Проект "Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе музыкальной деятельности"
проект (подготовительная группа)

Самойлова Алёна Витальевна

Проект разработан в целях сохранения и укрепления здоровья детей посредством музыкальной деятельности. раскрываются и предлагаются здоровьесберегающие технологии, которые можно применять в музыккальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_zdorovesberezheniyu.docx24.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского муниципального округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников №4 «Сказка»

Педагогический проект:

 «Укрепление и сохранение здоровья воспитанников

старшего дошкольного возраста

средствами музыкальной деятельности «Здоровье и музыка»»

Разработал:

Самойлова Алена Витальевна

Музыкальный руководитель

За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов: ухудшение экологической обстановки, климатические изменения, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, возрастающее электронно-лучевое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором). Социальная напряженность в обществе сказывается на психическом здоровье детей. Анализ заболеваемости показал достаточно высокий уровень распространённости хронических заболеваний, нарушения осанки и сколиоза, а также простудных респираторных заболеваний. Всё это вызвало потребность углублённо заняться оздоровлением детей и формированием у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Необходимо с малых лет привить ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него, воспитать привычку здорового образа жизни.

Одной из приоритетных задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. А в период пандемии, эта проблема тем более вышла на первый план. Особое внимание во ФГОС ДО уделяется становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами. В детском саду важно не только сохранить здоровье детей, но и научить их тому, как быть здоровыми, активно вовлекать дошкольников в здравотворческую деятельность, формировать осознанное отношение к ЗОЖ.

Данная программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Музыка и здоровье» построена на идеях педагогической валеологии (от латинских слов «valeo» - быть здоровым и «logos» — учение, наука). Педагогическая валеология предусматривает формирование, сохранение и укрепление здоровья образовательными технологиями: использование различных видов самомассажа, комплексных общеразвивающих упражнений и корригирующей гимнастики, физкультминуток, пальчикового игротренинга, специально подобранный песенный репертуар, музыка, ритмические танцы, подвижные игры и т. д.

Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели — мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.

Особенности проекта:

Проект направлен на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, ответственности, внутренней активности, отличается использованием музыки в качестве фактора, интегрирующего содержание педагогической работы с детьми.


Цель проекта: формирование у дошкольников понятия «здоровье» (здорового образа жизни), сохранение и укрепление психического и физического здоровья средствами музыки. Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Задачи:

формировать мотивацию «здоровья» и поведенческих навыков здорового образа жизни;

  • развитие сенсорных и моторных функций с целью профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания (развивать навык правильного дыхания), простудных заболеваний;
  • формирование коммуникативных навыков, осознание и осмысление собственного «я», преодоление барьеров в общении, умения управлять своими поступками, чувствами. (Эмоциональное благополучие).

Использование следующих здоровьесберегающих технологий:

  • Активное слушание (программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой и «Элеменнтарное мцзицирование» Т.Э.Тютюнниковой) слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность.
  • Музыкально-ритмические упражнения для развития и коррекции опорно-двигательного аппарата (программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной);
  • Певческие и фонопедические упражнения В.Емельянова, М.Картушиной способствуют укреплению хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
  • Дыхательные упражнения (элементы дыхательной гимнастики Б.Толкачева и А.Стрельниковой) - способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно- глоточного аппарата и деятельности головного мозга.
  • Валеологические песенки-распевки. эффективно влияют на укрепление эмоционального здоровья детей.
  • Игровой массаж (по А.Уманской, М.Картушиной, А.Галанову) - повышает защитные свойства организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
  • Речевые игры (Т.Боровик, Т.Тютюнниковой) - вырабатывают качественные и полноценные движения органов артикуляции, развивают мышцы речевого аппарата, эффективно влияют на укрепление эмоционального здоровья детей.
  • Музыкотерапия (М.А.Давыдова «Музыкотерапия с элементами психогимнастики»)
  • Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, речь, внимание и быстроту реакции, координацию.

Условия реализации проекта.

Успех воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни обеспечивается следующими обязательными условиями:

- готовность ДОУ и педагогов к валеологическому образованию дошкольников;

- наличие материальной базы для успешной работы в данном направлении, в том числе наличием соответствующих помещений и гигиеническим требованиям к ним (музыкальный и физкультурный залы, групповые комнаты с физкультурно-оздоровительными и музыкально-театральными зонами, спортивная площадка и игровые площадки на участках);

- активное участие родителей в жизни ДОУ.

- личностно ориентированный подход взаимодействия взрослого и ребенка в процессе освоения программы по приобщению дошкольников к ЗОЖ

В ДОУ создана комфортная среда – это внутреннее пространство ДОУ, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей.

