Рабочая программа «Азбука здоровья»
рабочая программа

Ирина Александровна Прохорова

Составлена с учетом требований Федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_azbuka_zdorovya_4.docx327.05 КБ

Предварительный просмотр:

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность Программы
  3. Цели и задачи реализации Программы
  4. Педагогические принципы и подходы к формированию Программы
  5. Планируемые результаты освоения Программы
  6. Материально– техническое и дидактическое обеспечение Программы II. Организация деятельности по Программе

III. Содержание деятельности по Программе

IV. Методическое обеспечение Программы V. Список литературы

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма,  его

социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

«направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия...» (п.1.6  ФГОС ДО).

«Физическое развитие включает приобретение опыта в ... становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами...» (п. 2.6 ФГОС ДО).

Современный детский сад создаёт максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый ребёнок рос здоровым и хорошо развивался. Но при всём этом очень важно не упустить те возможности, которые дает детство в формировании у ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе, к своему здоровью.

На протяжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней. Из этого следовало, что здоровьем должен заниматься врач. Однако со временем всем стало понятно, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не захочет и не будет над этим трудиться.

Именно поэтому одной из важнейших задач образовательной области "Физическое развитие" ФГОС ДО является необходимость воспитания у молодого поколения отношения к здоровью как к жизненной ценности.

Рабочая программа «Азбука здоровья» для детей старшего дошкольного возраста (далее – Программа), направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.

Адресат        Программы.        Программа предназначена        детей дошкольного возраста

Сроки реализации Программы. Программа рассчитана на 2 год.

Время реализации (в организованной образовательной деятельности) для детей средней группы - 10 часов, для детей старшей группы – 12 часов.

Форма организации – очная.

Особенности организации деятельности - Программа реализуется в форме проектов не только в организованной образовательной, но и в совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов, в самостоятельной детской деятельности, во взаимодействии с семьями, что способствует не только формированию начальных представлений о ЗОЖ у детей, но и формированию взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, всестороннему развитию личности ребенка.

  1. Актуальность Программы

В современных условиях модернизации дошкольного образования большое значение необходимо придавать состоянию здоровья детей дошкольного возраста, а потому педагогам и родителям особое внимание следует обращать на формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному здоровью. Для этого надо не только говорить о значении здоровья для человека, но и вносить в повседневную жизнь детей элементы ценностного отношения к здоровью, прививать дошкольникам полезные привычки и навыки. Другими словами, взрослые должны всеми доступными средствами способствовать формированию у детей дошкольного возраста культуры здоровья.

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая педагогами, родителями работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в детском саду, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима, двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Программа представляет собой комплексную программу формирования у детей дошкольного возраста знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию каждого ребёнка, достижению планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования.

  1. Цель и задачи Программы

Цель Программы: сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и использованию полученных знаний        на практике.

Задачи программы:

  • сформировать у детей представление о позитивных факторах, влияющих на их здоровье;
  • научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • научить детей выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать у детей представления о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать у детей представление о рациональной организации режима дня, занятий и отдыха, двигательной активности, научить составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

-дать детям представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.);

  • дать детям представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать у детей потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья;
  • организовать просветительскую работу с родителями по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни, о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • вовлекать родителей воспитанников в совместную работу по привитию необходимых практических навыков и умений здорового образа жизни;
  • сформировать у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
  1. Педагогические принципы и подходы к формированию Программы В основу Программы положены принципы:

  • Принцип актуальности отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство воспитанников с наиболее важной гигиенической информацией.
  • Принцип доступности, в соответствии с которым предлагается оптимальный для усвоения объем информации, предполагающий сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Принцип предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
  • Принцип положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа - показ положительных примеров. Это более эффективно, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
  • Принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе осуществления содержания
  • Принцип системности позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы Программы
  • Принцип сознательности и активности направлен на повышение активности воспитанников в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни

Принципы взаимодействия с родителями:

  • Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия — принцип без которого все попытка наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Пониматьи доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Чем чаще педагог жалуется на неудачи и неумения ребенка, тем тяжелее найти взаимопонимание  и  поддержку  со  стороны  родителей.  В  конечном  счете,  педагог

«расписывается» в бессилии и своейнекомпетентности.

