Национальная подвижная игра как средство приобщения детей к национальным традициям
проект

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что ДО направлено на формирование общей культуры, развитие физических, нравственных, интеллектуальных, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В процессе реализации проекта создаются условия для совершенствования двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalnye_podvizhnye_igry.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Педагогический проект »

Слайд 2

Подготовил: старший воспитатель МКДОУ д/с № 89 Козарь Елена Евгеньевна «Национальная подвижная игра как средство приобщения детей к национальным традициям» « Вместе весело играть » Творческое название проекта

Слайд 3

Тип проекта : среднесрочный , творческий, игровой , открытый. Направление проекта : Воспитание нравственно-патриотических чувств и интернационализма дошкольников посредством приобщения к народным играм. Предмет проекта : Национальные подвижные игры. По профилю знаний: По образовательным областям. Участники проекта: дети, педагоги ДОО, родители. Подходы: Культурологический,гендерный, д еятельност-но-творческий , аксиологический, интегративный. Паспорт проекта

Слайд 4

Современные подходы к игровой деятельности дошкольников Культурологический - способствовать формированию у дошкольников первоначальных представлений об основах национальных подвижных игр. Гендерный – способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста в сфере физического воспитания и физического развития. Аксиологический – ориентировать детей на нравственные ценности межличностных взаимоотношений. Деятельностно -творческий - раскрыть потенциал каждого ребёнка, его способность к активности, творчеству и инициативности. Введение ф изических упражнений, движений в быт каждого ребенка, для сохранения здоровья. Инитегративный – объединить знания о национальной подвижной игре из разных областей для создания более полного образа о национальной культуре и традициях.

Слайд 5

Инновационные образовательные технологии Здоровьесберегающие технологии; Игровые технологии; Использование нестандартного оборудования ; ИКТ.

Слайд 6

Обоснование проблемы: Низкий уровень мотивации для занятий подвижными играми. Недооценка народных подвижных игр, как средства физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста. Недостаточное желание родителей играть с детьми в народные подвижные игры. Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Слайд 7

Актуальность проблемы: В Федеральном законе РФ « Об образовании в Российской Федерации » говорится, что ДО направлено на формирование общей культуры, развитие физических, нравственных, интеллектуальных, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. В процессе реализации проекта создаются условия для совершенствования двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст является самым благодатным для развития физических качеств человека. Основным видом деятельности ребенка является игра. Неоценимым национальным богатством являются народные подвижные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Внедрение гендерного воспитания детей в социальную жизнь детского сада поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые могут иметь место при безнравственном подходе к будущему.

Слайд 8

Цель проекта: . Воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей , способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста в сфере физического воспитания и физического развития Задачи: Образовательные: Дать детям начальные представления: - о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; -о разнообразии подвижных игр разных национальностей. Формировать соответствующего полу поведение мальчиков и девочек на занятиях физической культуры и в самостоятельной двигательной деятельности. Развивающие: Развивать эмоционально нравственную сферу ребенка средствами народных игр. Развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимоподдержки между мальчиками и девочками . Воспитательные : Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, к народным играм. Воспитывать положительные нравственно-волевые качества личности ребенка, в соответствии с принадлежностью к полу.

Слайд 9

Знакомство с национальными подвижными играми Игровая деятельность Учебная деятельность Двигательная деятельность Музыкальная деятельность Изобразительная деятельность Виды деятельности

Слайд 10

Межпредметные связи: . Физическое развитие Развитие физических качеств накопление двигательного опыта как важных условий сохранения и укрепления здоровья детей. Формирование представлений о здоровом образе жизни, закрепление знаний и понятий о том, как нужно сохранять здоровье Формирование основ безопасной жизнедеятельности в различных видах двигательной активности (П/и). Социально – коммуникативное развитие Развитие игровой деятельности детей, приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование положительного отношения к себе, гендерной принадлежности. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни. Познавательное развитие Развитие сенсорной культуры, расширение кругозора, в части представлений о человеческом организме, здоровье и здоровом образе жизни. Воспитание интереса к национальной культуре, вызванного положительными эмоциями и чувствами детей в процессе познания. Речевое развитие Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Р азвитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; Художественно – эстетическое развитие Использование художественных произведений и фольклора для обогащения содержания области. Использование музыкальных произведений для развития двигательного творчества детей.

