Артикуляционная ,пальчиковая,дыхательная гимнастика
картотека (старшая группа)
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика может быть использована в различных режимных моментах: на занятиях оздоровительного характера; как часть физкультурного занятия или отдельные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в занятиях по логоритмике; в любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состоянии детей); в домашних условиях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика « В гости» В гости к пальчику большому (Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.) Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики — друзья, Друг без друга им нельзя! (Сжать пальцы в кулак и разжать их.) |
Артикуляционная гимнастика: «Окошко» широко открыть рот - "жарко" закрыть рот - "холодно» «Чистим зубки» улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы «Месим тесто» Улыбнуться пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя" покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) |
Дыхательная гимнастика: «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание). Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании. И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине. Повторить 4-10 раз. |
Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья» "Раз, два, три, четыре, пять, |
Артикуляционная гимнастика: «Чашечка» улыбнуться широко открыть рот высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка) «Дудочка» с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) «Заборчик» улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы |
Дыхательная гимнастика: «Дышим тихо, спокойно и плавно» Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании. «Ёжик» Ёжик добрый, не колючий, Посмотри вокруг получше. И.п. – о.с. 1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом; 2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.) |
Пальчиковая гимнастика: «Фруктовая ладошка» |
Артикуляционная гимнастика: «Маляр» губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо «Грибочек» улыбнуться поцокатъ языком, будто едешь на лошадке при сосать широкий язык к нёбу «Киска» губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубы выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. |
Дыхательная гимнастика: «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание) Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких. И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей. Повторить 4-8 раз. |
Пальчиковая гимнастика: «Соберу грибы» Я корзину в лес беру, там грибы я соберу. Подберезовик, опенок, |
Артикуляционная гимнастика: «Поймаем мышку» губы в улыбке приоткрыть рот произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик) «Лошадка» вытянуть губы приоткрыть рот поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки) «Пароход гудит» губы в улыбке открыть рот с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..." |
Дыхательная гимнастика: «Губы «трубкой». 1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы. 2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа. 3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух). 4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз. |
Пальчиковая гимнастика : «Посуда» Девочка Ирина порядок наводила. |
Артикуляционная гимнастика: «Слоник пьёт» вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника" "набирать водичку", слегка при этом причмокивая «Индюки болтают» языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..." «Орешки» рот закрыт кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки на щеках образуются твердые шарики - "орешки" |
Дыхательная гимнастика: «Ушки». Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз. «Маятник» Влево, вправо, влево, вправо, А затем начнем сначала. И.п. – руки на поясе (вдох). 1 – наклон вправо (выдох); 2 – и.п. (вдох); 3 – наклон влево (выдох); 4 - и.п. (вдох). Выдох со звуком «т-у-у-х». |
Пальчиковая гимнастика: «Перелетные птицы» Серенькое перышко. |
Артикуляционная гимнастика: «Качели» улыбнуться открыть рот кончик языка за верхние зубы кончик языка за нижние зубы «Часики» улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой «Блинчик» улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу |
Дыхательная гимнастика: «Пускаем мыльные пузыри». 1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика. Техника выполнения»
Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика. техники выполнения....
Пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Цель: формирование физически и психологически здоровой личности; предупреждение заболеваний у детей дошкольного возраста...

Комплекс артикуляционной, пальчиковой , дыхательной гимнастик, малоподвижных игр и физминуток по лексическим темам для подготовительной логопедической группы группы. Под редакцией Н.В.Нищевой.
Комплекс будет полезен воспитателям логопедических групп, в котором собран материал по лексическим темам....

Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики и массажа для профилактики нарушений звукопроизношения во второй младшей группе детского сада.
Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику, сделать движения пальцев более точными, координированными, уверенными. Одновременное проговаривание рифмованного текста и выполнение движений п...

Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики и массажа для профилактики нарушений звукопроизношения в средней группе детского сада.
Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику, сделать движения пальцев более точными, координированными, уверенными. Одновременное проговаривание рифмованного текста и выполнение движений п...

Комплекс артикуляционной, пальчиковой, дыхательной, мимической гимнастики по теме «Зима».
В презентации представлен комплекс упражнений, который может использоваться при проведении индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий по теме «Зима»....

Картотека утреннего приема, артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики.По лексическим темам.( Старший возраст детей с ЗПР)
Карточки утреннего и вечернего круга, а также гимнастика для глаз, пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнстики. По лексическим темам. Для детей группы компенсирующей направленности...