Проект "Сладкая опасность"
проект (старшая, подготовительная группа)

Клеба Мария Мироновна

Проект

для старших дошкольников

«Сладкая… опасность»

Участники:воспитанники старшей группы, педагоги.

Цель: знакомство детей со свойствами сахара. Выявление полезных и негативных свойств сахара для детского здоровья.

Объектом исследования: сахар-песок.

Предмет исследования: приготовление леденцов на основе изученных свойств сахара.

Актуальность темы - влияние продуктов, содержащих сахар, на здоровье человека.

Тип проекта - исследовательский, практический, долгосрочный.

Задачи:

1. Образовательные

1.1. Познакомить дошкольников с процессом (этапами) переработки сахарной свеклы в сахар.

1.2. Провести исследования свойств сахара.

1.3. Познакомить детей с применением сахара в промышленности.

1.4. Расширить представления детей о мире профессий.

1.5. Обогатить общий кругозор детей.

2. Развивающие

2.1. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

2.2. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.

2.3. Развивать сенсорные навыки и тягу к познанию.

3. Воспитательные

3.1. Воспитать уважение к труду работников сельского хозяйства и пищевой промышленности.

3.2. Помочь увидеть необыкновенное в обычном.

3.3. Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.

4. Практические

4.1. Опытным путём установить физические свойства сахара.

4.2. Опытным путём добиться окрашивания сахара в различные цвета, используя природные красители.

4.3. Научить варить леденцы из сахарного сиропа с добавлением лимонного сока.

4.4. Изготовить «сладкий леденец»… на палочке.

Гипотеза: изучив свойства сахара, можно самостоятельно приготовить леденцы – «петушок на палочке»

Методы: чтение литературы и обсуждение, демонстрация и анализ фотоматериалов, наблюдения и опытно-экспериментальная деятельность, анализ исследовательской деятельности.

Содержание

1. Сахар присутствует практически во всех продуктах. Его любят практически все.

2. О переработке сахарной свеклы.

3. Свойства сахара.

4. Польза и вред сладких продуктов для организма человека. Просмотр детских мультфильмов «Маша и Медведь» («Сладкая жизнь»«Маша и варенье».

Предполагаемый результат

Этапы работы

1. Подготовительный:

- определение объектов изучения;

- приобретение сахара, фруктов и овощей (для природного красителя);

- подбор пословиц и поговорок, загадок по теме;

- подбор стихов, рассказов, мультфильмов; иллюстраций.

2. Исследовательский:

- проведение опытов по изучению физических свойств сахара;

- фотографирование этапов работы.

3. Этап создания продукта по проекту :

- изготовление леденцов – «петушок на палочке».

- создание кейса материалов о производстве сахара.

4. Заключительный:

- обобщение результатов работы.

5. Защита проекта :

- в виде собеседования с участниками проекта, чаепития.

Способы организации работы:

- принцип добровольности участия;

- работа проводится в организованное время и во второй половине дня;

- воспитанники работают под руководством педагога.

Работа по проекту оценивается :

- конкурсной комиссией.

Практический выход:

- расширение детского кругозора;

- изготовление сладостей;

- изготовление плаката о ЗОЖ (польза фруктов и овощей).

Комплексно-тематический план проекта

№ Тема занятия

Краткое содержание

1 История происхождения сахара Слово «сахар» имеет индийские корни и происходит от санскритского «саркара», что означает «медоточивый»«сладкий». В древности его называли еще «сладкой солью» или

«медом, полученным без пчел». Широкое распространение сладкого тростника в регионах, ставших его второй родиной, началось в период Великих географических

открытий. Во время одного из своих плаваний Колумб завез на остров Сан Доминго сахарный тростник, который там хорошо прижился и далее распространился на многие

другие острова и страны Американского континента. С этого времени начинается история тростника и получаемого из него сахара. 1

1747 год, место действия – Берлин, Доротеештрассе, Прусская академия наук. На одном из заседаний академии известный ученый - химик, директор физического класса Андреас

Сигизмунд Маргграф сделал доклад о том, что ему удалось обнаружить в свекле кристаллический сахар и выделить его.

