Цикл бесед "Азбука здоровья": Путешествие в мир здорового образа жизни
картотека (старшая группа)

Пауль Алена Вячеславовна

Данный цикл бесед разработан для формирования у детей дошкольного возраста целостного представления о здоровом образе жизни, охватывающего все его ключевые аспекты. В ходе бесед дети познакомятся с основами правильного питания, научатся планировать свой день, узнают о важности гигиены и физической активности, а также получат знания о безопасности, необходимые для защиты своего здоровья и благополучия. Цель цикла – не просто передать информацию, а сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и мотивацию к ведению здорового образа жизни. Беседы построены в форме увлекательного путешествия по "Азбуке здоровья", где каждая буква открывает новую страницу знаний и возможностей для укрепления здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_besed.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл бесед "Азбука здоровья": Путешествие в мир здорового образа жизни

Данный цикл бесед разработан для формирования у детей дошкольного возраста целостного представления о здоровом образе жизни, охватывающего все его ключевые аспекты. В ходе бесед дети познакомятся с основами правильного питания, научатся планировать свой день, узнают о важности гигиены и физической активности, а также получат знания о безопасности, необходимые для защиты своего здоровья и благополучия. Цель цикла – не просто передать информацию, а сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и мотивацию к ведению здорового образа жизни. Беседы построены в форме увлекательного путешествия по "Азбуке здоровья", где каждая буква открывает новую страницу знаний и возможностей для укрепления здоровья.

Беседа №1: "Я и мое тело"

Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о строении своего тела, его функциях и потребностях. Подчеркнуть уникальность и ценность каждого человека.

Ход беседы:

Беседа начинается с загадки, которая настраивает детей на тему разговора: "У меня есть две руки, две ноги, голова на плечах. Кто я?" (Человек).

Воспитатель: "Правильно, ребята! Это человек. И каждый из нас – уникальный человек. Давайте внимательно посмотрим друг на друга. Что у нас есть общего? (Руки, ноги, голова, глаза, нос и т.д.). А чем мы отличаемся? (Цветом волос, глаз, ростом, характером и т.д.)"

Затем воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картинки с изображением различных частей тела.

Воспитатель: "Давайте рассмотрим эти картинки. Что мы видим? (Руки, ноги, сердце, желудок, мозг и т.д.). Все это части нашего тела. И каждая часть выполняет свою важную работу. Например, зачем нам нужны руки?"

Дети: "Чтобы держать, рисовать, играть, кушать и т.д."

Воспитатель: "А зачем нам нужны ноги?"

Дети: "Чтобы ходить, бегать, прыгать, танцевать и т.д."

Воспитатель: "А что у нас внутри? Там тоже есть важные органы. Например, сердце. Кто знает, что делает сердце?"

Дети: "Оно качает кровь по всему телу!"

Воспитатель: "Правильно! Сердце – это мотор нашего тела. Оно работает постоянно, чтобы мы могли жить и двигаться. А еще у нас есть желудок. Зачем он нам нужен?"

Дети: "Чтобы переваривать пищу!"

Воспитатель: "Верно! Желудок помогает нам получать энергию из еды. А кто знает, что такое мозг?"

Дети: "Он думает!"

Воспитатель: "Правильно! Мозг – это наш главный компьютер. Он управляет всем нашим телом, помогает нам думать, запоминать, учиться. Видите, как сложно и удивительно устроено наше тело? И очень важно заботиться о каждой его части, чтобы оно хорошо работало и мы были здоровы."

Воспитатель: "Теперь давайте поиграем в игру "Покажи и назови". Я буду называть часть тела, а вы будете ее показывать."

(Воспитатель называет различные части тела, а дети их показывают.)

Воспитатель: "Молодцы! Вы хорошо знаете свое тело. А теперь давайте подумаем, что нужно нашему телу, чтобы оно было здоровым и сильным?"

(Дети высказывают свои предположения: правильное питание, физическая активность, сон, гигиена и т.д.)