Слайд 11

Ожидаемый результат Развитие интереса к народным подвижным играм. Улучшение двигательной активности детей. Формирование чувств национального достоинства. Широкое использование всех видов фольклора ( песен, потешек , пословиц , поговорок и т.п .) Проявление дисциплинированности, выдержки и самостоятельности в подвижных народных играх при взаимодействии с противоположным полом. Привлечение родителей в воспитательно — образовательный процесс через проведение народных подвижных игр.

Слайд 12

Этапы работы над проектом 1. Подготовительный этап направлен на накопление знаний и сбор информации о подвижных играх. Цель: Создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта: - Подготовка информационного пространства (консультации для родителей, папки – передвижки, фотовыставка). - Сбор народных игр разных национальностей от родителей. - Разработка стратегии реализации проекта.

Слайд 13

Предметно-развивающая среда Физкультурный зал - предназначен для проведения комплексных занятий ; релаксационных целей; самостоятельной работы и самостоятельных детских игр Библиотека - функциональная роль познавательная, воспитание интереса к устному народному творчеству, пополняется иллюстративными книгами, в которых герои изображены в национальных одеждах. - возможность свободно пользоваться пособиями: открытками, фотографиями, трафаретами одежды, комплектами репродукций картин, на которых изображены образы национальных костюмов, традиционные орнаменты, украшения. «Выставочный уголок» - оформление тематических выставок, фотовыставок , рисунки детей в экспозиции «Мир глазами ребенка» - способствует более успешному восприятию и запоминанию материала, но позволяет глубже проникнуть в существо познаваемых явлений. «Творческая мастерская» - условие, формирующее этнокультурную осведомленность, включающее в себя народные игры и дидактический игровой и учебный материал, декорации, подготовленные в процессе совместного творчества педагога и детей ,, предметы народного быта, игровой инвентарь и оборудование для проведения сюжетно – ролевых и подвижных игр в том числе изготовленных собственноручно.

Слайд 14

Этапы работы над проектом 2. Основной этап Реализация мероприятий по ознакомлению детей с подвижными народными играми. Мероприятия и события Задачи Встреча с родителями. Круглый стол: В какие игры играли родители, бабушки, и т.д. Заинтересовать родителей темой, целями, задачами проекта, побуждать к совместным действиям вместе с ребёнком ; Комплекс утренней гимнастики под русскую народную мелодию. Способствовать развитию самостоятельной двигательной активности детей через имитацию движений; получать радость от совместных действий . Изготовление буклета традиции народов, обряды, игры. Закрепить знания детей и их родителей о народных играх, традициях, обрядах. Воспитывать любовь и уважение к традициям разных народов.

Слайд 15

Физкультурные занятия: «Народные игры» ( Хейро Гори- гори ясно. Михасик .) Колдун ( Чаклун ) (УНИ), Ловишки ( Тотыш уены ) (ТНИ) Развивать умение выполнять подражательные движения, развивать двигательную активность, получать радость от совместных игр, повышать интерес к народным играм. Малоподвижные игры. (Молчанка (РНИ), Мяч по кругу ( Теенчек уены ) (УНИ) Тимербай (ТНИ), Садовник , стоп, ручеёк и др.). Закреплять умения действовать с предметами (султанчики, цветы, флажки). Выполнять подражательные движения в соответствии с текстом, снимать напряжение, усталость; создать условия для развития речи, памяти, внимания. Образовательная ситуация. «Эстафетные игры». Продолжать знакомить детей с эстафетами разных народов, игровыми упражнениями. Развивать умение прыгать, ловить, бросать, бегать не наталкиваясь друг на друга. Учить соревноваться выигрывать и проигрывать. Встреча детей и родителей в творческой гостиной «Народные игры» Создать условия для сближения детей и родителей через общение в игре, творчестве; расширить представления участников группы о народных играх, способствовать развитию фантазии и творческих способностей. Мастер- класс. «Народные игры». Познакомить родителей и детей с играми разных народов, способствовать повышению их педагогической культуры.

Слайд 16

Оформление папки-передвижки. «Играем вместе с детьми». Познакомить родителей с информацией, в какие игры можно играть с детьми на улице, дома, в гостях. Продолжать знакомить с играми разных народов, способствовать взаимодействию родителей и детей . Создание фотоальбома «Мы весело играем» Закреплять знания детей о народных играх, развивать память, речь, мышление; способствовать взаимодействию родителей и детей . Праздник: «Ярмарка народных игр» Закреплять знания детьми народных игр; приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку, развивать ловкость, быстроту, выносливость. Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим; способствовать внедрению физической культуры в быт семьи .