На современных сахарных заводах сейчас извлекают до 17 %-18 % сахара при сахаристости лучших сортов свеклы 20 %-22 %.

2 Процесс переработки сахарной свеклы После уборки урожая корнеплоды складируются на поле в кагаты – громадные бурты, в которых они хранятся до приемки на заводе. На заводе масса корнеплодов сначала подается гидравлическим транспортером на различные органы очистительных машин, где происходит отделение корнеплодов от остатков ботвы, соломы и камней. После этого масса корнеплодов подается на мойку, где проходит окончательную очистку от земли. 2

После очистки и предварительной мойки масса обмывается еще раз чистой водой, взвешивается, проходит через электромагниты для обнаружения случайно попавших частиц железа и поступает на свеклоизмельчители. Мелкая стружка сахарной свеклы

попадает в диффузионную установку, где происходит выделение сахаров в воду методом диффузии. После извлечения сока получаются две массы – диффузионный сок с большим

содержанием сахаров и свекловичный жом – побочный продукт переработки сахарной свеклы, который после отделения сока брикетируется, сушится или идет на корм скоту.

После очистки проводится, пожалуй, самая энергоемкая процедура – выпаривание очищенного сока, в результате чего концентрация сухого вещества повышается с 14-15 %

до 65-70%. Полученный сироп нагревают в вакуум-аппаратах, где и происходит его перенасыщение и собственно образование кристаллов сахара. Полученная масса называется уфтелем и содержит в себе около 8 % воды и 60 % кристаллов сахара. Уфтель затем поступает в центрифуги, где он отделяется от межкристальной жидкости, которая в свою очередь называется отеком. Для того чтобы получить кристаллы сахара белого

цвета их промывают небольшим количеством горячей воды – отбеливают. Полученная в результате вода также содержит большое количество сахара, поэтому ее, вместе с отеком,

снова возвращают в процесс выделения сахара.

Масса кристаллов сахара после прохождения процедур выделения кристаллов имеем температуру около 70 С и влажность 1%, поэтому для того, чтобы масса не слиплась в

процессе высыхания, ее отправляют по виброконвейеру в сушильно-охладительные установки. После сушки сахар проходит через вибросито, где отделяются комочки сахара,

которые растворяются и вновь поступают на линию выделения. После сушки сахар-песок фасуется по мешкам и поступает на склад хранения или непосредственно к потребителю.

3 Знакомство с профессиями Работник сельского хозяйства, свекловод, резчик свеклы, оператор машин (установки); повар, кондитер, пекарь.

4 Полезные свойства сахара Как известно, однозначно вредных или полезных продуктов не бывает. И сахар здесь не исключение. Есть у него и свои плюсы, и свои минусы. 3

Польза:

• Лишенный сахара человеческий организм долго не протянет. Сахар активизирует кровообращение в головном и спинном мозге, и в случае полного отказа от сахара могут наступить склеротические изменения.

• Сахар существенно уменьшает опасность поражения бляшками кровеносных сосудов, а значит, предотвращает тромбозы.

• Артриты у сладкоежек бывают гораздо реже, чем у людей, отказывающих себе в удовольствии побаловаться сладеньким.

• Сахар помогает наладить работу печени и селезенки. Именно поэтому людям с заболеваниями этих органов часто рекомендуют диету с повышенным содержанием сладкого.

• Сахар делает нас счастливыми. Во время приступов горя мы съедаем что-нибудь сладенькое, после чего наша поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который в свою очередь приводит к выделению серотонина - гормона счастья.

• Сахар дает нам энергию. При поступлении в организм сахар преобразуется в глюкозу, снабжающую нас энергией.

• Вместо сахара полезнее пользоваться мёдом или фруктами, которые содержат фруктозу. Фруктоза не задерживается в крови, не вызывает накопления жира и повышения концентрации холестерина.

Фрукты и ягоды особенно полезны организму благодаря содержанию в них витаминов, органических кислот и

минеральных солей. Пчелиный мёд также содержит витамины, органические кислоты, соли, ферменты, белки.

5 Вред сахара

• Сладкое портит фигуру. Сахар – весьма калорийный продукт, но при этом он не

содержит практически никаких витаминов, клетчатки и минеральных веществ. Кроме

того, часто сахар поступает в организм в сочетании с жиром – в виде тортиков и пирожных, что приводит к ожирению. 4

• Сахар вреден для зубов, он способствует образованию кариеса, хотя и не непосредственно. Главный виновник дырок в зубах – зубной налет, микроскопическая пленка из бактерий, частиц пищи и слюны. Соединяясь с зубным налетом, сахар повышает уровень кислотности во рту. Кислота разъедает зубную эмаль и начинается

кариес.

• Чрезмерное потребление сахара способствует развитию сахарного диабета, снижает уровень зрения, приводит к сонливости.

6 Приготовление леденцов Один стакан сахарного песка насыпаем в сковороду. Добавляем пять столовых ложек воды и две-три столовые ложки сока лимона. Доводим до кипения и варим десять минут. Горячий сироп заливаем в формочки и

опускаем туда палочки. Остывшие леденцы готовы к употреблению.

Благодаря лимонному соку леденцы получаются не только вкусные, но и полезные.

7 Опыты

№1 Сахар растворяется в воде.

№2 Сахар меняет вкус жидкости, в которой он растворяется.

№3 При нагревании сахар плавится, т. е. переходит из твердого состояния в жидкое – сироп.

№4 При охлаждении сироп застывает.

№5 Сахар окрашивается соком ягод и овощей.

8 Вывод: Выяснили, что при добавлении сока лимона в процессе варки, леденцы насыщаются витамином С и обретают

лечебные свойства.

Приняли к сведению, что чрезмерное употребление сладостей может навредить нашему здоровью.

Ссылки:

___

1. https://www.agroxxi.ru/saharnaja-sv-kla/saharnaja-....

html

2. Большая советская энциклопедия: Силин П. М., Технология сахара, 2 изд., [М., 1967];

3. Демчинский Ф. А., Производство сахара-рафинада, 2 изд., М., 1974.

https://www.pandia.ru/text/77/150/9166.php

4. Валер Й, Биндер Ф. Сахар - сладкое искушение. - Петербург; 2009.-256 с.

Литература

1. Валер Й, Биндер Ф. Сахар - сладкое искушение. - Петербург; 2009.-256 с.

2. Демчинский Ф. А., Производство сахара-рафинада, 2 изд., М., 1974.

3. Большая советская энциклопедия: Силин П. М., Технология сахара, 2 изд., [М., 1967];

4. картинки - Интернет в свободном доступе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация дидактической игры по валеологии "Опасно - не опасно"

Игровая задача:  Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья.  Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.   Поднять нужную карто...

Обучающее пособие на тему: Опасные предметы и опасные ситуации в жизни наших детей.

Наглядное пособие, созданное совместно с родителями и детьми....

Презентация на тему "Опасное и не опасное вокруг нас"

Советы для детей об опасностях окружающего мира....

Конспект занятия по основам опасности жизнедеятельности. Тема: Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице (старший дошкольный возраст).

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.        Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми типичные и опасные ситуации возможныхконтактов с незнакомым...

Дидактическая игра "Опасно-не опасно"

Цель: 1.Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью  и здоровью окружающих, от неопасных. 2. Уметь предвидеть и  предупредить  результаты возмо...

Дидактическая игра "Опасно - не опасно" (презентация)

Учим правила пожарной безопасности....

Опасно-не опасно

Этот материал поможет детям понять опасные для жизни ситуации....