ПРОЕКТ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ (для детей младшего дошкольного возраста) «Красивая осанка-здоровые дети»
проект (младшая группа)
Здоровьеформирующий педагогический проект «Красивая осанка – здоровые дети» для реализации в системе общего дошкольного образования, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством оздоровительных мероприятий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка»
ПРОЕКТ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
(для детей младшего дошкольного возраста)
«Красивая осанка-здоровые дети»
п.Малиновский,
2025г.
Методический паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема | Здоровьеформирующий педагогический проект «Красивая осанка – здоровые дети» для реализации в системе общего дошкольного образования, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством оздоровительных мероприятий. |
Руководители проекта | Кондратьева Наталья Викторовна, Мастерова Елена Алексеевна |
Исполнитель проекта (База реализации проекта) | МДОУ «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский Первая младшая группа «Капельки» |
Юридический адрес исполнителя проекта | 629730, Российская Федерация, ХМАО-Югра, п. Малиновский, ул. Центральная, дом 25 |
Адресация проекта | Проект предназначен инструкторам физкультуры ДОУ, старшим воспитателям, а также воспитателям младших групп. |
Цель проекта | Проблема: нарушение осанки у детей младшего дошкольного возраста, не достаточно укреплены мышцы спины и брюшного пресса. Цель: определить педагогические условия и разработать систему профилактики нарушения осанки, укрепления мышц спины и брюшного пресса у детей младшего дошкольного возраста. |
Задачи проекта | 1. Причина: в группе не разработана система мероприятий, включающая комплексы ежедневных упражнений направленных на формирование правильной осанки. Исходя из этого, имеем задачу: Задача: разработать систему мероприятий, включающую комплексы ежедневных упражнений, направленных на формирование правильной осанки. 2. Причина: Не достаточная осведомленность родителей о проблемах связанных с ухудшением осанки детей. Задача: Подготовить цикл консультаций для родителей направленных на повышение родительской осведомленности по проблемам формирования осанки детей младшего дошкольного возраста. 3. Причина: Не достаточен уровень педагогической компетенции воспитателей группы по вопросам здоровьесбережения дошкольников, в частности формирования правильной осанки детей конкретного возраста. Задача: Разработать и провести цикл практических встреч с педагогами групп, направленный на повышение педагогической компетенции воспитателей в вопросах формирования осанки детей младшего дошкольного возраста. |
Благополучатели проекта | Воспитанники ДОУ, родители воспитанников, педагоги ДОУ. |
Типовые особенности проекта | По характеру создаваемого продукта проект: коррекционно-оздоровительный. По профилю знаний: монопроект По характеру координации: с открытой координацией. По уровню контактов: на уровне ДОУ. По срокам реализации: долгосрочный. |
Ожидаемые результаты реализации проекта. | Ожидаемые результаты на уровне воспитанников:
Предполагаемые результаты на уровне педагогов:
Ожидаемые результаты на уровне родителей воспитанников:
|
Риски проекта | 1.Невозможность 100-процентного охвата детей. 2.Нерегулярное посещение детьми детского сада. |
Исполнители основных мероприятий. | Кондратьева Наталья Викторовна-воспитатель высшей квалификационной категории. Мастерова Елена Алексеевна – воспитатель первой квалификационной категории. |
Пояснительная записка
В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.
В связи с этим особая роль отводиться правильно организованному физическому воспитанию в
предупредить дефекты осанки значительно легче, чем их лечить. Поэтому так важно правильно условиях детского сада и семьи.
Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с нарушением осанки. Понятно, что организовать комплексную работу по формированию правильной осанки как можно раньше, привлекая к решению проблемы не только сотрудников ДОУ, но и родителей воспитанников.
Применяемые в гимнастике физические упражнения просты и доступны для выполнения, не
вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме занятия становятся более
интересными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности.