  • Принцип «Активного слушателя» - это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.
  • Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила здорового образа жизни.
  • Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают: «Говорят не кури, а сами курят». Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.
  • Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников здорового образажизни.
  • Принцип жизненного опыта. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он пригодится, и вы не набьете лишних «шишек» в общении с детьми.
  • Принцип безусловного принятия. Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, и т.д., а просто так, зато, что он есть!

  1. Планируемые результаты освоения Программы

4-5 лет

Сформирована привычка следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей: при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

Есть умения быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.

Умеют соблюдать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Сформированы начальные представления о здоровом образе жизни, особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Знают особенности организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).

Имеют представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода—наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье, о зависимости здоровья человека от правильного питания.

Сформулировано умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

Расширены представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. Есть представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь,выполнять его просьбы и поручения). Умеют характеризовать свое самочувствие и возможности здорового человека.

Расширены представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде. Сформулированы у детей потребности в здоровом образе жизни. Привит интерес к физической культуре и спорту и желаниезаниматься.

Познакомлены с доступными сведениями из истории олимпийского движени

Знают основы техники безопасности и правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

5-6 лет

Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Умеют  самостоятельно  выполняет  доступные  возрасту  гигиенические  процедуры,

соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Усвоили основные культурно-гигиенические навыки (быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, поласкает рот после еды, моет ноги перед сном, правильно пользуется носовым платком и расческой, следит за своим внешним видом, быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви).

Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе ивидах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).

Формы отслеживания и фиксации результатов.

Мониторинг проводится в соответствии с Картами индивидуального развития ребенка в начале каждого учебного года (сентябрь) и в конце (май).

Форма фиксации результатов – Карта индивидуального развития ребенка.

Организуются семинары-практикумы, консультации для родителей, открытые показы, дни здоровья, развлечения.

Написание творческих работ, проектов.

Ведется календарный План работы группы, в котором отражена работа по ЗОЖ.

  1. Материально-техническое обеспечение Программы

Для реализации Программы необходимо:

  • Уголки в группах;
  • Наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации, фотографии, картины, слайды по проблеме;
  • Библиотечка книг;

Методическое:

  • теоретическая и методическая литература,
  • периодическая печать,
  • материалы по передовому педагогическому опыту.

  1. Организация деятельности по Программе

Для реализации Программы необходимо, прежде всего, создание социальной ситуации развития детей в детском саду.

Социальная ситуация развития – социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека по следующим показателям:

  1. организация жизни детей в группе
  2. стиль взаимоотношения воспитателя с детьми
  3. воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества 4.вовлечение родителей в образовательный процесс

Организация жизни детей в группе.

  1. Четко налажена жизнь детей и режим.

Рационально составленный распорядок дня способствует формированию «динамических стереотипов». Важно помнить, что неадекватные нагрузки на организм ребенка ведут к замедленному развитию и отклонению в соц. развитии. К этим же последствиям ведет сокращение длительности прогулок, времени для самостоятельных занятий, дефицит двигательной активности.

  1. Постоянное эмоционально- практическое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
  2. Создана развивающая предметно-пространственная среда.
  3. Среда в группе психологически комфортна для детей.

Стиль взаимоотношений воспитателей и детей.

Демократический стиль – воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к детям. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети.

Воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества.

  1. воспитание у детей осознанного отношения к нормам поведения в обществе сверстников.
  2. помощь в осуществлении прав каждым ребенком в кругу сверстников.

В профессиональной деятельности необходимо опираться на возрастные нормы поведения детей.

Взаимодействие с родителями.

Необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс: консультации, семинары- практикумы, информирование о задачах развития и достижениях ребенка.

Воспитание культуры здоровья участников образовательного процесса.

Формы работы

Приобретение        познаний о

Просветительская работа с

Преемственность со школой по

здоровье,        здоровом        образе

родителями (лекции, беседы,

вопросам,        связанных с

жизни,        возможностях

тематические собрания,

воспитанием        культуры

человеческого        организма, об

совместные детско-

здоровья

основных        условиях

родительские мероприятия

и        способах        укрепления

(физкультурные праздники,

здоровья        (в        ходе        занятий,

развлечения и т. п.)

бесед, развлечений, просмотра

индивидуальные

учебных фильмов, в        системе

консультации, групповые,

дополнительного образования,

стендовые, на сайте ДОУ и

включаявстречи        со

т.п.)

спортсменами)        тренерами,

представителями профессий,

предъявляющих        высокие

требования к здоровью)

Программа содержит компонент, который конкретизируется с учетом социального статуса семьи, контингента воспитанников и заинтересованности педагогического состава ДОУ. Она состоит из ряда направлений, каждый из которых включает комплекс тем.

I направление. «Самопознание»

Обучающий компонент. Строение организма человека. О симптомах заболевания. О критериях здоровья.

Воспитывающий компонент. Воспитывать желание быть здоровым.

  1. направление. «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний».

Обучающий  компонент. О  функции  кожи.  Строение  зубов.  Микробы.

Взаимодействие человека с микробами.

Воспитывающий компонент. Воспитывать устойчивые культурно-гигиенические привычки.

  1. направление. «Питание и здоровье».

Обучающий компонент. О полезных и вредных для здоровья продуктах. О содержании витаминов в продуктах. Использование фруктов, овощей в приготовлении пищи.

Воспитывающий компонент. Традиции в семье, в организации семейного стола.

I V направление. «Культура потребления медицинских услуг».

Обучающий компонент. Обращение с лекарственными препаратами. Знание о пользе и вреде медикаментов.

Воспитывающий компонент. Устойчивые знания по применению лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии родителей.

Комплексно-целевая работа по формированию ЗОЖ у старших дошкольников

Разделы

Содержание

Планируемые результаты.

Самопознание

  • Мой организм. Важно уточнить знания детьминазваний и

местоположения разных органов чувств и частейтела у

себя, здоровье и болезнь.

Дети могут назвать органы и частитела. Чем отличается здоровый человек от больного.

Гигиеничес кие правила

и предупрежд ение

инфекционных заболеваний

  • Гигиена тела. Кожа,

Функциональное назначение. Уходза кожей, волосами и ногтями.

  • Гигиена полости рта. Общее представление о ротовой полости.Уход за зубами.
  • Гигиена деятельности и двигательной активности.

Режим дня. Активный и пассивный отдых. Сон. Гигиенаорганов зрения, слуха.

  • Профилактика инфекционныхзаболеваний. Микромир: микробы.

Взаимодействие

человека смикромиром

«Хорошие» и

«Плохие» микробы.

Представление об

инфекционныхзаболеваниях. Способы

«пассивной» защиты от болезни:мытье рук,

чесночная и луковая терапия.

Ребенок должен быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры, поддерживать в чистоте игрушки в группе и дома.

Дошкольник должен иметь навыки правильной        чистки        зубов, сформированную привычку чистить зубы 2 раза в день, вовремя лечить

кариес.

Ребенок должен соблюдать режим дня, уметь распознавать признаки утомления, в том числе и зрительные.

Дошкольник        должен        иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи, уметь использовать «пассивную защиту» (отдельная посуда, мытье рук), знать для чего делают прививки.

Питание и здоровье

  • Питание — основа жизни.

Важнейшие пищевые

источники,как происходит пищеварение.

Представление об основных пищевых веществах, их

значениедля здоровья.

Непереносимость отдельных продуктов и блюд.