Воспитатель: "Правильно! Все это очень важно. И мы будем говорить об этом на наших следующих беседах. А сейчас я хочу, чтобы вы запомнили главное: ваше тело – это ваш самый ценный дар. Берегите его и заботьтесь о нем!"

Беседа №2: "Правильное питание – залог здоровья"

Цель: Сформировать у детей представление о правильном питании как необходимом условии для здоровья и развития. Научить различать полезные и вредные продукты.

Ход беседы:

Беседа начинается с короткой истории о мальчике, который любил только конфеты и чипсы, и о том, как это повлияло на его здоровье.

Воспитатель: "Ребята, как вы думаете, почему мальчик заболел? (Потому что он ел только вредные продукты). Правильно! Нашему организму нужна разнообразная и полезная пища, чтобы быть здоровым и сильным. Представьте, что вы – строители. Что вам нужно, чтобы построить крепкий дом?"

Дети: "Кирпичи, цемент, доски и т.д."

Воспитатель: "Верно! Так и нашему организму нужны разные "строительные материалы" – витамины, белки, жиры, углеводы. И все это мы получаем из еды. А из каких продуктов мы получаем витамины?"

Дети: "Из фруктов и овощей!"

Воспитатель: "Правильно! Фрукты и овощи – это наши друзья, они богаты витаминами. А в каких продуктах много белков?"

Дети: "В мясе, рыбе, яйцах, молоке!"

Воспитатель: "Верно! Белки помогают нам расти и строить мышцы. А где много углеводов?"

Дети: "В хлебе, каше, макаронах!"

Воспитатель: "Правильно! Углеводы дают нам энергию. А жиры? Где мы их можем найти?"

Дети: "В масле, орехах, семечках!"

Воспитатель: "Верно! Жиры тоже важны, но их нужно есть в меру. А теперь давайте посмотрим на эти картинки. Здесь изображены разные продукты. Ваша задача – разделить их на две группы: "Полезные продукты" и "Вредные продукты"."

(Воспитатель показывает картинки с изображением фруктов, овощей, каш, мяса, рыбы, конфет, чипсов, газировки и т.д. Дети раскладывают картинки по группам.)

Воспитатель: "Почему вы отнесли яблоко к полезным продуктам?"

Дети: "Потому что в нем много витаминов и оно полезно для здоровья!"

Воспитатель: "А почему конфеты – вредные?"

Дети: "Потому что в них много сахара, они вредны для зубов и могут вызвать болезни!"

Воспитатель: "Правильно! Важно помнить, что не все, что вкусно, полезно. Нужно стараться есть больше полезных продуктов и меньше вредных. А теперь давайте поиграем в игру "Угадай на вкус". Я завяжу вам глаза и дам попробовать разные продукты, а вы должны угадать, что это."

(Воспитатель дает детям попробовать кусочки яблока, морковки, огурца, хлеба и т.д.)

Воспитатель: "Молодцы! Вы хорошо различаете продукты на вкус. А теперь давайте подумаем, как правильно питаться в течение дня? Что мы должны есть на завтрак?"

Дети: "Кашу, яйца, фрукты и т.д."

Воспитатель: "А на обед?"

Дети: "Суп, второе, салат и т.д."

Воспитатель: "А на ужин?"

Дети: "Легкую пищу, например, творог, йогурт, овощи и т.д."

Воспитатель: "Правильно! Важно есть в одно и то же время, не переедать и не пропускать приемы пищи. Помните, что правильное питание – это залог вашего здоровья и хорошего настроения!"

Беседа №3: "Режим дня – наш лучший друг"

Цель: Сформировать у детей понимание важности соблюдения режима дня для здоровья и хорошего самочувствия. Познакомить с основными режимными моментами.

Ход беседы:

Беседа начинается с рассказа о девочке, которая никак не могла проснуться утром и чувствовала себя уставшей в течение дня.