Поэтому возрастает значении организации профилактической работы непосредственно в
условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно, и где, следовательно имеется
возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
Актуальность:
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Число заболеваний увеличивается с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они «молодеют» уже среди воспитанников детских садов: большинство детей страдают хроническими заболеваниями, умственной и эмоциональной заторможенностью, нарушением опорно-двигательного аппарата.
Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного
возраста являются дефекты осанки. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры,
всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении
нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность многих органов,
снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость)
и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и
остеохондрозу. Их предупреждение - задача не только педиатров, но и педагогов.
Дошкольный возраст-период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты
недостаточно, поэтому осанка неустойчива. Формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжаться в
течении всей жизни.
Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании
в Российской Федерации» №273- ФЗ, в которой говорится о том, что «организации, осуществляющие
образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления
детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни». (глава 4, статья 41)
Проблема:
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это главное желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Болезни позвоночника - одна из основных причин ухудшения качества жизни и потери
трудоспособности в современном обществе. Очень часто предрасполагающими факторами этой
патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте.
В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы
наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста (3 - 7 лет). Работу по
формированию правильной осанки должны вести не только врачи. Эта работа должна проводиться
совместно с педагогами и родителями систематически. Именно в дошкольном возрасте у ребенка
легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела во время занятий, стоянии и ходьбе.
Данная проблема позволила определить тему проекта: «Красивая осанка – залог здоровья».
Цель проекта: определить педагогические условия и разработать систему профилактики нарушения осанки, укрепления мышц спины и брюшного пресса у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Разработать систему мероприятий, включающую комплексы ежедневных упражнений, направленных на формирование правильной осанки.
2. Подготовить цикл консультаций для родителей направленных на повышение родительской осведомленности по проблемам формирования осанки детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать и провести цикл практических встреч с педагогами групп, направленный на повышение педагогической компетенции воспитателей в вопросах формирования осанки детей дошкольного возраста.
Новизна проекта заключается в создании комплекса физических упражнений способствующих
не только формированию правильной осанки, но и предотвращающих нарушение осанки у детей
дошкольного возраста.
Теоретическая значимость заключается в том, что при систематическом использовании
физических упражнений направленных на профилактику и предупреждение нарушений осанки у
детей закрепляется навык правильной осанки.
Практическая значимость заключается в том, что реализуя с детьми физические
упражнения по профилактике и предупреждению нарушений осанки у дошкольников, это отвечает
современным требованиям, стоящим перед ДОУ.
Познавательная значимость детьми физических упражнений, направленных на
профилактику и предупреждение нарушений осанки формирует у них устойчивую мотивацию,
потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.
Для реализации данного проекта, его основных задач необходимо наличие благоприятных
условий для их решения. К числу таковых относятся:
- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
- правильное определение главной цели занятий по профилактике и предупреждению
нарушений осанки;
- комплексное и системное использование методов и приемов;
- наличие у педагога сформированной мотивации на совершенствование работы по
формированию правильной осанки у детей;
- наличие опыта и профессиональной подготовки по вопросам здоровьесбережения
дошкольников;
- наличие разработанного комплекса методических средств;
- создание развивающей среды в ДОУ и группе;
- наличие поддержки со стороны родителей воспитанников;
- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
В основу проекта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию.
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых упражнений к сложным;
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода обеспечивает вовлечение
каждого ребенка в воспитательный процесс;
- Принцип интеграции образовательных областей.
Критерии эффективности:
- уровень освоения образовательной программы;
- удовлетворение родителей качеством образования;
- информационно-методическая обеспеченность.
Сроки реализации проекта: проект рассчитан на реализацию в течении года с сентября 2024
по май 2025 года.
