Семинар – практикум
учебно-методический материал
«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16» города Алейска Алтайского края
Семинар – практикум
«Формирование здорового образа жизни
дошкольников в условиях детского сада и семьи»
Составила воспитатель:
Горенюк Елена Александровна
г.Алейск, 2024
Ход семинара-практикума: слайд
1. Упражнение «Ассоциации»
Цель: настрой на совместную работу, сближение участников, снижение эмоционального напряжения.
Ход упражнения: участники стоят в кругу, взявшись за руки, при этом правая рука находится сверху, левая – снизу. По очереди, касаясь ладони соседа, участники озвучивают возникшие ассоциации с темой семинара-практикума
2. Теоретическая часть
«Всесторонне развитый ребенок –
это ребенок, который интересуется всем:
и спортом, и музыкой, и трудом»
Народная мудрость
Наш семинар хотелось бы начать с одной очень известной пословицы: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами» (кто объяснит значение?)
Здоровье для человека – это самая главная ценность, но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем. Сегодня, мы говорим о здоровье наших детей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются основные движения, осанка, а также необходимые привычки, приобретаются физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни. Вот мы часто говорим – «Дети – цветы жизни», а чтобы эти цветы росли здоровыми и счастливыми, нам необходимо создать и поддерживать благоприятные условия.
Видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее. Папы, мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, считать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему – движение, развитие моторики, что способствует укреплению здоровья.
На сегодняшний день в соответствии с государственными стандартами направление «Физическое здоровье» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно!
Много лет в практике дошкольного образования проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор должным образом не решена. Поэтому приоритетным направлением деятельности ДО является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, педагоги ищут эффективные способы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Это в свою очередь предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей.
Цели работы с родителями: слайд 2
- формирование у родителей здорового образа жизни, как ценности;
- знакомство родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении;
- информирование их о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка;
- привлечение родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Ответственность человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Именно эту идею мы, педагоги, обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей. Родители так же должны понять, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога и перекладывает всю ответственность за здоровье ребенка, приведя его в детский сад. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нам нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка.
Деловая игра с педагогами
Цель: развивать у педагогов чувство коллективизма, чувство единства, сплоченности; формировать у педагогов ответственность за свое здоровье, мотивацию на здоровый образ жизни.
3. Практическая часть.
3.1. Мозговой штурм. Работа в группах.
Разделиться на 3 команды.
- «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох – выдох, сон – бодрствование)
1 задание:
- Команды, подумайте и ответьте, что такое физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье?
1 команде – физическое здоровье – это естественное состояние организма, при котором все его внутренние органы способны исправно осуществлять свои основные функции»
2 команде - психическое здоровье – это состояние психологического и социального благополучия, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие общества.
3 команде – социальное здоровье -это наличие у человека положительных взаимоотношений с окружающими людьми, его включённость в общество и возможность получать поддержку.
Рассмотреть три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.
Слайд 3,4,5
2 задание:
- Какие вы знаете нетрадиционные формы оздоровления детей? (Дыхательная гимнастика психогимнастика, пальчиковая гимнастика, игровой массаж, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, корригирующая гимнастика, звуковая гимнастика, босохождение и т.д
3 задание:
Каждой команде предлагается:
1 команде – игровой массаж.
2 команде – зрительная гимнастика.
3 команде – пальчиковая гимнастика.
ВЫВОД: Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении имеет огромное значение в процессе оптимизации двигательной акивности, способствует разностороннему развитию, укреплению здоровья детей, овладению навыками самооздоровления.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки.
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.
Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:
- постепенность;
- систематичность;
- комплексность;
- учет индивидуальных особенностей.
Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье
• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
• бережное отношение к окружающей среде, к природе
• медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
• формирование понятия "не вреди себе сам"
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:
Создание системы двигательной активности в течение дня:
• утренняя гимнастика (ежедневно);
• физкультурные занятия;
• музыкально - ритмические занятия;
• прогулки с включением подвижных игр;
• оздоровительный бег (ежедневно);
• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
• зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
• оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
• эмоциональные разрядки, релаксация;
• ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
• спортивные досуги, развлечения, праздники.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.
3.2. Игра-пантомима «Предметы личной гигиены».
Цель: Развитие логического мышления, творческих способностей.
Ход игры: Один из участников показывает с помощью пантомимы предметы личной гигиены, остальные должны догадаться и назвать предмет. Выигрывает команда, которая набрала больше очков.
3.3. Гимнастика.
Кроме утренней гимнастики, существуют и другие виды гимнастики для дошкольников. Какие вам известны?
Пальчиковая. Центр мелкой моторики рук в мозгу расположен рядом с речевым центром, поэтому развивая моторику рук, вы параллельно развиваете речь.
Утренняя. Помогает быстрее проснуться и восстановить все функции организма после длительного ночного сна. Воспитывает дисциплинированность, волю, приучает к полезной привычке делать по утрам гимнастику.
После дневного сна. Восстанавливает работоспособность после отдыха, тонизирует организм. В тоже время носит оздоровительный характер.
Дыхательная. Развивает легкие, участвует в профилактике против простудных заболеваний.
Лечебная. Общеоздоровительная гимнастика, направленная на исправление осанки или плоскостопия. Для коррекции врожденных заболеваний. Для быстрейшей реабилитации после перенесенных заболеваний.
Физкультминутки. Короткие паузы между занятиями, которые позволяют ребенку отвлечься, встряхнуться, размять мышцы. Физкультминутки не дают детям устать от однообразных занятий, поддерживают их интерес и работоспособность.
Артикуляционная. Разрабатывает органы речи.
Зрительная. Полезна всем современным детям, т. к. они слишком много времени проводят за телевизором, а некоторые, уже и за компьютером. Гимнастика приучает регулярно выполнять упражнения для глаз, что очень пригодится в школе.
Музыкально – ритмическая
Слайд 6 гимнастика «Кошкин дом»
3.4. Рефлексия «Волшебная шкатулка»
Ход игры: Каждому участнику предлагается вытащить из «волшебной шкатулки» записку с пожеланием.
Хотим Вам пожелать: физического, духовного, психического, эмоционального, нравственного ЗДОРОВЬЯ! И удачи! Будьте здоровы!
4. Заключительное слово.
Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких, заботиться о своем здоровье и здоровье своих родных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...