Воспитатель: "Ребята, как вы думаете, почему девочка чувствовала себя уставшей? (Потому что она поздно ложилась спать и не соблюдала режим дня). Правильно! Нашему организму нужен определенный порядок, чтобы хорошо работать и отдыхать. Этот порядок называется режим дня. Представьте, что вы – машинисты поезда. Что нужно, чтобы поезд двигался по расписанию?"

Дети: "Расписание!"

Воспитатель: "Верно! Так и нам нужно расписание, чтобы все успевать и чувствовать себя хорошо. А что входит в режим дня?"

Дети: "Подъем, зарядка, завтрак, игры, прогулка, обед, сон, ужин и т.д."

Воспитатель: "Правильно! Давайте рассмотрим картинки с изображением различных режимных моментов и обсудим, зачем они нужны. Зачем нам нужна зарядка?"

Дети: "Чтобы проснуться, размять мышцы и поднять настроение!"

Воспитатель: "А зачем нам нужен завтрак?"

Дети: "Чтобы получить энергию на весь день!"

Воспитатель: "А зачем нам нужна прогулка?"

Дети: "Чтобы подышать свежим воздухом и поиграть на улице!"

Воспитатель: "А зачем нам нужен сон?"

Дети: "Чтобы отдохнуть и набраться сил!"

Воспитатель: "Правильно! Каждое занятие в режиме дня важно для нашего здоровья. А во сколько нужно ложиться спать?"

Дети: "В девять часов вечера!"

Воспитатель: "Верно! Важно ложиться спать вовремя, чтобы хорошо выспаться и быть бодрыми утром. А теперь давайте поиграем в игру "Расставь по порядку". Я раздам вам карточки с изображением различных режимных моментов, а вы должны расставить их в правильном порядке."

(Воспитатель раздает детям карточки, а они расставляют их в соответствии с режимом дня.)

Воспитатель: "Молодцы! Вы хорошо знаете режим дня. А теперь давайте подумаем, что произойдет, если мы не будем соблюдать режим дня?"

Дети: "Мы будем чувствовать себя уставшими, будем болеть, будем плохо учиться и т.д."

Воспитатель: "Правильно! Соблюдение режима дня помогает нам быть здоровыми, энергичными и успешными. Помните, что режим дня – это наш лучший друг и помощник!"

Беседа №4: "Чистота – залог здоровья! Гигиена для детей"

Цель: Сформировать у детей устойчивые навыки личной гигиены и понимание их важности для предотвращения заболеваний. Научить правилам мытья рук, ухода за зубами и телом.

Ход беседы:

Беседа начинается с демонстрации короткого мультфильма или рассказа о микробах и их вредном воздействии на организм человека.

Воспитатель: "Ребята, вы видели, сколько микробов вокруг нас? Они очень маленькие, и мы их не видим, но они могут вызвать болезни. Как вы думаете, как микробы попадают в наш организм?"

Дети: "Через грязные руки, грязные продукты, через кашель и чихание и т.д."

Воспитатель: "Правильно! Микробы – это невидимые враги, и чтобы защититься от них, нам нужно соблюдать правила гигиены. Что такое гигиена?"

Дети: "Это чистота!"

Воспитатель: "Верно! Гигиена – это соблюдение чистоты тела, одежды, жилища. Какие правила гигиены вы знаете?"

Дети: "Мыть руки, чистить зубы, принимать душ, стричь ногти и т.д."

Воспитатель: "Правильно! Давайте начнем с мытья рук. Когда нужно мыть руки?"

Дети: "Перед едой, после туалета, после улицы, после игры с животными и т.д."

Воспитатель: "А как правильно мыть руки? Просто подержать их под водой?"

Дети: "Нет, нужно мыть с мылом!"

Воспитатель: "Верно! Нужно намылить руки, потереть их друг о друга, промыть водой и вытереть чистым полотенцем. Давайте вместе потренируемся правильно мыть руки."

(Воспитатель демонстрирует правильную технику мытья рук, а дети повторяют за ним.)

Воспитатель: "Молодцы! Теперь вы знаете, как правильно мыть руки. А что еще важно для нашей гигиены?"

Дети: "Чистить зубы!"