Этапы реализации программы
Этап | Начало | Окончание | Ожидаемые результаты |
1.Подготовительный | сентябрь | сентябрь | 1.Нормативная база. 2.Подборка методических материалов. 3.Разработка диагностического инструментария. 4. Выявление нарушений осанки у детей. 5. Разработка перспективного плана работы. 6.Проведение диагностики нарушений осанки. 7.Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. |
2.Внедренческий | 1.Апробация дидактических разработок, создаваемых в порядке закрепления результатов обучения. 2.Участие педагога в семинарах и профессиональных конкурсах. 3.Мониторинг ведения эксперимента (анкетирование воспитанников и родителей). | ||
3. Коррекционный | 1.Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми | ||
4.Обобщающий | 1.Создание пакета методических продуктов. 2.Участие педагога в семинарах и профессиональных конкурсах. 4.Диагностика нарушений осанки у детей. 5.Обобщение результатов участия в различных мероприятиях (выступления на семинарах и конференциях, участие в конкурсах профессионального мастерства и т.д.). 6. Тиражирование и распространение опыта и результатов инновационной деятельности |
1 этап-аналитико-прогнозтический(подготовительный)
Система мероприятий | Задачи | Сроки |
Подготовительные мероприятия | 1.Нормативная база. | Сентябрь |
2.Подборка методических материалов. | Сентябрь | |
3.Разработка диагностического инструментария. | Сентябрь | |
4. Разработка перспективного плана работы. | Сентябрь | |
5.Проведение диагностики нарушений осанки. | Сентябрь-май | |
6.Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. | В течении всего периода работы. |
2 этап-рабочий (внедренческий):
1 блок-работа с детьми.
Физические упражнения | Программное содержание | Форма организации детей |
Комплекс упражнений для укрепления мышц спины. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) | Воспитание навыка правильной осанки. Укрепление мышечного корсета. Укрепление опорно-двигательного аппарата | Групповая Индивидуально-групповая Индивидуальная |
Комплекс направленных на формирование правильной осанки. (ПРИЛОЖЕНИЕ№2) | Воспитание навыка правильной осанки. Укрепление мышечного корсета позвоночника и мышечного аппарата стоп. Развитие координации движений | Групповая Индивидуально-групповая Индивидуальная |
Гимнастика Побудка для развития мышц живота (ПРИЛОЖЕНИЕ№3) | Формирование правильной осанки у вертикальной плоскости. Укрепление мышечного корсета позвоночника, связно-мышечного аппарата ног и рук. | Групповая Индивидуально-групповая Индивидуальная |
Комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки сидя на полу | Воспитание навыка правильной осанки. Укрепление мышечного корсета позвоночника. Укрепление связно-мышечного аппарата ног и рук. Укрепление опорно-двигательного аппарата | Групповая Индивидуально-групповая Индивидуальная |
Комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки с предметами | Воспитание и формирование навыка правильной осанки. Развитие координации движений. Укрепление мышечного корсета позвоночник | Групповая Индивидуально-групповая Индивидуальная |
2 блок-работа с родителями
Система мероприятий | Задача | Способы реализации | Сроки проведения |
1.Предварительная работа | Выявление запросов родителей по организации учебно- воспитательной работы с детьми | Анкетирование, беседы | В течение всего периода |
2.Повышение педагогической культуры родителей | Обогащение родительского опыта по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Показ достижений детей в области физического развития. | Консультации, беседы | В течение всего периода |
3. «Успехи детей» | Показ достижений детей в области «Физическое развитие». | День здоровья |
3 блок-работа с педагогами
Система мероприятий | Задача | Способы реализации | Сроки проведения |
1.Выступления на педагогическом совете. | Повышение общей культуры педагогического коллектива. Обобщение опыта работы. | Доклады, презентации. | В течение всего периода. |
2.Выступления на РМО, публикации. | Обобщение опыта работы. Публикации на интернет сайтах. | Доклады, выступления. | В течение всего периода. |
