Проект "Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе музыкальной деятельности"
проект (подготовительная группа)
Проект разработан в целях сохранения и укрепления здоровья детей посредством музыкальной деятельности. раскрываются и предлагаются здоровьесберегающие технологии, которые можно применять в музыккальной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского муниципального округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников №4 «Сказка»
Педагогический проект:
«Укрепление и сохранение здоровья воспитанников
старшего дошкольного возраста
средствами музыкальной деятельности «Здоровье и музыка»»
Разработал:
Самойлова Алена Витальевна
Музыкальный руководитель
За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов: ухудшение экологической обстановки, климатические изменения, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, возрастающее электронно-лучевое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором). Социальная напряженность в обществе сказывается на психическом здоровье детей. Анализ заболеваемости показал достаточно высокий уровень распространённости хронических заболеваний, нарушения осанки и сколиоза, а также простудных респираторных заболеваний. Всё это вызвало потребность углублённо заняться оздоровлением детей и формированием у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Необходимо с малых лет привить ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него, воспитать привычку здорового образа жизни.
Одной из приоритетных задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. А в период пандемии, эта проблема тем более вышла на первый план. Особое внимание во ФГОС ДО уделяется становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами. В детском саду важно не только сохранить здоровье детей, но и научить их тому, как быть здоровыми, активно вовлекать дошкольников в здравотворческую деятельность, формировать осознанное отношение к ЗОЖ.
Данная программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Музыка и здоровье» построена на идеях педагогической валеологии (от латинских слов «valeo» - быть здоровым и «logos» — учение, наука). Педагогическая валеология предусматривает формирование, сохранение и укрепление здоровья образовательными технологиями: использование различных видов самомассажа, комплексных общеразвивающих упражнений и корригирующей гимнастики, физкультминуток, пальчикового игротренинга, специально подобранный песенный репертуар, музыка, ритмические танцы, подвижные игры и т. д.
Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели — мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.
Особенности проекта:
Проект направлен на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, ответственности, внутренней активности, отличается использованием музыки в качестве фактора, интегрирующего содержание педагогической работы с детьми.
Цель проекта: формирование у дошкольников понятия «здоровье» (здорового образа жизни), сохранение и укрепление психического и физического здоровья средствами музыки. Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Задачи:
формировать мотивацию «здоровья» и поведенческих навыков здорового образа жизни;
- развитие сенсорных и моторных функций с целью профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания (развивать навык правильного дыхания), простудных заболеваний;
- формирование коммуникативных навыков, осознание и осмысление собственного «я», преодоление барьеров в общении, умения управлять своими поступками, чувствами. (Эмоциональное благополучие).
Использование следующих здоровьесберегающих технологий:
- Активное слушание (программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой и «Элеменнтарное мцзицирование» Т.Э.Тютюнниковой) слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность.
- Музыкально-ритмические упражнения для развития и коррекции опорно-двигательного аппарата (программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной);
- Певческие и фонопедические упражнения В.Емельянова, М.Картушиной способствуют укреплению хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
- Дыхательные упражнения (элементы дыхательной гимнастики Б.Толкачева и А.Стрельниковой) - способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно- глоточного аппарата и деятельности головного мозга.
- Валеологические песенки-распевки. эффективно влияют на укрепление эмоционального здоровья детей.
- Игровой массаж (по А.Уманской, М.Картушиной, А.Галанову) - повышает защитные свойства организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
- Речевые игры (Т.Боровик, Т.Тютюнниковой) - вырабатывают качественные и полноценные движения органов артикуляции, развивают мышцы речевого аппарата, эффективно влияют на укрепление эмоционального здоровья детей.
- Музыкотерапия (М.А.Давыдова «Музыкотерапия с элементами психогимнастики»)
- Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, речь, внимание и быстроту реакции, координацию.
Условия реализации проекта.
Успех воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни обеспечивается следующими обязательными условиями:
- готовность ДОУ и педагогов к валеологическому образованию дошкольников;
- наличие материальной базы для успешной работы в данном направлении, в том числе наличием соответствующих помещений и гигиеническим требованиям к ним (музыкальный и физкультурный залы, групповые комнаты с физкультурно-оздоровительными и музыкально-театральными зонами, спортивная площадка и игровые площадки на участках);
- активное участие родителей в жизни ДОУ.
- личностно ориентированный подход взаимодействия взрослого и ребенка в процессе освоения программы по приобщению дошкольников к ЗОЖ
В ДОУ создана комфортная среда – это внутреннее пространство ДОУ, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей.
Помещения | Процессы | Участники |
Музыкальный зал | - музыкальная НОД -праздники, утренники, развлечения, концертная деятельность - индивидуальная деятельность | - дети -музыкальный руководитель - воспитатели - родители |
Групповые помещения | - самостоятельная деятельность детей - гимнастика после сна | - дети, воспитатели, |
Физкультурный зал | - утренняя гимнастика - физкультурная НОД с музыкальным сопровождением - музыкально-спортивные праздники и развлечения | - дети, инструктор по физо, музыкальный руководитель |
Территория детского сада | - Музыкальные праздники и развлечения - Спортивные праздники и развлечения с музыкальным сопровождением | - дети, инструктор по физо, музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
