Опыт работы "Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)
В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно-профилактической целью.
В большинстве случаев это различные направления фитнеса и оздоровительных видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, суставная и дыхательная гимнастика и т. д.
В своей работе мы выбрали занятия с фитболами.
Фитбол – мяч позволяет-это высокоэффективное и доступное средство в физическом развитии ребенка – дошкольника. Такие мячи значительно расширяют возможности физкультурно-оздоровительной работы, и способствуют повышению эффективности психолого-педагогической и физкультурно-оздоровительной работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
по образовательной области «Физическое развитие»
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
"Здоровье дороже богатства…"
О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.
Исследования показывают, что у современных дошкольников, имеется недостаток в формировании правильной осанки, двигательной активности на физкультурных занятиях и в повседневной деятельности. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы показывает, что проблемы в развитии координации, правильной осанки являются одними из самых актуальных задач физического воспитания дошкольников, а упражнений на ограниченной опоре, а также новых, современных оборудований в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста позволит повысить уровень развития двигательной координации, формирования правильной осанки и физической подготовленности.
Нашу группу посещают 22 ребенка, 16 из которых мальчики. В ходе проведения мониторинга состояния здоровья детей обнаружили, что у преобладающего количества детей II и III группы здоровья, а также имеются нарушения опорно-двигательного аппарата, недостаточно развиты координационные способности.
На основании результатов проведенного мониторинга детей нашей группы можно сделать вывод, что воспитанники нуждаются в работе по формированию и развитию координационных способностей и укреплению ОДА, поэтому приоритет в своей работе мы отдали теме «Гимнастические упражнения как средство развития координационных способностей». Свою работу строю на основе основной образовательной программы МБДОУ № 56 г. Апатиты, разработанной с учетом требований основной образовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и в соответствии с требованиями ФГОС ДО были поставлены следующие задачи:
- систематизировать представление о здоровом образе жизни;
- развивать координацию движений, гибкость равновесие, выносливость;
- формировать правильную осанку, дать понятия о своем теле;
Одним из направлений работы ДОУ является физкультурно-оздоровительная работа, которая представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий, таких как:
- проведение режимных моментов;
- ежедневное проведение утренней гимнастики;
- образовательной деятельности по физическому развитию;
- подвижных игр и развлечений.
Перед началом работы была изучена литература и информация по использованию нетрадиционных форм работы, подобраны картотеки игр, дыхательной гимнастики, рефлексии. Проведена работа с педагогами:
- подобран консультативный материал по физическому развитию;
- организован показ открытого физкультурного занятия;
- проведён совместный спортивный досуг в бассейне;
- участвовали в экологическом фестивале с выступлением агит-бригады;
- совместное участие в мастер-классе и семинаре по физическому развитию.
Организована работа с родителями:
- представлены ознакомительные консультации по темам:
«Здоровый образ жизни-залог успешного воспитания»,
«Физическое развитие детей»,
«Здоровая семья-здоровые дети»,
«Формируем правильную осанку» и др.
-беседы на родительском собрании на тему развития двигательной активности у детей дошкольного возраста;
- совместное проведение спортивного праздника;
- совместное участие в городских мероприятиях:
«Лыжня зовёт» - массовый лыжный забег;
«Зарядка с чемпионом» - флешмоб, организованный спорткомитетом г. Апатиты;
«Квест-игра» по ЗОЖ с волонтерами-медиками КМК, организатором которого была мама нашего воспитанника;
«Кросс нации» - массовый забег – организатор спорткомитет г. Апатиты.
Главным и основным направлением в работе является работа с детьми, включающая в себя:
-основную образовательную деятельность;
-совместную деятельность педагога с детьми;
-самостоятельную деятельность детей.
Для проведения успешной работы очень важно правильно организовать предметно пространственную среду в группе. Поэтому в нашей группе имеется физкультурный уголок, содержащий различное оборудование и материалы, такие как:
- массажные коврики и дорожки;
- ребристые доски для ходьбы;
- мячи, мешочки с песком, кегли, гимнастические палки, атрибуты для метания и т.д.;
- картотека схем, картинок, игр и т.д.
Одним из важных условий воспитания и оздоровления детей, становление их личности считаю валеологическую направленность физкультурно-оздоровительной работы. Прежде всего необходимо сформировать правильное представление о своем теле, здоровье/болезнях, дать элементарные представления о здоровом образе жизни. Поэтому в свою работу включаю:
- познавательные занятия о строении человеческого организма и назначении внутренних органов;
- занятия о значении правильного питания;
- занятия о здоровье и болезнях;
- игры с валеологической и экологической направленностью;
- туристические прогулки; физкультура на свежем воздухе;
- участие в различных физкультурных мероприятиях городского значения.
На данный момент, для достижения поставленных задач выделила для себя несколько технологий работ, такие как:
- использование упражнений на ограниченной опоре;
- использование на занятиях фитболов, как эффективное средство развития координации, правильной осанки и укрепления мышц.