3 Этап-коррекционный:
Система мероприятий | Задача | Сроки проведения |
1.Анализи корректировка. | Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми | В течение всего периода |
4 Этап-обобщающий:
Система мероприятий | Задача | Способы реализации | Сроки проведения |
1. Разработка методических рекомендаций, анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати. | Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми физических упражнений по профилактике и предупреждению нарушений осанки. | Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом. | В конце учебного года по итогам проведения проекта |
Заключение
Проект «Правильная осанка – залог здоровья» направлен на профилактику и предупреждение нарушений осанки детей дошкольного возраста посредством физических упражнений. Сегодня это актуальная проблема, требующая срочного решения и повышенного внимания со стороны взрослых. Хорошая осанка имеет большое физиологическое и эстетическое значение. Она обеспечивает нормальное положение и деятельность внутренних органов, особенно легких и сердца, придает телу ребенка стройность и красоту. Плохая же осанка может привести к неблагоприятным изменениям в организме и общему ухудшению здоровья ребенка. Для предупреждения и профилактики нарушений осанки огромное значение для дошкольников имеют физические упражнения с элементами игры и подвижные игры. Широкое использование элементов бега, лазания, мяча, прыжков и т. п. дает возможность осуществить не только воспитательные и образовательные задачи, но и оздоровительные. Так же мы применяем и другие формы физического воспитания (физкультурно-оздоровительные мероприятия, самостоятельная деятельность ребенка в активных видах спорта, приобщение к активным видам отдыха, подвижным коллективным играм, участие в эстафетах, соревнованиях, прогулках), что создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.
Своевременная забота о физическом воспитании детей гарантирует правильное развитие их организма, стройную осанку, хорошую координацию движений.
Используемая литература
1. Асачева Л. Ф., Горбунова О. В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и
плоскостопия у детей дошкольного возраста. - Издательство: Детство- Пресс, 2013г.
2. Безруких М. М. «Здоровьеформирующее физическое воспитание. Развивающие двигательные
программы для детей 5-6 лет».– М.: Владос, 2001.
3. Боковец Ю. В. «К правильной осанке через игру»» - Издательство: Содействие, 2008г.
4. Боковец Ю.В. Стройность и красота. Содержание работы по обучению, воспитанию и
формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста» - Издательство: Белый ветер, 2015г.
5. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Москва, 2006 г.
6. Основная образовательная программа МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка».
7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
8. Савко Л. «Правильная осанка. Как спасти ребёнка от сколиоза» .- Издательство: Питер, 2011г.
9. Сергиенко Н.Н., Бабенкова Е.А. «Как сделать осанку красивой, а походку легкой» Москва, 2008 г.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
11. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3
12. Использование интеренет-ресурсов
Приложение№1
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ СПИНЫ «КУКЛА» (для детей младшего дошкольного возраста) | ||
1 | «Кукла в коробке стоит в витрине». | И.п. – стоя спиной к стене; руки опущены вниз ладонями вперед; пятки, ягодицы, лопатки и голова касаются стены (расстояние между крестцом и стеной должно быть равно ширине ладони). 1–8 – сохранять это положение (не задерживать дыхание). 1–8 – расслабить мышцы |
2 | «Кукла смотрит по сторонам». | И.п. – стоя спиной к стене; руки опущены вниз ладонями вперед; пятки, ягодицы, лопатки и голова касаются стены (расстояние между крестцом и стеной должно быть равно ширине ладони). 1 – поворот головы вправо. 2 – и.п. 3–4 – то же проделать влево («Кукла устала стоять неподвижно, ей хочется двигаться, и она смотрит по сторонам, чтобы убедиться в том, что в магазине игрушек никого нет»). |
