Методическая разработка «Уроки Мойдодыра»
методическая разработка (младшая группа)
Данная дидактическая игра направлена на формирование у детей устойчивых привычек личной гигиены и осознание их важности для здоровья. В процессе игры дети закрепляют знания о правилах гигиены, таких как мытье рук, ушей, лица и чистка зубов, а также знакомятся с персонажем Мойдодыром, который пропагандирует чистоту. Игра включает в себя чтение сказки «Мойдодыр», обсуждение ее содержания и имитационные упражнения, которые развивают внимание, память и мелкую моторику. В ходе игры дети учатся заботиться о своем здоровье, формируют положительное отношение к гигиеническим процедурам и развивают речевую активность. Игра проходит в формате увлекательного путешествия, где дети становятся активными участниками, что способствует их вовлеченности и интересу к теме чистоты и гигиены.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 856.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому
развитию детей № 29 «Сибирячок»
Методическая разработка
«Уроки Мойдодыра»
Воспитатель:
Васильева Т.В.
Г. Зеленогорск 2025
Аннотация.
Формирование у дошкольников понимания необходимости заботы о своем здоровье – одна из ключевых задач нашего образовательного процесса. Мы стремимся приобщить детей к здоровому и безопасному образу жизни, делая этот процесс интересным и доступным. В рамках этой работы я создала дидактическую игру «Уроки Мойдодыра». Эта игра погружает детей в игровую ситуацию, где они наглядно видят, насколько важно и полезно ухаживать за своим телом. Мы показываем, что чистота и опрятность не только способствуют хорошему самочувствию, но и делают их приятными для окружающих. Особую роль в игре играют персонажи, которые "живут" в нашей группе, и наглядные схемы действий. Они помогают детям легко и надолго запомнить, как правильно выполнять все необходимые гигиенические процедуры.
Дидактическая игра
«Путешествие с Мойдодыром к чистоте»
Цель: формирование у детей устойчивой привычки к личной гигиене и понимания ее важности для здоровья и благополучия.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о правилах личной гигиены (мытье рук, ушей, лица, чистка зубов).
- расширить представления о роли Мойдодыра как персонажа, пропагандирующего чистоту.
- обогатить словарный запас детей словами, связанными с гигиеной и чистотой.
Развивающие:
- развивать внимание, память, мышление через обсуждение сказки и имитационные упражнения.
- развивать мелкую моторику и координацию движений в процессе имитации гигиенических процедур.
- стимулировать речевую активность детей, побуждая их к высказыванию своих мыслей и ответов на вопросы.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, опрятность и заботу о своем здоровье.
- формировать положительное отношение к гигиеническим процедурам.
- прививать культуру поведения и уважение к чистоте.
Ход игры:
Этап 1: «Встреча с грязнулей и мудрым умывальником».
Педагог: «Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие вместе с одним очень важным персонажем. А чтобы узнать, кто это, послушайте отрывок из замечательной сказки...»
Чтение сказки «Мойдодыр» (или ее части).
После чтения педагог задает вопросы, побуждая детей к размышлению:
- «Понравилась ли вам история? О ком она рассказывает?».
- «Каким был главный герой в начале сказки? Почему от него все убегали?».
- «Кто же помог мальчику стать чистым и опрятным? Как его звали?».
- «Давайте вместе вспомним, какие важные слова говорил Мойдодыр? Повторим их дружно: «Надо, надо умываться…».
- «Как вы думаете, почему Мойдодыр так сердился на грязнулю?» (Ответы детей, например: «Ах ты, гадкий, ах ты грязный, неумытый поросенок...»).
- «Кто же заставил мальчика наконец-то умыться?» (Ответы детей: «Крокодил.»).
- «Что сказал Крокодил грязнуле?» (Ответы детей: «Уходи-ка ты домой, да лицо свое умой.»).
- «Что произошло с мальчиком после того, как он умылся?" (Ответы детей: «Его стали любить, с ним стали дружить.»).
Этап 2: «Мойдодыр в гостях у чистюль».
В этот момент раздается стук в дверь. Входит Мойдодыр (педагог в роли Мойдодыра или игрушка).
Мойдодыр: Здравствуйте, ребята! Я - Мойдодыр, умывальников начальник и мочалок командир! Я слышал, что вы очень любите чистоту и порядок. Пришел проверить, так ли это!
Педагог: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пожаловал! Это же сам Мойдодыр! Как вы думаете, зачем он к нам пришел?
Мойдодыр: Да, я пришел посмотреть, как вы, мои юные друзья, умеете самостоятельно ухаживать за собой. Покажите мне, как вы умеете...
