Методическая копилка педагога
картотека
Главной задачей педагога при организации занятий является создание психологически комфортных условий, позволяющих сохранять здоровье воспитанников и обучающихся. Представляю Вашему вниманию мою педагогическую копилку, в которой собраны игровые комплексы массажа, самомассажа и дыхательной гимнастики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые воспитатели, учителя и педагоги дополнительного образования!
Самая главная задача педагогического работника, при организации образовательной деятельности с детьми создать психологически комфортные условия, позволяющие сохранять его здоровье и природосообразность. Для достижения данной цели мы используем множество технологий, позволяющих не допускать переутомления обучающихся на занятиях. Некоторые из таковых методов является точечный массаж, самомассаж и дыхательная гимнастика в игровой форме, которые не занимают много времени, но позволяют детям переключится и расслабится.
Предлагаю Вам ознакомиться с моей методической копилкой и надеюсь, что она пригодится вам в педагогической деятельности. (Дыхательную гимнастику желательно применять с младшего школьного возраста).
Массаж тела «Черепаха»
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха:
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
Дети выполняют лёгкие пощипывания пальцами : рук, ног, груди.
Массаж спины «Рыбки»
( Движения по тексту, выполняются 40-50 секунд )
В колонночку в круг встали,
Ладошками по спинке застучали.
Дети спинку подставляют,
И со спинками играют,
Здоровья спинкам прибавляют.
Массаж стоп
Дети садятся на пол, кладут ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делают «щёточку».
- Костяшками пальцев энергично проводят по стопе.
- Ладонью энергично трут ступню.
- Двумя руками разминают пальцы.
- Пальцами разминают пятку.
- Ладонью поглаживают ступню.
Повторяют всё с другой ногой.
Оздоровительный массаж
( Движения по тексту )
Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потёрли руки.
А потом ладошкой в лоб –
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Щёки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем!
Ну-ка, дружно, не зевать!
1, 2, 3, 4, 5!
А теперь уже, гляди,
Добрались и до груди!
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа!
Постучим и тут и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться!
Перешли на поясницу.
Чуть нагнулись, ровно дышим.
Потянулись – выше, выше!
Расслабляющий массаж
(для снятия физического и эмоционального напряжения)
И.П. – стоя. Лёгкие поглаживания ото лба к вискам и вокруг глаз до переносицы. (5-20 раз)
И.П. – тоже. Лёгкие поглаживания от переносицы к ушам (как при умывании) 5-20 раз.
И.П. – тоже. Погладить руки, плечи в направлении к туловищу (5-20 раз)
И.П. – тоже. Поглаживаем живот круговыми движениями по часовой стрелке ( 5-20 раз)
Массаж лица
Слова | Действия |
Тёплый ветер гладит лица, Лес шумит густой листвой. | Провести пальцами от бровей до подбородка и обратно 4 раза. |
Дуб нам хочет поклониться, Клён кивает головой. | От точки между бровями большим пальцем массировать лоб до основания волос и обратно 4 раза |
А кудрявая берёзка Провожает всех ребят. | Массаж висковых впадин указательными пальцами круговыми движениями. |
До свиданья лес зелёный, Мы уходим в детский сад. | Поглаживание лица |
Массаж рук «Плотник»
Слова | Действия |
Мастер в руки взял фуганок Остро наточил рубанок. | Поглаживание рук от плеча к кисти. |
Доски гладко остругал, Взял сверло, шурупы взял. | Разминать поочерёдно руки пальцами. |
Доски ловко просверлил, Их шурупами свинтил. | Круговые движения пальцами от плеча к кисти. |
Поработал долотом, Сколотил всё молотком. | Постукивание по рукам от плеча к кисти. |
Получилась рама, Загляденье прямо! | Быстро перебирая пальцами, пройтись от плеча до локтя. |
Прекрасный тот работник Зовётся просто плотник. | Погладить обе руки. |
Массаж биологически активных зон «Борода»
Слова | Действие |
Да-да-да, да-да-да Есть у деда борода. | Потереть ладони друг о друга. |
Де-де-де, де-де-де Есть сединки в бороде. | Провести руками от затылка до ямки. |
Ду-ду-ду, ду-ду-ду Расчеши-ка бороду. | Большими пальцами провести по шее от подбородка. |