3 | «Кукла поднимает и опускает ручки». | И.п. – стоя спиной к стене; руки опущены вниз ладонями вперед; пятки, ягодицы, лопатки и голова касаются стены (расстояние между крестцом и стеной должно быть равно ширине ладони). 1–2 – руки поднять через стороны вверх, вдох. 3–4 – и.п., выдох. |
4 | «Кукла наклоняется вправо и влево». | И.п. – стоя спиной к стене; руки опущены вниз ладонями вперед; пятки, ягодицы, лопатки и голова касаются стены (расстояние между крестцом и стеной должно быть равно ширине ладони) 1–2 – наклон вправо, не отрывая голову, лопатки и таз от стены. 3–4 – и.п. 5–8 – то же проделать |
5 | «Кукла приседает». | И.п. –стоя спиной к стене; руки опущены вниз ладонями вперед; пятки, ягодицы, лопатки и голова касаются стены (расстояние между крестцом и стеной должно быть равно ширине ладони). 1–2 – полуприседания, не отрывая голову, лопатки и таз от стены. 3–4 – и.п. |
6 | «Кукла сгибает ножки». | И.п. – стоя спиной к стене; руки опущены вниз ладонями вперед; пятки, ягодицы, лопатки и голова касаются стены (расстояние между крестцом и стеной должно быть равно ширине ладони) 1–2 – согнуть правую ногу вперед. 3–4 – и.п. 5–8 – то же проделать левой ногой. |
7 | «Шагающая кукла». | И.п. – стоя спиной к стене; руки опущены вниз ладонями вперед; пятки, ягодицы, лопатки и голова касаются стены (расстояние между крестцом и стеной должно быть равно ширине ладони 1–4 – сделать три шага с носка вперед, начиная с левой ноги, сохраняя положение правильной осанки, на последний счет приставить правую ногу. 5–8 – стоять, сохраняя положение правильной осанки без стены. 1–4 – расслабить мышцы. 5–8 – вернуться в и.п. |
8 | «Куклам весело». | И.п. – стоя спиной к стене; руки опущены вниз ладонями вперед; пятки, ягодицы, лопатки и голова касаются стены (расстояние между крестцом и стеной должно быть равно ширине ладони. По первому сигналу (звук колокольчика, извещающего о том, что «покупатели ушли из магазина игрушек») дети выбегают на середину зала, бегают, прыгают, танцуют. По второму сигналу (звук колокольчика, извещающего «о появлении в магазине игрушек новых покупателей») дети быстро принимают исходное положение («Куклы в коробках стоят в витринах»). |
9 | «Говорящие куклы». | И.п. – стоя спиной к стене; руки опущены вниз ладонями вперед; пятки, ягодицы, лопатки и голова касаются стены (расстояние между крестцом и стеной должно быть равно ширине ладони Преподаватель – «покупатель» – идет вдоль стены («витрины с куклами»), проверяя положение правильной осанки. Каждый ребенок, к которому он подходит, громко и отчетливо произносит имя своей куклы. |
10 | «Потянулись к солнышку» | Пусть ребенок станет прямо, руки за голову. С силой отводим руки в стороны, затем поднимаем их вверх, прогнуться, подняться на носки и замереть в этой позе на 2-4 секунды. Возвращаемся в исходное положение. Повторить 5-6 раз. |
11 | «Лодочка» | И. П. – лежа на животе, руки вытянуты. Подготовительное упр. – Поднять правую руку, левую ногу, удерживать 5-6 секунд – И. П. Затем поднять левую руку и правую ногу, удерживать 5-6 секунд – И. П. — Одновременно отрываем от пола верхнюю часть туловища максимально высоко, замираем на 3-5 секунд – И. П. (4-6 повторений). |
12 | «Велосипед» | И. П. «лежа на спине», руки вдоль туловища. Ребенок поднимает В коленях ноги и «крутит педали». (12-16 повторений). |
Приложение№2
КАРТОТЕКА ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
(для детей младшего дошкольного возраста)
№ | Название | Цель | Содержание |
1 | «Качалочка» | Улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей. | И.п.: лечь на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижать колени к груди и обхватить колени руками. Покачаться на спине вправо, влево. Пауза. Повторить 3 раза. |
2 | «Морская звезда» | Формирование правильной осанки, улучшение координации движений. | И.п.: лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны. Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах. |
3 | «Стойкий оловянный солдатик | Развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей. | И.п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Повторить 3 раза. Сесть на пятки, отдохнуть. |
