Специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями
консультация (старшая группа)
1. Понятие и основные аспекты ООП
2. Общие закономерности психического развития детей с ООП
3. Структурные составляющие особых образовательных условий
4. Требования к содержанию и подаче обучающего материала
5. Особые образовательные потребности детей с ТНР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальные образовательные условия
для детей с особыми образовательными потребностями
ПЛАН
1. Понятие и основные аспекты ООП
2. Общие закономерности психического развития детей с ООП
3. Структурные составляющие особых образовательных условий
4. Требования к содержанию и подаче обучающего материала
5. Особые образовательные потребности детей с ТНР
Дети с особыми образовательными потребностями – это широкий круг категорий детей – от леворуких и пед.запущенных – до одаренных. Сюда входят и дети с нарушенным психо-физическим развитием, которых мы и будем сегодня иметь ввиду.
1. Понятие и основные аспекты ООП
- Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка, максимально возможное введение его в социум, формирование у него способности жить самостоятельно.
Для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития можно выделить общие аспекты ООП
(Аспект – сторона, точка зрения)
- 1. Время начала обучения – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом обнаружения нарушения в развитии ребенка.
- 2. Содержание обучения – потребность во введении специальных методов и средств обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. Потребность в построении "обходных путей", использование специфических средств обучения.
- 3. Особая организация обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды, "пошаговое" обучение.
- 4. Определение границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
Как можно больший «захват» смежных областей и смежных специалистов при обучении.
- 5. Продолжительность образования – потребность в пролонгировании процесса обучения.
- 6. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей и во включение родителей проблемного ребенка в процесс его обучения.
2. Общие закономерности психического развития детей с ООП
Особые образовательные потребности у детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлены закономерностями нарушенного развития:
*трудности взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми,
*нарушения развития личности;
*меньшая скорость приема и переработки сенсорной информации;
*меньший объем информации, запечатлённый и сохраняющийся в памяти;
*недостатки словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов);
*недостатки развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации);
*замедленный темп психического развития в целом;
*повышенная утомляемость, высокая истощаемость.
С учетом особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ создаются специальные образовательные условия.
3. Структурные составляющие особых образовательных условий
Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.
*Когнитивные составляющие возможностей ребенка (познавательная сфера) – это владение мыслительными операциями, возможности восприятия и памяти (запечатление и сохранение воспринятой информации), активный и пассивный словарь и накопленные знания и представления об окружающем мире.
*Энергетические составляющие возможностей ребенка - умственная активность и работоспособность.
*Эмоционально-волевая сфера возможностей ребенка – направленность активности ребенка, его познавательная мотивация, а также возможности сосредоточения и удержания внимания.
4. Требования к содержанию и подаче обучающего материала
Прежде всего, ребенок должен получать медицинскую помощь (лечебную и профилактическую);
- ситуация обучения должна строиться с учетом сенсорных возможностей ребенка.
- меньший объем преподносимых знаний;
- формирование у ребенка познавательной мотивации и положительного отношения к обучению;
- замедленный темп преподнесения новых знаний;
- использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности);
- подготовка к овладению школьной программой путем профилактики нарушений;
- организация занятий без переутомления ребенка;
- максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;
- контроль понимания ребенком всего учебного материала (особенно вербального);
5. Особые образовательные потребности детей с ТНР
В процессе создания специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями необходимо учитывать:
- незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ООП;
- затяжное преобладание игровой деятельности;
- ограниченный запас представлений об окружающем мире;
- сниженная работоспособность;
- повышенная истощаемость и неустойчивость внимания;
- специфические логопедические недостатки;
- расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;
- сниженный объем кратковременной и долговременной памяти.
Такие дошкольники нуждаются в удовлетворении следующих особых образовательных потребностей:
*в побуждении познавательной активности при формирования устойчивой познавательной мотивации;
*в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;
*в формировании общеинтеллектуальных умений (это операции анализа, сравнения, обобщения, это выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
*в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.),
*в формировании, развитии целенаправленной деятельности, функций программирования и контроля собственной деятельности;
*в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;
*в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, со взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
*в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;
*в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
Таким образом, логопед решает следующие задачи:
- *выявить ребенка, нуждающегося в особых условиях;
- *составить план (программу) коррекционной работы с ребенком;
- *подключить к работе смежных специалистов, либо направить ребенка к ним;
- *взаимодействовать со специалистами и с родителями;
- *применить особый индивидуально-дифференцированный подход к формированию образовательных умений и навыков;
- *анализ динамики развития речевых процессов конкретного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических материалов "Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями"
Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями: сборник методических материалов/ под ред. О.Б. Коневой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016г. - 35с.Авторы: Баженова Е.В...
Тарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.
это привычное пТарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.оложение тела при стоянии, ходьбе и сидени...

Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями
В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...

«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей до...

Особенности создания условий для детей с особыми образовательными потребностями, по направлению "Безопасность"
Материал раскрывает некоторые особенности создания условий для детей с особыми образовательными потребностями, по направлению "Безопасность"...

Создание организационно-управленческих условий для детей, имеющих особые образовательные потребности
Создание организационно-управленческих условий для детей, имеющих особые образовательные потребности...

«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребн
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ...
