Мастер-класс «Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского эспериментирования на физкультурных занятиях»
материал

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского эспериментирования на физкультурных занятиях»

 

Ход мастер-класса

Основная задача детского сада - растить детей здоровыми, жизнерадостными. В процессе образовательной деятельности по физическому воспитанию, в основу которой положен игровой метод, у детей формируются физические навыки и умения, воля и сознание.

Физкультура должна приносить ребенку радость, пробуждать у него интерес к движению, стимулировать физическую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. Одной из форм  воздействия является экспериментирование и в процессе совместной образовательной деятельности по физической культуре использование элементов экспериментирования очень актуально.

Эксперименты побуждают детей осознанней относиться к своему телу, к самому себе. Они узнают, что такое координация, равновесие, пульс и т.д., и как это важно для человека.  Полученные навыки они могут применить на практике в самостоятельной ДА.

Через экспериментирование можно показать дошкольникам, насколько важно сохранять и укреплять свое здоровье, постараться привить любовь к занятиям физической культурой, а так же приобщать родителей к проведению совместных спортивных праздников и развлечений.

В процессе организации экспериментальной деятельности с детьми инструктор ставит перед детьми проблему, учит выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Живое общение при обсуждении проблем, высказывание самых необычных гипотез и выводов, стремление доказать свою правоту делают образовательную деятельность по физическому воспитанию более увлекательной и интересной.

Самое первое к чему можно привлечь внимание детей это изучение физических свойств мяча: какой мяч быстрее катится легкий или тяжелый;

- какой мяч прыгает, а какой нет. Почему?

- по какой дорожке мяч покатится быстрее по гладкой или шершавой; (прямой или наклонной);

- какой мяч, для каких движений лучше всего подходит; и др.

Я предлагаю вам сейчас поделиться на 2 группы.

Первая, используя различные предметы-подсказки, подумает и представит своим коллегам элементы познавательно-поисковой деятельности по направлению «Физическое развитие». (Педагоги обсуждают в своей группе возможные эксперименты, проблемные ситуации с представленным набором материалов для исследования, затем демонстрируют результаты своей работы).

Мяч – ловкость

Скакалка – выносливость

Трубочки, шарики – дыхательная система

Секундомер, песочные часы – сердце, кровеносная система

Рулетка – дальность броска, прыжка

Вторая поучаствует в исследованиях на координацию, равновесие, которые можно осуществлять с детьми старшего дошкольного возраста.

Эксперимент № 1

Участники делятся на две команды. По команде одна команда замирает на месте, стоя на двух ногах, а другая – на одной. Для сравнения и подведения итогов, команды выполняют противоположные задания.

Цель эксперимента: доказать, что ноги служат человеку опорой и удерживают тело в равновесии. На одной ноге устоять тяжелее, чем на двух. Человек без нижних конечностей не сможет передвигаться. Подвести к выводу, что ноги нужно укреплять, заниматься бегом или спортивной ходьбой.

Эксперимент № 2 

В эксперименте участвует один или несколько участников. Спросить, что такое равновесие? Для чего оно нужно? Предложить встать на мягкую неустойчивую поверхность (мат) двумя ногами, руки в стороны. И простоять 30 сек.

Затем дается задание: попытаться сохранить равновесие с завязанными глазами.

То же выполнить, но уже стоя на одной ноге. Можно эксперимент усложнить, если убрать руки за спину, или просто опустить вниз.

Цель эксперимента: доказать, что все движения человека согласованы. За координацией движений отвечает головной мозг. Он дает указания мышцам. Для равновесия нужны все органы чувств. Чувство равновесия можно тренировать.

Эксперимент № 3

В эксперименте участвует один или  несколько участников.

  • Проведи мяч ногой (одна команда ведёт футбольный мяч, другая надувной) Каким мячом удобнее?
  • Отбивание мяча от пола (одна команда использует баскетбольный мяч, другая надувной? Каким мячом удобнее?
  • Метание мяча в вертикальное кольцо (одна команда малым мячом, другая большим) Каким мячом удобнее?

Обсуждение с участниками результатов познавательно-поисковой деятельности по использованию мяча и других предметов.

Коллеги, вы сегодня убедились, что тем для экспериментирования по образовательной области «Физическая культура» огромное множество. Иногда перед ребенком достаточно поставить задачу, и он сам начинает искать ответ.  Экспериментирование в процессе совместной образовательной деятельности позволяет не только развивать познавательную активность детей, расширять кругозор ребенка, применять свои знания и умения в различных жизненных и игровых ситуациях, но и способствует формированию навыков здорового образа жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...

Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дети,  по природе своей,  исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...

Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельно...

Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирова...

Проект "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"

Способствовать  развитию познавательной активности, любознательности  потребности в умсвенных впечатлениях детей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению....