Главные вкладки
Индивидуальный план по теме самообразования «Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам народной культуры в детском саду»
материал (младшая группа)
Индивидуальный план по теме самообразования
«Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения
к истокам народной культуры в детском саду»
С помощью русских народных игр дети младшего дошкольного возраста легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого.
Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
2. Создать условия для физического развития младших дошкольников через пополнение предметно-развивающей среды;
3. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с культурой, традициями и обычаями русского народа через русские народные игры.
4. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
5. Повысить уровень профессионального мастерства педагога.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующая МАДОУ «ДС №482»
______Алябушева С.В.
Индивидуальный план по теме самообразования
«Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения
к истокам народной культуры в детском саду»
Составила:
Воспитатель второй младшей группы:
Иващенко Анна Валерьевна
г. Челябинск, 2025-2026 г.
Тема: «Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам народной культуры в детском саду»
Дата начала работы над темой: сентябрь 2025 г
Дата окончания работы: май 2026 г.
Актуальность выбранной темы:
Обеспечение духовно-нравственного, физического развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации, таким образом в настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, не устойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной. Начинать решать эту важную проблему необходимо ещё за долго до рождения ребёнка и особенно в первые, самые ответственные его годы жизни. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека (И. А. Аршавский), вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Известный физиолог А.Г. Сухарев рассматривает здоровье ребёнка как динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды и устойчивости его к воздействиям неблагоприятных факторов. Из данного определения следует, что здоровье можно формировать, воспроизводить, увеличивать, а не только сохранять. Одним из факторов, формирующих здоровье ребёнка, является двигательная активность. Она определяется как количество движений, которое малыш производит в течение всего бодрствования. Содержанием двигательной активности являются разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание.
Движение является биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Оно способствует развитию всех систем организма и особенно сердечно-сосудистой, дыхательной, костно- мышечной, нервной. Под влиянием движения улучшается обмен веществ. Исследования убедительно доказали зависимость здоровья от двигательной активности. Следует отметить, что двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движения развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера малыша. Чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, тем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша. Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи. Во время ходьбы, лазанья, бега и других движений ребёнок сталкивается с целым рядом предметов, познаёт их свойства (тяжёлый, лёгкий, мягкий, твёрдый, длинный, короткий и т. п.). Малыш развивает умение ориентироваться в пространстве, овладевая такими понятиями, как «далеко», «близко», «высоко», «низко» и т.д.
Особенности костно-мышечного аппарата, нервной системы и психических процессов у детей раннего возраста таковы, что движения их недостаточно координированы, им трудно сохранять равновесие, они не могут овладеть в полной мере техникой основных движений. Учитывая эти особенности, взрослым необходимо обогащать двигательный опыт детей, способствовать развитию их движений.
В решении этой задачи эффективным средством может стать русская народная игра.
Русские народные игры способствуют не только развитию движений, но и уточнению у детей представлений об окружающей жизни, свойствах предметов. Многие русские народные игры содержат тексты, что способствует активизации речевого общения детей.
С помощью русских народных игр дети младшего дошкольного возраста легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого.
Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
2. Создать условия для физического развития младших дошкольников через пополнение предметно-развивающей среды;
3. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с культурой, традициями и обычаями русского народа через русские народные игры.
4. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
5. Повысить уровень профессионального мастерства педагога.
Теоретические аспекты, русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам народной культуры.
Многие психологи и педагоги изучают значение русских народных игр для гармоничного развития детей младшего дошкольного возраста и проблемы их внедрения в практику дошкольных образовательных организаций [8].
Многие работы известных исследователей отражают различные подходы к детской игре. Важно отметить, ее как форму деятельности, включающую усвоение деятельности взрослых (Д. Б. Эльконин), а также проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже) [5].
Выдающийся педагог Л. Выготский отмечал, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Игра и труд образуют два основных канала, по которым протекает деятельность. Он видел в игре неисчерпаемый источник личного развития [10].
Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Известный детский врач и педагог Е. А. Аркин называл этот вид деятельности «психическим витамином, необходимым для здоровья ребенка». Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира. В игре дети дошкольного возраста приобретают новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом [3].
