Методическая разработка «Уроки Мойдодыра»
методическая разработка (младшая группа)

Васильева Татьяна Валериевна

Данная дидактическая игра направлена на формирование у детей устойчивых привычек личной гигиены и осознание их важности для здоровья. В процессе игры дети закрепляют знания о правилах гигиены, таких как мытье рук, ушей, лица и чистка зубов, а также знакомятся с персонажем Мойдодыром, который пропагандирует чистоту. Игра включает в себя чтение сказки «Мойдодыр», обсуждение ее содержания и имитационные упражнения, которые развивают внимание, память и мелкую моторику. В ходе игры дети учатся заботиться о своем здоровье, формируют положительное отношение к гигиеническим процедурам и развивают речевую активность. Игра проходит в формате увлекательного путешествия, где дети становятся активными участниками, что способствует их вовлеченности и интересу к теме чистоты и гигиены.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroki_moydodyra.docx856.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому

развитию детей № 29 «Сибирячок»

Методическая разработка 

«Уроки Мойдодыра»

Воспитатель:

Васильева Т.В.

Г. Зеленогорск 2025

Аннотация.

Формирование у дошкольников понимания необходимости заботы о своем здоровье – одна из ключевых задач нашего образовательного процесса. Мы стремимся приобщить детей к здоровому и безопасному образу жизни, делая этот процесс интересным и доступным. В рамках этой работы я создала дидактическую игру «Уроки Мойдодыра». Эта игра погружает детей в игровую ситуацию, где они наглядно видят, насколько важно и полезно ухаживать за своим телом. Мы показываем, что чистота и опрятность не только способствуют хорошему самочувствию, но и делают их приятными для окружающих. Особую роль в игре играют персонажи, которые "живут" в нашей группе, и наглядные схемы действий. Они помогают детям легко и надолго запомнить, как правильно выполнять все необходимые гигиенические процедуры.

Дидактическая игра

«Путешествие с Мойдодыром к чистоте»

Цель: формирование у детей устойчивой привычки к личной гигиене и понимания ее важности для здоровья и благополучия.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о правилах личной гигиены (мытье рук, ушей, лица, чистка зубов).

- расширить представления о роли Мойдодыра как персонажа, пропагандирующего чистоту.

- обогатить словарный запас детей словами, связанными с гигиеной и чистотой.

Развивающие:

- развивать внимание, память, мышление через обсуждение сказки и имитационные упражнения.

- развивать мелкую моторику и координацию движений в процессе имитации гигиенических процедур.

- стимулировать речевую активность детей, побуждая их к высказыванию своих мыслей и ответов на вопросы.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, опрятность и заботу о своем здоровье.

- формировать положительное отношение к гигиеническим процедурам.

- прививать культуру поведения и уважение к чистоте.

Ход игры:

Этап 1: «Встреча с грязнулей и мудрым умывальником».

Педагог: «Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие вместе с одним очень важным персонажем. А чтобы узнать, кто это, послушайте отрывок из замечательной сказки...»

Чтение сказки «Мойдодыр» (или ее части).

После чтения педагог задает вопросы, побуждая детей к размышлению:

  • «Понравилась ли вам история? О ком она рассказывает?».
  • «Каким был главный герой в начале сказки? Почему от него все убегали?».
  • «Кто же помог мальчику стать чистым и опрятным? Как его звали?».
  • «Давайте вместе вспомним, какие важные слова говорил Мойдодыр? Повторим их дружно: «Надо, надо умываться…».
  • «Как вы думаете, почему Мойдодыр так сердился на грязнулю?» (Ответы детей, например: «Ах ты, гадкий, ах ты грязный, неумытый поросенок...»).
  • «Кто же заставил мальчика наконец-то умыться?» (Ответы детей: «Крокодил.»).
  • «Что сказал Крокодил грязнуле?» (Ответы детей: «Уходи-ка ты домой, да лицо свое умой.»).
  • «Что произошло с мальчиком после того, как он умылся?" (Ответы детей: «Его стали любить, с ним стали дружить.»).

Этап 2: «Мойдодыр в гостях у чистюль».

В этот момент раздается стук в дверь. Входит Мойдодыр (педагог в роли Мойдодыра или игрушка).

Мойдодыр: Здравствуйте, ребята! Я - Мойдодыр, умывальников начальник и мочалок командир! Я слышал, что вы очень любите чистоту и порядок. Пришел проверить, так ли это!

Педагог: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пожаловал! Это же сам Мойдодыр! Как вы думаете, зачем он к нам пришел?

Мойдодыр: Да, я пришел посмотреть, как вы, мои юные друзья, умеете самостоятельно ухаживать за собой. Покажите мне, как вы умеете...

Имитационная игра:

Мойдодыр: Покажите, как вы ловко моете свои ручки! (Дети имитируют мытье ушей).