При использовании на занятия гимнастических упражнений на ограниченной опоре нужно приложить усилие для сохранения устойчивого положения тела. При этом в процессе развития, например, статического равновесия, не принимаем неподвижные позы, а, напротив, полезны кратковременные потери равновесия с восстановлением устойчивого положения тела. Опора, на которой дети выполняют упражнения, должна быть безопасной, прочной, разной высоты. Для большей заинтересованности детей используем разнообразные сюжетные замыслы, так, например, обычную гимнастическую скамейку превращаем в вёсельную лодку или доску для плавания, серфинга, в которых гимнастические упражнения соответствуют технике движения на этих плавательных средствах. Очень эффективны упражнения на гимнастических кубах, где дошкольникам приходится максимально удерживать равновесие и координацию, что, в свою очередь способствует развитию данных способностей.
Все занятия проводятся в течение учебного года, как в зале, так и на прогулке. В зимний период они чередуются с занятиями по лыжной подготовке, в которой обучить ребенка настоящему скользящему шагу на лыжах не так - то просто, дошкольник должен уметь удерживать правильное положение тела, уметь сохранять равновесие. Весной и осенью используем упражнения по легкой атлетике.
Так же применяем данные упражнения и в те моменты, когда выходим с детьми за пределы детского сада, например, экскурсии, когда во время пути ведём ребят по узким тропинкам, что тоже является ограниченной опорой, где необходимо устойчивое равновесие. В своей работе используем подвижные игры на возвышенной опоре, в которых ребенку, после активных движений, необходимо мгновенно скоординироваться, от детского организма это требует больших усилий. Зимой этими опорами являются любые снежные возвышенности, которые, с одной стороны, усложнят задачу детям из-за неровного рельефа, а с другой – привлекут больший интерес своей неординарностью. Летом, осенью применяем ходьбу по бетонным бордюрам, обязательно соблюдая технику безопасности, поддерживая ребенка.
Использование новых форм работы, в моем случае это фитболы, так же показали себя очень эффективными в достижение поставленных задач, а кроме того занятия на таких мячах проходят с огромным интересом у самих детей, дошкольники с удовольствием выполняют те или иные упражнения, стараются с каждым разом научиться все более усложненным действиям.
Данное нетрадиционное оборудование является эффективным в коррекции осанки детей, позволяет развивать и укреплять различные группы мышц и брюшной пресс у детей, создают хороший мышечный корсет, но главное- развивается координация движений, позволяет проводить профилактику здоровья детей, а кроме этого улучшать эмоционально – психическое состояние детей. Занятия на фитболах тренируют вестибулярный аппарат, снимают нагрузку на позвоночник. Одним словом, такой простой, но уникальный мяч.
На занятиях используются фитболы разного диаметра, в зависимости от роста и возраста детей. Диаметр мяча для детей 3-5 лет должен быть 45 см., для детей 6-10 лет – 55 см. Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90 градусов, значит мяч подобран правильно.
Необходимо учитывать основные принципы обучения: постепенность и доступность, мы в первую очередь знакомились с физическими свойствами мяча с помощью таких игровых упражнений как: прокатывание мяча по полу, змейкой между предметами, друг другу, похлапывания, отбивание и толкание мяча. Обучались правильной посадке на мяче, базовыми положениям для выполнения упражнений. На первом этапе необходимо научить детей правильно сидеть на мяче, следить за осанкой и сохранять её, только затем разучивать упражнения. Далее идет отработка и закрепление знакомых уже детям упражнений, а только после- самостоятельное выполнение. Мы сейчас находимся на втором этапе нашей работы, систематически используем спортивный мяч на занятиях, которые проводятся подгруппами детей, т.к. необходимо уделять максимум внимания каждому ребенку. При освоении упражнений с использованием фитболов мы учились сохранять правильную осанку при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на нем, учились сохранению равновесия с различными положениями на мяче, выполнению упражнений на расслабление мыщц, а затем элементарным комплексам ОРУ и простым «расстягиваниям» с использованием фитболов. На наших занятиях мы стремимся к созданию положительного эмоционального фона у детей, используя различные игры («Зайцы и волк», «Голова дракона», «Волшебные фонарики» и т.д.), музыкальное сопровождение, а также постепенную дозировку выполнения упражнений.
Фитболы помогли придать занятиям новизну, создать наиболее оптимальные условия для развития координации движений и формировании правильной осанки. Спортивный мяч позволяет выполнять упражнения из разных исходных положений: сидя на мяче, лежа на спине или животе, упражнения в движении и т.д., а эмоциональная сторона для детей, которым нравится яркая окраска мячей, оказывает большое влияние для более эффективного восприятия упражнений.
Использование фитболов и гимнастических упражнений на ограниченной опоре являются высокоэффективными и доступными средствами в физическом развитии детей, повышении физических качеств дошкольников и укреплении их здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста"
основы воспитания культуры здоровья у дтей дошкольног овозраста...

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Воспитание культуры здоровья у детей....

Доклад к педагогическому совету: «Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста»
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контр...
Сообщение из опыта работы на тему: "Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста"
В сообщении рассказывается как важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спор...
основывоспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста
сохранение здоровья детей является важной и весомой задачей развитя государства. Вследствии чего, первостепенным является поднятие уровня здоровья дошкольников, развития у них желания вести здоровый о...

Открытое занятие по формированию культуры здоровья у детей дошкольного возраста (подготовительная группа) «Страна Здорового образа жизни»
Цель: способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни....

Открытое занятие по формированию культуры здоровья у детей дошкольного возраста (подготовительная группа) «Страна Здорового образа жизни»
Открытое занятие по формированию культуры здоровья у детей дошкольного возраста (подготовительная группа)«Страна Здорового образа жизни»...