консультация для педагогов: "Считалки и фольклор в подвижных играх, как средство приобщения детей к истокам народной культуры"
консультация

Вотчицева Татьяна Ивановна

Наиболее распространенными фольклорными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются заклички, жеребьевые приговорки, считалки и песенки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_-_schitalki_i_folklor.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Считалки и фольклор в подвижных играх, как средство приобщения детей

к истокам народной культуры.

Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей. Для взрослых игры бывают отдыхом, а для ребенка игра – серьезное занятие к которому он применяет свои слабые силы; для него игра-посильный труд. Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий мир. Игра для детей- важный способ познания и обучения. Люди издавна придумывали очень много самых разнообразных народных игр. Многие детские игры не включают в себя никакого фольклора. Однако немало и таких игр, в которых различные фольклорные произведения являются органическим и неотъемлемым компонентом. Именно в игре дети впервые выступают создателями фольклора. Такие игры можно разделить на два вида:

Наиболее распространенными фольклорными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются заклички, жеребьевые приговорки, считалки и песенки.

Заклички — это рифмованное приглашение в игру. Как правило, дети исполняют их хором, например,  

Мы ребята озорные!

Мы ребята удалые!

Всех в игру мы позовем!

Никого не подведем!

Нередко заклички становятся игровыми припевками.

Использование закличек в играх помогает:

  • «Украсить» игру, сделать её ярче и веселее.
  • Создать настроение, побудить к активному действию, вызвать интерес к игре.  
  • Привить детям любовь к истории, русскому творчеству, развить детскую память.

Закличкой можно организовать игру и педагогу. Например,

Дети, дети все сюда,

Начинается игра

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся играть

Пригласить в круг можно произнеся такую закличку:

Поиграть пришла пора

Развеселая детвора

Пусть смех звучит вокруг

Становитесь дружно в круг!

Следующей формой народного фольклора в подвижных играх являются

Жеребьевые приговорки - это коротенькие рифмованные стишки (в две - четыре строки), которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии. Они сопровождают такие детские игры, как «Прятки», «Салки», «Лапта», «Городки» и др.

Простейшая форма жеребьевки состоит из вопроса к водящим. Двое ребят, отойдя в сторону, договариваются, что один из них будет называться конем вороным, а другой - златогривым. Затем, подойдя к водящим, они выкрикивают:

«Кому, кого надо:

Коня вороного

Али златогривого?»

Один из водящих выбирает «коня вороного», а другой - «золотогривого». После этого к водящим подходит другая пара играющих и, к примеру, спрашивает:

«Наливное яблочко

Али золотое?»

Затем к водящим с вопросами-загадками подходят третья пара, четвертая пара и т.д. И так постепенно все играющие делятся на две команды.

Темы и образы жеребьевок всецело обусловлены бытовой обстановкой, в которой жили крестьянские дети. Создание этих миниатюр не представляло для детей больших трудностей. Жеребьевки создавались ими легко и с удовольствием.

Особенно большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр считалки. Считалка - это также рифмованное стихотворение, но несколько большее по своим размерам, чем жеребьевка. Считалки имеют 6, 8, 10 и более строк. С помощью считалки пересчитываются участники игры (отсюда и название), определяются их роли или очередность участия в игре. В считалках довольно часто употребляются слова счета - числительные. Например:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть,

К нам сорока подлетела

И тебе водить велела.

Но считалка не только преследует определенные практические цели (устанавливает очередность для играющих), она нередко имеет и несомненное поэтическое значение. В нее могут входить различные забавные повествования.

Например, кто-нибудь из играющих, касаясь поочередно рукой ребят, произносит:

Раз, два, три, четыре,

Жили мошки на квартире,

К ним повадился сам друг

Крестовик - большой паук.

ять, шесть, семь, восемь,

Паука мы попросим:

«Ты, обжора, не ходи»,

Ну-ка, Машенька, води!»

на кого попало слово «Води», тот и становится водящим.