Мойдодыр: А теперь покажите, как вы тщательно моете свои ушки, чтобы они всегда были чистыми и слышали самые добрые слова! (Дети имитируют мытье ушей).

Мойдодыр: А носик? Ведь носик тоже нуждается в чистоте, чтобы лучше чувствовать запахи цветов и вкусной еды! (Дети имитируют мытье носа).

Мойдодыр: А щечки? Чтобы они были румяными и здоровыми! (Дети имитируют мытье щечек).

Мойдодыр: Молодцы! Все помыли, ничего не забыли! Теперь вы настоящие чистюли! А что еще делают настоящие чистюли, чтобы быть здоровыми и сильными?

Предполагаемые ответы детей (Чистят зубы, причесываются, кушают полезную еду.

Мойдодыр: Правильно! А еще, чтобы быть бодрыми и веселыми, мы каждый день делаем зарядку! Очень нравится нам все делать по порядку!

Физкультминутка под руководством Мойдодыра:

Весело шагать! (Дети шагают на месте)

Руки поднимать! (Дети поднимают руки вверх)

Руки опускать! (Дети опускают руки вниз)

Приседать и вставать! (Дети приседают и встают)

Прыгать и скакать! (Дети прыгают на месте)

Мойдодыр: Вот как здорово! Вы такие ловкие и чистоплотные! Я очень рад, что встретил вас. Помните, ребята, что чистота – залог здоровья! А наши дети всегда будут чистыми и не будут грязнулями!

Педагог: Вы очень порадовали Мойдодыра, ребята! Он увидел, какие вы умные, аккуратные и заботливые о себе. И он хочет, чтобы вы оставались такими всегда! Давайте поблагодарим Мойдодыра за визит и пообещаем ему, что всегда будем умываться, чистить зубы и следить за своей чистотой!

Дети благодарят Мойдодыра.

Мойдодыр: До свидания, мои дорогие чистюли! Встретимся снова, когда вы будете умываться! (Мойдодыр уходит).

Педагог: Ребята, вы сегодня были просто замечательными! Вы показали, как важно быть чистым и опрятным. А теперь давайте вспомним, что мы сегодня узнали и чему научились? (Дети отвечают, вспоминая героев сказки, правила гигиены, движения зарядки).

Заключительная часть: Педагог может предложить детям нарисовать Мойдодыра или умывальные принадлежности, или спеть песенку про чистоту.

Дидактическая игра

«Мойдодыр и его волшебные помощники»

Цель: формирование у детей представлений о важности личной гигиены и навыков ухода за собой через игровую деятельность и знакомство с персонажем Мойдодыром.

Задачи:

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к теме гигиены.

- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, участвовать в диалоге.

- развивать мелкую моторику рук в процессе имитации действий по умыванию.

- развивать внимание, память, наблюдательность при поиске "грязнули".

Образовательные:

- закрепить знания детей о предметах личной гигиены (мыло, полотенце, вода) и их назначении.

- обучить детей последовательности действий при мытье рук.

- расширить словарный запас детей (душистое, пушистое, чумазый, умывальник).

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, опрятность и привычку к чистоте.

-формировать положительное отношение к процедурам умывания.

-воспитывать доброжелательность и готовность прийти на помощь (в данном случае – помочь кукле стать чистой).

Оборудование:

  • Тазик с водой
  • Кувшин с водой
  • Мыло
  • Пушистое полотенце
  • Расческа (можно показать)
  • Иллюстрации к сказке «Мойдодыр» (по желанию)
  • Карточки с изображением предметов гигиены (по желанию)

Ход занятия:

Начало игры: Таинственное послание.

Дети входят в группу. На столе стоит тазик с водой, прикрытый, а рядом лежит записка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у нас здесь? Кто-то оставил нам сюрприз! Давайте посмотрим, что там внутри. А вот и записка! Интересно, кто же нам ее написал? Давайте прочитаем вместе.

(Воспитатель читает загадку)

Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?

Дети: (Мыло! Вода!)

Воспитатель: Молодцы! Правильно, это загадка про нашу помощницу – воду! А для чего нам нужна вода?

Дети: (чтобы пить, чтобы умываться, чтобы купаться, чтобы стирать...)

Воспитатель: верно! Без воды нам никак не прожить. А что мы делаем по утрам, когда просыпаемся?

Дети: (умываемся, чистим зубы, причесываемся...)

Неожиданный гость.

В этот момент раздается стук в дверь. Входит Мойдодыр.

Мойдодыр: Здравствуйте, ребята! Я – Мойдодыр, всем известный умывальник! Мне вчера сообщили, что в вашей группе есть кукла, у которой личико и ручки совсем чумазые. Я очень расстроился и решил прийти к вам, чтобы показать, как важно быть чистым. Я принес вам свои лучшие помощники: вот это душистое мыло и вот это пушистое полотенце. Они помогут нам справиться с грязью!

