Программа по игровому стретчингу
методическая разработка (старшая группа)

Шабала Любовь Александровна

Занятия игровым стретчингом способствуют тому, что дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГУППЫ.

Содержание:

I. Целевой раздел

I.1. Пояснительная записка

I.2. Цели рабочей программы

I.3. Задачи рабочей программы

I.4. Принципы проведения

I.5. Особенности старшего дошкольного возраста

I.6. Планируемые результаты по реализации рабочей программы

II. Содержательный раздел

II.1. Описание двигательной деятельности реализации  игрового

        стретчинга детей старшего дошкольного возраста

III. Организационный раздел

I.        

II.        Целевой раздел.

I.1. Пояснительная записка.

Целью физического воспитания дошкольников является воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. Являясь составной частью физического воспитания  дошкольников, воспитание физических качеств содействуют всестороннему развитию личности ребенка, достижению высокой устойчивости организма к социально – экологическим условиям современного мира, повышению его адаптивных свойств, что требует  физических, энергетических и эмоциональных затрат.

П.Ф. Лесгафт выявил решающее значение мышц в формировании суставных поверхностей, разрабатывая закономерности анатомического строения мышц, костей и суставов и их функциональных особенностей. В младшем дошкольном возрасте начинается развитие способности переносить статичные нагрузки, формируются умения самостоятельно и творчески использовать двигательные средства.

Изучение педагогической и психологической литературы позволило прийти к выводу, что игровой стретчинг способствует развитию физических качеств: гибкость, равновесие, выносливость, гармонизация эмоционально – волевой сферы ребенка и является благотворной двигательной активностью, направленной на работу мышц, улучшение их гибкости, что обеспечивает подвижность суставов для правильного роста и развития костей.

Так же, игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей - суть стретчинга.  

В разработке рабочей программы использованы материалы Е. А. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг»; А. Г. Назаровой «Игровой стретчинг».

I.2. Цели рабочей программы

Развитие двигательной деятельности у детей дошкольного возраста с использованием элементов игрового стретчинга.

I.3. Задачи рабочей программы

Способствовать развитию опорно-двигательного аппарата (формировать правильную осанку, обеспечить профилактику плоскостопия); развитию психических качеств: внимания, памяти, воображения, умственных способностей; развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;

Упражнять детей в удерживании статических поз до 15- 20 секунд.

Сопоставлять название основных поз с моделями их реализации .

Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость координационные способности в соответствии с возрастными особенностями;

Обогащать двигательный опыт для развития мышечной силы, гибкости, выносливости; скоростных, силовых и координационных способностей по средствам игрового стретчинга;

Поддерживать инициативу детей в двигательной деятельности, эмоционального самовыражения, раскрепощённости и творчестве в движении;

        

I.4. Принципы проведения:

1.        Принцип научности – построение образовательной деятельности в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.

2.        Принцип систематичности – непрерывность, планомерность всего курса занятий.

3.        Принцип постепенности – использование правил: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному».

4.        Принцип индивидуальности – при работе учитывать физиологическую и психологическую стороны развития каждого ребенка.

5.        Принцип доступности – материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей. Умелое соблюдение принципа доступности – залог оздоровительного эффекта.

6.        Принцип учета возрастного развития движений – степень развития основных движений у ребенка, его двигательных навыков.

7.        Принцип чередования нагрузки – предупреждение утомления детей, чередование нагрузки и отдыха.

8.        Принцип зрительной наглядности – демонстрация движений.

9.        Принцип сознательности и активности – формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля, самокоррекции действий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

I.5. Особенности развития детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет.

Возрастная  характеристика детей  4-5  лет.

В  этом  возрасте  продолжается   рост  всех  органов  и  систем,  сохраняется  потребность  в  движении.  Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.

В 4-5  лет  у  детей  совершенствуются  культурно-гигиенические  навыки  (хорошо  освоен  алгоритм  умывания,  одевания,  приема  пищи):  они  аккуратны  во  время  еды,  умеют  правильно  надевать обувь,  убирают  на  место   свою  одежду,  игрушки,  книги.  В элементарном  самообслуживании  (одевание,  раздевание,  умывание  и  др.)проявляется самостоятельность  ребенка.

