Использование инновационных технологий на занятиях по физической культуре.
методическая разработка

Коба Вера Геннадьевна

Публикация содержит материал по теме "Игровой парашют на занятиях по физической культуре для дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №135 Невского района Санкт-Петербурга

Использование инновационных технологий

на занятиях по физической культуре.

Образовательная область Физическое развитие.

Инновационная игровая технология «Использование игрового парашюта».

Инструктор по физической культуре Коба Вера Геннадьевна.

Санкт-Петербург

2025

Использование «Игрового парашюта» на занятиях по физической культуре как эффективная инновационная технология в образовательной области «Физической развитие»

Одной из основных задач обновления содержания физического воспитания дошкольников является определения стратегических линий введения и использование известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

В общей системе всестороннего и гармоничного развития, физическое культура занимает особое место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, хорошей работоспособности. Но как показывает практика, у детей снижается интерес к двигательной активности, они малоподвижны, что приводит к росту количества  физически ослабленных детей. Но как сделать так, чтобы мир движений стал действительно привлекательным, интересным для детей и родителей? Как правильно организовать двигательную деятельность с учётом психофизиологических особенностей и разного темпа развития каждого ребёнка возрастной группы?

Прекрасным  средством  воспитания устойчивого интересак двигательной активности и  обогащения игрового опыта  стал "Игровой парашют". "Игровой парашют" – это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов, у которой по кругу расположены ручки. Диаметр парашюта может быть различный: от 1 метра до 7-8 метра, это зависит от того, где вы будете его использовать: в музыкальном или спортивном зале, в группе или на улице и от количества участников. Парашют приносит много радости как детям, так и взрослым. Развёрнутый парашют сразу же собирает вокруг себя участников и зрителей.

Почему же с парашютом так здорово играть? Потому что в игре с ним отсутствует соперничество, воспитывается дух сотрудничества, вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, ребята учатся последовательным действиям и распределению усилий. В то время как большинство забав для детей развивают мышцы нижней части тела, игра с парашютом укрепляет главным образом мышцы плеч, предплечий и кистей рук. Также игры и упражнения с этим оборудованием помогают развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, общую и тонкую моторику; совершенствуются коммуникативные навыки общения. Парашют даёт ребёнку богатый спектр новых ощущений: это и яркий зрительный образ, и сильный ветер, и звон натянутого парашюта, и ощущение мягкой ткани, обнимающей ребёнка, сидящего под парашютом. Парашют настолько привлекателен сам по себе, что обычно детей не приходиться долго уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют даёт массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку другим детям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Каждый ребёнок может выбрать свою скорость и свою степень активности. Парашют очень полезен как тихим и медлительным детям, так и активным, в том числе и гиперактивным  детям, поскольку игры с парашютом дают возможность «растормошить» тихих детей и утихомирить особо шустрых. Парашют даёт массу возможностей для игр с правилами, игр с границами. Кроме того, игры с парашютом развивают фантазию, умение подражать и показывать пантомимой какие-то характерные движения. Вы можете вообразить, что парашют – это домик, или море, или шляпка гриб. Дети под парашютом то изображают воробушков, то укладываются спать, то стучатся в теремок. «Игровой парашют» могут использовать воспитатели, музыкальные руководители, педагоги-психологи, инструкторы по физической культуре в различных видах деятельности: - Музыкально-ритмические упражнения.

- Хороводные игры.

- Динамическая пауза.

 - Физминутка.

 - Логоритмические упражнения.

 - ОВД (основные виды движений).

 - ОРУ (Общеразвивающие упражнения).

 - Игры с различной степенью подвижностью.

 - Релаксационные упражнения.

 Считаю использование игрового парашюта на занятиях по  физической культуре  эффективной инновационной технологией. Парашют – это универсальное игровое средство, которое может использовать в деятельности любой воспитатель, специалист, родители и дети, уникально сочетая различные физические упражнения и движения с музыкой, речью, сказкотерапией, цветотерапией, а также вызывая эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.  

На занятиях знакомлю детей с подвижными играми с использованием игрового парашюта.

1этап.Строимся в круг, закрываем глаза, делаем шаг назад. (педагог разворачивает парашют на полу)

открываем глаза.