Среди всего многообразия игр мы выделим особенно русские народные игры, в которых все игроки обязательно участвуют в активных двигательных действиях, обусловленных сюжетом и правилами, и направленных на достижение определенной условной цели [13].
Русские народные игры – это темпераментное моторное проявление инициативы с чувствами, ограниченными нормами поведения, что способствует воспитанию у младших дошкольников дисциплинированности, коллективизма, решительности, доброжелательности и иных качеств, необходимых подрастающему поколению [3].
По мнению отечественного психолога В. С. Мухиной, игры с правилами помогают дошкольнику развивать умение намеренно сосредотачиваться на сознательно выбранном объекте. Игра, как процесс, специально организованный взрослыми, который несет в себе определенное социокультурное влияние и представляет собой, по сути, совокупность образов осмысления конкретно выявленных людей и социальных групп окружающей действительности и их собственных отношений с ней. Русская народная игра основана на восприятии представленных правил, тем самым она ориентирует ребенка на соблюдение определенных норм и требований взрослой жизни, в силу своих особенностей – это лучший способ добиться развития творческих способностей и доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста без использования методов принуждения [5].
В современной теории и практике дошкольного образования значительное внимание уделяется прекрасному сочетанию различных форм, методов и средств приобретения навыков в обучении и воспитании, что позволяет эффективно решать задачи программ дошкольного образования.
Подготовка к проведению русских народных игр:
- отбор игр в соответствии с задачами обучения и возраста детей;
- определение места и времени для игры;
- определение количества играющих (индивидуально, подгруппа, группа);
- воспитателю следует изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре и приемы руководства;
- предварительно обогатить речевой опыт младших дошкольников, их знания и представления с помощью игровых упражнений, бесед, наблюдений, вопросов [11].
Проведение русских народных игр:
- ознакомление младших дошкольников с содержанием игры;
- объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий, нарушение которых не приведет к нужному результату;
- подведение итогов игры.
Анализ проведенной русской народной игры:
- выявление ошибок предыдущих этапов, чтобы избежать их в дальнейшем.
Таким образом, можно сделать вывод, что актуальность выбранной темы продиктована современными условиями. Дошкольный возраст
– это годы формирования основ здоровья, гармоничного нравственного, умственного и физического развития. Организм ребенка в данный период быстро растет и развивается, в то же время сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды еще низка, ребенок легко заболевает. В связи с этим важно создать оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольных организаций [18].
Перспективный план самообразования
На 2025-2026 учебный год
Срок | Этап | Содержание работы | Практическая деятельность |
Сентябрь | Информационно-подготовительный этап:
| Изучение ФЗ «Об образовании», Провести обзор информации в интернете. | Повышение профессионального уровня педагога; развитие любознательности и познавательной активности. |
Октябрь-Ноябрь-Декабрь | Подготовительный этап: Привлечение родителей. Формирование личности ребенка средствами русских народных игр через включение их в совместную деятельность. | Работа с родителями:
Просмотр сайтов в Интернете. Просмотр методической литературы. | Получение и анализ информации по теме самообразования в семье. Картотека «Русские народные игры»; Картотеки «Считалок», «Загадок». Беседа «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русской народной игрой». |
Январь-Февраль-Март | Практический этап | Работа с детьми. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с русскими народными играми: -знакомство с содержанием игры; - Объяснение содержания игры; - Разучивание игр. Познавательно-речевой проект «Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду» Работа с родителями -подобрать материал, консультации, разработать информацию по теме самообразования. Изготовить атрибуты к русским народным играм совместно с родителями. | Заучивание с детьми считалок. Беседа-объяснение значение старинных слов, их происхождение. Проведение русских народных игр. «Масленица» Цель проекта: Формирование начальных представлений у детей младшего дошкольного возраста о культуре, традициях и обычаях русского народа через русские народные игры. Информация в уголок для родителей «Давайте поиграем в русские народные игры дома»; «Русские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста». Продукты проекта для детей: -Маски для игр «У медведя во бору», «Волк и зайцы», «Гуси-гуси», «Курочка-хохлатка», «Мыши водят хоровод». |
Апрель-Май | Итоговый этап | Отчет о проделанной работе: Конспект развлечения; Фотоальбом; Публикации своего опыта. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. Повышение своего профессионального уровня. | Образовательная социальная сеть «nsportal.ru», «Мой мини-сайт». - Выступление на педсовете ДОУ «Итоги учебного года» |
Ожидаемые результаты после реализации перспективного плана самообразования:
У детей:
- Знают русские народные игры, считалки, загадки, колыбельные песенки, потешки (согласно перспективному плану).