Возрастная  характеристика, контингента  детей  5-6  лет

Продолжается процесс окостенения  скелета  ребенка.  Дошкольник  более совершенно  овладевает  различными  видами  движений. Тело  приобретает  заметную  устойчивость.  Дети  к  6  годам  уже  могут  совершать  пешие  прогулки,  но  на  небольшие  расстояния.  Шестилетние дети  значительно точнее  выбирают  движения,  которые  им  надо  выполнить.

 У них обычно отсутствуют лишние  движения,  которые  наблюдаются  у  детей  3-5  лет. В период с 5 до 6 лет  ребенок  постепенно  начинает   адекватно  оценивать  результаты  своего  участия  в  играх  соревновательного  характера.  Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять  ребенку радость, способствует  эмоциональному  благополучию  и  поддерживает  положительное  отношение к  себе  («я  хороший,  ловкий»  и  т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в  движениях  мальчиков  и девочек (у  мальчиков  - более  прерывистые,  у девочек – мягкие, плавные).

К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики  пальцев  рук.  Некоторые дети могут продеть  шнурок  в  ботинок  и  завязать  бантиком.

В старшем  возрасте  продолжают  совершенствоваться  культурно-гигиенические  навыки:  умеет  одеться  в  соответствии  с  условиями  погоды,  выполняет  основные  правила  личной гигиены, соблюдает  правила  приема  пищи, проявляет  навыки  самостоятельности. Полезные привычки  способствуют  усвоению  основ  здорового  образа  жизни.

I.6. Планируемые результаты по реализации рабочей программы.

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

 К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры детей старшего дошкольного возраста:

Ребенок владеет навыками двигательного опыта, удерживает статические позы до 10 - 15 секунд;

Ребенок сопоставляет название основных поз с моделями их реализации и реализует их в двигательной деятельности;

У ребенка развиты мышечная сила, гибкость, выносливость координационные способности в соответствии с возрастными особенностями;

Ребенок в двигательной деятельности эмоционально само выражается, раскрепощён в движении, участвует в игровом процессе;

Ребенок обладает развитым вниманием, памятью, воображением, поддерживает стойкий интерес в двигательной игровой деятельности.

Ребенок активно использует игровые приемы стретчинга для реализации поставленной цели в двигательной деятельности.

II. Содержательный раздел.

  II.1.Описание двигательной деятельности реализации  игрового стретчинга детей старшего дошкольного возраста

Методика реализации игрового стретчинга в старшем дошкольном возрасте основывается на :

 игровой,

коммуникативной,

продуктивной,

музыкально-художественной;

в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями детей по реализации рабочей  программы по средствам домашнего задания: группового и индивидуального.

Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей; самостоятельной деятельности детей в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Для детей старшего дошкольного возраста методика игрового стретчинга основана статичных растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника. Непосредственно организованная образовательная деятельность по игровому стретчингу включает в себя игровые ситуации, обеспечивающие связь с региональным компонентом Алтайского края: ознакомление с флорой и фауной по средствам сказок и игровых ситуаций.

Доступность двигательной деятельности с элементами игрового стретчинга детям с ослабленным здоровьем, низким уровнем развития физических качеств, проблемами в эмоционально – волевой сфере и низкими адаптивными возможностями обеспечивается умеренной физической нагрузке.

Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в игровом стретчинге основное внимание уделяется статичному поддержанию поз. Вследствие чего,  снижается мышечное напряжение, улучшается настроение, поднимается самооценка, создается ощущение комфорта и спокойствия.

Соблюдается плавность выполнения поз, что заставляет детей действовать осмысленно, в спокойном ритме для умеренной нагрузки на организм.

В совокупности с игровым стретчингом используются здоровьесберегающие технологии, которые оказывают благоприятное воздействие на детский организм:

Дыхательная гимнастика необходима для быстрого восстановления организма после физических нагрузок, снижения утомляемости и повышению концентрации внимания;

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речи, творческого мышления, активизирует моторику рук, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрироваться;

Релаксационная гимнастика - метод физического воздействия на мышечный тонус для снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения;

Самомассаж с использованием тренажеров позволяет повысить  жизненный тонус, нормализовать кровообращение конечностей детей младшего дошкольного возраста;

Подвижная игра способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений, активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Формы организации двигательной деятельности, используемые в образовательном процессе: групповые по 10 человек, индивидуальные.

Структура  двигательной деятельности с элементами игрового стретчинга включает в себя:

•        вводную,

•        основную

•        заключительную части.

 I. Вводная часть (5 минуты).

Осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия.

В содержание вводной части входят: корригирующая ходьба и бег, подвижные коммуникативные игры на координацию движений, ориентацию в пространстве, развитие внимания с танцевальными элементами под музыкальное сопровождение соответствующего среднего и быстрого темпа. В процессе двигательной активности выполняются дыхательные упражнения.

 II. Основная часть (20-23 минуты).

 В этой части дети вместе с инструктором знакомятся с упражнениями стретчинга, закрепляют их в последующей двигательной деятельности. Выполняют комплексы упражнений с элементами сказочного рассказа под музыкальное сопровождение.

Подвижная игра – также составляющая основной части занятия. Подбор их осуществляется в зависимости от сложности предыдущих действий.

 Заканчивается основная часть серией дыхательных упражнений способствующих более быстрому восстановлению организма и несущих оздоровительный характер,

 III. Заключительная часть (3-5 минут).

 В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и перехода к другим видам деятельности. Выполняются упражнения на релаксацию в игровой форме, проводится самомассаж, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Подводятся итоги, предлагается домашнее задание групповое или индивидуальное, в зависимости от успехов детей.

Домашнее задание выполняется под контролем родителей. Таким образом, осуществляется взаимодействие с родителями, поддерживается их заинтересованность в результате, положительном примере для детей.

Календарно – тематический план двигательной деятельности с элементами игрового стретчинга  для детей старшего дошкольного возраста.

Работа по игровому стретчингу ведется обучающими комплексами, которые состоят из упражнений на растяжку всех групп мышц, и практикуется в течение одного месяца.  

           Период выполнения        Название комплекса        Цель, Задачи        Реализация комплекса        Кол-во занятий

Октябрь         Диагностика физической подготовленности

        Провести диагностику физической подготовленности каждого ребенка, определить его физические особенности.        Упражнения на гибкость, правильность выполнения общеразвивающих упражнений        1

        «Здравствуй, солнышко!»

        Повторить (разучить) простые упражнения на растяжку

        - корригирующая ходьба;

- легкий бег;

- упражнения на растяжку:

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Листопад»;

-релаксация «На краю неба»        

        

«Первый снег»

- подвижная игра «Солнечные зайчики»;

- ходьба по массажным дорожкам.        1

        «На лужайке»

- Подвижная игра «Бабочки и пчелы»

- релаксация «Солнечный денёк»        1

        «Веселый зоопарк»        способствовать психоэмоциональной регуляции организма; оказывать благоприятное воздействие на состояние всего организма.        - Подвижная игра «Веселый зоопарк»

- релаксация «Африка»        1

        «Осенний рисунок»

Упражнения комплекса: Дерево, солнце, дуб, домик, ель, маленькая елочка, ласточка, петушок, рыбка, змея, ласковая кошечка, жучок, звездочка        Закреплять двигательные навыки правильного выполнения игровых движений с элементами стретчинга

- корригирующая ходьба;

- легкий бег;

- упражнения на растяжку:

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Листопад»;

-релаксация «Небесные рисунки» просмотр слайдов с фотографиями облаков        

Итого занятий в месяц        4

Ноябрь        «Оранжевая страна»

Упражнения комплекса:

Солнышко, зернышко, дерево, ель, веточка, ящерица, змея, кузнечик.

Формировать умения и навыки правильного выполнения движений; способствовать укреплению мышечного тонуса; способствовать психоэмоциональной регуляции организма; оказывать благоприятное воздействие на состояние всего организма.        - корригирующая ходьба;

- легкий бег;

- упражнения на растяжку:

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Музыкальный домик»;

- ходьба по массажным дорожкам.        1

        Комплекс 1.

Деревце

Звездочка

Домик

Ракета

Самолет

Самолет взлетает

Солнечные лучики

Ванька – встанька

Волна         Знакомить с новыми элементами игрового стретчинга, закреплять навыки их правильного выполнения        - упражнения на растяжку:

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Из круга вышибала»;

- ходьба по массажным дорожкам.

- самомассаж стоп и ладоней        1

        Игровая деятельность        Закреплять двигательные навыки правильного выполнения игровых движений с элементами стретчинга

        - упражнения на растяжку:

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «День и ночь»;

- ходьба по массажным дорожкам.

- самомассаж стоп и ладоней        1

        Упражнения комплекса:

ель, маленькая елочка, ручей, дерево, зернышко, солнышко, веточка, березка, месяц, ученик, звездочка, дерево.

        Развивать мышечную силу, способствовать выравниванию осанки, развивать чувство ритма, снять закомплексованность        - корригирующая ходьба;

- легкий бег;

-упражнения на растяжку

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Медвежий торжок»

- релаксация «Голос леса».        1

Итого занятий в месяц                4

Декабрь        Упражнения комплекса:

ласточка, солнышко, змея, рыба, скала, ласточка, дерево, кривое дерево, аист, гора.

Стимулировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствовать двигательные способности, создавать условия для положительного психоэмоционального развития детей.        - корригирующая ходьба;

- легкий бег;

- танцевальные элементы;

- массаж ног;

- упражнения на растяжку;

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Бежит река»

- релаксация «Черепашка».

«Путешествие снежинки»

Упражнения комплекса:

Звезда, домик, солнышко, дерево, месяц, дуб, ручеек, гора, рыба

        Развивать мышечную силу мышц спины, бедер и плечевого пояса, способствовать выравниванию осанки, развивать чувство ритма, снять закомплексованность        - корригирующая ходьба;

- легкий бег;

-упражнения на растяжку

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Метелица»        1

        «Новогодняя сказка»

Упражнения комплекса: Домик, снежинка – звезда, ель, маленькая ель, месяц, слон, бабочка, горка, коробочка, книжка, кошечка, пес, волчок, лошадка        Повысить интерес детей к торжественному празднику Новый год, стимулировать воображение и фантазию. Способствовать тренировке и развитию эластичности основных групп мышц, развивать подвижность суставов и связок,

- танцевальные элементы;

- массаж ног;

- упражнения на растяжку;

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Догони снежинку»

- релаксация «Новогодняя сказка».

        1Игровая деятельность

        Закреплять двигательные навыки правильного выполнения игровых движений с элементами стретчинга

- упражнения на растяжку:

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Из круга вышибала»;

- ходьба по массажным дорожкам.

- самомассаж стоп и ладоней        1

Итого занятий в месяц                4

Январь        

Упражнения комплекса:

Аист, ель, скала, гора, олень, ласковая кошечка, кошечка, цветок

        Способствовать тренировке и развитию эластичности основных групп мышц, развивать подвижность суставов и связок, учить детей овладевать нетрадиционными  способами

оздоровления, воспитывать желание проявлять терпение во время выполнения упражнений.        - разминка с танцевальными элементами;

-силовые упражнения;

- упражнения на  растяжку;

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Аист и лягушки»;

- релаксация «сон в лесу».        1

        Комплекс №2

Дуб

Пушка

Качели

Месяц

Лебедь

Ковшик

Слоник (собака хвостик к верху)

Рыбка

Саранча

Крылья        Знакомить с новыми элементами игрового стретчинга, закреплять навыки их правильного выполнения        - Танцевальная разминка

- упражнения на растяжку:

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Из круга вышибала»;

- ходьба по массажным дорожкам.

- самомассаж стоп и ладоней        1

        Игровая деятельность        Закреплять двигательные навыки правильного выполнения игровых движений с элементами стретчинга

        - упражнения на растяжку:

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Кот и мыши»;

- ходьба по массажным дорожкам.