Воспитатель: "Правильно! Зубы нужно чистить два раза в день – утром и вечером. Зачем нам чистить зубы?"

Дети: "Чтобы не было кариеса и зубы были здоровыми!"

Воспитатель: "Верно! На зубах скапливается налет, в котором живут микробы. Они выделяют кислоту, которая разрушает зубы. Чтобы этого не произошло, нужно регулярно чистить зубы щеткой и пастой. А как правильно чистить зубы?"

(Воспитатель демонстрирует правильную технику чистки зубов на модели челюсти.)

Воспитатель: "Нужно чистить зубы круговыми движениями, от десны к краю зуба, не забывая про внутреннюю поверхность зубов и язык. А еще нужно регулярно посещать стоматолога, чтобы проверять состояние зубов и вовремя лечить их. А как часто нужно принимать душ или ванну?"

Дети: "Каждый день!"

Воспитатель: "Верно! На нашем теле скапливается пот и грязь, поэтому нужно ежедневно принимать душ или ванну с мылом. А еще нужно следить за чистотой одежды и обуви. Помните, что чистота – это залог здоровья! Соблюдая правила гигиены, мы защищаем себя от болезней и сохраняем хорошее самочувствие!"

Воспитатель: "Давайте поиграем в игру "Что нужно для гигиены?". Я буду называть предметы, а вы будете говорить, нужны они для гигиены или нет."

(Воспитатель называет различные предметы: мыло, зубная щетка, книга, полотенце, конфета, расческа и т.д. Дети отвечают, нужны ли эти предметы для гигиены.)

Беседа №5: "Движение – это жизнь! Физическая активность для здоровья"

Цель: Сформировать у детей понимание важности физической активности для здоровья и развития. Познакомить с различными видами физической активности и научить выбирать занятия по интересам.

Ход беседы:

Беседа начинается с рассказа о спортсмене, который благодаря регулярным тренировкам достиг больших успехов.

Воспитатель: "Ребята, как вы думаете, почему спортсмен такой сильный и здоровый? (Потому что он занимается спортом и ведет здоровый образ жизни). Правильно! Физическая активность очень важна для нашего здоровья. Представьте, что вы – автомобиль. Что нужно, чтобы автомобиль хорошо работал?"

Дети: "Двигатель, колеса, бензин и т.д."

Воспитатель: "Верно! Так и нашему телу нужно движение, чтобы хорошо работать. Когда мы двигаемся, у нас укрепляются мышцы, улучшается работа сердца и легких, повышается настроение и появляется больше энергии. Что такое физическая активность?"

Дети: "Это спорт, игры, танцы и т.д."

Воспитатель: "Правильно! Физическая активность – это любые движения, которые заставляют наше тело работать. Какие виды физической активности вы знаете?"

Дети: "Бег, прыжки, плавание, танцы, игры с мячом, катание на велосипеде и т.д."

Воспитатель: "Правильно! Выбор физической активности зависит от ваших интересов и возможностей. Важно, чтобы занятия приносили вам радость и удовольствие. Зачем нам нужна зарядка?"

Дети: "Чтобы размять мышцы, взбодриться и подготовиться к дню!"

Воспитатель: "Верно! Зарядку нужно делать каждое утро, чтобы быть бодрыми и энергичными. А какие спортивные игры вы знаете?"

Дети: "Футбол, баскетбол, волейбол, хоккей и т.д."

Воспитатель: "Правильно! В спортивные игры можно играть с друзьями на улице или в спортивном зале. А еще можно заниматься танцами, плаванием, гимнастикой и другими видами спорта. Важно выбирать те занятия, которые вам нравятся. А как часто нужно заниматься физической активностью?"

Дети: "Каждый день!"

Воспитатель: "Верно! Нужно стараться двигаться как можно больше каждый день. Гуляйте на свежем воздухе, играйте в подвижные игры, делайте зарядку, занимайтесь спортом. Помните, что движение – это жизнь! Физическая активность помогает нам быть здоровыми, сильными и счастливыми!"