Ребята, мы уже с вами знакомы с разнообразием спортивного инвентаря нашего физкультурного зала. Какой спортивный инвентарь вы можете назвать?

мячи, обруч, кегли, гимнастическая скамья и т.д- молодцы, многоо  предметов назвали.

Ну а как вы думете? Как называется этот?

На что он похож?

колесо

пицца

зонт

солнце

торт

карусель

тарелка

Все ваши  идеи хороши. А называется этот предмет  "игровой парашют". Почему "игровой"? Мы называем его так, потому что с настоящим парашютом , если научиться, то можно прыгать с большой высоты, а с этим только играть.

Итак, давайте с ним хорошо познакомимся.

ВАРИАНТ 1 ( парашют малый)

давайте рассмотрим. По краю пришиты петельки, за них удобно держать парашют. Этих петелек много и, значит, сразу много людей могут вместе играть .

парашют состоит из разноцветных частей. такая часть круга называется "СЕГМЕНТ".  у каждого сегмента свой цвет . Давайте, посчитаем, сколько сегментов у нашего парашюта.( рукой указываю на сегменты по кругу) считаем- всего 8.

А теперь отворачиваемся от парашюта. Вспоминайте, какого цвета сегменты у парашюта?( спрашиваю детей по очереди, добиваюсь полного ответа( у парашюта сегменты красного, зеленого, синего и желтого цветов. Всего 4 цвета.

Поворачиваемся лицом к парашюту, проверяем утверждение. Да, действительно,4 цвета.

Снова отворачиваемся от парашюта. Вспоминайте, сколько у парашюта желтых сегментов, сколько красных, сколько зеленых и сколько синих? Адресую вопросы конкретным детям, обращаясь к ним по имени. Добиваюсь, чтобы они не подсматривали, а старались вспомнить.

Поворачиваемся к парашюту лицом, проверяем ответы детей.

Молодцы, вот мы и познакомились с нашим  новым предметом, а теперь пришло время поиграть. Итак, подходим к парашюту, берем одну петельку двумя руками( или в каждую руку по петле- это зависит от количества детей). Попробуем вместе дружно, по моему сигналу выполнять различные задание.

ВЕТЕРОК

Начинаем вместе  плавно ,одновременно поднимать  вверх  и опускать парашют вниз . (действуем по  указанию инструктора:"вверх и вниз". Многократно повторяем, добиваюсь синхронности действий. Обращаю внимание детей на приятное движение воздуха от наших дружных действий, как будто легкий прохладный ветерок прилетел к нам в зал.

КАРУСЕЛИ

А теперь берем петельку левой рукой , поворачиваемся вправо, правую руку ставим на пояс, двигаемся по кругу . Я для вас спою песенку. Слушайте внимательно, потому что в песенке  для вас прозвучит задание. Наш парашют превращается в веселую карусель.

"по началу карусели едут тихо, потом чуть-чуть быстрее, ( идем шагом  по кругу вместе с парашютом)

А  потом еще быстрей, и быстрей, и быстрей ( бежим гладким бегом по кругу, продолжая держаться за петельку одной ( левой)рукой.

Быстро-быстро закружились ( продолжаем бежать)

И остановились ( взрослый замедляет пение, останавливаемся)

Ребята, вы молодцы!

А теперь меняем руку, карусель"поедет"в другую сторону. Держимся правой рукой, левая рука на поясе. Повторяем игру. Добиваемся слаженности действий, закрепляем умение двигаться с одной скоростью с другими детьми, выполнять игровые действия в соответствии с текстом песенки, закрепляем знание правой и левой руки,

ЗАЙМИ МОЁ МЕСТО!

Следующее действие, с которым знакомлю ребят: учимся проходить, (а затем , и пробегать, под поднятым остальными детьми , парашютом на заданное место.)  Называю ребенка по имени " Маша, беги(переходи)  на мое место. Все дети в этот момент поднимаю парашют вверх, названный ребенок, выполняет задание, а инструктор переходит на другое место , чтобы позвать следующего игрока.