Помещения

Процессы

Участники

Музыкальный зал

- музыкальная НОД

-праздники, утренники, развлечения, концертная деятельность

- индивидуальная деятельность

- дети

-музыкальный руководитель

- воспитатели

- родители

Групповые помещения

- самостоятельная деятельность детей

- гимнастика после сна

- дети, воспитатели,

Физкультурный зал

- утренняя гимнастика

- физкультурная НОД с музыкальным сопровождением

- музыкально-спортивные праздники и развлечения

- дети, инструктор по физо, музыкальный руководитель

Территория детского сада

- Музыкальные праздники и развлечения

- Спортивные праздники и развлечения с музыкальным сопровождением

- дети, инструктор по физо, музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Содержание системы музыкально-оздоровительной работы

Основные направления:

  • Создание условий для сохранения физического и психического здоровья ребенка (соблюдение СанПиН, соблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса и к организации образовательной среды).
  • Соответствие образовательного процесса базовым потребностям и психофизиологическим возможностям ребенка, его индивидуальным особенностям.
  • Использование здоровьесберегающих технологий.
  • Взаимодействие с воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.
  • Вся работа по музыкальному воспитанию построена с учетом активного применения следующих здоровьесберегающих технологий:
  • Активное слушание (программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой и «Элеменнтарное мцзицирование» Т.Э.Тютюнниковой) слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность.
  • Музыкально-ритмические упражнения для развития и коррекции опорно-двигательного аппарата (программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной);
  • Певческие и фонопедические упражнения В.Емельянова, М.Картушиной способствуют укреплению хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
  • Дыхательные упражнения (элементы дыхательной гимнастики Б.Толкачева и А.Стрельниковой) - способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно- глоточного аппарата и деятельности головного мозга.
  • Валеологические песенки-распевки. эффективно влияют на укрепление эмоционального здоровья детей.
  • Игровой массаж (по А.Уманской, М.Картушиной, А.Галанову) - повышает защитные свойства организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
  • Речевые игры (Т.Боровик, Т.Тютюнниковой) - вырабатывают качественные и полноценные движения органов артикуляции, развивают мышцы речевого аппарата, эффективно влияют на укрепление эмоционального здоровья детей.
  • Музыкотерапия (М.А.Давыдова «Музыкотерапия с элементами психогимнастики»)
  • Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, речь, внимание и быстроту реакции, координацию.

Ожидаемые результаты:

  • сформированное представление о здоровье, ЗОЖ, музыкальной деятельности, укрепляющей здоровье;
  • стабильность эмоционального благополучия;
  • улучшение двигательных навыков и качеств (координация, пластичность, ориентирование в пространстве);
  • повышение уровня речевого развития (вокально-хоровых навыков, голосового аппарата);
  • снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)


Показатели результативности:

  • Представление о здоровье, ЗОЖ, музыкальной деятельности, укрепляющей здоровье;
  • стабильность эмоционального благополучия;
  • улучшение двигательных навыков и качеств (координация, пластичность, ориентирование в пространстве);
  • повышение уровня речевого развития (вокально-хоровых навыков, голосового аппарата);
  • снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)

Данные показатели диагностируются с помощью основного метода педагогической диагностики – наблюдения. Мониторинг разработан на основе методических рекомендации О.Н Арсеневской («Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду») и М.Ю Картушиной (Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья»): сформированность координации движений – по методике А.И. Бурениной, речевое развитие (вокально-хоровые навыки, голосовой аппарат) - по методике Н.А.Ветлугиной, Т.М.Орловой; уровень заболеваемости оценивают медицинские работники.

Методическое обеспечение проекта

  1. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: программа оздоровления дошкольников/ М.Ю.Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2007
  2. Арсеневская О.Н. Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности. Приключения в Здравгороде. Цикл познавательно-музыкальных занятий с детьми 5-7 лет/авт.-сост. О.Н.Арсеневская.- Волгоград: Учитель, 2015, - 279с.
  3. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н.Арсеневская.- Волгоград: Учитель, 2012, - 204с.
  4. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
  5. Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 3-7 лет. – СПб., 2001
  6. Буренина А.И. Ритмическая мозаика программа
  7. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Музыка детства. Методические рекомендации и репертуар с нотными приложениями к программе «Мир открытий». Средняя группа детского сада. – М.: Издательство «Бином. Лаборатория знаний», 2020. –288 с.
  8. Т.Э. Тютюникова «Элементарное музицирование».
  9. Алексеева Л.Н. , Тютюнникова Т.Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 1998.
  10. «Бим! Бам! Бом!» Т.Э. Тютюнникова. Учебное пособие.
  11. Т.Э.тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» материалы семинара №3 «Песенки-бусинки», Москва,2004
  12. Картушина М.Ю. логоритмические занятия в детском саду: метод.пособие/М.Ю.Картушина.- М.сфера.2004
  13. Методика музыкального воспитания в детском саду/под ред. Н.А.Ветлугиной.- М.: Просвещение,1976
  14. Щетинин, М.Н.Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М.Н.Щетинин.- М.:Айрис –пресс, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей в процессе музыкальной деятельности

Для развития творчества наиболее благоприятным видом искусства является музыка. Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие воображения, которое лежит в основе любого ви...

Игровые приемы в укреплении здоровья детей в процессе обучения плаванию

Содействовать оздоровлению детей младшего и среднего дошкольного возраста в процессе обучения плаванию через использование игровых упражнений и подвижных игр....

Здоровье-сберегающие технологии и укрепления здоровья детей с помощью музыкальных игр

   Музыка издавна использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. Музыкальное развитие детей  в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА КОРРЕКЦИИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Авторы статьи раскрывают идею использования комплексов упражнений, разработанных на основе семи здоровьесберегающих в с темами, в системе коррекционно-оздоровительной работы с  детьми с...

Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности

Методическая разработка       Развитие творческих способностей детей  в процессе музыкальной деятельности...