Правила поведения за столом.

  • Гигиена питания.

Мытье овощей и фруктов. Правилаухода за посудой.

Ребенок должен уметь соблюдать элементарные правила режима питания, пользоваться столовыми приборами.

Ребенок к 7 годам должен уметь мыть посуду, иметь навыки обработки фруктов и овощей перед употреблением.

Культура потребления медицин. услуг

  • Обращение с

лекарственными препаратами.

Польза и вред

медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятсядома.

Ребенок должен знать, что применять лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии родителей, не пробовать неизвестные таблетки.

Формы и виды работы с детьми в семье и ДОУ

№ п/ п

Формы работы

В детском саду

В семье

1.

Беседы педагога с детьми:

  • формировании культурно- гигиенических навыков;
  • организации питания.

Беседы отца и матери:

  • «Вкусные посиделки»;
  • чистота тела;
  • организация сна;
  • мои чистые игрушки;
  • я люблю комнатные растения.

2.

Образовательные мероприятия:

  • физическая культура;
  • динамический час.

Праздники, развлечения: «Папа,

Оздоровительные традиции в семье:

  • ходим в сауну;
  • бассейн;
  • на лыжах, в походы.

мама и я — спортивная семья»,

«Мы за здоровый образ жизни».

Оздоровительные игры в семье:

  • профилактика осанки;
  • зрения;
  • плоскостопия;
  • игры для предупреждения гиподинамии.

3.

Чтение художественной литературы.

Чтение художественной литературы.

4.

Познавательное развитие:

  • беседы о ЗОЖ;
  • рассказы из личного опыта;
  • беседы медицинской сестры, врача.

Беседы отца:

  • я веду здоровый образ жизни. Беседы матери:
  • я веду активный и подвижный образ жизни;
  • физические качества отца.

Совместная деятельность родителей и педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ и семье

Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.

Разумные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.

Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это  оказывает  сильнейшее  воздействие  на  впечатлительного,  склонного  к

подражанию дошкольника. Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.

Содержание работы детского сада с семьей должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми.

В семье

В ДОУ

1. По мере материальной возможности

позаботится о создании условий для физического развития детей.

1. В группе создавать условия для

свободной двигательной деятельности детей.

2. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.

2. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек, как основу

становления характера ребенка.

3 Вспоминать о своем детстве и

рассказывать какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками.

3 Оказывать постоянное внимание и

проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к

взаимообучению сверстников.

4. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С.

5. Дома оборудовать рабочее место

ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.

5. Соблюдение требований СанПиН по организации жизни детей в ДОУ.

6. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.

7. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.

8. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача:

- условиями домашних условий

- условиями образовательного учреждения

9. Создание детской библиотеки энциклопедической литературы, содержание которой способствует

формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

9. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся

педагогически ценной.

10. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки;

здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п.

11. По мере возможности расширять сферу

реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни.

11. Обогащать знания детей о жизни и

деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.

  1. Содержание деятельности по Программе.

Тематический план организации деятельности по Программе.

5-6 лет (старшая группа)

Месяц

Тема

Цель

Виды и формы

деятельности (примерные)

Сентябрь

«Овощи и фрукты»- лучшие продукты

Систематизирование представлениядетей о значимости в рационе овощей и фруктов. (витамины)

Чтение Ю.Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла» Рассказ воспитателя

«Витамины вовощах» Д/и «Вершки - корешки»

Рисование «Заготовим овощи на зиму»

Беседа «Вкусно и полезно» Д/игра «Вершки -корешки».

Д/игра «Угадай навкус» «Угадай по описанию»

Загадки.Лепка, аппликация, ручной труд «Яблоки изнашего сада»

П/игра «Кто больше соберет витаминов в лукошко»

Д/и «Сложи картинку» (фрукты)

С - р игра «Фруктовый магазин» Составь рассказ «Фрукты»

Пальчиковая гимнастика

«Апельсин»

Коллективная работа на тему

«Фрукты» Изготовление лебуков.