- самомассаж стоп и ладоней        1

Итого занятий в месяц                3

Февраль        «Лесное чудо»

Упражнения комплекса:

Зернышко, солнышко, месяц, ель, кошечка, собака, ласковая кошечка, кузнечик, ученик, ребенок, дерево, рыбка.        Развивать силу основных групп мышц, способствовать растяжению и укреплению мышц и связок, воспитывать осознанное отношение к правилам при выполнении упражнений.        - разминка;

- силовые упражнения;

- гимнастика для позвоночника;

- мобилизующее дыхание

- растяжка;

- упражнения на дыхание;

- гимнастика для развития  ощущений, внимания;

- релаксация        1

        Комплекс №3

Упражнения комплекса:

Поза воина

Вторая поза воина

Пушка

Стрела

Тигр

Ручеек

Кустик

Скамейка

Вафелька

Солнце        Знакомить с новыми элементами игрового стретчинга, закреплять навыки их правильного выполнения        - корригирующая ходьба;

- бег;

- силовые упражнения;

- растяжка;

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «У медведя во бору»;

- самомассаж, ходьба по массажным дорожкам.        1

        «Путешествие самолетика» Упражнения комплекса: Самолет, самолет на посадку, пушка, солнце, месяц, ласточка, жучок, рыбка, звездочка, дерево, цветок        Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении. Развивать и функционально совершенствовать работу органов дыхания, кровообращения, нервной системы организма        - упражнения на растяжку:

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Кот и мыши»;

- ходьба по массажным дорожкам.

- самомассаж стоп и ладоней        1

        Игровая деятельность        Закреплять двигательные навыки правильного выполнения игровых движений с элементами стретчинга

        - упражнения на растяжку:

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Кот и мыши»;

- ходьба по массажным дорожкам.

- самомассаж стоп и ладоней

Итого занятий в месяц                4

Март        

«Горная страна»

Упражнения комплекса:

Дерево, солнышко, солнышко садится, поза ученика, зернышко, ель, гора, рыбка

Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении Развивать и функционально совершенствовать работу органов дыхания, кровообращения, нервной системы организма

- корригирующая ходьба;

- бег;

- силовые упражнения;

- растяжка;

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «У медведя во бору»;

- самомассаж, ходьба по массажным дорожкам.

        

«Лукоморье»

Реализовать двигательные навыки игрового стретчинга посредством прочтения стихотворения А. С. Пушкина «Лукоморье»        - разминка с танцевальными элементами;

- упражнения на  растяжку;

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Птички в гнезда»        1

        «Пробуждение весны»

Упражнения комплекса:

Дерево, солнце, луна, солнце идет на закат, собака хвостик к верху, бабочка, цветок, цветок распускается, лягушка, книжка        

Укреплять мышцы спины и плечевого отдела позвоночника совершенствовать работу органов дыхания, кровообращения, нервной системы организма, воспитывать самовыражение и творчество в движении

- корригирующая ходьба;

- бег;

- силовые упражнения;

- растяжка;

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Бабочки и пчелки»

- самомассаж, ходьба по массажным дорожкам.

        

Игровая двигательная деятельность «Знаем, во что играем»

Закреплять умение сопоставлять название поз с двигательным стереотипом

Танцевальная разминка «Спортивная ходьба»

Подвижная игра «Покажи предмет»

Игра «Веселые обезьянки»

Итого занятий в месяц                4

Апрель        

«Солнечные рисунки» Упражнения комплекса:

Солнышко, дерево, кузнечик, жук, бабочка, змея, рыбка, ежик, цветок, месяц, зернышко, домик

        Развивать мышечную силу мышц спины, бедер и плечевого пояса, способствовать выравниванию осанки, развивать чувство ритма, снять закомплексованность        - разминка;

- мобилизующее дыхание

- растяжка;

- гимнастика для развития  ощущений, внимания;

- подвижная игра «Солнечные лучики»

- релаксация

        

Комплекс №4 Упражнения комплекса:

Веточка

Месяц

Волк

Змея

Ящерица

Кошка

Сердитая кошечка

Собачка хвостик вверх

Ласточка         Знакомить с новыми элементами игрового стретчинга, закреплять навыки их правильного выполнения        - корригирующая ходьба;

- бег;

- силовые упражнения;

- растяжка;

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Бабочки и пчелки»

- самомассаж, ходьба по массажным дорожкам.        1

        Игровая двигательная деятельность «Знаем, во что играем»        Закреплять умение сопоставлять название поз с двигательным стереотипом        Танцевальная разминка «Спортивная ходьба»

Подвижная игра «Покажи предмет»

Игра «Веселые обезьянки»        1

        «Весенняя сказка»

Упражнения комплекса:

Солнышко, дерево, ящерица, жук, кузнечик, ежик, любопытная кошка, ласковая кошка, петушок, пес,         Развивать и функционально совершенствовать работу органов дыхания, кровообращения, нервной системы организма, воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении

        - разминка с танцевальными элементами;

- упражнения на растяжку;

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «Пчелки на полянке»;

- релаксация «Весенняя капель»

Итого занятий в месяц                4

Май        Закрепление материала в собирательной сказке.

