«Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Влюбчак Ольга Викторовна

Статья направлена на необходимость ознакомления детей с национальной культурой через хакасские народные подвижные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Хакасские народные подвижные игры как средство

приобщения детей к национальной культуре»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Поэтому так важно с самого детства знакомить детей с историей и культурой родного края. Мы живем в Республике Хакасия и поэтому должны уважать культуру и быт коренногонаселения, знать историю своей малой Родины!

И сегодня мне хочется затронуть тему «Хакасские подвижные игры».

Ведь игра – это не только развлечение. В ней вырабатываются жизненно необходимые личностные качества, менталитет, взгляд на мир. В процессе таких игр  дошкольники не только знакомятся с историей своего народа, но и у них  развиваются такие физические и нравственные качества как ловкость, выносливость, быстрота, взаимопонимание, доброта, находчивость, взаимопомощь.

Народная игра имеет такое же большое значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Особенность хакасских игр как воспитательного средства в том, что они входят в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые. Хакасские народные игры использовались в большинстве своём в любое время года, преимущественно на свежем воздухе. Содержание игр понятно для детей различного возраста. В них много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьёвками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил.  

Знакомя дошкольников с хакасскими национальными играми, мы решаем следующие педагогические задачи:

  1. Создать условия для формирования представлений о прошлом людей хакасской национальности; формировать интерес к жизни родного края.
  2. Способствовать знакомству с традициями, бытом хакасского народа, их национальными праздниками и играми.
  3. Способствовать формированию интереса к традиционным хакасским играм и их атрибутике.

Используемые нами хакасские национальные игры направлены на:

- Активизацию двигательной деятельности дошкольников, развитие координации движений, зрительного и слухового аппарата, физических качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости.

- Закрепление представлений о внешних свойствах предметов, особенностях этнографического своеобразия животного  и растительного мира Хакасии.

- Формирование моральных качеств: организованности, самообладания, воли, выдержки.

- Укрепление всех групп мышц, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формирование правильной осанки; способствование укреплению психического здоровья, предупреждение переутомления.

В своей работе при проведении подвижных игр учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения. Знакомлю детей с хакасскими подвижными играми во время образовательной деятельности по физкультуре, в дальнейшем дети играют в эти игры в группе самостоятельно или под руководством воспитателя. Также во время праздников и развлечений. Игры подбирала, опираясь на книгу «Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии», авторы: Бутанаев В. Я., Верник А. А. и на программу «Из поколения в поколение», авторы: Лалетина С. И., Толмачёва Н. Я., Кочнёва Е. П. Данная программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям на основе духовно – нравственного, патриотического воспитания.

В каждой возрастной группе  задействованы определенные персонажи, их количество увеличивается по мере усложнения игр. Описание и значение персонажей, планирование и содержание игр подробно представлены в папке «Хакасские народные игры».

        Воспитанники младшей группы знакомятся с играми «Хоор-хоор» и «Косой дождь» с помощью персонажей: котёнок Барсик, кукла Катя, Бабушка Арина, ягнёнок Хынчан, кукла Тарина, волшебный клубок.

        «Хоор – хоор» - напоминает русскую народную игру «Сорока-белобока кашу варила». В игре берут левую руку ребенка и перечисляют названия пальцев начиная с большого, загибая их поочередно. Затем разгибая пальцы, начиная с большого произносят: «большой палец – табун будет пасти, указательный – овец будет пасти, средний  – телят будет пасти, безымянный – пойдёт за конем, а мизинец – будет чистить казан». Затем правым указательным пальцем водили по открытой ладони ребенка, говоря: «ячмень жарь-жарь, крупу жарь-жарь, талкан жарь-жарь». Затем этим же пальцем стучали по ладошке приговаривая: «ячмень руши-руши, мельница мели-мели, талкан делай-делай, в квас клади-клади!». Потом берут ребенка за запястье и говорят: «запястье-запястье», - за локоток: «локоток – локоток», - за подмышку: «мышка – мышка». И со словами «щекотка – щекотка» щекочут малыша.