Беседы о овощах, растущих на

огороде в детском саду, на даче.

Октябрь

«Чтобы здоровье было в порядке, делаем зарядку»

Воспитание положительного

отношения к утренней гимнастике и

занятиям физкультурой

Рассматривание книг и

альбомов о спорте.Д/игра с мячом "Виды спорта."

Эстафета "Весёлые спортсмены." Зарядка вместе с мамой и папой-

приглашение на совместные занятия ритмической и утренней зарядкой

Ноябрь

«В гостях у Доктора Айболита»

Воспитание интереса к собственному организму,

самочувствию, связанному с

состоянием здоровья.

Досуг "Нас излечит, исцелит добрый доктор» Айболит."

Беседа, Д/игра "Что вредно, что полезно." "Значение питания в жизни человека."

С/ р игра "Больница.", "Накормим куклу."

Физкультурные сюжетные занятия «Африка»

Песни о здоровье.

Декабрь

«Чистота - залог

здоровья»и ли

«Микробы и вирусы."

Формирование культурно        - гигиенических

навыков        удетей

Рассказ воспитателя «Микробы»

Беседа "Чистота - залог здоровья." Чтение "Доктор Айболит." К. Чуковского

С/ригра "На приёме у врача." Рисование, «Микроб

С/Р игра «Всех мы в гости

пригласим, пирожкамиугостим» Загадки о предметах гигиены.

Мультфильмы

Январь

«Чтобы глаза хорошо видели»

Ознакомлениедетей со значением органа зрения.(культурно- гигиенические

навыки)

Беседа "Телевизор, компьютер и здоровье»

Зрительная гимнастика

"Чтобы глазки отдохнули.", «Метка на стекле»

Игра "Кольцеброс"

Февраль

«Мои защитники:

кожа, ногти, волосы»

Ознакомлениесо строением кожи, её значением. (культурно-

гигиенические навыки)

Беседа: "Кожа, её строение и значение". "Гигиена кожи", "Как возникают болезни"

Март

«Чтобы зубы были крепкими»

Ознакомление детей о способах укрепления зубов.

Д/игра "У кого какие зубы."

Чтение рассказов Г. Зайцева "Уроки Мойдодыра". С/Р игра «Научим

крокодила чиститьзубки»

Развлечение «Заболели зубки…»

Беседа "На приёме у стоматолога."

Просмотрмультфильмов.

Апрель

«Коровушка

-

бурёнушка,дай молочка»

Формированиезнания детей ополезных

продуктах

Чтение сказки «Хаврошечка» Д/игра «Кто, гдеживет?»

«Накорми животных?» «Что спрятал молочник»

Просмотр мультфильма «Как старик коровупродавал»

Д/игра «Определи молочные

продукты на вкус»Д/игра «Найди что лишнее?

«Испекли мы каравай»

Рассматривания картин «Как растет хлеб»

Д/игра «Чем полезен хлеб»

Драматизация сказки        «Колобок» Лепка         из        теста

«Угощение»

Рассказ

воспитателя        о хлебе.

Май

«Если хочешь быть

здоров…»

Гармонизациядетско- родительских отношений

Задания на летний период: фотовыставки,научиться плавать, ягодки в лесу, овощи у бабушки на грядки,

закаляйся детвора.

6-7 лет (подготовительная группа)

Месяц

Тема

Цель

Виды и формы

деятельности (примерные)

Сентябрь

«Режим дня»

Рисование «Осенняя прогулка».

Беседы «Режим дня нашей группы»,

«Зачем нужнособлюдать режим дня?», «Режим дня в выходные

дни», «Здоровью надо помогать»,

«Зачем детям нужно спать днём?»

Ситуативное общение «Почему считается, что солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья».

Октябрь

«Витамины и полезные продукты

»

Систематизирование знания о полезных

продуктах и о пользе витаминов и их

значении для здоровья человека.