4 | «Самолет» | Укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса | И.п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны — «полетели самолеты». Удерживать позу 5—10 с, затем отдохнуть. Повторить 3 раза. |
5 | «Цапля» | Улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление опорно-двигательного аппарата. | И.п.: стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на левой ноге. Повторить 3—4 раза. |
6 | «Потягивание» | Укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук. | И.п.: лежа на спине, потянуть левую ногу пяточкой вперед, а левую руку вытянуть назад за голову вдоль туловища. То же самое другой ногой и рукой. Затем двумя ногами и руками вместе. |
7 | «Ах, ладошки, вы, ладошки!» | Формирование правильной осанки, координация движений верхних конечностей | И.п.: встать прямо и, заведя руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. |
8 | «Карусель» | Улучшение функции вестибулярного, укрепление опорно-двигательного аппаратов. | И.п.: сесть на пол, поднять прямые ноги вверх. Опираясь руками об пол, поворачиваться вокруг себя с помощью рук. Закружилась карусель. |
9 | «Покачай малышку» | Укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса. | И.п.: сидя, поднять к груди стопу ноги, обнять ее руками. Укачивать «малышку», касаясь лбом колена и стопы ноги. |
10 | «Танец медвежат» | Укрепление мышц нижних конечностей и мышечного корсета позвоночника. | Представьте себе, что вы маленькие медвежата, и решили потанцевать. И.п. — о.с: положить руки на пояс, выполнять полуприседания. Темп средний. |
11 | «Птица» | Развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, укрепление мышечного корсета позвоночника | И.п.: лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица крыльями. Мы полетели. Лечь на живот, опустить руки. Пауза, отдых. Затем продолжить «полет». Повторить 2—3 раза. |
12 | «Паровозик» | Формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и нижних конечностей. | И.п.: сидя, ноги слегка согнуты в коленях, а руки в локтях прижаты слегка к туловищу. Поехали! Двигаемся по полу вперед, помогая только ногами. Руки выполняют круговые движения, имитируя вращательные движения колес. |
13 | «Лягушки» («Лягушата») | Формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы. | И.п.: встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и.п. (Второй вариант: с продвижением вперед). |
14 | «Маленький мостик» | Укрепление мышечного корсета позвоночника, свя-зочно-мышечного аппарата ног и рук. | И.п.: лечь на спину, не отрывая плеч и ступней ног от пола, приподнять туловище. Ладонями рук, согнутых в локтях, поддерживать спину. Повторить 3 раза. |
15 | «Ножницы» | Укрепление мышц нижних конечностей, участвующих в формировании свода стопы. | И.п.: лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо резали, ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. (Второй вариант: и.п. — лежа на спине.) |
16 | «Гусеница» | Формирование правильной осанки, развитие координации движений в крупных мышечных группах рук и ног. | И.п.: встать на четвереньки, подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А затем переставить обе руки одновременно вперед, как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды. А теперь вы все — гусеницы. Поползли! |
17 | «Великаны и гномики» | Укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование правильной осанки, улучшение координации движений. | Ходьба по залу. «Великаны» — идти на носочках, руки вверх. «Гномики» — идти в полуприседе, руки на пояс. Спина прямая! |
18 | «Мышка и мишка» | Укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование правильной осанки, улучшение координации движений. | У мишки дом огромный. Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки — вдох. У мышки — очень маленький. Присесть, обхватить руками колени опустить голову -выдох с произнесением звука (ш) Мышка ходит В гости к Мишке, Он же к ней не попадет. |
19 | «Кошечка» | Укрепление мышечного корсета позвоночника. | И.п.: встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» — спина круглая, голову опустить как можно ниже. «Кошечка добрая, ласковая» — прогнуть спину, голову приподнять. |
