Обзорная беседа. "Организация прогулок и предметно-пространственной среды на участке ДОУ".
материал

Безъязыкова Наталья Александровна

Обзорная беседа. "Организация прогулок и

предметно-пространственной среды на участке ДОУ".

Составил:

Безъязыкова Н.А

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_progulki.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обзорная беседа. "Организация прогулок и

предметно-пространственной среды на участке ДОУ".

Составил:

Безъязыкова Н.А.

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

На прогулке необходимо интегрирование таких образовательных областей, как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных сюжетов, обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни.

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Детском саду.

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки:

 - оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; - способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;

- оптимизировать двигательную активность детей;

 - способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

Виды прогулки (по месту проведения):

- на участке Детского сада;

- пешеходные прогулки за пределы участка Детского сада (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);

- в функциональных помещениях Детского сада (в актированные дни).

 Виды прогулок (по содержанию):

- традиционная;

- тематическая;

- целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада);

- экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);

- поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).

Значение прогулки для развития детей.

- развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.

- дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом

взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т.д.

- удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.

- дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.

- у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

- на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.

        Структура прогулки:

1.Наблюдение.

2.Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3.Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4.Труд детей на участке.

5.Самостоятельная игровая деятельность.

Санитарными нормами (СанПиН от 15 мая 2013 г. N 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы в   дошкольных организациях ) определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.

   Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с; 

        Создавая развивающую предметно-пространственную среду на прогулочном участке, мы ориентировались на возрастные особенности детей, а так же на требования ФГОС, которые говорят о том, что среда должна быть:  

  • насыщенной
  • Трансформируемой
  • Полифункциональной
  • Вариативной
  • Доступной
  • Безопасной

Насыщенность 

- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.  

- Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).  

 - Организация образовательного пространства и разнообразие¬ материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением.  

 - Возможность самовыражения детей.

Трансформируемость 

- Трансформируемость пространства предполагает возможность¬ изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность  

- Возможность разнообразного использования различных составляющих¬ предметной среды.

Вариативность  

- Наличие различных пространств.

 - Периодическую сменяемость игрового материала.  

- Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми.  - Появление новых предметов.

Доступность

- Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными  

- Возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.  

- Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.  

- Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность 

Соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению¬ надёжности и безопасности их использования.

Методические рекомендации

Предметная развивающая среда ДОУ должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полноценное развитие, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО.

Участок группы также является частью развивающего пространства группы, в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая деятельность детей. Так как в летний период, когда большую часть времени дети проводят на свежем воздухе, то вопрос наполняемости предметно-развивающей среды на летних участках становится очень актуальным

Предметная среда на территории дошкольного учреждения включает:
 участки групп с теневыми навесами;
 спортивную площадку;
 размеченную дорожку для занятий в равновесии, бегом, прыжками;
 площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения;
 цветочные клумбы, цветники;
 огород.
На участке каждой группы рекомендуется предусмотреть следующие условия
для полноценной прогулки детей:
 площадка для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Транспорт», «Магазин»
и прочее;
 площадка для игр с песком, ветром;
 бассейны для игр с водой;
 на площадке теневого навеса: столы для общения детей с книгой, рисования, настольно-печатных игр, конструктивных игр, оригами, аппликации, ручного труда, для работы с природным материалом.

        Таким образом, ППС служит интересам и потребностям каждого ребёнка, обогащает развитие специфических видов деятельности, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей среды на участке детского сада - важное условие воспитания познавательной активности детей

Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание созданию познавательно-развивающей среды на участке детского сада. Ежегодно облагораживается территория детского сада силами сотрудников и родител...

Фото-материал о реализации предметно-развивающей среды на участке для прогулок (подгот. группа) по ФГОС

Фото-материал о реализации предметно-развивающей среды на участке для прогулок (подгот. группа) по ФГОС...

организация прогулок и предметно-пространственной среды на участках доу

структура прогулок, как организовать интересную прогулку детям...

Инструкция по правилам безопасного поведения воспитанников при проведении прогулок в зимний период на участке ДОУ

Инструкция по правилам безопасного поведения воспитанников при проведении прогулок на участке ДОУ разработана с целью предупреждения травмирования и несчастных случаев с детьми на участке детского сад...

Консультация для педагогов «Организация прогулок и предметно-пространственной среды на участках ДОУ»

Консультация для педагогов«Организация прогулок и предметно-пространственной среды на участках ДОУ»...