Воспитатель: Спасибо тебе, дорогой Мойдодыр! Мы очень рады тебя видеть.

Мойдодыр: Ребята, мне пора бежать дальше, ведь дел у меня очень много! До свидания!

Воспитатель: Давайте поблагодарим Мойдодыра и скажем ему дружное «До свидания!».

(Мойдодыр уходит.)

Поиск грязнули.

Воспитатель: Ну что, ребята, Мойдодыр сказал, что у нас в группе есть грязнуля. Давайте поищем, кто же это?

(Дети ищут куклу и находят ее.)

Воспитатель: Да это же наша Машенька! Ой-ой-ой, Машенька, какие у тебя грязные ручки и щечки! Да, подвела ты нас, Маша!

Кукла Маша: (Голосом воспитателя) И ничего я вас не подвела! Я вам вот что скажу:

Никогда не мойте руки,
Шею и лицо!
Совсем глупое занятие,
Ни к чему это не приводит.
Зачем тратить силы?

Воспитатель: Да, Машенька, что-то ты говоришь совсем неправильно. Разве мыть руки, шею и лицо – это глупое занятие? Ты, наверное, просто не знаешь, как правильно умываться?

Уроки чистоты.

Воспитатель: Ну что, ребята, научим нашу Машу правильно умываться? Давайте вспомним, что мы делаем в самом начале?

(Дети напоминают, а воспитатель показывает алгоритм мытья рук, сопровождая каждое действие словами.)

Воспитатель: Сначала нужно открыть кран и включить водичку. Какая она у нас? Теплая, приятная! Теперь намочим ручки. Ой, какие они мокрые! Потом берем мыло. Какое оно у нас? Душистое, ароматное! Намыливаем ручки до появления пены. Смотрите, сколько пены! Она такая мягкая и воздушная! Теперь смываем пену водичкой. Вся грязь смывается вместе с пеной! Закрываем кран, чтобы водичка не текла зря. И, наконец, вытираем ручки полотенцем. Какое оно у нас? Мягкое, пушистое! Вытираем досуха, чтобы ручки были чистые и сухие.

Воспитатель: Ребята, у нас есть тазик с водой, мыло и полотенце. Давайте поможем Машеньке умыться.

(Воспитатель вместе с детьми моет куклу, приговаривая потешку.)

Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: Ну вот, и помыли мы нашу куклу. Машенька, посмотри в зеркало, какая ты чистая и красивая!

Кукла Маша: (Голосом воспитателя или ребенка) Спасибо вам, ребята! Я поняла, как важно следить за своей чистотой – это и полезно, и красиво! Мне так приятно быть чистой!

Воспитатель: Мы очень рады, что ты поняла, Машенька. Теперь ты всегда будешь следить за собой? А теперь, ребята, давайте еще раз повторим, как правильно нужно мыть руки.

(Дети повторяют алгоритм мытья рук.)

Закрепление знаний.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все запомнили! А чтобы вы не забывали, как правильно мыть руки, я повешу правила «Как правильно мыть руки» в нашей группе. И еще, посмотрите, у меня есть картинки с разными предметами. Давайте выберем только те, которые нужны нам для умывания.

(Воспитатель показывает картинки, дети выбирают мыло, полотенце, зубную щетку и т.д.)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все знаете! Теперь мы всегда будем чистыми и опрятными, как Мойдодыр! А чтобы быть еще и здоровыми, мы будем не только мыть руки, но и чистить зубы, причесываться и купаться! Ведь чистота – залог здоровья! На этом наше занятие подошло к концу. Помните, ребята, чистота – это важно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Уроки светофорчика"

Методическая разработка "Уроки светофорчика" сценарий занятия-развлечения для старших дошкольников....

Методическая разработка урока по английскому языку, 3 класс, УМК Enjoy English , Биболетова М.З.

Методическая разработка урока по английскому языку, 3 класс, УМК Enjoy English , Биболетова М.З....

Методическая разработка урока по познавательно – речевому раз-витию в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Весна - Красна»

Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов. Словарный запас шестилетнего ребенка включает в себя около 4000 слов...

Методическая разработка урока по ФЭМП с логическими кубиками Дьенеша. « Мальвина и Буратино

Методическая разработкаЗанятия по ФЭМП с блоками Дьенеша старшая группа « в гостях у Мальвины»         Составитель:...

Методическая разработка "Уроки вежливости для детей старшего дошкольного возраста"

Материал поможет старшим дошкольникам освоить в игровой форме правила этикета...

Методическая разработка урока речевой практики "У телевизора"

Конспект урока проедназначен для учителей 4 класса общеобразовательных организаций, осуществляющих образователную деятелность по АООП...

Методическая разработка "Урок Победы".

Методическая разработка "Урок Победы" посвящена празднованию 75-й годовщины Великой Победы. Она представляет собой сценарий праздника, в который включены песни военных лет и послевоенного вр...