        «Косой дождь» - Ведущий становится впереди, а за ним выстраиваются остальные участники, давая одну руку игроку впереди себя, а другую – игроку позади себя. В результате получается цепочка, которую водит ведущий. Задача игроков повторять маневры ведущего, не разрывая змейку и не падая.

        В средней группе воспитанники знакомятся с играми: «Метпечек» (жмурки), «Чылгыпююр» (табун и волк), «Спрячь рукавицу», с помощью тех же персонажей. Знакомство с игрой планируется раз в квартал.

        «Чылгыпююр» (табун и волк), – все участники выстраиваются в ряд, держась за подол предыдущего игрока. Первой стоит матка, перед ней волк (игрок в специальной накидке). Волк в начале игры спрашивает у матки « Отдашь своего плешивого жеребёнка?», а та отвечает – «Нет». Тогда волк пытается схватить одного игрока из ряда, а матка защищает остальных убегая и ведя их за собой. Игрок, которого схватил и оторвал от ряда, волк выбывает. Волк выигрывает, если поймал всех детей.

        «Спрячь рукавицу» - игроки сидят на полу в кругу с вытянутыми ногами. Водящий стоя или на коленях. По знаку воспитателя дети передают по кругу под сомкнутыми коленями рукавицу, а водящий должен угадать у кого она, сказав в нужный момент «У тебя!». Кто не угадал должен назвать какую-нибудь хакасскую сказку, поговорку, загадку или пословицу.

В старшей группе детям для знакомства предлагаются игры: «Пагтудызах» (игра с веревкой), «Чуурана» (прятки), «Холл пазыс» (рукоборье), «Орынпылазах» (занятие места), «Хазыхтабызах» (спрячь колечко), Медведь и пень. Знакомство с игрой планируется раз в два месяца. Количество персонажей помогающих знакомству с играми увеличивается, появляются солнечный зайчик, снежный барс, жеребенок Тораат, дедушка Арчоол.

Участники игры становятся в круг, держа перед собой верёвку. Водящий находится внутри. Он пытается ударить по правой руке игроков, держащих верёвку. Игрок должен быстро убрать правую руку. Левую руку нельзя отпускать. Водящий не имеет права выскочить за круг. Одно из главных условий игры – верёвка должна держаться на уровне пояса. Если водящий заденет по правой руке игрока, или игрок, отскочив, отпустит левую руку с верёвкой, то они меняются местами.

В подготовительной группе количество игр для знакомства увеличивается, а так же появляются новые персонажи: Буратино и домовёнок Кузя. Дошкольники знакомятся с такими играми как «Хозанорых» (заячья тропа), «Дикие козы и волк», «Окрас» (Петух), «Хапчантас» (Метание камней), «Иссалазах» (подбрасывание куска материи), «Хозыхтабызах» (нахождение альчика), «Холл тартызах» (перетягивание палкой). Знакомство с игрой планируется каждый месяц.

По правилам, валун – камень (у дошкольников – набивной мяч) надо поднять и перебросить через плечо. Победителем становится участник, перебросивший большее количество камней или дальше всех, бросивший камень.

Включение ребенка в различные виды народных игр позволяет значительно повысить уровень нравственного, умственного, физического развития, а также способствует формированию этнического самосознания и приобщению к культуре, истории, языку своего этноса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Консультация для воспитателей по теме: «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа».

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревнователь...

Национальная подвижная игра как средство приобщения детей к национальным традициям

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что ДО направлено на формирование общей культуры, развитие физических, нравственных, интеллектуальных, личностных...

Доклад по теме: " «Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»

Приобщение детей к национальной культуре с помощью хакасских народных игр....

Презентация на тему "Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.Актуальность  темы исходит из зн...