Рисование: «Дары осени»

Беседы: «шиповник укрепляет наше здоровье»,

«Не всегда вкусное полезное», «Щи да каша- пища наша», «Морковкина копилка», «Овощи и фрукты- полезная еда».

Дидактические игры: «Кто в домике живет?»Д/и «Где

растёт каша?» Цель: сформироватьпредставления о продуктах растительного происхождения.

Д/и «Во фруктовом царстве». Цель: дать

представления о значении витаминов для здоровья.Д/и «Чудо-дерево».

Цель: учить выбирать полезные продукты.

Кроссворд «Всякому овощу своё время».

Выставка-дегустация

«Овощи на столе». Выставка детских рисунков

«В стране Витаминии». (совместно с родителями)

Ноябрь

«Я и моё тело»

Изучение своего организма.

Д/игра «Кто что делает», «Умею- не умею».

Беседа «Я и другие люди» (внешние различия людей по возрасту, полу, росту, цвету волос, глаз и т.д.;

«Здоровье в порядке- спасибо

зарядке», «Как движутся части тела»,

«Как укрепить мыщцы и кости».

«Как растет человек», «Внутренние органычеловека»

Сюжетно-ролевая игра

«Поликлиника».Чтение художественной

литературы: В.

Драгунский «Без осанки конь- корова», «Силушкапо жилушкам огнем бежит»; Л,Толстой

«Косточка», К.Чуковский «Федорино горе

Декабрь

«Береги здоровье с молоду»

Систематизирование представления о здоровом образе жизни, о том, как заботиться освоем здоровье,избегать ситуаций,

приносящих вред здоровью

Беседы «Что такое болезнь?», «Что такое здоровье», «Какие ситуации могут быть опаснымидля здоровья»,

«Как нам помогают прививки»,

«Как укрепляет здоровье

закаливание», «Спорт-лучшее лекарство», «Физкультура и здоровье»,

«Прогулка для здоровья»

Художественная литература: И.Турчин «Человек заболел»,

«Смолоду закалишься- на весь век сгодишься», «Хилый в шубу, а

здоровый на мороз»; С.Михалков

«Мимоза», Я.Аким «Первыйснег»

Январь

«Зимние забавы»

Способствовать

представлению отом, что зима-

замечательное время для укрепления здоровья

Беседа «На игровой площадке»,

«Встречи на прогулке». Подвижные игры «Мороз

Красныйнос», «Два Мороза»,

«Ловишки», «Снежные скульптуры», «Снежная

карусель», «Снежнаякрепость». Игры на прогулке: скольжение по ледяным дорожкам. «Гонки с шайбой», «Забей в ворота»,игры- эстафеты.

Февраль

«Спорт и здоровье»

Способствовать становлению у детей ценностей здорового образажизни: занятия спортом очень

полезны для здоровья человека.

Привитию любови к физическим

упражнениям, гордость за спортсменов.

НОД «Олимпийские игры». Беседы: « О, спорт- ты- мир!,

«О смелости, ловкости, быстроте», «Что пишут о спорте»,

«Почему полезно заниматься физкультурой», «Мыдружим с физкультурой», «Чтобы олимпийским чемпионом стать»,

«Олимпийские чемпионы нашейстраны».

Игра-викторина «Эрудиты спорта». Пословицы, поговорки, загадки о спорте

Игры – эстафеты: «Эстафета парами»,

«Дорожка

препятствий»

Рассматривание фотографий, иллюстраций,

коллекции марок, этикеток о видах спорта,

спортсменах

-Этюды на расслабление мышц:

«Штанга»,

«Насос», «Винт», «Шалтай – Болтай»

МАР Т

Апрель

«Личная гигиена»

«В

здоровом теле- здоровый дух»

Развитие у детей пониманиезначения и необходимости гигиенических процедур; формировать

осознанное отношение к их выполнению.