- Умеют подбирать самостоятельно атрибуты к русским народным играм, маски на голову.
- С помощью взрослого и самостоятельно играть в русские народные игры.
- Детский коллектив сплотится, что существенно поможет в адаптационный период.
У родителей:
- Повышение значимости национальной культуры в семьях воспитанников.
- Родители играют с детьми в русские народные игры дома.
У педагога:
- Сформируются умения анализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков.
- Сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества.
Заключение:
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а также формирование основных качеств личности.
Можно сделать вывод, что русская народная игра, является важным, положительным средством приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры, а также то, что русская народная игра имеет огромное значение в воспитании младших дошкольников. Перед детским садом стоит увлекательная задача - заложить семена любви и уважения к народной культуре, к русской народной игре.
Таким образом, необходима дальнейшая работа по ознакомлению с народными играми детей данной группы, как средством приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.
Перспектива темы по самообразованию:
Продолжить знакомить детей с русскими народными играми со все более усложняющимися правилами в соответствии с возрастом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Агапова, И. А. Подвижные игры для дошкольников [Текст] : учебник для бакалавров / И. А. Агапова. – Москва : АРКТИ, 2008. – 124 с.
- Алябьева, М. Н. Физическое воспитание детей раннего возраста [Текст] / М. Н. Алябьева. – Москва : 1978. – С.52-58
- Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
- Буре, Р. С. Детский сад : некоторые проблемы гуманизации педагогического
- процесса [Текст] / Дошкольное образование // Р. С. Буре. – 1984. - № 3. – С.33-35
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
- Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2006. – 286 с.
- Горохова, М. Ю. Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста [Текст] : / монография / М. Ю. Горохова. – С.: ГОУ СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – 104 с.
- Ершова, Е. В. Методические рекомендации «Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс] / Е. В. Ершова. 2018. – 112 с.
- Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : учебник для бакалавров / А. В. Кенеман. – М.: Академия, 1985. – С.165-206
- Осокина, Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] : учебник для бакалавров / Т. И. Осокина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия, 1983. – С.2-16
- Петров, В. М. Зимние праздники, игры и забавы для детей [Текст] : . – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 128 с.
- Петров, В. М. Весенние праздники, игры и забавы для детей [Текст] : . – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 144 с.
- Петров, В. М. Летние праздники, игры и забавы для детей [Текст] : . – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 128 с.
- Петров, В. М. Зимние праздники, игры и забавы для детей [Текст] : . – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 128 с.
- Покровский, Е. А. Русские детские подвижные игры [Текст] : . – СПб.: Речь,
- Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 184 с.
- Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры [Текст] : / Учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 223
- Шляхова, И. А. Подвижные игры [Текст] / И. А. Шляхова // Дошколенок Кузбасса. - 2016. - №3 (36). – С. 24.
- Федорова, Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста [Текст] : . – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных форм"
Картотека подвижных игр с использованием малых фольклорных форм...
Обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста по средствам чтения русских народных
Одна из задач дошкольных учреждений - воспитание творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить.Для всестороннего развития ребенка речь имеет большое значение. Младший ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".
Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...

Рабочая программа педагога "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка"
Рабочая программа педагога...

Проект "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду"
Познавательный, долгосрочный проект, для детей 2-3 лет....

План самообразования. Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Повышение своего профессионального мастерства, педагогическое компетенция по вопросам развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возрастаЗадачи:1. Улучшать моторику, координа...