Воспитатель: "Давайте поиграем в игру "Покажи движение". Я буду называть вид физической активности, а вы будете показывать, как это делается."

(Воспитатель называет различные виды физической активности: бег, прыжки, плавание, приседания и т.д. Дети показывают, как это делается.)

Беседа №6: "Осторожность – прежде всего! Правила безопасности для детей"

Цель: Сформировать у детей навыки безопасного поведения в различных ситуациях: дома, на улице, на дороге, при общении с незнакомыми людьми. Научить предвидеть опасные ситуации и избегать их.

Ход беседы:

Беседа начинается с обсуждения различных опасных ситуаций, которые могут возникнуть в жизни ребенка.

Воспитатель: "Ребята, в жизни бывают разные ситуации, некоторые из них могут быть опасными. Что такое опасность?"

Дети: "Это когда может случиться что-то плохое!"

Воспитатель: "Правильно! Опасность – это ситуация, которая может причинить вред нашему здоровью или жизни. Где могут подстерегать опасности?"

Дети: "Дома, на улице, на дороге, в лесу и т.д."

Воспитатель: "Правильно! Опасности могут быть везде, поэтому важно знать правила безопасного поведения и уметь их соблюдать. Давайте начнем с безопасности дома. Какие опасности могут быть дома?"

Дети: "Острые предметы, горячие плиты, электричество, лекарства и т.д."

Воспитатель: "Правильно! Никогда не трогайте острые предметы, такие как ножи и ножницы, без разрешения взрослых. Не подходите к горячей плите и утюгу. Не играйте с электрическими розетками и проводами. Не берите лекарства без разрешения взрослых. А что делать, если в дверь позвонил незнакомый человек?"

Дети: "Не открывать дверь!"

Воспитатель: "Правильно! Не открывайте дверь незнакомым людям, даже если они говорят, что их прислали ваши родители. Сначала позвоните родителям и спросите у них разрешения. А какие правила безопасности нужно соблюдать на улице?"

Дети: "Переходить дорогу только по пешеходному переходу, смотреть по сторонам, не разговаривать с незнакомыми людьми и т.д."

Воспитатель: "Правильно! Переходите дорогу только по пешеходному переходу на зеленый свет светофора. Перед тем как перейти дорогу, убедитесь, что нет машин. Не разговаривайте с незнакомыми людьми и не принимайте от них угощения. Если к вам подходит незнакомый человек и предлагает пойти с ним, скажите ему "Нет!" и убегите в людное место. А как вести себя на дороге, если вы едете в машине?"

Дети: "Пристегиваться ремнем безопасности!"

Воспитатель: "Правильно! Всегда пристегивайтесь ремнем безопасности, когда едете в машине. А если вы едете в автобусе, не стойте возле двери и держитесь за поручень. А что делать, если вы потерялись?"

Дети: "Обратиться к полицейскому или другому взрослому!"

Воспитатель: "Правильно! Если вы потерялись, не паникуйте. Обратитесь к полицейскому, продавцу в магазине или другому взрослому и попросите его помочь вам найти родителей. Помните, что осторожность – прежде всего! Соблюдая правила безопасности, вы защищаете себя от опасностей и сохраняете свое здоровье и жизнь!"

Воспитатель: "Давайте поиграем в игру "Опасно – безопасно". Я буду называть ситуации, а вы будете говорить, опасная это ситуация или безопасная."

(Воспитатель называет различные ситуации: ребенок играет с ножом, ребенок переходит дорогу на красный свет, ребенок разговаривает с незнакомым человеком, ребенок едет в машине пристегнутым ремнем безопасности и т.д. Дети отвечают, опасная это ситуация или безопасная.)

Беседа №7: "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!"

Цель: Сформировать у детей представление о пользе солнца, воздуха и воды для здоровья человека. Научить правилам безопасного пребывания на солнце, закаливания и использования воды для гигиенических процедур и поддержания здоровья.

Ход беседы:

Беседа начинается с загадок о солнце, воздухе и воде.

