консультация для педагогов: "Считалки и фольклор в подвижных играх, как средство приобщения детей к истокам народной культуры"
консультация
Наиболее распространенными фольклорными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются заклички, жеребьевые приговорки, считалки и песенки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Считалки и фольклор в подвижных играх, как средство приобщения детей
к истокам народной культуры.
Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей. Для взрослых игры бывают отдыхом, а для ребенка игра – серьезное занятие к которому он применяет свои слабые силы; для него игра-посильный труд. Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий мир. Игра для детей- важный способ познания и обучения. Люди издавна придумывали очень много самых разнообразных народных игр. Многие детские игры не включают в себя никакого фольклора. Однако немало и таких игр, в которых различные фольклорные произведения являются органическим и неотъемлемым компонентом. Именно в игре дети впервые выступают создателями фольклора. Такие игры можно разделить на два вида:
Наиболее распространенными фольклорными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются заклички, жеребьевые приговорки, считалки и песенки.
Заклички — это рифмованное приглашение в игру. Как правило, дети исполняют их хором, например,
Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые!
Всех в игру мы позовем!
Никого не подведем!
Нередко заклички становятся игровыми припевками.
Использование закличек в играх помогает:
- «Украсить» игру, сделать её ярче и веселее.
- Создать настроение, побудить к активному действию, вызвать интерес к игре.
- Привить детям любовь к истории, русскому творчеству, развить детскую память.
Закличкой можно организовать игру и педагогу. Например,
Дети, дети все сюда,
Начинается игра
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся играть
Пригласить в круг можно произнеся такую закличку:
Поиграть пришла пора
Развеселая детвора
Пусть смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!
Следующей формой народного фольклора в подвижных играх являются
Жеребьевые приговорки - это коротенькие рифмованные стишки (в две - четыре строки), которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии. Они сопровождают такие детские игры, как «Прятки», «Салки», «Лапта», «Городки» и др.
Простейшая форма жеребьевки состоит из вопроса к водящим. Двое ребят, отойдя в сторону, договариваются, что один из них будет называться конем вороным, а другой - златогривым. Затем, подойдя к водящим, они выкрикивают:
«Кому, кого надо:
Коня вороного
Али златогривого?»
Один из водящих выбирает «коня вороного», а другой - «золотогривого». После этого к водящим подходит другая пара играющих и, к примеру, спрашивает:
«Наливное яблочко
Али золотое?»
Затем к водящим с вопросами-загадками подходят третья пара, четвертая пара и т.д. И так постепенно все играющие делятся на две команды.
Темы и образы жеребьевок всецело обусловлены бытовой обстановкой, в которой жили крестьянские дети. Создание этих миниатюр не представляло для детей больших трудностей. Жеребьевки создавались ими легко и с удовольствием.
Особенно большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр считалки. Считалка - это также рифмованное стихотворение, но несколько большее по своим размерам, чем жеребьевка. Считалки имеют 6, 8, 10 и более строк. С помощью считалки пересчитываются участники игры (отсюда и название), определяются их роли или очередность участия в игре. В считалках довольно часто употребляются слова счета - числительные. Например:
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.
Но считалка не только преследует определенные практические цели (устанавливает очередность для играющих), она нередко имеет и несомненное поэтическое значение. В нее могут входить различные забавные повествования.
Например, кто-нибудь из играющих, касаясь поочередно рукой ребят, произносит:
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире,
К ним повадился сам друг
Крестовик - большой паук.
ять, шесть, семь, восемь,
Паука мы попросим:
«Ты, обжора, не ходи»,
Ну-ка, Машенька, води!»
на кого попало слово «Води», тот и становится водящим.
После того как все играющие оказываются посредством жеребьевок и считалок распределенными по парам или ролям, начинается сама игра. В детских играх-представлениях часто употребляются различные песенки. Их место в игре и композиционные функции разнообразны. Приведем пример песенки, которая исполняется в игре «Горелки».
Играющие становятся в пары одна за другой. А впереди сидит «горящий» и речитативно произносит песенку, которой стремится отвлечь внимание играющих:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Погляди на небо-
Звезды горят-
Журавли кричат.
Стой подоле,
Гляди в поле-
Едут там трубачи,
Да едят калачи
Гу, гу, гу, убегу».
После такой песенки участвующие в игре рассеянно смотрят кто в поле, а - кто на небо. А в это время «горящий» быстро выкрикивает: «Раз, два, три-не воронь. Беги как огонь!» Замешкавшегося ловят, и он становится «горящим». И игра продолжается.
В приведенном примере песенка исполняется сольно. В большинстве же случаев игровые песенки исполняются хором, во время вождения хоровода. В ряде таких хороводных игр мы наблюдаем подражание трудовой деятельности взрослых. Так, например, в игре «Мак» дети руками показывают, как мак сеют, полют, взращивают, рвут, едят.
Предлагаю в нее сейчас поиграть. Эта русская народная игра не очень динамичная, но станет неплохим дополнением при проведении фольклорных праздников и занятий. Проводить ее можно как в помещении, так и на улице. Главное, чтобы хоровод поместился.
Выбирают считалочкой или назначают водящего. Водящий – Ермак – будет находиться в центре круга-хоровода. Сегодня это буду я. Все остальные берутся за руки и начинают водить хоровод. При этом приговаривают или напевают:
Маки, маки, маковицы,
Золотые головицы!
Станем мы так,
Спросим про мак!
После этих слов хоровод останавливается и один из игроков, или все хором спрашивают:
Ермак, Ермак,
Поспел ли мак?
Ермак отвечает: «Только посеяли!»
Хоровод опять начинает движение и повторяет ту же попевку и задают Ермаку тот же вопрос. Во второй раз Ермак отвечает: «Всходит», потом «Цветет», потом «Поспевает» и в конце «Поспел».
После шумных игр, для отдыха, детям можно предложить следующий жанр народного фольклора - молчанки. Приведу в некотором сокращении наиболее распространенную молчанку:
«Кошка сдохла,
Хвост облез,
Кто промолвит ?
Тот и съест…….
Молчанка началась?
Чок, чок!
Двери на крючок!..
После этих слов водящего, кто-нибудь жестами и гримасами старался рассмешить играющих. Над тем, кто первым нарушал молчание, весело и задорно смеялись.
Особенно большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр – магический фольклор - в данной форме сохранились отголоски древних заклинаний. Ребенок, в игре одушевляя все вокруг, обращается с просьбами к дождику, солнцу, божьей коровке и даже самолету. Например, всем известное заклинание:
«Солнышко, ведрышко выгляни вокошко, твои детки плачут, по камушкам скачут».
Или наоборот:
Дождик лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей - по крошке,
На меня - по ложке.
Такие заклинания дети могут произносить и о морозе:
Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!
Или туман:
Туман, туман,
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
По крутым наволокам!
Именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: " «Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»
Приобщение детей к национальной культуре с помощью хакасских народных игр....
Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре.
Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре. И в далёкие времена, и согласно современным требованиям ФГОС перед дошкольной педагогикой стояла задача: улучшат...

«Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»
Статья направлена на необходимость ознакомления детей с национальной культурой через хакасские народные подвижные игры....
«Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»
Консультация для педагогов о истории и организации хакасских народных игр...

Индивидуальный план по теме самообразования «Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам народной культуры в детском саду»
Индивидуальный план по теме самообразования «Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам народной культуры в детском саду»С помощь...

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре.
Никакие мультфильмы, фильмы, компьютерные игры и многое другое не заменит в жизни ребёнка живую настоящую игру, в которой он реально, а не виртуально может принимать участие. Отсутствие игры при...

