Выступление на тему: "Кинезиологические упражнения, как здоровьесберегающие технологии"
консультация (старшая группа)
Кинезиологические упражнения, как здоровьезберегающие технологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
С каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями в физическом, психическом и речевом развитии. С целью осуществления коррекционной работы на базе нашего детского сада функционируют логопедические группы, которые требуют от педагогов обеспечения системного подхода к коррекции речевых нарушений, психоэмоциональных состояний, психического и физического здоровья и поиска эффективных форм и методов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях ДОУ.
«Мы слушаем ушами, а слышим — мозгом. Смотрим глазами, а видим — мозгом»,- утверждает Т.Черниговская, нейропсихолог, психолингвист, глава Института когнитивных исследований СПбГУ. Следовательно, развивая и корректируя речь ребёнка, необходимо учитывать особенности строения мозга человека. Он состоит из правого и левого полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой двухсот миллионов нервных волокон – это мозолистое тело. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. При нарушении межполушарного взаимодействия у детей наблюдаются проблемы в развитии, усвоении новых знаний, выстраивании взаимоотношений со сверстниками, выражении эмоций, пространственной ориентации, адекватном эмоциональном реагировании, координации работы зрительного и аудиального восприятия с работой рук. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем более высоким будет интеллектуальный уровень дошкольника. В развитии межполушарного взаимодействия и помогает кинезиология.
Кинезиология – наука о движении человека, научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях. В образовании под кинезиологией понимается развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление, возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, медицина, педагогика).
Актуальность применения в логопедической практике кинезиологических упражнений для развития речи детей в том, что такая система игр и упражнений помогает активизировать деятельность речевых зон в коре головного мозга.
Упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений развития, поэтому кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям.
Задачи кинезиологии:
- Развитие межполушарной специализации.
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
- Развитие речи.
- Формирование произвольности.
- Снятие эмоциональной напряженности.
- Создание положительного эмоционального настроя.
Кинезиологические упражнения условно можно разделить на несколько групп:
- Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- Упражнение для развития мелкой моторики - стимулируют речевые зоны головного мозга.
- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
- Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата.
- Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.
- Массаж – воздействует на биологически активные точки.
- Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Использование упражнений кинезиологии позволяет:
- укреплять здоровье;
- повышать тонус;
- снижать усталость, утомляемость и раздражительность;
- улучшать психоэмоциональное состояние;
- понижать чрезмерную активность;
- повышать концентрацию и умственную работоспособность;
- улучшать память;
- стимулировать развитие слуха и речи;
- улучшать внимание, мышление;
- развивать восприятие, пространственные представления, воображение.
Из этого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.
Благодаря такому широкому действию эта методика используется самыми разными специалистами: педагогами, педиатрами, психологами, нейропсихологами, дефектологами, логопедами.
Кинезиологические упражнения могут быть включены в индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия любого педагога, могут быть использованы в качестве динамической паузы или физминутки, в начале занятия в качестве организационного момента, для повышения интереса детей к занятиям. Несколько минут, потраченных на кинезиологические упражнения, повышают умственную работоспособность и способствуют оптимизации психоэмоционального состояния, снижают заболеваемость, утомляемость детей.
Правила применения кинезиологических упражнений:
- точность выполнения движений и приемов. Вначале сам педагог должен научиться точно и четко выполнять движение, а потом уже показывать это детям;
- систематичность выполнения кинезиологических упражнений;
- постепенное увеличение темпа и сложности;
- желательно чередовать выполнение заданий с кинезиологическими упражнениями;
- при вовлечении детей в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее. Это объясняется тем, что творческие виды работы связаны с работой правого полушария и должны выполняться при полном погружении в работу;
- занятия, связанные с деятельностью левого полушария (логика, знаки, чертежи) могут быть прерваны динамической кинезиологической паузой.