Содержание системы музыкально-оздоровительной работы
Основные направления:
- Создание условий для сохранения физического и психического здоровья ребенка (соблюдение СанПиН, соблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса и к организации образовательной среды).
- Соответствие образовательного процесса базовым потребностям и психофизиологическим возможностям ребенка, его индивидуальным особенностям.
- Использование здоровьесберегающих технологий.
- Взаимодействие с воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.
- Вся работа по музыкальному воспитанию построена с учетом активного применения следующих здоровьесберегающих технологий:
- Активное слушание (программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой и «Элеменнтарное мцзицирование» Т.Э.Тютюнниковой) слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность.
- Музыкально-ритмические упражнения для развития и коррекции опорно-двигательного аппарата (программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной);
- Певческие и фонопедические упражнения В.Емельянова, М.Картушиной способствуют укреплению хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
- Дыхательные упражнения (элементы дыхательной гимнастики Б.Толкачева и А.Стрельниковой) - способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно- глоточного аппарата и деятельности головного мозга.
- Валеологические песенки-распевки. эффективно влияют на укрепление эмоционального здоровья детей.
- Игровой массаж (по А.Уманской, М.Картушиной, А.Галанову) - повышает защитные свойства организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
- Речевые игры (Т.Боровик, Т.Тютюнниковой) - вырабатывают качественные и полноценные движения органов артикуляции, развивают мышцы речевого аппарата, эффективно влияют на укрепление эмоционального здоровья детей.
- Музыкотерапия (М.А.Давыдова «Музыкотерапия с элементами психогимнастики»)
- Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, речь, внимание и быстроту реакции, координацию.
Ожидаемые результаты:
- сформированное представление о здоровье, ЗОЖ, музыкальной деятельности, укрепляющей здоровье;
- стабильность эмоционального благополучия;
- улучшение двигательных навыков и качеств (координация, пластичность, ориентирование в пространстве);
- повышение уровня речевого развития (вокально-хоровых навыков, голосового аппарата);
- снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
Показатели результативности:
- Представление о здоровье, ЗОЖ, музыкальной деятельности, укрепляющей здоровье;
- стабильность эмоционального благополучия;
- улучшение двигательных навыков и качеств (координация, пластичность, ориентирование в пространстве);
- повышение уровня речевого развития (вокально-хоровых навыков, голосового аппарата);
- снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
Данные показатели диагностируются с помощью основного метода педагогической диагностики – наблюдения. Мониторинг разработан на основе методических рекомендации О.Н Арсеневской («Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду») и М.Ю Картушиной (Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья»): сформированность координации движений – по методике А.И. Бурениной, речевое развитие (вокально-хоровые навыки, голосовой аппарат) - по методике Н.А.Ветлугиной, Т.М.Орловой; уровень заболеваемости оценивают медицинские работники.
Методическое обеспечение проекта
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: программа оздоровления дошкольников/ М.Ю.Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2007
- Арсеневская О.Н. Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности. Приключения в Здравгороде. Цикл познавательно-музыкальных занятий с детьми 5-7 лет/авт.-сост. О.Н.Арсеневская.- Волгоград: Учитель, 2015, - 279с.
- Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н.Арсеневская.- Волгоград: Учитель, 2012, - 204с.
- Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
- Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 3-7 лет. – СПб., 2001
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика программа
- Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Музыка детства. Методические рекомендации и репертуар с нотными приложениями к программе «Мир открытий». Средняя группа детского сада. – М.: Издательство «Бином. Лаборатория знаний», 2020. –288 с.
- Т.Э. Тютюникова «Элементарное музицирование».
- Алексеева Л.Н. , Тютюнникова Т.Э. «Музыка». Учебно-наглядное пособие «Музыка». – М.: АСТ, 1998.
- «Бим! Бам! Бом!» Т.Э. Тютюнникова. Учебное пособие.
- Т.Э.тютюнникова «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» материалы семинара №3 «Песенки-бусинки», Москва,2004
- Картушина М.Ю. логоритмические занятия в детском саду: метод.пособие/М.Ю.Картушина.- М.сфера.2004
- Методика музыкального воспитания в детском саду/под ред. Н.А.Ветлугиной.- М.: Просвещение,1976
- Щетинин, М.Н.Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М.Н.Щетинин.- М.:Айрис –пресс, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей в процессе музыкальной деятельности
Для развития творчества наиболее благоприятным видом искусства является музыка. Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие воображения, которое лежит в основе любого ви...

Игровые приемы в укреплении здоровья детей в процессе обучения плаванию
Содействовать оздоровлению детей младшего и среднего дошкольного возраста в процессе обучения плаванию через использование игровых упражнений и подвижных игр....

Дифференцированный подход к детям в процессе музыкальной деятельности
консультация для молодых специалистов...

"Способы поддержки активности и инициативы детей в процессе музыкальной деятельности" - мастер-класс для педагогов
Мастер-класс для педагогов...
Здоровье-сберегающие технологии и укрепления здоровья детей с помощью музыкальных игр
Музыка издавна использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. Музыкальное развитие детей в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА КОРРЕКЦИИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Авторы статьи раскрывают идею использования комплексов упражнений, разработанных на основе семи здоровьесберегающих в с темами, в системе коррекционно-оздоровительной работы с детьми с...

Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности
Методическая разработка Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности...