Как только педагог убедился , что дети  четко выполняют задание( дружно одновременно поднимают парашют вверх, и, когда наступает очередь, перемещаются под парашютом, находят заданное место и берутся за петельку, можно перейти к следующей игре. Также, со временем, когда все дети уверенно освоят действия с парашютом , можно предложить выполнять действия взрослого ребенку ( сделать его водящим).

МЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ!

" Ребята, посмотрите на своих друзей, кто и где стоит? Кто-то рядом, кто-то  подальше -напротив вас. Сейчас мы будем меняться местами , пробегая под парашютом. Педагог называет имена двоих детей, все остальные поднимают парашют вверх, двое меняются местами( шагом или бегом), берутся за петельки. Важно обратить внимание  детей , что есть опасность столкнуться под парашютом, и поэтому важно быть аккуратным и внимательным в этой игре.

"ВЕТЕРОК"," БАРАБАН"," ХЛОП!"

В следующей игре мы учимся чередовать разные действия с парашютом, выполняя их синхронно по заданию взрослого.

1. "Ветерок"(это действие уже известно детям)

2."Барабан"(учимся держать парашют другим способом: не за петельку, а за край, всеми пальцами кисти- хват сверху). Это умение (удерживать парашют в натянутом состоянии) поможет нам научиться выполнять короткое, четко , резкое движение .)

3 "Хлоп! . Удерживаем парашют в натянутом состоянии. В этом положении мышцы  рук и спины  испытывают краткосрочное напряжение.  Нужно следить за игрой, чтобы напряжение не было излишним по времени. Сначала взрослый показывает  и сопровождает свое действие словами "раз, два, три, Хлоп!" , где счет - это подготовка, а на слове  "хлоп" выполняется резкий рывок.

Это задание вызывает затруднение у некоторых детей.  Они могут не дождаться и выполнить действие раньше, чем прозвучит слово"хлоп" , могут ослабить натяжение "барабана" или выполнять задание слишком широким жестом, высоко поднимая руки( в этом случае хлопка не получится). Требуется  исправление ошибок, повторный показ и объяснение:

"Ребята, ваше действие должно получится резким, четким, быстрым, энергичным, коротким" . (Проговаривая эти слова, взрослому следует задать соответствующий тон. Сила дыхания, четкость дикции , немного утрированная артикуляция, добавляют этим словам "понятности" для дошкольника). Мы должны стараться действовать слаженно, одновременно, дружно.

В этой игре взрослый чередует задания "Ветерок", "Барабан","Раз, два, три, хлоп", добиваясь концентрации внимания, четкости и синхронности  выполнения действий.

НАЛИВНОЕ ЯБЛОЧКО ПО СЕРЕБРЯНОМУ  БДЮДЕЧКУ

В игру с парашютом вводится мяч. На первых порах -набивной, а затем обычный мяч любого размера. Обычный мяч, накачанный воздухом, требует более быстрой реакции. Поэтому целесообразно вводить его в игру, когда основные навыки действия с игровым парашютом уже сформированы.

Воспитанники удерживают парашют хватом сверху за край, взрослый кладет мяч на парашют и вместе играющие катают мяч по поверхности парашюта, стараясь как можно  дольше не дать ему упасть на пол.

Со временем  дети учатся катать мяч по краю парашюта, как яблочко из сказки. Это действие для них оказалось непростым. В этой ситуации от ребенка требуется  реакция на положение мяча на парашюте ,быстрота принятия решения о том , какое действие выполнить ( поднять парашют или опустить , натянуть или ослабить). Можно предложить играть на выбывание. (Через кого мяч упал на пол, тот временно выбывает из игры. Но при этом важно, чтобы ребенок продолжал активно наблюдать игру со стороны, это помогает понять движение мяча.)

"РАЗ, ДВА, ТРИ, ХЛОП" С МЯЧОМ

Дети уже знакомы с резким движением, которое выполняется парашютом рывком. Можно попросить детей предположить , что произойдет, если в момент рывка парашютом на нем будет находиться предмет. Например, мяч. Итак, по сигналю взрослого "раз, два, три, хлоп!" учимся подбрасывать мяч вверх. Очень важно действовать исключительно по заданию воспитателя. Этот процесс  вызывает радостное возбуждение, дети начинают дергать парашют без словесного указания, игра разваливается.  Поэтому необходимо перед началом игры проговорить правила,  и объяснить важность их выполнения. Так же в этой игре можно вместо мяча использовать мягкий модуль - "шайбу" диаметром 30-40 см.  Подлетая вверх , при резком дружном рывке, этот предмет переворачивается в воздухе и падает на парашют на другую свою сторону. Наблюдая это, дети очень радуются.