Так как упражнения самые простые их можно брать уже в возрасте 2-3 лет, постепенно усложняя до подготовительной группы.
Я заинтересовалась этой методикой сравнительно недавно. Изучила литературу, информацию в интернете, решила начать внедрять упражнения на развитие мелкой моторики, так как она на прямую связана с речевым развитием. Хочу познакомить вас с некоторыми из них.
1. «Колечки». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
2. «Фонарики». Руки вытянуты перед собой. Одна ладонь сжата в кулак, вторая - пальцы расставлены в стороны. Ритмичная смена позиций (звездочки зажглись и погасли). Сначала одной рукой, затем другой и, наконец, двумя руками вместе сначала одновременно, затем одна рука фонарик зажигает, другая в это время гасит.
3. «Зайка-козлик». Указательный и средний пальцы вытянуты вверх, изображая ушки зайки, затем указательный и мизинец – рожки козлика. Принцип разучивания и усложнения тот же, что и в упражнении «Фонарики».
4. «Дом – замок – ежик». Поочередная смена позиций: дом - пальцы прижаты друг к другу, руки образуют крышу, замок - пальцы обеих рук переплетены в «замок», ежик - ладони сомкнуты, пальца правой руки пересекаются между пальцев левой руки «иголками» вверх.
Сначала разучиваем одно движение и запоминаем название, затем второе движение, и соединяем их. Потом усложняем, прибавляя третье движение.
5. «Ножницы-собака-лошадка». Указательный и средний пальцы выпрямить и направить вперед, мизинец и безымянный согнуть и придерживать большим пальцем – ножницы. Большой палец выпрямить и поднять вверх, остальные пальцы сомкнуть, а указательный согнуть – собака. Большой палец правой руки поднять вверх, сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву, большой палец левой руки поднять вверх - лошадка.
6. «Сарай-дом с трубой-пароход». Пальцы рук соединить под углом, образуя крышу – сарай. Тоже положение, большие пальцы соединить горизантально, образуя полы, большой палец правой руки поднять вверх – это труба – дом с трубой. Обе ладони соединить «ковшиком», большие пальцы подняты вверх – это труба – пароход.
5. «Кулак-ребро-ладонь». Поочередная смена позиций на плоскости стола: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.
6. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
6. «Ухо — нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
7.«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя (только в начале обучения, если не получается выполнить упражнение на зрительном уровне). Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
8. «Похлопали – погладили». Упражнение выполняется в парах. Одна ладонь ложиться на плечо партнеру по игре, вторая – на голову. Необходимо одновременно гладить второго игрока по голове и похлопывать по плечу. Сначала необходимо отработать движение рук на своих коленях, столе или другой поверхности.
Самое простое упражнение это марширование. На занятиях по физкультуре заметила, что не все дети умеют правильно маршировать, то есть синхронизировать работу рук и ног – крест-накрест.
Можно также разнообразить и немного усложнить артикуляционную гимнастику, если ребенок ее усвоил и правильно выполняет. Например, при выполнении гимнастики «Часики», к движениям языка можно прибавить движения глаз – сначала с язычком вместе, затем в противоположном направлении и т.д.
Детям эти упражнения очень нравятся, хотя не у всех сразу получается. Но со временем усваивают все, было бы желание)
После занятий кинезиологическими упражнениями даже короткое время у детей улучшается настроение, внимание, вовлеченность в процесс дальнейшего занятия.
Планирую углубиться в изучение этой методики, пополнять каталог упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Методика выполнения упражнений по здоровьесберегающей технологии «Стена осанки»
Правильная осанка: 5 упражнений....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО "НИТКОПИСЬ - как элемент здоровьесберегающей технологии"
Ниткопись – это изобразительная деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных по контуру на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, изображающих картину....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки в детском саду»
Сохранить здоровье ребёнка -- главная задача, стоящая перед персоналом детского сада. Музыка -- это одно из средств физического развития детей. Привычные виды музыкальной деятельности можно разработат...

Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям для дошкольников
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18087071","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"129","width":"480"}}]]...

Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».
В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...
Картотека упражнений по здоровьесберегающим технологиям для дошкольников
В картотеке представлены игровые упражнения для самомасажа, гимнастики для глаз....

Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям
Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям для детей старшего дошкольного возраста. ...