        Закреплять умения выполнять стретчинговые упражнения, которые использовались в течение года, активизировать двигательную память        - корригирующая ходьба;

- бег;

- силовые упражнения;

- растяжка;

- упражнения на дыхание;

- подвижная игра «У медведя во бору»;

- самомассаж, ходьба по массажным дорожкам.        1

Диагностика развития  двигательной деятельности с элементами игрового стретчинга        Обобщить навыки двигательной деятельности игрового стретчинга, определить показатели гибкости, выносливости        

Проведение мониторинга, заполнение диагностических карт физической подготовленности по игровому стретчингу.

        

Открытое занятие совместно с родителями.

        Приобщать родителей к оздоровительной деятельности средствами игрового стретчинга        - Совместная с родителями корригирующая ходьба, бег;

- Упражнения на растяжку по показу детей;

- дыхательные упражнения;

- подвижная игра «Большие и маленькие»

- Массаж рук и ног родителями своим детям        1

Итого занятий за месяц        4

ИТОГО ЗАНЯТИЙ         31

 

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы представляет собой процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико - прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.

     Система мониторинга разработана на основе диагностики физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста Бирюковой Н.Г. и включает:

- достижение детьми планируемых результатов освоения программы,

- обеспечение комплексного подхода к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы,

- осуществление оценки динамики достижений детей,

- описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

      Мониторинг двигательной деятельности с элементами игрового стретчинга проводится два раза в год (в октябре и мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги, медицинские работники. Результаты диагностирования отражаются в диагностической карте.

      Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.

К методам проведения мониторинга рабочей программы:

•        Наблюдение - это один из основных эмпирических методов, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

•        Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации в форме свободного опроса носит естественный, неформальный характер.

•        Критериально-ориентированные методики нетестового типа -это формализованная оценка выполнения заданий результатов игры, упражнений.

•        Критериально-ориентированное тестирование - используется для оценки степени владения испытуемым пройденным материалом. Для мониторинга физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста в игровом стретчинге используются показатели с определением уровня их выполнения. Высокий уровень характеризуется выполнением движений уверенно, без ошибок; средний – с допускаемыми некоторыми ошибками, но с правильной техникой их исполнения и низкий уровень предполагает значительное количество допущенных ошибок при выполнении упражнений. Оценивается правильное выполнение основных элементов упражнений, четкость исходных положений, соблюдение отдельных частей тела в упражнении, умения анализировать движение, контролировать и самооценивать качество выполнения упражнения, гибкость, выносливость, сохранение статичного равновесия в процессе двигательной деятельности.

Формой проведения мониторинга является наблюдение за выполнением детьми выборочных упражнений и оценке по критериям разработанной диагностики. В соответствии  с данными которой выявляются индивидуальные особенности развития каждого ребенка и намечаются при необходимости индивидуальные маршруты образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг выносливости определяется тестом выполнения упражнения «рыбка» с удержанием статической позы:

для детей 3 – 4 лет – 8 - 10 секунд

для детей 4 – 5 лет – 15 - 20 секунд

для детей 5 – 6 лет – 25 - 30 секунд

для детей 6 – 7 лет – 30 - 40 секунд.

III.        Организационный раздел.

Материальное и методическое обеспечение реализуемой программы.

Для обеспечения планируемого результата необходимы следующие средства и оборудование:

•        технические средства для музыкального сопровождения;

•        массажеры и массажные дорожки для корригирующей ходьбы;

•        ковровое покрытие, т.к. многие упражнения выполняются из положений сидя, лежа на животе и спине;

•        оборудование для подвижных игр (обручи, кубы, дуги, маты).

                                       

Следует помнить также основные принципы выполнения упражнений игрового стретчинга:

1.        Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ. Показываю упражнение я или подготовленный мною ребёнок.

