньше;

ü нарезать бутерброд или яблоко на несколько частей, так ребёнок съест, сколько сможет;

ü интересно и красиво украсить блюдо;

ü замаскировать незнакомую пищу уже знакомой.

На что надо обратить внимания до, во время еды и после.

·     Перед приёмом пищи, желайте друг другу «приятного аппетита!»

·     Во время приёма пищи на чистом столе должны находиться предметы, необходимые для трапезы: солонка, хлебница, салфетница и по возможности, ваза с цветами.

·     Последовательность блюд должна быть постоянной.

·     Перед ребёнком можно ставить только одно блюдо.

·     Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни холодным.

·     Не надо разговаривать во время еды, тем более с набитым ртом.

·     Рот и руки – вытирать бумажной салфеткой.

·     Не ставить локти на стол.

·     Обращать внимание на то, чтобы ребёнок кушал с закрытым ртом.

·     Перед приёмом пищи и после, обязательно мыть руки!

·     После окончания еды ребёнка нужно научить полоскать рот.

Хорошим примером могут быть сами родители!

Чего не следует допускать во время еды:

ü громких разговоров и звучания музыки;

ü понуканий, поторапливания ребёнка;

ü насильного кормления или докармливания.

ü осуждения ребёнка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов;

ü неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.

Советский и российский писатель Владимир Леви, в своей книге «Нестандартный ребёнок», описывает приёмы правильного отношения к приёму пищи, в первую очередь родителей.

Как не надо кормить ребёнка.

Семь великих и обязательных «не»:

1. Не принуждать. Поймём и запомним: пищевое насилие – одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический, и психический. Если ребёнок не хочет есть, значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только чего-то определённого, значит, не нужно именно этого! Никаких принуждений к еде! Никакого «откармливания»! Ребёнок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.

2. Не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения предложения. Ни в коем случае не делайте этого!

3. Не ублажать. Еда – не средство добиться послушания и не средство наслаждения; еда – средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетками вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.

4. Не торопить. Еда – не тушение пожара. Темп еды – дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна. Если приходится спешить в школу или куда-нибудь ещё, то пусть ребёнок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит ещё один не дожёванный кусок.

5. Не отвлекать. Пока ребёнок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако, если ребёнок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, он не голоден.

6. Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребёнок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи. Не приставать, не спрашивать: «Ты поел? Хочешь есть?» Пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно – так, только так! «… а как же кормить?». Очень просто. Какое-то время еда должна быть в пределах досягаемости, на виду у ребёнка. Если младенец, то дать грудь при проявлении беспокойства. Если малыш, то безнасильно увлечь к столу, не удерживая, однако, если не хочет. Если ребёнок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть – всё, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь.

7. Не оставляйте без внимания детали. Подавайте здоровый пример. Желательно – во всех отношениях… Даже в таком, казалось бы, элементарном вопросе, как кормление чада, речь идёт не только о здоровье физическом. «Как не надо кормить», «как кормить» – это и как себя вести, и как мыслить и чувствовать...

Уважаемые родители! Я очень надеюсь, что всё сказанное выше, будет полезно вам и вашему ребёнку.

 

Посмотрите за своими детьми во время еды, посмотрите на себя …  

Чего бы вы не хотели увидеть в ваших детях, когда они повзрослеют?

Желаю вам культурной трапезы всегда и везде!

                    Памятка для родителей: «Сервируем стол»

      А теперь несколько слов о самой сервировке стола и правилах поведения во время приема пищи. Если вы обучаете ребенка раскладывать столовые приборы на столе, то должны, прежде всего, сами знать, как правильно ставить тарелки и стаканы, куда класть ложки и вилки. Итак, стол лучше накрывать скатертью, украшать в меру, продумывать цветовую гамму и сочетаемость предметов. Справа от тарелки кладется суповая ложка, затем, если потребуется, нож, слева – вилка. Десертную ложку нужно класть над тарелкой повернутой влево, десертную вилку – там же, но повернуть вправо. Стаканы и бокалы ставятся над  ножом, салфетки кладутся на тарелку либо слева от вилки. Чем чаще вы будете сервировать стол, используя данные правила, тем быстрее запомните. А малыш будет вам напоминать. Давайте вместе вспомним, как правильно вести себя за столом.

     Прежде всего, проверьте, правильно ли вы сидите. От живота до края стола вас должно отделять расстояние, равное одному кулаку. Сидеть следует прямо, не сгибаясь над тарелкой. Это важно объяснить и ребенку, так как практически все дети горбятся за столом. Нельзя класть локти на стол.

     Считается, что прием пищи следует начинать тогда, когда хозяин дома первым берет в руки салфетку. Следом за ним должны брать свои салфетки и все остальные. Тряпичные салфетку, обычно,  кладут на колени, а рот и руки вытирают бумажной.

     С общего блюда еду брать можно только общей ложкой (вилкой или щипчиками). Не путайтесь со своими приборами: твердую пищу едят ножом (держат в правой руке) и вилкой (в левой руке), мягкие мясные блюда (котлеты) всегда едят без ножа. Как только вы закончите есть, положите приборы на тарелку (а не на скатерть).

     Не торопитесь! Ешьте маленькими кусочками! При этом принято от ломтика хлеба отламывать, а не откусывать кусочки и есть порциями. Если вы едите суп и осталось еще немного на донышке, слегка приподнимите тарелку от себя (а не к себе).

     Чайной ложкой мешают чай,  не вынимая из чашки, кладут на блюдце.

     Важна и тема разговора. Нельзя говорить о болезнях, недугах, критиковать  людей, ругаться и ссориться, нельзя разговаривать с человеком, сидящим далеко от вас, это может мешать остальным.

     Любой кусочек пищи, попавший в рот, должен быть съеден. Исключение составляют кости и фруктовые косточки – их нужно вынуть изо рта аккуратно и незаметно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара - практикума "В страну знаний" с родителями

Познакомить родителей с играми, способствующими  развитию у детей познавательных процессов...

Анкета для родителей "Кладовая здорового питания"

Уважаемые мамы и папы!Предлагаем Вам откровенно ответить на вопросы нашей анкеты.Нужные ответы подчеркнуть.1.Удовлетворяет ли Вас, в целом, питание ребенка в детском саду?данет2. Интересуетесь л...

Презентация " Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей"

Ян Амос Коменский был основоположником педагогики  нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы....

Пропаганда педагогических знаний среди родителей

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Но воспитывать детей невозможно без опреде...

Учитель-логопед - кладовая знаний

Учитель - логопед - кладовая знаний...

Консультация для родителей «Правовые знания для родителей!»

Специальным документом, посвященным правам детей, стала Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, на принципах которой должна была базироваться госуда...

Консультация для родителей "Правовые знания для родителей"

Специальным документом, посвященным правам детей, стала Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, на принципах которой должна была базироваться госуда...