хакасские народные подвижные игры
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Хакасские народные подвижные игры как средство
приобщения детей к национальной культуре»
.
В настоящее время усиливается интерес народов, проживающих на территории Республики Хакасия, к традиционной национальной культуре, возросла тяга к познанию утраченных ценностей этнической культуры, традиций, обычаев. Поэтому так важно с самого детства знакомить детей с историей и культурой родного края. Для того чтобы расти, расцветать и становиться мудрее, ребенок должен знать свои корни, по которым приходят опыт и знания людей, живших на земле задолго до нас. Мы живем в Республике Хакасия и поэтому должны уважать культуру и быт коренного
населения, знать историю своей малой Родины!
Хакасские народные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию и философию хакасского народа. Игры у хакасов, исторически являлись основой всего воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов. О целительном воздействии подвижных игр на организм ребёнка, на становление его характера и личностных качеств хакасский народ знал с древних времён.
Народные игры хакасов использовались в большинстве своём в любое время года, преимущественно на свежем воздухе. По своему характеру и целям они соответствуют наиболее типичным производственно – бытовым действиям этого народа. Содержание игр понятно для детей различного возраста и благодаря этому ребёнок быстрее, лучше осваивает окружающую действительность, познаёт основную деятельность родителей, что помогает ему духовно, физически и психически развиваться.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей, традициями, бытом своей республики, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, постепенно расширяя круг знаний. Воспитать в дошкольниках патриотические чувства, любовь к своей малой Родине, очень нелёгкая задача – одна из актуальных проблем в настоящее время.
Знакомя детей с национальными хакасскими играми, решаются следующие задачи:
1. Дать представление о прошлом людей хакасской национальности; вызвать интерес к жизни родного края.
2. Познакомить с традициями, бытом хакасского народа, их национальными праздниками, названиями народных игр.
3. Вызвать интерес к традиционным хакасским играм, атрибутике; наглядно показать необычность таких приспособлений.
В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край, свою республику, свой город.
Значимость изучения народных обычаев и традиций, разучивание хакасских народных игр очень велико и имеет огромное значение в формировании патриотических и социально – нравственных чувств; способствуют приобретению основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей к национальной культуре включение народных традиций в процесс патриотического воспитания способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.
Хакасские народные игры (примеры)
Передай ремень - Игроки, их количество произвольное, садятся тесным кругом подогнув под себя ноги, и быстро передают за спиной хаас хур (ремень). Стоящий в центре ищет ремень, указывая на кого либо из сидящих. Застигнутый становится исцом.
Спрячь колечко – Все участвующие в игре садятся в ряд. Руки кладутся на колени ладонями вверх. Водящий, держа в руках колечко – пурба, обходит всех участников, делая вид, что кладет кольцо и напевает:
Я иду по кругу,
Всем кольцо кладу.
Держите руки крепко,
Будьте на чеку.
Спрятав кольцо и пройдя всех, водящий отходит в сторону и произносит: «Пурба,пурба, сых кирлеске!» (колечко, колечко, выйди на крылечко!). На этот зов тот, у кого колечко, должен выскочить из ряда, соседи должны ему помешать. Если ему не удалось выскочить, он становится водящим, если удалось, наказывается сосед.
Хол-Тартызах (перетягивание палки) - Два человека садятся друг против друга, упираясь ногами, тянут на себя палку. Кто перетянет, тот победил.
МЕЛЕЙ ТАСТАЗАХ - «ПОДКИДЫВАНИЕ РУКАВИЦЫ»
Все играющие садятся в круг. В центр круга сначала заходила хозяйка и показывала свои вышитые рукавицы. Затем, она быстро бросала рукавицу сидящим. Надо было её поймать. Участники игры должны перебрасывать рукавицу друг другу. Водящий должен её перехватить. От кого он поймает рукавицу (или вырвет из рук, то садится вместо него в круг, а последний выходит на середину, и игра продолжается.
ХОЗАН ОРЫХ (ХУЛАГАС) – «ЗАЯЧЬЯ ТРОПА»
Эта детская игра была широко распространена среди хакасских пастушат.
Для игры на земле или на снегу чертится большой круг (д. – 10 м.) или квадрат, который в центре пересекается двумя линиями. На пересечении линий с кругом (квадратом) находятся норы зайцев. В середине круга (квадрата) на перекрестии внутренних линий находится нора волка. Чтобы определить, кто будет волком, берут палку и по очереди захватывают её в кулак, начиная с нижнего края. Чей кулак окажется последним, тот будет водящим. Зайцы скачут на одной ноге, как по кругу, так и по внутренним линиям. Волк бегает только по своей дороге, т. е. перекрёсткам внутренних линий. Как только водящий произносит: один, два, три! – игра начинается. Согласно правилам, волк должен занять пустующее гнездо зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору. Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет права его трогать. Но если волк займёт вперёд пустую нору зайца, то он выигрывает, а неудачник становит-ся волком.
ПАГ ТУДЫЗАХ – «ДЕРЖАНИЕ ВЕРЁВКИ»
Участники игры становятся в круг, держа перед собой верёвку. Водящий находится внутри. Он пытается ударить по правой руке игроков, держащих верёвку. Игрок должен быстро убрать правую руку. Левую руку нельзя отпускать. Водящий не имеет права выскочить за круг. Одно из главных условий игры – верёвка должна держаться на уровне пояса. Если водящий заденет по правой руке игрока, или игрок, отскочив, отпустит левую руку с верёвкой, то они меняются местами.
ОРЫН ПЫЛАЗАХ – «ЗАНЯТИЕ МЕСТА»
Эта хакасская игра требует, чтобы все играющие встали парами по кругу. Человек, оказавшийся без пары, обходил круг по солнцу и внезапно ударял кого – нибудь по спине ладошкой. После этого, согласно правилам, надо оббежать (водящий по солнцу, а получивший удар – в противоположную) и занять освободившееся место. Кто не успел вперёд добежать, тот остаётся без места и продолжает водить.
ХАЙЫС ТАРТЫЗАХ – «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ РЕМНЯ»
Эта игра силовая, в ней участвуют двое юношей. Они становятся на четвереньки головами в разные стороны. Их связывали длинным ремнём, который пропускался под подмышками и за шеей. По команде – они начинали ползти на четвереньках, каждый в свою сторону. Выигрывал тот, кто перетянул противника.
Таким образом, включение ребенка в различные виды народных игр позволяет значительно повысить уровень нравственного, умственного, физического развития, а также способствует формированию этнического самосознания и приобщению к культуре, истории, языку своего этноса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

МАСТЕР-КЛАСС «Русские народные игры: русские народные подвижные игры с гендерной направленностью»
Старший дошкольный возраст...

Доклад по теме: " «Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»
Приобщение детей к национальной культуре с помощью хакасских народных игр....

«Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»
Статья направлена на необходимость ознакомления детей с национальной культурой через хакасские народные подвижные игры....
Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»
Данный материал поможет молодым педагогам детского сада познавательно и интересно организовать и провести народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект подвижной игры Тема: «Русские народные подвижные игры- забавы»
Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Приобщать детей к русской культуре....
«Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»
Консультация для педагогов о истории и организации хакасских народных игр...