Да-да-да, да-да-да Надоела борода. | Сжав кулачки, косточками указательных пальцев растереть крылья носа. |
Ду-ду-ду, ду-ду-ду Сбреем деду бороду. | Положить три пальца на лоб и погладить. |
Ды-ды-ды, ды-ды-ды Нету больше бороды. | Указательный и средний палец положить перед и за ухом и растереть. |
Массаж тела «Жарче»
Слова | Действие |
Жарче, дырчатая тучка Поливай водичкой ручки. | Растереть ладошки. |
Плечики и локоточки, Пальчики и ноготочки, мой затылочек, височки, Подбородочек и щёчки. | Постукивать пальцами по плечам, локтям, кистям, затылку, вискам, подбородку и щекам. |
Трём мочалкою коленочки, Щёточкою хорошенечко, Пяточки, ступни и пальчики. Моем девочек и мальчиков! | Растираем ладонями колени, ступни и пальцы ног. |
Массаж ушей
Слова | Действие |
На дальней границе И в холод и в зной, В зелёной фуражке Стоит часовой. | Легко загнуть руками уши вперёд |
На дальней границе И ночью и днём, Он зорко, он зорко, Следит за врагом. | Потянуть легко руками мочки ушей вверх, вниз. |
И если лазутчик Захочет пройти, Его остановит солдат на пути. | Указательным и большим пальцем массировать слуховые отвороты. |
Массаж лица «Мельник»
Слова | Действие |
Белый, белый мельник сел на облака. | Провести пальцами по лбу от середины к вискам. |
Из мешка посыпалась белая мука. | Легко постучать пальцами по щекам. |
Радуются дети, лепят колобки. | Косточками больших пальцев растереть крылья носа. |
Заплясали сани, лыжи и коньки. | Раздвинув указательный и средний палец, массировать точки за и перед ушами. |
Массаж «Ладошки»
Слова | Действия |
Вот у нас игра какая: Хлоп ладошка, хлоп другая. | Хлопки в ладоши |
Правой, правою ладошкой Мы пошлёпаем немножко. | Шлепки по левой руке от плеча к кисти. |
А теперь ладошкой левой Ты хлопки погромче делай! | Тоже по правой. |
А потом, потом, потом, Даже щёки мы побьём. | Хлопки по щекам. |
Вверх ладошки – хлоп, хлоп. По коленкам шлёп, шлёп. | Хлопки над головой. По коленям. |
По плечам теперь похлопай, По бокам себя пошлёпай. | По плечам, По бокам. |
Можешь хлопнуть за спиной, Хлопаем перед собой. | По спине, По груди. |
Справа – можем, слева – можем! И крест – накрест руки сложим. | Поколачивание ладонями по груди слева, справа. |
И погладим мы себя, Вот какая красота. | Поглаживание по рукам, груди, бокам и ногам. |
Массаж спины «Паровоз» (дети встают «паровозиком»)
Слова | Действия |
Чух - чух, пыхчу, пыхчу, ворчу. Стоять на месте не хочу. | Похлопывание ладонями по спине |
Чух - чух, пыхчу, пыхчу, ворчу. Стоять на месте не хочу. | Похлопывание кулачками оп спине |
Колёсами стучу, стучу, Колёсами стучу, стучу. | Постукивание пальцами |
Садись скорее, прокачу! Чу, чу, чу! | Поглаживание ладонями |
Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж
Массаж спины «Дождик» (дети встают «паровозиком»)
Слова | Действия |
Дождик бегает по крыше – Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше – Бом, бом, бом! | Похлопывание ладонями по спине |
Дома, дома посидите – Бом, бом, бом! Никуда не выходите – Бом, бом, бом! | Постукивание пальцами |
Почитайте, поиграйте – Бом, бом, бом! А уйду – тогда гуляйте.. Бом, бом, бом! | Поколачивание кулачками |
Дождик бегает по крыше – Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше – Бом, бом, бом! | Поглаживание ладонями |
Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж
Массаж рук «Гусь»
Слова | Действие |
Где ладошка? Тут? Тут! | Показать правую ладошку. |
На ладошке пруд? Пруд! | Круговые движения левым указательным пальцем по ладони. |
Палец большой – гусь молодой. Указательный – поймал, Средний – гуся ощипал, Безымянный – суп варил, А мизинец – печь топил. | Поочерёдно массировать круговыми движениями каждый палец. |
Полетел гусь в рот. А оттуда в живот! Вот! | Махи кистями рук. Двумя ладонями погладить живот. |
Массаж лица «Летели утки»
Слова | Действие |
Летели утки Над лесной опушкой. | Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз |
Задели ели Самую макушку. | Так же легко провести 6 раз по щекам |
И долго елка Ветками качала. | Указательными пальцами массировать крылья носа |
А не начать ли нам массаж сначала? | Повторить |