"МЯЧ КАТЕТСЯ, МЯЧ ПРЫГАЕТ"

В этой игре сочетаются две, уже хорошо знакомые детям: " Наливное яблочко по серебряному блюдечку" и "раз, два, три, хлоп!"  . Играющие выполняют действия с парашютом и мячом по указанию взрослого( перекатывают мяч по парашюту или подбрасывают его дружным рывком).

Стараемся добиться, чтобы мяч как можно дольше находился на парашюте.  Воспитатель может считать вслух прямым счетом, можно придумать шуточную условную единицу ( например,  .......................................................

Вариант 2. Большой парашют.

Также , как и в варианте с малым парашютом первым делом рассматриваем предмет. Вспоминая малый парашют, сравниваем его с этим.  Он большего размера, зеленого цвета, также разделен на сегменты ( это слово уже знакомо детям) оранжевыми и желтыми полосками. По краю к парашюту пришиты петли ( оранжевые, желтые , зеленые.) Обращаем внимание, что на каждом сегменте есть геометрическая фигура( квадрат, прямоугольник, круг, треугольник).  По указанию взрослого дети глазами находят нужную геометрическую фигуру. Далее, рассматривая фигуры, обнаруживаем, что они расположены парами друг напротив друга. Каждая пара геометрических фигур при этом имеет общий цвет.

Предлагаю детям подумать, сможем ли мы , несмотря на отличия между уже хорошо им знакомым парашютом и этим, новым,  играть в известные игры? ("Ветерок", "Карусель", "Барабан", "Раз, два , три ,Хлоп!", "Наливное яблочко на серебряном блюдечке", "Мяч катается, мяч прыгает". Выясняем, что во все эти игры мы можем играть, и , к тому же, с большим количеством участников. А теперь познакомимся с новыми играми.

" ФИГУРЫ МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ"

Эта игра дублирует правила уже известной детям игры "Меняйтесь местами!".

" Ребята, посмотрите на свою  геометрическую фигуру. Посмотрите, кто стоит напротив вас? У кого такая же фигура и такого же цвета, как ваша? Сейчас мы будем меняться местами , пробегая под парашютом. Педагог называет геометрическую фигуру и цвет, все остальные  дети поднимают парашют вверх, двое меняются местами( шагом или бегом), берутся за петельки. Важно обратить внимание  детей , что есть опасность столкнуться под парашютом, и поэтому важно быть аккуратным и внимательным в этой игре.

Ну , и самая, на мой взгляд трудная для дошкольников игра ,

"ПЕРЕБРОСЬ МЯЧ"

Трудность заключается в том, что в отличие от всех предыдущих игр, где играющие действуют, в основном, синхронно, в этой игре, они должны разделиться на две команды.

Предлагаю детям посмотреть на парашют и представить себе, как будто это яблоко, которое мы хотим разделить пополам.  Линия, по которой проходит деление, будет проходить от педагога по оранжевой/желтой полосе к ребенку, который находится напротив.  Проговорив это условие, необходимо убедиться, что все игроки поняли, на какой половине парашюта они находятся, с кем они в одной команде. Взрослый и ребенок напротив в этой игре выполняют роль"границы". Они не совершают действий с мячом, но стараются удерживать парашют в постоянном натяжении.

Итак, обозначены две команды( у каждой свой полукруг), граница между командами. Взрослый кладет набивной мяч на парашют. На чьей половине находится мяч, та команда должна выполнить рывок парашютом, чтобы он перелетел на противоположную половину парашюта. Команды перебрасывают мяч на половину парашюта соперников. Падение мяча мимо  не является проигрышем, но, при этом, удачное подбрасывание считается хорошим результатом. Счет в этой игре не ведется.