Имитационная игра:
Мойдодыр: Покажите, как вы ловко моете свои ручки! (Дети имитируют мытье ушей).
Мойдодыр: А теперь покажите, как вы тщательно моете свои ушки, чтобы они всегда были чистыми и слышали самые добрые слова! (Дети имитируют мытье ушей).
Мойдодыр: А носик? Ведь носик тоже нуждается в чистоте, чтобы лучше чувствовать запахи цветов и вкусной еды! (Дети имитируют мытье носа).
Мойдодыр: А щечки? Чтобы они были румяными и здоровыми! (Дети имитируют мытье щечек).
Мойдодыр: Молодцы! Все помыли, ничего не забыли! Теперь вы настоящие чистюли! А что еще делают настоящие чистюли, чтобы быть здоровыми и сильными?
Предполагаемые ответы детей (Чистят зубы, причесываются, кушают полезную еду.
Мойдодыр: Правильно! А еще, чтобы быть бодрыми и веселыми, мы каждый день делаем зарядку! Очень нравится нам все делать по порядку!
Физкультминутка под руководством Мойдодыра:
Весело шагать! (Дети шагают на месте)
Руки поднимать! (Дети поднимают руки вверх)
Руки опускать! (Дети опускают руки вниз)
Приседать и вставать! (Дети приседают и встают)
Прыгать и скакать! (Дети прыгают на месте)
Мойдодыр: Вот как здорово! Вы такие ловкие и чистоплотные! Я очень рад, что встретил вас. Помните, ребята, что чистота – залог здоровья! А наши дети всегда будут чистыми и не будут грязнулями!
Педагог: Вы очень порадовали Мойдодыра, ребята! Он увидел, какие вы умные, аккуратные и заботливые о себе. И он хочет, чтобы вы оставались такими всегда! Давайте поблагодарим Мойдодыра за визит и пообещаем ему, что всегда будем умываться, чистить зубы и следить за своей чистотой!
Дети благодарят Мойдодыра.
Мойдодыр: До свидания, мои дорогие чистюли! Встретимся снова, когда вы будете умываться! (Мойдодыр уходит).
Педагог: Ребята, вы сегодня были просто замечательными! Вы показали, как важно быть чистым и опрятным. А теперь давайте вспомним, что мы сегодня узнали и чему научились? (Дети отвечают, вспоминая героев сказки, правила гигиены, движения зарядки).
Заключительная часть: Педагог может предложить детям нарисовать Мойдодыра или умывальные принадлежности, или спеть песенку про чистоту.
Дидактическая игра
«Мойдодыр и его волшебные помощники»
Цель: формирование у детей представлений о важности личной гигиены и навыков ухода за собой через игровую деятельность и знакомство с персонажем Мойдодыром.
Задачи:
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к теме гигиены.
- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, участвовать в диалоге.
- развивать мелкую моторику рук в процессе имитации действий по умыванию.
- развивать внимание, память, наблюдательность при поиске "грязнули".
Образовательные:
- закрепить знания детей о предметах личной гигиены (мыло, полотенце, вода) и их назначении.
- обучить детей последовательности действий при мытье рук.
- расширить словарный запас детей (душистое, пушистое, чумазый, умывальник).
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, опрятность и привычку к чистоте.
-формировать положительное отношение к процедурам умывания.
-воспитывать доброжелательность и готовность прийти на помощь (в данном случае – помочь кукле стать чистой).
Оборудование:
- Тазик с водой
- Кувшин с водой
- Мыло
- Пушистое полотенце
- Расческа (можно показать)
- Иллюстрации к сказке «Мойдодыр» (по желанию)
- Карточки с изображением предметов гигиены (по желанию)
Ход занятия:
Начало игры: Таинственное послание.
Дети входят в группу. На столе стоит тазик с водой, прикрытый, а рядом лежит записка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у нас здесь? Кто-то оставил нам сюрприз! Давайте посмотрим, что там внутри. А вот и записка! Интересно, кто же нам ее написал? Давайте прочитаем вместе.
(Воспитатель читает загадку)
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Дети: (Мыло! Вода!)
Воспитатель: Молодцы! Правильно, это загадка про нашу помощницу – воду! А для чего нам нужна вода?
Дети: (чтобы пить, чтобы умываться, чтобы купаться, чтобы стирать...)
Воспитатель: верно! Без воды нам никак не прожить. А что мы делаем по утрам, когда просыпаемся?
Дети: (умываемся, чистим зубы, причесываемся...)
Неожиданный гость.
В этот момент раздается стук в дверь. Входит Мойдодыр.
Мойдодыр: Здравствуйте, ребята! Я – Мойдодыр, всем известный умывальник! Мне вчера сообщили, что в вашей группе есть кукла, у которой личико и ручки совсем чумазые. Я очень расстроился и решил прийти к вам, чтобы показать, как важно быть чистым. Я принес вам свои лучшие помощники: вот это душистое мыло и вот это пушистое полотенце. Они помогут нам справиться с грязью!
