Специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями
консультация (старшая группа)

Новицкая Оксана Николаевна

1. Понятие и основные аспекты ООП

2. Общие закономерности психического развития детей с ООП

3. Структурные составляющие особых образовательных условий

4. Требования к содержанию и подаче обучающего материала

5. Особые образовательные потребности детей с ТНР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ns_portala_deti_s_oop.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Специальные образовательные условия

 для детей с особыми образовательными потребностями

ПЛАН

1. Понятие и основные аспекты ООП

2. Общие закономерности психического развития детей с ООП

3. Структурные составляющие особых образовательных условий

4. Требования к содержанию и подаче обучающего материала

5. Особые образовательные потребности детей с ТНР

Дети с особыми образовательными потребностями – это широкий круг категорий детей – от леворуких и пед.запущенных – до одаренных. Сюда входят и дети с нарушенным психо-физическим развитием, которых мы и будем сегодня иметь ввиду.

1. Понятие и основные аспекты ООП

  • Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка, максимально возможное введение его в социум, формирование у него способности жить самостоятельно.

Для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития можно выделить общие аспекты ООП

(Аспект – сторона, точка зрения)

  • 1. Время начала обучения – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом обнаружения нарушения в развитии ребенка.
  • 2. Содержание обучения – потребность во введении специальных методов и средств обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. Потребность в построении "обходных путей", использование специфических средств обучения.
  • 3. Особая организация обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды, "пошаговое" обучение.
  • 4. Определение границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Как можно больший «захват» смежных областей и смежных специалистов при обучении.

  • 5. Продолжительность образования – потребность в пролонгировании процесса обучения.
  • 6. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей и во включение родителей проблемного ребенка в процесс его обучения.

2. Общие закономерности психического развития детей с ООП

Особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлены закономерностями нарушенного развития:

*трудности взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми,

*нарушения развития личности;

*меньшая скорость приема и переработки сенсорной информации;

*меньший объем информации, запечатлённый и сохраняющийся в памяти;

*недостатки словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов);

*недостатки развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации);

*замедленный темп психического развития в целом;

*повышенная утомляемость, высокая истощаемость.

С учетом особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ создаются специальные образовательные условия.

3. Структурные составляющие особых образовательных условий

Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.

*Когнитивные составляющие возможностей ребенка (познавательная сфера) – это владение мыслительными операциями, возможности восприятия и памяти (запечатление и сохранение воспринятой информации), активный и пассивный словарь и накопленные знания и представления об окружающем мире.

*Энергетические составляющие возможностей ребенка - умственная активность и работоспособность.

*Эмоционально-волевая сфера возможностей ребенка – направленность активности ребенка, его познавательная мотивация, а также возможности сосредоточения и удержания внимания.

4. Требования к содержанию и подаче обучающего материала

Прежде всего, ребенок должен получать                                                                               медицинскую помощь (лечебную и профилактическую);

  • ситуация обучения должна строиться с учетом                                                                     сенсорных возможностей ребенка.
  • меньший объем преподносимых знаний;
  • формирование у ребенка познавательной мотивации и положительного отношения к обучению;
  • замедленный темп преподнесения новых знаний;
  • использование  наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности);
  • подготовка к овладению школьной программой путем профилактики нарушений;
  • организация занятий без переутомления ребенка;
  • максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;
  • контроль понимания ребенком всего учебного материала (особенно вербального);

5. Особые образовательные потребности детей с ТНР

В процессе создания специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями необходимо учитывать:

  • незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ООП;
  • затяжное преобладание игровой деятельности;
  • ограниченный запас представлений об окружающем мире;
  • сниженная работоспособность;
  • повышенная истощаемость и неустойчивость внимания;
  • специфические логопедические недостатки;
  • расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;
  • сниженный объем кратковременной и долговременной памяти.

Такие дошкольники нуждаются в удовлетворении следующих особых образовательных потребностей:

*в побуждении познавательной активности при формирования устойчивой познавательной мотивации;

*в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;

*в формировании общеинтеллектуальных умений (это операции анализа, сравнения, обобщения, это выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.),

*в формировании, развитии целенаправленной деятельности, функций программирования и контроля собственной деятельности;

*в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;

развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, со взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;

сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.

Таким образом, логопед решает следующие задачи:

  • *выявить ребенка, нуждающегося в особых условиях;
  • *составить план (программу) коррекционной работы с ребенком;
  • *подключить к работе смежных специалистов, либо направить ребенка к ним;
  • *взаимодействовать со специалистами и с родителями;
  • *применить особый индивидуально-дифференцированный подход к формированию образовательных умений и навыков;
  • *анализ динамики развития речевых процессов конкретного ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических материалов "Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями"

Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями: сборник методических материалов/ под ред. О.Б. Коневой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016г. - 35с.Авторы: Баженова Е.В...

Тарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.

это привычное пТарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.оложение тела при стоянии, ходьбе и сидени...

Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...

«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей до...

Особенности создания условий для детей с особыми образовательными потребностями, по направлению "Безопасность"

Материал раскрывает некоторые особенности создания условий для детей с особыми образовательными потребностями, по направлению "Безопасность"...

Создание организационно-управленческих условий для детей, имеющих особые образовательные потребности

Создание организационно-управленческих условий для детей, имеющих особые образовательные потребности...