2.        Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному. Многие упражнения детям знакомы, но под другими названиями и выполняются в более медленном темпе. Например:  «Деревце», «Сорванный цветок», «Звезда». На занятии я использовала самые простые упражнения.

3.        Систематичность.  Регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.

4.        Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий. Начинаем выполнять упражнение с 4 раз, постепенно увеличивая количество повторов.

5.        Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка. Я работаю с детьми четвёртый год. Я знаю их возможности. Поэтому требования к детям индивидуальные.

6.        Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Для этого перед разучиванием упражнения я объясняю детям для укрепления,  каких мышц данное упражнение.

Основные правила стретчинга:

 -разогрев перед упражнениями;

- медленное и плавное выполнение упражнений;

-«правило ровной спины» - следите за осанкой, т.к. сгорбленность уменьшает гибкость;

-спокойное дыхание;

- растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела.

Элементы игрового стретчинга можно использовать также на  утренней гимнастике.

Занятия игровым стретчингом с детьми показывают,  что близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.

Приложение.

Растяжка.

Упражнение 1. «Деревце».

И.п. Пятки вместе, носки разведены, руки опущены вдоль тела.

1) Поднять прямые руки над головой – вдох.

2) Опустить руки, расслабиться – выдох.

Упражнение 2. «Кошечка».

И.п. Стоя в упоре на ладони и колени.

1) Прогнуться в пояснице, голову поднять вверх и вперед – вдох.

2) Округлить спину, голову опустить вниз – выдох.

Упражнение 3. «Звездочка».

И.п. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

1) Вытянуть руки в стороны ладонями вниз – вдох.

2) Руки опустить вниз, расслабиться – выдох.

Упражнение 4. «Дуб».

И.п. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

1) Вытянуть руки над головой, ладонями друг к другу, сделать полуприсед, ноги крепко упираются в пол – вдох.

2) Руки опустить, расслабиться – выдох.

Упражнение 5. «Солнышко».

И.п. Ноги на ширине плеч, левая (правая) стопа развернута наружу, руки в стороны.

1) На выдохе – наклоняться в левую (правую) сторону, пока левая (правая) рука не коснется пола, правая (левая) рука вытянута вверх.

2) И.п.

Упражнение 6. «Волна».

И.п. Лечь на спину, ноги вместе, руки вдоль туловища.

1) На выдохе – согнуть правую (левую) ногу и прижать ее к туловищу. Вытянутая левая (правая) нога на полу. Нижняя часть спины прижата к полу.

2) И.п.

Упражнение 7. «Лебедь».

И.п. Лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.

1) На выдохе – согнуть правую (левую) ногу, прижать ее к туловищу. Вытянутая левая (правая) нога на полу.

2) Выпрямить правую (левую) ногу и потянуть к себе.

3) И.п.

4) И.п.

Упражнение 8. «Слоник».

И.п. Ноги на ширине плеч, пальцы ног направлены вперед, ладони согнутых в локтях рук лежат на бедрах, позвоночник вытянут вверх.

1) На выдохе – потянуться вперед вверх, наклон вперед до полного касания руками пола, пятки не отрываются от пола, спина прямая, ладони лежат на полу на ширине плеч.

2) И.п.

Упражнение 9. «Рыбка».

И.п. Лежа на животе, руки вдоль туловища, ладонями вниз.

1) Вытянуть ноги и напрячь мышцы ягодиц - на вдохе.

2) На выдохе – оторвать от пола ноги и плечи, не сгибая колен. Голова и ноги должны   находиться на одном уровне.

3) И.п.

Упражнение 10. «Змея».

И.п. Лежа на животе, ладони под грудью, пальцами вперед.

1) На выдохе – подняться на руках, руки в локтях чуть согнуты.

2) И.п.

Упражнение 11. «Веточка».

И.п. Узкая стойка, руки вытянуты вперед и сцеплены в «замок», ладонями наружу – вдох.

1) На выдохе – поднять руки над головой.

2) И.п.

Упражнение 12. «Гора».

И.п. Лежа на спине, ноги согнуты, стопы стоят на полу, руки лежат вдоль туловища.

1) Оторвать бедра и таз от пола, поднять таз выше живота – вдох.