Воспитатель: Спасибо тебе, дорогой Мойдодыр! Мы очень рады тебя видеть.
Мойдодыр: Ребята, мне пора бежать дальше, ведь дел у меня очень много! До свидания!
Воспитатель: Давайте поблагодарим Мойдодыра и скажем ему дружное «До свидания!».
(Мойдодыр уходит.)
Поиск грязнули.
Воспитатель: Ну что, ребята, Мойдодыр сказал, что у нас в группе есть грязнуля. Давайте поищем, кто же это?
(Дети ищут куклу и находят ее.)
Воспитатель: Да это же наша Машенька! Ой-ой-ой, Машенька, какие у тебя грязные ручки и щечки! Да, подвела ты нас, Маша!
Кукла Маша: (Голосом воспитателя) И ничего я вас не подвела! Я вам вот что скажу:
Никогда не мойте руки,
Шею и лицо!
Совсем глупое занятие,
Ни к чему это не приводит.
Зачем тратить силы?
Воспитатель: Да, Машенька, что-то ты говоришь совсем неправильно. Разве мыть руки, шею и лицо – это глупое занятие? Ты, наверное, просто не знаешь, как правильно умываться?
Уроки чистоты.
Воспитатель: Ну что, ребята, научим нашу Машу правильно умываться? Давайте вспомним, что мы делаем в самом начале?
(Дети напоминают, а воспитатель показывает алгоритм мытья рук, сопровождая каждое действие словами.)
Воспитатель: Сначала нужно открыть кран и включить водичку. Какая она у нас? Теплая, приятная! Теперь намочим ручки. Ой, какие они мокрые! Потом берем мыло. Какое оно у нас? Душистое, ароматное! Намыливаем ручки до появления пены. Смотрите, сколько пены! Она такая мягкая и воздушная! Теперь смываем пену водичкой. Вся грязь смывается вместе с пеной! Закрываем кран, чтобы водичка не текла зря. И, наконец, вытираем ручки полотенцем. Какое оно у нас? Мягкое, пушистое! Вытираем досуха, чтобы ручки были чистые и сухие.
Воспитатель: Ребята, у нас есть тазик с водой, мыло и полотенце. Давайте поможем Машеньке умыться.
(Воспитатель вместе с детьми моет куклу, приговаривая потешку.)
Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель: Ну вот, и помыли мы нашу куклу. Машенька, посмотри в зеркало, какая ты чистая и красивая!
Кукла Маша: (Голосом воспитателя или ребенка) Спасибо вам, ребята! Я поняла, как важно следить за своей чистотой – это и полезно, и красиво! Мне так приятно быть чистой!
Воспитатель: Мы очень рады, что ты поняла, Машенька. Теперь ты всегда будешь следить за собой? А теперь, ребята, давайте еще раз повторим, как правильно нужно мыть руки.
(Дети повторяют алгоритм мытья рук.)
Закрепление знаний.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все запомнили! А чтобы вы не забывали, как правильно мыть руки, я повешу правила «Как правильно мыть руки» в нашей группе. И еще, посмотрите, у меня есть картинки с разными предметами. Давайте выберем только те, которые нужны нам для умывания.
(Воспитатель показывает картинки, дети выбирают мыло, полотенце, зубную щетку и т.д.)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Все знаете! Теперь мы всегда будем чистыми и опрятными, как Мойдодыр! А чтобы быть еще и здоровыми, мы будем не только мыть руки, но и чистить зубы, причесываться и купаться! Ведь чистота – залог здоровья! На этом наше занятие подошло к концу. Помните, ребята, чистота – это важно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Уроки светофорчика"
Методическая разработка "Уроки светофорчика" сценарий занятия-развлечения для старших дошкольников....

Методическая разработка урока по английскому языку, 3 класс, УМК Enjoy English , Биболетова М.З.
Методическая разработка урока по английскому языку, 3 класс, УМК Enjoy English , Биболетова М.З....

Методическая разработка урока по познавательно – речевому раз-витию в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Весна - Красна»
Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов. Словарный запас шестилетнего ребенка включает в себя около 4000 слов...
Методическая разработка урока по ФЭМП с логическими кубиками Дьенеша. « Мальвина и Буратино
Методическая разработкаЗанятия по ФЭМП с блоками Дьенеша старшая группа « в гостях у Мальвины» Составитель:...

Методическая разработка "Уроки вежливости для детей старшего дошкольного возраста"
Материал поможет старшим дошкольникам освоить в игровой форме правила этикета...

Методическая разработка урока речевой практики "У телевизора"
Конспект урока проедназначен для учителей 4 класса общеобразовательных организаций, осуществляющих образователную деятелность по АООП...

Методическая разработка "Урок Победы".
Методическая разработка "Урок Победы" посвящена празднованию 75-й годовщины Великой Победы. Она представляет собой сценарий праздника, в который включены песни военных лет и послевоенного вр...


