Консультация на тему "Особенности музыкального сопровождения на утренней гимнастике в ДОУ"
консультация
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику, активизирует детей и значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует детский коллектив, повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование музыки на утренней гимнастике способствует укреплению организма и развитию музыкальности.
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику, активизирует детей и значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует детский коллектив, повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма.
В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов — эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.
Особенности музыкального сопровождения
Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения.
Основные задачи утренней гимнастики — способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьбу, бег, подпрыгивания), строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазанье, метании в цель, прыжки в высоту, длину и др.), использовать музыку не следует.
Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, четкие взмахи флажками требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые поскоки, притопы — легкой, игривой; помахивание лентами — нежной, напевной и т. п. Вместе с тем один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале утренней гимнастики должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце ходьба выполняет другую функцию — снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной.
Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д.). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой, контрастного характера.
Например, в «Марше» В. Агафонникова спокойная мелодия, удобный, умеренный темп, продолжительное вступление, дающее возможность подготовиться к ходьбе. Поэтому его можно использовать в работе с малышами.
Марш В. Соловьева-Седого «Стой, кто идет» имеет более сложное построение, короткое вступление, звучащее как сигнал, быстрый темп и применяется только в работе со старшими дошкольниками.
Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада. Элементы упражнений должны быть предварительно выучены на занятиях (физкультурных, музыкальных).
Младшим дошкольникам трудно выполнять упражнения в едином темпе. Поэтому проведение утренней гимнастики под музыку возможно в том случае, если все движения хорошо усвоены детьми.
Когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, то использование музыки имеет некоторые особенности. Звуки на воздухе распространяются неравномерно и могут быть не всеми услышаны. Необходимо продумать расположение звукового источника (проигрыватель, магнитофон, аккордеон, баян).
В прохладное утро надо слегка ускорить темп выполнения физических упражнений и, наоборот, в жаркое — снизить его. В этом случае гимнастику лучше делать без сопровождения музыки.
Примерное музыкальное сопровождение упражнений для детей подготовительной группы.
1. «Вальс» Б. Асафьева — напевный, широкий, мягкий по звучанию, используется в упражнении — поднимание обруча вверх, над головой и опускание вниз, на пол. И. п. (исходное положение): сидя на корточках, обруч в вертикальном положении, опирается на пол.
Такты 1—4. Поднять обруч над головой.
Такты 5—8. Вернуться в исходное положение.
Такты 9—16. Повторение движений тактов 1—8.
2. «Веселое путешествие» Д. Кабалевского отрывисто-моторного характера, быстрого темпа, сопровождает упражнение — рывки согнутыми и прямыми руками. И. п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях перед грудью.
Такт 1. Два рывка согнутыми руками.
Такт 2. Рывок прямыми руками.
Такты 3—8 Повторение движений тактов 1—2.
3.«Игровая» И. Кишко — спокойная, певучая, колыбельного характера используется в упражнении — наклоны вниз (1-я часть) и повороты туловища вправо и влево (2-я часть). И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить вдоль туловища.
Такты 1—2. Плавно наклониться влево к левой ноге.
Такты 3—4. Выпрямиться.
Такты 5- 8. Повторить движения 1—4 тактов вправо к правой ноге.
Такты 9—10. Плавно повернуть корпус вправо, одновременно опуская параллельно движущиеся руки.
Такты 11 —12. Повторить движения влево.
Такты 13—14. Повернуться влево.
Такты 15_16. Возвратиться в исходное положение.
Такты 17—24. Повторить движения 1—8 тактов.
4. «Английская народная мелодия» — веселая, подвижная, плясового характера сопровождает упражнение — ходьба звеньями вперед-назад, наклоны вниз и возвращение в исходное положение с одновременным хлопком в ладоши над головой. И. п.: дети стоят свободно.
Такты 1—4. Идут легким шагом вперед.
Такты 5—8. Идут таким же шагом назад и кончают движение прыжком на расставленные ноги.
Такты 9—16. Дети быстро наклоняются, ударяя ладонями об пол, и выпрямляются, хлопая в ладоши над головой. На сильную долю 16-го такта ноги прыжком ставятся вместе.
В качестве музыкального сопровождения упражнений хорошо используются народная, классическая музыка, сочинения советских и зарубежных авторов.
Исполнение произведений должно быть качественным, правильным, нельзя допускать акцентированных сильных долей тактов, произвольного повторения отдельных фраз, введения лишних пауз, синкоп и т. п. Все это искажает замысел композитора, нарушает содержание сочинения и снижает его художественные качества.
Различные музыкальные произведения в грамзаписи также могут быть с успехом использованы в качестве сопровождения на утренней гимнастике.
Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Активизация музыкального восприятия посредством музыкально-ритмических движений (утренняя гимнастика)"
Активизация музыкального восприятия посредством музыкально-ритмических движений (утренняя гимнастика) ...

"РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКЕ В ДЕТСКОМ САДУ"
Эту статью составила и оформила с целью показать роль музыкального руководителя на утренней гимнастике в детском саду. Её можно использовать как консультацию для педагогов, так и для родите...

Консультация для воспитателей «Музыкальное сопровождение деятельности педагога и детей в режимных моментах»
Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает ...

Консультация для воспитателей "Музыкальное сопровождение физкультурных занятий"
«Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эм...

Значение музыкального сопровождения на утренней зарядке
Очень важно проводить зарядку под музыкальное сопровождение.Характер музыки,темп и ритм определяют следующее упражнение....

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике и на физкультурных занятиях
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Известно, что звучание музыкал...

Роль музыкального руководителя не утренней гимнастике.
В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека, физическое развитие ребёнка дошкольного возраста занимает особое место. Одной из самых важных составляющих успеха физического развития у...
