План по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений в младшей группе»
учебно-методический материал (младшая группа)

Евстигнеева Оксана Николаевна

Актуальность темы:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский»

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_tema.docx131.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №102»

План по самообразованию на тему:

 «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений в младшей группе»

Направление: сенсомоторное и речевое развитие

Дата начала работы над темой: 1 сентября 2024 г

Окончание работы: 31 августа 2025 г Срок реализации: 1 год

Воспитатель: Евстигнеева О.Н.

Актуальность темы: 

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский»

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей активно используются в своей работе пальчиковые игры. Поэтому определила для себя тему самообразования «Развитие мелкой моторики посредством

 пальчиковых игр и упражнений в младшей группе». Считаю, что тема актуальна, так как пальчиковые игры и упражнения с детьми младшего дошкольного возраста имеют большое значение в развитии речи детей. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и семьями воспитанников, что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Цель: Повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

  • работать по изучению методической литературы по пальчиковым играм у детей младшего возраста
  • активизировать речь детей посредством развития мелкой моторики, координации движения кистей при помощи пальчиковых игр - разработать картотеку пальчиковых игр по темам, схематическое изображение, пополнение пространственной среды - дать знания родителям о значимости пальчиковых игр

Предполагаемый результат: 

У детей развита мелкая моторика, координация движений, активизирован словарный запас, дети соотносят движения пальчиками с фразами пальчиковой гимнастики, умеют выполнять пальчиковую гимнастику при помощи схем.

Форма работы с детьми:

  1. Совместная групповая и подгрупповая работа с детьми
  2. Индивидуальная работа
  3. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей Методы и приемы работы с детьми:
  1. Словесный метод
  2. Наглядно-действенный
  3. Практический Форма самообразования:

Чтение методической, педагогической и предметной литературы, подбор материала и атрибутов для работы с детьми, родителями, коллегами.

Изучение учебно-методической литературы

1. Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» 2. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»

  1. С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
  2. «Ребенок от рождения до года» под ред. С.Н. Теплюк.
  3. Н.А. Ильина «Играем в памперсах» (с рождения).
  4. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей» (с рождения).
  5. Н.С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1 г.)
  6. Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА ОДИН ГОД.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Работа с детьми

Октябр ь

Разучивание пальчиковых игр: Сорока-сорока

Как у нашего кота

Где же ручки

Капуста

Волк         раскроет         свою пасть

Сидит белка на тележке

Картотека на тему:

«Веселые зверята»,

«Птицы», «Овощи».

Ноябрь

Создание наглядного материала, схем пальчиковых игр для наглядности детям. Разучивание пальчиковых игр: Перчатка

Маленькая мышка Цель:

- развитие мелкой мотрики рук детей - развитие речи детей младшего возраста

Заучивание с детьми пальчиковых игр по схемам. По темам: «Моя семья», «Пальчик».

Перчаточный театр с героями потешек.

Феврал ь

Подготовка пальчикового театра. Заучивание потешек, сказки.

Паучок

Исценировка потешек, сказок при помощи пальчикового театра на палочках.

«Исценировка р.н. сказки «Теремок».

Червячки

На лесной лужайке

В домике живет волчок

Вымыли мы ручки

Повстречались

Мои веселые пальчики Идет коза рогатая

Цель:

  • развитие координации движений
  • формирование чувства ритма

Повторение пальчиковых игр

Апрель

Подготовка, разучивание пальчиковых игр.

Два медведя

Помощник

Цель:

- совершенствование мелкой моторики - развитие двигательной способности кисти

Игра “Я катаю мой орех”, игра на развитие тактильного восприятия «гладкий – шершавый», «Чудесный мешочек».

Работа с родителями

Октябр ь

Поиск информации.

Памятка на тему: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

Декабр ь

Подготовка материала для составления консультации.

Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

Январь

Поиск информации., подбор упражнений и игр для домашнего использования.

Мастер – класс для детей и родителей “В гости к большому пальчику”.

Видео – конференция

ZOOM

Март

Совместное создание пальчикового театра. (сшить, связать)

Конкурс для детей и родителей.

Театр своими руками.

Май

Информирование о создании лэп буков по заданной теме.

Презентация лэп бука «Пальчиковые  игры для дошкольников». Печатная работа: Лэп бук «Пальчиковые игры для детей младшего возраста»

Взаимодейств

ие с

педагогами

Декабр

ь

Подготовительный этап по разучиванию потешек, конспект занятия.

Распростраение опыта:

исценировка пальчикового театра. Р.н.с. «Колобок» Печатная работа: Исценировка пальчикового театра по мотивам р.н.с.

«Колобок»

Март

Подготовка материала для составления консультации

Консультация для педагогов: «Как при помощи пальчиковых игр развить мелкую мотрику детей»

Май

Мастер – класс по созданию картотеки пальчиковых игр среди воспитателей младших групп.

Печатная работа: «Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста»

Пространстве н

но – предмет ная среда

Декабр ь

Пространственная среда - герои для перчатки.

Перчатка с героями сказок, потешек, пальчиковых игр по темам: «Зимушказима», «Новый год»

Март

Подборка материала Пополнение пальчикового театра.

Пальчиковый театр «Веселые зверята»

Май

Игры – ходилки  для пальчиковых игр.

Ходилки на темы: «домашние животные», «лесные животные».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по развитию осязания и мелкой моторики детей с нарушениями зрения в ДОУ. Младшая группа.

Примерное содержание работы по развитию осязания и мелкой моторики в младшей группе детей с нарушениями зрения. Тема "Дикие животные"....

План по самообразованию по теме "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений"

План по самообразованию по теме "Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений"...

План самообразования на тему: «Развитие тонкой ручной моторики посредством лепки из солёного теста» на период 2022-2023 гг.

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и ...

Самообразование «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений в младшей группе»

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запо...

«Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр и упражнений в младшей группе»

работать по изучению методической литературы по пальчиковым играм у детей младшего возрастаактивизировать речь детей посредством развития мелкой моторики, координации движения кистей при помощи пальчи...