20 | «Ель, елка, елочка» | Воспитание и формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей, тренировка внимания. | В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь. (Голова, туловище, ноги - прямо, раздвинуть руки, «ветки», слегка в стороны, ладонями вперед.) Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички? Вот и сестрички ели — елки. Они пониже, но такие - же стройные. (Принять правильную осанку, но в полуприседе.) Пойдемте, поищем еще сестричек-елочек. Вот они — совсем маленькие. Но и удаленькие: красивые и тоже стройные. (Сесть на корточки, голова и спина выпрямлены, руки ладонями слегка разведены в стороны.) |
21 | «Ласточка» | Формирование координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечностей. | И.п. — о.с: встать прямо, правую (левую) ногу поднять назад вверх, руки в стороны, туловище немного наклонить вперед, голову приподнять. Удержать 1—2 с, затем вернуться в и.п. Повторить то же с левой ногой. |
22 | «Походи боком» | Воспитание и формирование навыка правильной осанки, развитие координации движений. | И.п. — о.с: принять правильную осанку, мешочек с песком на голове. Ходьба боком приставным шагом (вправо, влево). |
23 | «Уголок» | Улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей. | И.п.: лежа на спине, вытянуть сомкнутые ноги. Приподнять ноги и голову одновременно и удерживать 1—2 с, спина прижата к ковру. (Второй вариант: спина отрывается от пола и приподнимается вместе с головой.) |
24 | «Кач-кач» | Укрепление связочно-мышечного аппарата стопы; увеличение амплитуды движений в голеностопных и суставах стоп, пальцев ног. | И.п.: лежа или сидя на полу, ноги на ширине плеч (вытянуть). Сгибать и разгибать ступни — вправо, влево, вверх, вниз. Движения сопровождать словами «кач-кач». |
ПРИЛОЖЕНИЕ№3
ГИМНАСТИКА ПОБУДКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ ЖИВОТА
(для детей младшего дошкольного возраста)
1 | «Свечка» | И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги в вертикальное положение, затем медленно опустить на кровать. Важно, чтобы спина и бедро образовали прямой угол. |
2 | "Велосипед | Исходное положение - лежа на спине, руки на затылке, согнуты в локтях, ноги подняты и согнуты в коленях. Дети имитируют езду на велосипеде |
3 | «Достань носочки» | И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять туловище, наклониться вперед, руками дотянуться до носков, не поднимая колени. |
4 | «Ножницы» | И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги подняты под углом 45 градусов. Выполнять скрестные движения напряженными прямыми ногами, вытягивая носки. Разводить и скрещивать ноги нужно энергично на расстояние 20 - 30 см. |
5 | «Шарик» | И.п. – лежа на спине, согнуть ноги и обхватить голени руками. Голову поднять и держать так несколько секунд. Потом принять исходное положение. |
6 | "Шарик катится" | И.п. – то же. Ребенок раскачивается, двигается (в любом направлении), как шарик. |
7 | «Поднятие ног» | И.п. - Лежа на спине. Ребенок выпрямляет ноги, оттягивает носки и сгибает ноги, прижимая колени к животу. |
8 | «Сели-встали» | И.п. – лежа на спине, руки к плечам. Сесть, вытянув руки вверх, потрясти расслабленно кистями и принять исходное положение. |
9 | «Тонкий – толстый» | И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1-2 (вдох) живот «тонкий» - втянуть живот, на счет 3-4 (выдох) живот «толстый» - надуть живот. |
10 | «Солнышко» | И.п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни стоят на полу. Ноги это гора, а мяч в руках – солнце, которое каждое утро всходит (мяч перекатывается к коленям), затем стоит высоко над горной вершиной (удерживается на коленях), а вечером снова заходит (мяч возвращается на живот). Важно не останавливать дыхание и высоко поднимать голову. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»...

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.Карпова Л.В., воспитатель г.Томск МАДОУ №85...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