Массаж ног
Слова | Действие |
Божьей коровки папа идёт. | Сидя, гладить ноги с верху до низу |
Следом за папой мама идёт. | Разминать их. |
За мамой следом детишки идут. | Похлопать их ладошками |
Следом за ними малышки бредут. | «Шагать» пальчиками |
Красные юбочки носят они, | Поколачиваем кулачками |
Юбочки с чёрными точечками. | Постукиваем пальчиками |
На солнышко они похожи, Встречают дружно новый день. | Поднять руки вверх, скрестить, раздвинуть пальцы. |
А если будет жарко им, То прячутся все вместе в тень. | Погладить ноги ладонями, спрятать руки. |
Точечный массаж с дыхательной гимнастикой
Для детей 3-5 лет.
Первый комплекс (сентябрь, октябрь, ноябрь):
1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.
2. Нажимать указательным пальцем точку под носом.
3. Указательным и большим пальцем «лепить» уши.
4. Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).
5. Вдох через нос и медленный выдох через рот.
Второй комплекс (декабрь, январь, февраль):
1. Соединить ладони и потереть до нагрева одну ладонь о другую поперёк.
2. Слегка подёргать кончик носа.
3. Указательными пальцами массировать ноздри.
4. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать, чтобы не отклеились».
5. Сделать вдох, на выдохе произносить звук «М-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
6. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с ладони».
Третий комплекс (март, апрель, май).
1. «Моем» кисти рук.
2. Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготь другой руки.
3. «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.
4. Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.
5. Несколько раз зевнуть и потянуться.
Точечный массаж с дыхательной гимнастикой
Для детей 5-7 лет.
Первый комплекс (сентябрь, октябрь, ноябрь):
1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева.
2. Указательными пальцами нажимать на точки около ноздрей.
3. «Уколоть» указательным и большим пальцами, как «клешнёй» перегородку носа.
4. Указательными пальцами с нажимом рисуем брови.
5. Указательным и большим пальцами «лепим» уши снизу вверх.
6. Вдох через левую ноздрю (правая в это время закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом закрывается левая).
7. Вдох через нос, медленный выдох через рот.
Второй комплекс (декабрь, январь, февраль):
1. Соединить ладони вместе и потереть ими поперёк до нагрева. Это упражнение положительно воздействует на внутренние органы.
2. Слегка подёргать кончик носа.
3. Указательным пальцем массировать точку под носом.
4. Указательными пальцами нажимать точки у рта в местах соединения губ.
5. Растирать за ушами: «примазывать уши, чтобы не отклеились».
6. Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком: «М-м-м-м».
7. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку».
Третий комплекс (март, апрель, май):
1. «Моем» кисти рук.
2. Указательным и большим пальцем нажимаем на ноготь каждого пальца другой руки.
3. Поглаживаем нос от ноздрей к переносице.
4. Средними пальцами надавливаем на ушные козелки.
5. Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.
6. Игра «Весёлая пчёлка». Вдох свободный, на выдохе произносить звук «з-з-з». Ребёнок должен представить, что пчёлка села на руку, на ногу, на нос. Помочь ребёнку направить внимание на нужный участок тела.
7. Несколько раз зевнуть и потянуться.
КОМПЛЕКСЫ ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА
И ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
(УТРОБИНА К.К.)
От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, влияют на функционирование мозга. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески развивать их укреплять. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому им нужны специальные дыхательные упражнения. Общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющую основную дыхательную мышцу( диафрагму), межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Специальные дыхательные упражнения необходимы и полезны в сочетании с упражнениями точечного массажа. Точечный массаж и упражнения для дыхания- это первые элементы самопомощи своему организму. Такие упражнения учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.