Воспитатель: "Ребята, отгадайте загадки: *Что на свете теплее всего? (Солнце) *Что мы не видим, но без чего не можем жить? (Воздух) *Что льется, но не река, что сверкает, но не звезда? (Вода)"

Воспитатель: "Правильно! Это солнце, воздух и вода. Они – наши лучшие друзья, потому что они очень важны для нашего здоровья. Давайте поговорим о солнце. Зачем нам нужно солнце?"

Дети: "Чтобы было тепло, чтобы росли растения, чтобы мы получали витамин D и т.д."

Воспитатель: "Правильно! Солнце дарит нам тепло и свет, помогает расти растениям и вырабатывать витамин D. Витамин D очень важен для наших костей и зубов. Но солнце может быть и опасным. Когда солнце опасно?"

Дети: "Когда очень жарко, когда можно обгореть на солнце и т.д."

Воспитатель: "Правильно! В жаркий день нужно избегать длительного пребывания на солнце, носить головной убор и пользоваться солнцезащитным кремом. А теперь поговорим о воздухе. Зачем нам нужен воздух?"

Дети: "Чтобы дышать!"

Воспитатель: "Правильно! Без воздуха мы не можем жить. Чистый воздух очень важен для нашего здоровья. Где можно найти чистый воздух?"

Дети: "В лесу, в парке, в горах и т.д."

Воспитатель: "Правильно! Старайтесь чаще гулять на свежем воздухе, проветривайте помещение и избегайте мест с загрязненным воздухом. А теперь поговорим о воде. Зачем нам нужна вода?"

Дети: "Чтобы пить, чтобы мыться, чтобы поливать растения и т.д."

Воспитатель: "Правильно! Вода необходима для жизни. Мы пьем воду, чтобы поддерживать водный баланс в организме. Мы используем воду для гигиенических процедур, чтобы быть чистыми и здоровыми. А еще вода помогает нам закаливаться. Что такое закаливание?"

Дети: "Это когда мы тренируем свой организм, чтобы он не боялся холода!"

Воспитатель: "Правильно! Закаливание – это постепенное приучение организма к холоду. Начинать закаливание нужно постепенно, с воздушных ванн и обтираний прохладной водой. Помните, что солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Используйте их с умом, и вы будете здоровы и счастливы!"

Воспитатель: "Давайте поиграем в игру "Полезно – вредно". Я буду называть действия, а вы будете говорить, полезно это для здоровья или вредно."

(Воспитатель называет различные действия: гулять на солнце без головного убора, дышать свежим воздухом, пить много воды, купаться в грязной воде и т.д. Дети отвечают, полезно это для здоровья или вредно.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Здоровье» «Путешествие в Страну здоровья» Старшая группа

Цель. Дать представление об органах дыхания, обоняния, об их работе и на­значении; Закрепить правила поведения на улице зимой.Активизировать словарь детей за счет слов: дыхание, обоняние, фильтр, легк...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Образовательная область «Здоровье» «Путешествие по «Планете здоровья»

(интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация»)...

План тематической недели «Путешествие на поляну - Здоровье» по формированию основ здорового образа жизни у детей старшей группы ДОУ

Мероприятия с детьми, направленные на формирование знаний о здоровом образе жизни, а также оздоравливающие и укрепляющие на всю неделю в течении дня пребывания ребёнка в детском саду....

Система работы по укреплению психологического здоровья и формированию навыков безопасного образа жизни дошкольников.

На сегодняшний день тема “сохранение здоровья” – очень важна и актуальна. От того, как в процессе личностного роста и воспитания формируются жизненно важные привычки и навыки, ...

Цикл образовательных ситуаций «Путешествие в страну здоровья»

Социализация личности происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного социального строительства. Одним из стимулов для такого включения в процесс соци...

Консультация для родителей: «Здоровый летний отдых и активный образ жизни»

Лето — лучшее время для активного отдыха на свежем воздухе, укрепления здоровья и развития физической активности ребенка. Современные родители имеют широкий спектр возможностей для организации к...