После того как все играющие оказываются посредством жеребьевок и считалок распределенными по парам или ролям, начинается сама игра. В детских играх-представлениях часто употребляются различные песенки. Их место в игре и композиционные функции разнообразны. Приведем пример песенки, которая исполняется в игре «Горелки».

Играющие становятся в пары одна за другой. А впереди сидит «горящий» и речитативно произносит песенку, которой стремится отвлечь внимание играющих:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Погляди на небо-

Звезды горят-

Журавли кричат.

Стой подоле,

Гляди в поле-

Едут там трубачи,

Да едят калачи

Гу, гу, гу, убегу».

После такой песенки участвующие в игре рассеянно смотрят кто в поле, а - кто на небо. А в это время «горящий» быстро выкрикивает: «Раз, два, три-не воронь. Беги как огонь!» Замешкавшегося ловят, и он становится «горящим». И игра продолжается.

В приведенном примере песенка исполняется сольно. В большинстве же случаев игровые песенки исполняются хором, во время вождения хоровода. В ряде таких хороводных игр мы наблюдаем подражание трудовой деятельности взрослых. Так, например, в игре «Мак» дети руками показывают, как мак сеют, полют, взращивают, рвут, едят.

 Предлагаю в нее сейчас поиграть. Эта русская народная игра не очень динамичная, но станет неплохим дополнением при проведении фольклорных праздников и занятий. Проводить ее можно как в помещении, так и на улице. Главное, чтобы хоровод поместился.

Выбирают считалочкой или назначают водящего. Водящий – Ермак – будет находиться в центре круга-хоровода. Сегодня это буду я. Все остальные берутся за руки и начинают водить хоровод. При этом приговаривают или напевают:

Маки, маки, маковицы,

Золотые головицы!

Станем мы так,

Спросим про мак!

После этих слов хоровод останавливается и один из игроков, или все хором спрашивают:

Ермак, Ермак,

Поспел ли мак?

Ермак отвечает: «Только посеяли!»

Хоровод опять начинает движение и повторяет ту же попевку и задают Ермаку тот же вопрос. Во второй раз Ермак отвечает: «Всходит», потом «Цветет», потом «Поспевает» и в конце «Поспел».

После шумных игр, для отдыха, детям можно предложить следующий жанр народного фольклора - молчанки. Приведу в некотором сокращении наиболее распространенную молчанку:

«Кошка сдохла,

Хвост облез,

Кто промолвит ?

Тот и съест…….

Молчанка началась?

Чок, чок!

Двери на крючок!..

После этих слов водящего, кто-нибудь жестами и гримасами старался рассмешить играющих. Над тем, кто первым нарушал молчание, весело и задорно смеялись.

Особенно большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр – магический фольклор - в данной форме сохранились отголоски древних заклинаний. Ребенок, в игре одушевляя все вокруг, обращается с просьбами к дождику, солнцу, божьей коровке и даже самолету. Например, всем известное заклинание:

«Солнышко, ведрышко выгляни вокошко, твои детки плачут, по камушкам скачут».

Или наоборот:

 Дождик лей, лей, лей

На меня и на людей!

На людей - по крошке,

На меня - по ложке.

Такие заклинания дети могут произносить и о морозе:

Морозушка-Мороз!

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй!

Или туман:

Туман, туман,

Не стелись по лугам,

А стелись по болотам,

По крутым наволокам!

Именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: " «Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»

Приобщение детей к национальной культуре с помощью хакасских народных игр....

Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре. И в далёкие времена, и согласно современным требованиям ФГОС перед дошкольной педагогикой стояла задача: улучшат...

«Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»

Статья направлена на необходимость ознакомления детей с национальной культурой через хакасские народные подвижные игры....

«Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»

Консультация для педагогов о истории и организации хакасских народных игр...

Индивидуальный план по теме самообразования «Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам народной культуры в детском саду»

Индивидуальный план по теме самообразования «Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам народной культуры в детском саду»С помощь...

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре.

Никакие мультфильмы, фильмы, компьютерные игры и многое другое не заменит в жизни ребёнка живую настоящую игру, в которой он реально, а не виртуально может принимать участие. Отсутствие игры при...