Закрепление

представления о причинах возникновения заболеваний и способах

профилактики

Беседы «Как быть здоровым»,

«Микробам-бой»,

«Здоровые зубки», «Как можно очистить кожу».Игровая ситуация «В гости к тетушке Зубной щётке»

«Где прячутся микробы?» Цель: закрепить навыкухаживания за руками, формировать умение

постригать ногти, «Что полезно, а что нет».

Загадывание загадок по теме.

Рассматривание иллюстраций

«Как правильночистить зубы» Досуг «В гостях у королевы Чистоты». Коллективный труд: уборка групповой

комнаты,стирка кукольной одежды.

Опыты с водой.

Разучивание гимнастики для глаз.

«Цветок здоровья».

Беседа «Правильная осанка».

Цель: закрепить

представления о правильной осанке и профилактике её

нарушения.

«Что такое плоскостопие?»

Беседы: «Здоровье в порядке- спасибо зарядке», Послушные ножки», «Осанка- красота и здоровье»

Дидактическая игра «Будь стройным» Дидактическая игра «Здоровые стопы».

Май

«Как природа помогает нам

здоровыми быть»

Закрепление

представления о значении для здоровья природных

факторов окружающей среды.

Расширить

представления детей о лекарственных

растениях, о взаимосвязи

растительного и животного мира.

«В гости к Лесовичку».

Цель: познакомить со

свойствами лекарственных растений, закрепить правила поведения в лесу, бережное

отношение к окружающему миру природы.

Дидактическая игра «Лекарства под ногами». Цель: расширить представления о лекарственных растениях в жизни человека.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: развивать умение

классифицировать и обобщать предметы по определённому признаку.Игровая ситуация

«Если ты поранил ногу». Цель: познакомить детей с основными кровоостанавливающими

растениями. Дидактическая игра

«Что лишнее», «Что где растет»,

«Чьи детки?», «Времена года»,

«Подскажисловечко».

Продуктивная деятельность

«Правила поведения вприроде».

Игра «Что? Где? Когда?»

Цель: обобщить полученные

представления о здоровом образе жизни и факторах укрепления

здоровья. Развивать осознанное

стремление к здоровому образу жизни.

  1. Методическое обеспечение Программы.

Работа по формированию начальных представлений о ЗОЖ проводится с применениемразнообразных форм и методов.

Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников. Диагностическое обследование (начало, конец учебного года).

  1. Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 144 с.
  2. М.Н.        Сигимова        Формирование        представлений        о        себе        у        старших дошкольников-Волгоград: Учитель, 2009.-166 с.
  3. Т.Г.        Карепова.Формирование        здорового        образа        жизни        у

дошкольников: планирование, система работы-Волгоград: Учитель, 2012.- 17 с.

  1. Н. И. Крылова Здоровьесберегающее пространство дошкольного учреждения: проектирование, тренинги, занятия-Волгоград: Учитель, 2009.-218 с.:ил.
  2. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младшихшкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с.
  3. Дошкольное воспитание. Журнал. 3 / 2000 , стр.64. Князева О. Мои помощники.
  4. Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду.Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к проекту авторской программы "Азбука здоровья". Рабочая тетрадь.

Приложение к инновационному педагогическому опыту «Азбука здоровья»  по формированию здоровье сберегающей компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно - исследовате...

Конспект занятия по программе "Азбука здоровья""Мы выбираем здоровье""

Задачи:- закрепить у детей знания особенностей своего организма;- формировать мотивацию здорового образа жизни;- помочь детям осознать личностную ценность здоровья....

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»(система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)...

Рабочая программа "Азбука пожарной безопасности"

Понятие безопасности прочно вошло в жизнь человека и представляет серьезную проблему современности. Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ребенок на разных возрастных этапах раз...

рабочая программа "Азбука финансов"

Программа кружковой работы для детей старшго дошкольного возраста, по формированию финансовой грамотности...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)

современный этап социально-экономического развития России характеризуется коренным преобразованием всех структур общества, сменой образовательной парадигмы, в которой доминантным становится развитие с...