Слайд 17

Этапы работы над проектом 3 . Заключительный этап Анализ результативности работы Презентация проекта в форме проведения спортивного праздника «Вместе весело играть». Оформление альбома-картотеки «Народные игры национальностей нашей группы».

Слайд 18

Формы работы с детьми Познавательные занятия Разучивание к играм: считалки, забавные певалки , занимательные диалоги. Знакомство с правилами игр. Праздники, развлечения, досуги Самостоя - тельная деятельность Изготовление атрибутов к играм. Трудовая деятельность, прогулки Рассматривание иллюстраций, беседы , чтение худ. лит-ры

Слайд 19

Формы работы с родителями Анкетирование Консультации Выставки Беседы Конкурсы Родительское собрание Экскурсии Совместные праздники

Слайд 20

Результаты проекта Н аметилась тенденция в росте использования детьми подвижных народных игр в игровой деятельности. Пополнилась развивающая предметно – пространственная среда атрибутами, играми, произведениями художественной литературы, ИКТ, пополнился информационный уголок для родителей консультацией «Вместе весело играть». Созданная система работы обеспечивает повышение у воспитанников творческой активности, способствует повышению показателей творческого потенциала, и также способствует физическому , коммуникативному и гендерному развитию. Национальные подвижные игры снимают напряжение, стрессы, развивает уверенность, положительно влияют на мотивацию и результативность в физической культуре дошкольников. Знание личностных особенностей ребёнка и использование в своей практике личностно ориентированных технологий создают условия для индивидуального развития ребенка, оказания своевременной и дозированной помощи в двигательной активности. Основным же результатом является развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу традиций многонациональной культуры народов Оренбургской области.

Слайд 21

Русские народные игры Гуси-лебеди Обыкновенны жмурки У медведя во бору Палочка-выручалочка Фанты Краски Горелки Кот и мышь Пятнашки Мячик кверху Лапта Ляпка Ловишка в кругу Игровая Почта Блуждающий мяч Шар Посигутки Малечена-калечина Шлепанки Котлы . Классы Городки . Чушки. Рюхи. Деревянные бабки Молчанка

Слайд 22

Украинские народные игры Высокий дуб ( Високий дуб) Колдун ( Чаклун ) Печки ( Пички ) Хлебец ( Хлибчик ) Круглый хрещик Перепелочка Мак

Слайд 23

Татарские народные игры Продаем горшки ( Чулмак уены ) Серый волк (Сары буре) Скок-перескок ( Кучтем -куч) Хлопушки ( Абакле ) Займи место (Буш урын ) Ловишки ( Тотыш уены ) Жмурки ( Кузбайлау уены ) Перехватчики ( Куышу уены ) Тимербай Угадай и догони ( Читанме , бузме ) Кто первый? ( Узыш уены ?) Кто дальше бросит? ( Ыргыту уены ?) Мяч по кругу ( Теенчек уены ) Спутанные кони ( Тышаулы атлар )

Слайд 24

Литература: Бочарова , Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. Д/в, №12, 1997. Буханова , Е.А. Меняющиеся гендерные стереотипы в меняющемся современном мире. Григорьев, В.М. Народные игры и традиции в России. М.,1991 « Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии » под редакцией Осокиной Т.И. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып . 3: Юность и любовь: Девичество . Сост., подгот . Текстов, ст. и коммент . Л. Астафьевой и В. Бахтиной. М; Худож . Лит., 1994. Репина, Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? Обруч, №6, 1998. Рунова , М.А. Движение день за днем. М.: Линка-Пресс , 2007 Степанова О. Гендерное воспитание дошкольников. Ребенок в д /с, №5, 2009. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. С-П, 2001. Используемый сайт: Клубный час - Игры разных народов http://infourok.ru/klubniy-chasigri-raznih-narodov-587279.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к национальной культуре

Актуальность нашей темы заключается в том, что каждый ребенок с первых лет своей жизни должен всем сердцем, всей душой полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру. ...

Консультация "Русские народные праздники, как средство приобщения детей к национальной культуре и традициям"

Консультация из опыта работы "Русские народные праздники. как средство приобщения детей к национальной культуре"...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Консультация для воспитателей по теме: «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа».

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревнователь...

Доклад по теме: " «Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»

Приобщение детей к национальной культуре с помощью хакасских народных игр....

«Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»

Статья направлена на необходимость ознакомления детей с национальной культурой через хакасские народные подвижные игры....