Мяч часто будет улетать мимо игрового парашюта, поэтому, чтобы избежать столкновений , (в случа, если сразу несколько детей побегут за упавшим мячом), целесообразно перед игрой назначить дежурного, который будет возвращать мяч на парашют

На начальных этапах инструктор  подает словесный сигнал для рывка парашютом: "И-(  небольшая пауза)ХЛОП!", где "И" с паузой является звуковым обозначением времени для подготовки к коллективному действию).  Педагог проговаривает , что для успеха необходимо действовать в команде, четко выполнять рывок посигналу.

В этой игре часто сталкиваюсь с ситуацией, когда очевидно, что кто- то один не справляется с заданием и результат от этого страдает. Старшие дошкольники уже хорошо видят чужие ошибки  и связывают их с общей неудачей команды. И мне приходится слышать " из-за тебя у нас не получается", " это ты виноват", " ты нам всё портишь" и т.д. Когда такое происходит, педагог останавливает игру и предлагает детям помочь товарищу разобраться и научитьтся. Ведь люди такие разные, и нам, чтобы  вместе и дружно действовать, необходимо поддерживать друг друга, помогать верить в свои силы.

Когда дети научились в этой игре действовать по сигналу инструктора, педагог может попробовать устраниться из игры и предложить детям играть самостоятельно. Сначала у них ничего не получается. Если разделиться на две команды по границе они могут, то проходит еще некоторое время, чтобы кто-то в команде догадался взять ответсвенность подавать словесное указание для рывка на себя.  И даже в этом случае не всегда во второй команде появляется такой ребенок, который может догадается и решится  для всех подавать сигнал. В этой ситуации становится очевидным перевес команды, где оказался инициативный ребенок.

 По завершению игры мы анализируем причины успеха или проигрыша команды. Педагог старается подвести детей к самостоятельному выводу, задавая наводящие вопросы.

 Таким образом в этой игре дети могут проявить свои лидерские качества, смелость и инициативу принимать решение за команду.

Игру с парашютом, как правило , заканчиваем словесной игрой  "Вспоминай!". Дети поворачиваются спиной к парашюту, педагог задает вопросы. Начиная свой вопрос словами: " имя ребенка, вспоминай!)

Например: "какую форму имеет парашют?"  парашют имеет круглую форму

"Какого цвета линии, разделяющие сегменты парашюта?" полосы  оранжевого и желтого цветов

"Какие геометрические фигуры есть на парашюте?"  на парашюте есть круги, квадраты, прямоугольники и треугольники

" У кого из ребят такая же фигура , как у тебя?" ( по цвету, форме) и тд.

К концу учебного года воспитанники подготовительной группы способны формулировать ответы развернутыми предложениями. Педагог должен акцентировать на этом внимание.

Перед  каждым вопросом можно предлагать детям повернуться лицом к парашюту, убедиться в правильности ответа, еще раз внимательно посмотреть на парашют, постараться запомнить как можно больше деталей.

Список литературы:

1. Русских Е.С. Игровой парашют: методическая разработка.  – Омутнинск, 2011. – 5 с.

 2. Терехина О.Е. Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста, - СПб, 2012. – 14 с

 3. Чинарова Е. Под крылом: веселые игры с парашютом.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Козлята и Волк» использование фольклора на занятиях по физической культуре

Данная разработка способствует приобщению детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через двигательную активность...

Использование карточек на занятиях по физической культуре.

Для повышения эффективности на моих физкультурных занятиях я  использую картотеку разнообразных упражнений, игр и  движений  состоящую из карточек, на которых схематично изображены обще...

Использование сказкотерапии на занятиях по физической культуре

Традиционные физкультурные занятия однообразны, так как подчиняются определенной жесткой методике их проведения, не развивают интерес детей к спорту, в ходе их трудно выявить способности и склонности ...

Использование нейробики на занятиях по физической культуре в перерывах между занятиями

Использование нейробики на занятиях по физической культурев перерывах между занятиями...

Использование психогимнастики на занятиях по физической культуре

Психогимнастика как сохранение эмоционального состояния ребенка....

Использование мячей на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста

Мяч – это не только удивительная, самая древняя и любимая игрушка народов мира, но и замечательное средство для развития физических качеств у детей разного возраста....

Использование ИКТ на занятиях по физической культуре в ДОУ

Здоровый образ жизни нужно формировать с детства. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формир...