2) Выдох – и.п.

Упражнение 13. «Ель большая».

И.п. Стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.

1) Развести носки врозь – вдох.

2) Вытянуть позвоночник вверх, руки развести слегка в стороны вниз. Ладони направлены в пол – выдох.

3) И.п.

Упражнение 14. «Цапля».

И.п. Сомкнутая стойка, руки опущены вдоль туловища.

1) Согнуть правую (левую) ногу, поставить правую (левую) стопу пальцами вниз на внутреннюю поверхность левого (правого) бедра как можно выше.

2) Развести руки в стороны на уровне плеч, потянуться ими в стороны.

3) И.п.

6.        Упражнения на дыхание.

Упражнение «Поймай ветерок». Сидим на коврике, спинки прямые, дыхание ровное, свободное. Поставь ладошку перед носом или ртом и ощути движение воздуха. Когда мы выдыхаем, на ладошку дует ветерок. Если выдох быстрый – ветерок холодный, если медленный – ветерок теплый, а когда мы делаем вдох можем ощутить запах ладошки, ветерка нет.

7. Упражнения для развития чувств, ощущений, внимания.

Упражнение «Изучаем себя».  Задаем ребенку вопрос:

- чем ты ходишь?

- чем ты рисуешь?

- чем ты дышишь?

- чем ты слышишь?

- чем ты видишь?

Давайте потрогаем себя, назовем все части нашего тела. Начинаем с головы и заканчиваем пальчиками ног.

        Упражнения для расслабления мышц.

Рассматриваем ладошки.

 

Список литературы:

1.        Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоцинального напряжения детей. - М., 2002. - 216с.

2.        Анатомо-физиологические особенности организма ребенка // Энциклопедия молодой семьи. URL: http://www.bibliotekar.ru/enc-Semya/31/htm (Дата обращения 15.05.2012)

3.        Арнаутова Е.П. Диалогическая позиция педагога в сотрудничестве с семьей: Сб. науч. тр./ Наука о дошкольном детстве традиции и современность. - М.: МПГУ, 2000. - 230 с.

4.        Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). - Академия. - 2009. - 416с.

5.        Волков О.А., Волкова Е.А. Веселая йога: специально для детей. –Феникс - Ростов н/Д -  2008.

6.        Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012.

7.        Латохина Л.И. Оздоровительные минутки. Простая и эффективная гимнастика для детей и взрослых / Л.И. Латохина - М.: АСТ: Астрель, 2009 -158с., ил.

8.        Латохина Л.И. Хатха – йога для детей: Кн. Для учащихся и родителей. – М.: Просвещение , 1993. – 160с.: Ил. – (Школа здоровья).

9.        Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. / Избранные пед. соч. - М.: Педагогика, 1988. - с. 228 - 264.

10.        Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. / Избранные пед. соч. М.: Педагогика, 1988. - с. 16 - 228; СПб. 1900. - 247с.

11.        Липень А.А. Детская оздоровительная йога. - Питер Пресс, СПб. 2009

12.        Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2013 URL: http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html

13.        Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. - ТЦ «Сфера» - М.: 2010.

14.        Назарова А. Г. Игровой стретчинг. - Типография ОФТ, СПб.: 2005.

15.        Первые шаги в Стране Здоровья: Методическое пособие. - Барнаул: АКИПКРО, 2008. - 122с.

16.        Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005. - 143с.

17.        Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. - СПб.: «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2001. - 96с.

18.    Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе. - М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. - 400с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по игровому стретчингу

Программа будет полезна инструкторам по физической культуре,хореографам занимающимся в системе дополнительного образования...

Дополнительная образовательная программа «ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ» для детей 3 - 7 лет с ОВЗ (ТНР, ЗПР)

Данная дополнительная образовательная физкультурно – спортивная программа «Игровой стретчинг» направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГУППЫ.

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей - сут...

Программа проекта "Игровой стретчинг"

Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно и качественно овладевать разнообразными движениями, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успе...

Программа оздоровительной методики «Игрового стретчинга» для детей дошкольного возраста (срок реализации программы 4 года)

В данной программе используется оздоровительная методика Назаровой А.Г.Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений. Очень важно заниматься именно с детьми дошкольного возраста, тем более что в...