Продолжительность каждого комплекса, состоящего из нескольких точечного массажа и дыхательной гимнастики, составляет 1-2 мин. Дозировка
Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие.
1-й комплекс
«Греем наши ручки». Соединить ладони и потереть ими до нагрева.
«Проверяем носик». Нажимать указательным пальцем точку под носом.
«Лепим ушки». Указательным и большим пальцем "лепим" ушки.
«Правая ноздря, левая ноздря». Вдох через правую ноздрю, левая закрыта
указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем.
«Сдуваем листик». Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот.
2-й комплекс
«Греем наши ручки». Соединить ладони и потереть ими до нагрева.
«Проверяем кончик носа». Слегка подергать кончик носа.
«Сделаем носик тоненьким». Указательными пальцами массировать ноздри.
«Примазываем ушки, чтоб не отклеились». Растирать за ушами сверху вниз
указательными пальцами.
«Как мычит теленок». Сделаем вдох и на выдохе произносить звук м-м-м, при этом
постукивая пальцами по крыльям носа.
«Сдуем снежинку с ладони».Вдох через нос, выдох через рот.
3-й комплекс
«Моем руки». Движения кистями, как при мытье рук.
«Шагаем по пальчикам». Указательным и большим пальцами надавливаем на каждый ноготь другой руки.
«Лебединая шея». Легко поглаживаем от грудного отдела до подбородка.
«Крепко спим». Вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот.
«Мы проснулись». Несколько раз зевнуть и потянуться.
КОМПЛЕКС ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА И
ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ.
КОМПЛЕКС №1.
1.Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.
2.Нажиматъ указательным пальцем точку под носом.
3.Указательным и большим пальцем лепить «уши».
4.Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).
5. Вдох через нос и медленный выдох через рот.
КОМПЛЕКС №2.
1. Соединить ладони и потереть до нагрева одну ладонь о другую поперек.
2. Слегка подергать кончик носа.
3. Указательными пальцами массировать ноздри.
4. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами:
«примазывать», чтобы не «отклеились».
5.Сделать вдох, на выдохе произносить звук «М-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
6.Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем с ладони».
КОМПЛЕКС №3.
1. «Моем» кисти рук.
2. Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготь другой руки.
3. «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.
4. Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.
5. Несколько раз зевнуть и потянуться.
КОМПЛЕКС №4.
1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева.
2. Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей.
3. «Уколоть» указательным и большим пальцами, как «клешней» перегородку носа.
4.Указательными пальцами с нажимом «рисуем» брови.
5.Указательным и большим пальцами «лепим» уши снизу вверх.
6. Вдох через нос, медленный выдох через рот.
КОМПЛЕКС №5.
1. Соединить ладони вместе и потереть ими поперек до нагрева.
2. Слегка подергать кончик носа.
3. Указательным пальцем массировать точку под носом.
4.Указательными пальцами нажимать точку у рта в местах соединения губ.
5. Растирать за ушами.
6. Вдох, на выдохе слега постукивать по ноздрям со звуком «М-м-м».
7. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с руки».
КОМПЛЕКС №6.
1. «Моем» кисти рук.
2. Поглаживаем нос от ноздрей к переносице.
3. Средними пальцами надавливаем на ушные козелки.
4. Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.
5. Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный, на выдохе произносить звук «З-з-з». Дети должны представить, что пчелка села на руку, на ногу, на нос. Помочь детям направить внимание на нужный участок тела.
6. Несколько раз зевнуть и потянуться.
КОМПЛЕКС №7
Разотру ладошки сильно, Растирание ладоней.
Каждый пальчик покручу, Захватить каждый пальчик
Поздороваюсь с ним сильно у основания и вращательными
И вытягивать начну. движениями дойти до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою. Потереть ладошку о ладошку.
Пальчик в пальчик я вложу, Пальцы в «замок».
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, Пальцы расцепить и перебирать ими.
Пусть бегут как зайчики.
КОМПЛЕКС №8
(массаж лица)
1. Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже, словно уплотняем ее, чтобы она была упругой.
2. Надавливаем пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки.
3. С усилием, надавливая, рисуем желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепим густые брови от переносицы к вискам.
4. Мягко и нежно лепим глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные, пушистые реснички.
5. Надавливая на крылья носа, ведем пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергиваем себя за нос и представляем, какой красивый нос у него получился.
КОМПЛЕКС №9
(массаж головы)
1. Сильным нажатием пальчиков имитируем мытье головы.
2. Пальцами, словно граблями, ведем от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребаем сено в стог.
3. Спиралевидными движениями ведем пальцы от висков к затылку.
4. «Догонялки»: сильно ударяем подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегаем» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
5. С любовью и лаской расчесываем пальцами, словно расческой, волосы и представляем, что его прическа самая красивая.
Комплекс сюжетной дыхательной гимнастики.
Комплекс №1 « НА МОРЕ»
1. « Какое море большое»
И.П. –О.С. 1- вдох -руки в стороны, вверх, подняться на носки, 2-выдох, руки вниз, опуститься на стопу «АХ» 3-4р.
2. « Чайки ловят рыбу в воде»
И.П.- ноги врозь, руки опущены. 1-вдох, наклон туловища вперёд, руки в стороны; 2-выдох, вернуться в исходное положение; 3-4 раза.
3. « Створки раковины раскрываются»
И.П. -лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- вдох, живот втянуть. 2-выдох, сед с прямыми ногами, живот выпятить «Ш-Ш»
4. «Пловцы»
И.П.- ноги врозь, руки опущены. 1- вдох- поднять левую руку; 2- выдох мах левой рукой вперёд. 3-4р. То же правой рукой.
5. « Дельфин плывёт»
И.П.- ноги врозь, руки согнуты в локтях.1-вдох, наклониться вперёд, правым локтём коснуться левого согнутого колена 2-выдох, вернуться в И.П.; 3-вдох наклониться вперёд, левым локтём коснуться правого согнутого колена 4- выдох, вернуться в И.П.
Комплекс №2 « ПРОГУЛКА В ЛЕС»
1. « Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит»
И.П. –О.С. 1- вдох - руки в стороны; 2- выдох, наклон туловища вправо 3-вдох вернуться в исходное положение. 4-выдох наклон туловища влево.
2. « Вот нагнулась ёлочка, зелёные иголочки»
И.П. –ноги врозь, руки опущены.1- вдох; 2- наклон туловища вперёд с одновременным выдыхом. Вернуться в И. П.
3. « Стоит Алёна, листва зелёна»
И.П. –ноги врозь, руки опущены. 1- вдох –руки через стороны вверх, подняться на носки; 2- выдох, руки вперёд-вниз, опуститься на всю стопу; 3-4 повторить. Вернуться в И. П
4. «Детки в беретках с ветки упали, беретки потеряли» ( жёлуди)
И.П. –ноги вместе, руки за голову.
1- вдох, подняться на носки; 2-выдох присели; 3-4 повторить. Вернуться в И. П
5. « В колыбельке подвесной, летом житель спит лесной» ( Орех);
И.П. -лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- вдох ; 2-выдох, сед с прямыми ногами, руки к носкам; 3- вдох, 4- выдох. Вернуться в И. П.
Комплекс №3 Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент · «найди и покажи носик». Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
· «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
· «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.
· «Носик балуется»
На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
· «Носик нюхает приятный запах»
Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
· «Носик поёт песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».
· «Поиграем носиком»
Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом делается как бы растирание.
Заключительный этап.
· «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне дружок, И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди, Тёте ... покажи.
Надо носик очищать, На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду И поёт нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть, Его немного потереть.
Нагулялся носик мой, Возвращается домой.
Игровые упражнения для дыхательной гимнастики
Часики- часики вперед идут,
за собою нас ведут
И.п.- стоя, ноги слегка расставлены.
1- взмах руками вперед - тик, (вдох)
2 - взмах руками назад так, (выдох) 10 раз
Петух» - крыльями взмахнул петух,
всех нас разбудил он вдруг
И.п. встать прямо, ноги врозь, руки отпустить
1 - поднять руки в стороны(вдох)
2 - хлопнуть руками по бедрам «ку-ку-ре-ку(выдох)
5 раз
«Насос» накачиваем мы воды,
чтобы поливать цветы
И.п. встать прямо, ноги врозь, руки отпустить
1 - наклон туловища в сторону(вдох)
2 - руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с»(выдох) 10 раз
«Семафор» - самый главный на дороге,
не бывает с ним тревоги
И.п. - сидя, ноги сдвинуть вместе.
1 - поднимание рук в стороны(вдох)
2 - медленное отпускание рук с длительным выдохом и произнесение:»с-с-с» 5 раз
«Дыхание» подыши одной ноздрей,
и к тебе придет покой
И.п. - стоя, туловище выпрямлено.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох,
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, левую закрыть. 4 раза
«Ежик» - ежик добрый, не колючий,
посмотри вокруг получше
И.п. – основная стойка.
1 - поворот головы вправо - короткий шумный вдох носом,
2 - поворот головы влево - выдох через полуоткрытый рот. 7 раз
«Регулировщик» - верный путь он нам покажет,
повороты все укажет
И.п. - стоя, ноги, на ширине плеч.
1 - правая рука вверх, левая в сторону (вдох носом),
2 - левая рука вверх, правая вниз с произнесением звука «р-р-р» 7 раз
«Гуси летят» - гуси высоко летят,
на детей они глядят.
И.п. – основная стойка
1 - руки поднять в стороны (вдох),
2 - руки отпустить вниз со звуком «г-у-у», (выдох) 4 раза
«Маятник» - влево, вправо, влево, вправо,
а затем начнем сначала.
И.п. - руки на поясе (вдох)
1 - наклон вправо (выдох),
2 – и.п. (вдох),
3 - наклон влево (вдох),
4 – и.п.
«Вырасти большой» - вырасти хочу скорей,
добро делать для людей.
И.п. – основная стойка
1 - поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох),
2 - опустить руки вниз, отпуститься на всю ступню (выдох). Произнести «У-х-х» 5 раз
«Ушки» - ушки слышать все хотят,
про ребят и про зверят.
И.п. – основная стойка
1 - наклон головы вправо - сильный вдох,
2 - наклон головы влево - произвольный выдох. 5 раз
«Задувание свечи» - нужно глубоко вздохнуть,
чтобы свечку нам задуть.
И.п. - встать прямо, ноги на ширине плеч.
1 - сделать свободный вдох и задержать дыхание,
2 - сложить губы трубочкой и сделать 3 глубоких выдоха и сказать «Фу-уу». 4-6 раз
«Ветер» - сильный ветер вдруг подул,
слезки с наших щечек сдул.
И.п. – основная стойка
Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 - сделать полный вдох, выпячивая живот,
2 – задержать дыхание на 3-4 сек.
3 - сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. 5 раз
«Удивимся» - удивляться чему есть,
в мире всех чудес не счесть
И.п. - встать прямо, отпустить плечи и сделать свободный вдох.
1 - медленно поднять плечи, одновременно делать выдох,
2 – и.п. 7 раз
«Поворот» - вправо, влево повернемся
и друг другу улыбнемся.
И.п. – основная стойка
1 - сделать вдох,
2 - на выдохе повернуться - одна рука за спину, другая вперед,
3 - вернуться в и.п. 7 раз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду.
Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду. Воспитатель – это, несомненно, творческая профессия. Именно воспитатель придумыв...
Методическая копилка педагога, Материалы межрегиональных семинаров-практикумов
Статья Е.В. Бибиковой , Г.В. МАлаховой "Приобщение детей старшего дощкольного возраста к основам православной культуры".В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается наше ...

Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5–6 лет в детском саду
Воспитатель – это, несомненно, творческая профессия. Именно воспитатель придумывает идеи для поделок, рисунков, аппликаций, которые потом воплощают в жизнь дети. Творчество воспитателей про...
Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду.
Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду....

Методическая копилка педагога
Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в дошкольном учереждении...

Методическая копилка педагога
Данный раздел интернет - портфолио представляет собой методическую копилку педагога, объединяющую в себе методические разработки дидактических и интерактивных пособий, сценарии образовательной деятель...

Методическая копилка: Методическая литература для педагогов ДОУ, используемая для ознакомления дошкольников с Санкт - Петербургом.Художественная литература для чтения детям, по теме: "ознакомление детей с городом Санкт-Петербургом".
Методическая копилка: Методическая литература для педагогов ДОУ, используемая для ознакомления дошкольников с Санкт - Петербургом.Художественная литература для чтения детям, по теме: "ознак...
