Статья: «Виды физкультминуток, применяемых воспитателями в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Рациональный режим в дошкольном учреждении, прежде всего, предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности.
Одним из обязательных условий организации занятия в детском саду и в начальной школе являются физкультминутки. Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на занятии .
Все знают, что игра имеет большое значение в жизни ребенка. Физкультминутки, проводимые педагогом, также можно отнести к игровым моментам. Различные формы физкультминуток являются средством не только физического, но и духовного формирования ребенка. При проведении каждой физкультминутки учитываются возрастные, и индивидуальные особенности ее участников. На занятии необходимо следить за появлением первых признаков утомления. О развитии переутомления у дошкольника свидетельствуют:
1. Снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий.
2. Ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания.
3. Появление чувства усталости.
Время начала физкультминутки выбирает сам воспитатель, ориентируясь на то, когда у значительной части детей начинает проявляться утомление.
Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
б) активизацию внимания детей и повышение способности к восприятию учебного материала;
в) эмоциональную «встряску» детей, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Курдина Ольга Александровна
воспитатель,
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 201 Тракторозаводского района Волгограда»
Статья: «Виды физкультминуток, применяемых воспитателями в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения»
Рациональный режим в дошкольном учреждении, прежде всего, предусматривает четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию разных видов деятельности.
Одним из обязательных условий организации занятия в детском саду и в начальной школе являются физкультминутки. Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на занятии .
Все знают, что игра имеет большое значение в жизни ребенка. Физкультминутки, проводимые педагогом, также можно отнести к игровым моментам. Различные формы физкультминуток являются средством не только физического, но и духовного формирования ребенка. При проведении каждой физкультминутки учитываются возрастные, и индивидуальные особенности ее участников. На занятии необходимо следить за появлением первых признаков утомления. О развитии переутомления у дошкольника свидетельствуют:
1. Снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий.
2. Ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания.
3. Появление чувства усталости.
Время начала физкультминутки выбирает сам воспитатель, ориентируясь на то, когда у значительной части детей начинает проявляться утомление.
Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
б) активизацию внимания детей и повышение способности к восприятию учебного материала;
в) эмоциональную «встряску» детей, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.
Основные требования к проведению физкультминуток: проводятся на начальном этапе подбираются хорошо знакомые детям, простые и занимательные упражнения; отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц; комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания; необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним а, следовательно, и результативность; проводить физкультминутки необходимо в чистом, хорошо проветриваемом и освещенном помещении; при выполнении упражнений нужно сохранять правильную осанку и не задерживать дыхание при движениях; продолжительность всего комплекса 2-3 минуты. Комплекс упражнений целесообразно менять каждые 2-3 недели; во время проведения физкультминуток дети могут сидеть за рабочим столом или стоять около него, находиться в проходах между столами, стоять в кругу, врассыпную, в парах и т. д. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный тон.
Классификация физкультминуток:
Физкультминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе занятия? На эти вопросы отвечает воспитатель, прежде чем предложить детям проведение физкультминутки.
Танцевальные
Эти физкультминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.
Оздоровительные
Оздоровительные физкультминутки для активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа. Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.
Мозговая гимнастика
1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы).
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд.
Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
2. «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
3. Гимнастика для глаз.
Физкультминутки не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Рекомендуемые упражнения:
1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2. Горизонтальные вправо-влево;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную). Предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
6. Письмо носом.
7. Упражнение «Сладкий сон» – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.
8. Растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками. Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).
Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, но и взрослым. Если так делать систематически, то ощутим быстрый результат.
Пальчиковая гимнастика
Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Сюда можно отнести упражнения:
«Ленивые восьмерки» – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.
«Двойные рисунки» – рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы.
«Постукивание пальчиками» – имитация игры на пианино,
«Пальчики замерзли» – растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.
«Салютик» – пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем,
«Замочек», «Здравствуй, пальчик» – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе.
«Солим капусту».
Ритмические.
В отличие от танцевальных, движения в ритмических физкультминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физкультминутки выполняются под счет.
Общеразвивающие упражнения.
Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Подвижные игры.
Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры «Съедобное – несъедобное», упражнения на координацию движения.
Двигательно-речевые физкультминутки.
В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика. Этот вид физкультминуток наиболее популярен на занятиях. Дети коллективно читают (поют) небольшие, веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.
Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения «Задуй свечу», «Надуй шарик».
Пантомимическая гимнастика.
Связана с подражанием животным, птицам, например: «Петушок гордый, важный; кошка ласковая, она умывается; лиса хитрая, она крадется». «Сова» – релаксационное упражнение на снятие напряжения со зрительного аппарата и мышц шеи. И. п. – захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе произносим «ух».
При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата.
А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков. Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон!
Зашумел листвой клен! (Дети показывают и изображают шум листьев)
Дидактические игры с движениями.
Игра «Умный светофорик» – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте.
«Зверь-птица-рыба».
Физкультминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: «Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз наклонить голову влево… »
Психогимнастика
«Энергетическая зевота» – расслабление голосовых связок, имитация зевоты. Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хатха-йога в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения
В данной работе, я изложила основные выводы, проведенного мной исследования о влиянии хатха-йоги на функциональные возможности дыхательной системы и гибкость детей 5-6 лет. Также работа содержит ценны...

семинар-практикум (педагоги Д\С) «Модернизация физкультурной оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении»
физкультурно-оздоровительная деятельность в дошкольном учреждении....
"Физкультурно-оздоровительные центры в дошкольных учреждениях"
Презентация содержит материал по эксплуатации и оснащенности физкультурно-оздоровительных центров....

Семинар-практикум «Модернизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении»
Выступление «Модернизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении». Мастер-класс «Оздоровительные игры для дошкольников»...

«Интеграция различных видов детской деятельности в процессе физкультурно – оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
laquo;Описание педагогического опыта»...

Экологическое воспитание детей в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения
Из опыта работы...

Виды, формы и этапы проектной деятельности в работе дошкольного учреждения
laquo;Виды, формы и этапы проектной деятельности в работе дошкольного учреждения»В современном понимании проект – это увлекательная, поисково-познавательная творческая работа детей, а не ...