Мастер-класс «Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского эспериментирования на физкультурных занятиях»
материал
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского эспериментирования на физкультурных занятиях»
Ход мастер-класса
Основная задача детского сада - растить детей здоровыми, жизнерадостными. В процессе образовательной деятельности по физическому воспитанию, в основу которой положен игровой метод, у детей формируются физические навыки и умения, воля и сознание.
Физкультура должна приносить ребенку радость, пробуждать у него интерес к движению, стимулировать физическую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. Одной из форм воздействия является экспериментирование и в процессе совместной образовательной деятельности по физической культуре использование элементов экспериментирования очень актуально.
Эксперименты побуждают детей осознанней относиться к своему телу, к самому себе. Они узнают, что такое координация, равновесие, пульс и т.д., и как это важно для человека. Полученные навыки они могут применить на практике в самостоятельной ДА.
Через экспериментирование можно показать дошкольникам, насколько важно сохранять и укреплять свое здоровье, постараться привить любовь к занятиям физической культурой, а так же приобщать родителей к проведению совместных спортивных праздников и развлечений.
В процессе организации экспериментальной деятельности с детьми инструктор ставит перед детьми проблему, учит выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Живое общение при обсуждении проблем, высказывание самых необычных гипотез и выводов, стремление доказать свою правоту делают образовательную деятельность по физическому воспитанию более увлекательной и интересной.
Самое первое к чему можно привлечь внимание детей это изучение физических свойств мяча: какой мяч быстрее катится легкий или тяжелый;
- какой мяч прыгает, а какой нет. Почему?
- по какой дорожке мяч покатится быстрее по гладкой или шершавой; (прямой или наклонной);
- какой мяч, для каких движений лучше всего подходит; и др.
Я предлагаю вам сейчас поделиться на 2 группы.
Первая, используя различные предметы-подсказки, подумает и представит своим коллегам элементы познавательно-поисковой деятельности по направлению «Физическое развитие». (Педагоги обсуждают в своей группе возможные эксперименты, проблемные ситуации с представленным набором материалов для исследования, затем демонстрируют результаты своей работы).
Мяч – ловкость
Скакалка – выносливость
Трубочки, шарики – дыхательная система
Секундомер, песочные часы – сердце, кровеносная система
Рулетка – дальность броска, прыжка
Вторая поучаствует в исследованиях на координацию, равновесие, которые можно осуществлять с детьми старшего дошкольного возраста.
Эксперимент № 1
Участники делятся на две команды. По команде одна команда замирает на месте, стоя на двух ногах, а другая – на одной. Для сравнения и подведения итогов, команды выполняют противоположные задания.
Цель эксперимента: доказать, что ноги служат человеку опорой и удерживают тело в равновесии. На одной ноге устоять тяжелее, чем на двух. Человек без нижних конечностей не сможет передвигаться. Подвести к выводу, что ноги нужно укреплять, заниматься бегом или спортивной ходьбой.
Эксперимент № 2
В эксперименте участвует один или несколько участников. Спросить, что такое равновесие? Для чего оно нужно? Предложить встать на мягкую неустойчивую поверхность (мат) двумя ногами, руки в стороны. И простоять 30 сек.
Затем дается задание: попытаться сохранить равновесие с завязанными глазами.
То же выполнить, но уже стоя на одной ноге. Можно эксперимент усложнить, если убрать руки за спину, или просто опустить вниз.
Цель эксперимента: доказать, что все движения человека согласованы. За координацией движений отвечает головной мозг. Он дает указания мышцам. Для равновесия нужны все органы чувств. Чувство равновесия можно тренировать.
Эксперимент № 3
В эксперименте участвует один или несколько участников.
- Проведи мяч ногой (одна команда ведёт футбольный мяч, другая надувной) Каким мячом удобнее?
- Отбивание мяча от пола (одна команда использует баскетбольный мяч, другая надувной? Каким мячом удобнее?
- Метание мяча в вертикальное кольцо (одна команда малым мячом, другая большим) Каким мячом удобнее?
Обсуждение с участниками результатов познавательно-поисковой деятельности по использованию мяча и других предметов.
Коллеги, вы сегодня убедились, что тем для экспериментирования по образовательной области «Физическая культура» огромное множество. Иногда перед ребенком достаточно поставить задачу, и он сам начинает искать ответ. Экспериментирование в процессе совместной образовательной деятельности позволяет не только развивать познавательную активность детей, расширять кругозор ребенка, применять свои знания и умения в различных жизненных и игровых ситуациях, но и способствует формированию навыков здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...

Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Дети, по природе своей, исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...
Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность детей.Образовательная деятельно...

Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирова...

Проект "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности потребности в умсвенных впечатлениях детей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению....