Статья "Сказкотерапия как здоровьсберегающая технология в ДОУ
статья

В статье говориться о технологии "сказкотерапии", которая позволяет воздействовать на здоровье и эмоции ребенка. Описаны три комплекса гимнастики после сна на основе русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия - как здоровьесберегающая технология по укреплению физического и эмоционального здоровья дошкольников.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества. Основная цель работы ДОУ– развитие физических, умственных, социально-коммуникативных и психолого-эмоциональных способностей детей дошкольного возраста.

Современные дети сильно привязаны к гаджетам и становятся малоподвижными, тревожными и порой агрессивными. Родители в силу своей занятости очень мало времени проводят с детьми на прогулке, от этого двигательная активность детей снижается. Красивая, но чаще всего неудобная обувь способствует развитию плоскостопия, искривлению позвоночника.

В связи с этим решила включить физкультурно-оздоровительную работу интересную здоровьесберегающую технологию- сказкотеропия, доступную и приемлемую для детей дошкольного возраста.

На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном. Сказкотерапия  – один из видов здоровьесберегающих технологий, позволяющий ненавязчиво воздействовать на здоровье и эмоции ребенка. Эту технологию решила модифицировать и использовать в решении важной проблемы нашего времени- профилактики плоскостопия.

Данная технология позволяет повысить интерес детей к физическим упражнениям и спорту, сформировать практические навыки и умения двигательного воображения, снизить процент нарушения плоскостопия, способствовать формированию правильной осанки, снизить тревожность и эмоциональное напряжение у детей

Для детей своей группы создала благоприятные условия для реализации данной технологии, пополнила развивающую предметно-пространственную среду. Мною были изготовлены из разнообразного материала разные маски, шапочки, эмблемы с ленточками с изображением сказочных персонажей, дорожки здоровья (направленные на профилактику плоскостопия и координации движения). Разработала 6 комплексов утренней гимнастики на основе русских народных сказок «Репка». «Маша и медведь», «Колобок», «Волк и семеро козлят». Комплекс рассчитан на одну - две недели). Все ребята выполняют упражнения с удовольствием и радостью, ведь именно сказка и сказочные герои могут мотивировать ребят на выполнение тех или иных упражнений. Сказка раскрепощает и погружаясь в волшебный мир, ребенок становится более отзывчивым, ответственным, добрым, смелым. Ребята надевают маски, шапочки, вешают эмблемы с изображением сказочных персонажей и с удовольствием выполняют упражнения, представляя, что они герои той или иной сказки. Такие комплексы утренней гимнастики не только интересны, но и полезны.

Для ребят гимнастика после сна становится интересной и увлекательной, так как мной разработаны три комплекса корригирующей гимнастики на основе русских народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Веселый снеговик» и «Рукавичка». В комплексы включаю всевозможное красочное, яркое оборудование (дорожки здоровья, мячи, платочки, камушки, ракушки и т. д). Я убедилась в том, что изготовленные красочные и креативные дорожки мотивируют ребят на выполнение упражнений с большей активностью и желанием. Например, проходя по дорожкам здоровья ребята представляют себя сказочными персонажами – вот по дорожке пошли косолапые мишки, а сейчас пошли маленькие зайчата, вот и хитрая лисичка и так далее. Из практики не все ребята любят проходить по дорожкам здоровья или выполнять те или иные упражнения, но как только задействованы сказочные персонажи у ребят сразу просыпается интерес к их выполнению. Предлагаю вашему вниманию один из комплексов «Путешествие в тридесятое царство». Воспитатель и ребята погружаются в мир сказочного леса и выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Детям предлагается выполнить ходьбу по кругу с выполнением заданий.

1. Ходьба на носках («По узкой тропинке»)

2. Ходьба в полуприсядь («Какой-то подозрительный шум в лесу, идем тихо-тихо»)

3. Ходьба на носках с высоким поднимание бедра («Переступаем по высокой траве»)

4. Ходьба перекатом с пятки на носок («Неровная тропинка»)

5. Ходьба на внешнем своде стопы («По медвежьим следам»)

6. Прыжки на двух ногах на носках («По заячьим следам»)

7. Бег по кругу на носках («По прямой узкой дорожке»)

8. Ходьба свободным шагом («Идем по ровной широкой тропинке»)

Затем воспитатель предлагает ребятам позаниматься с массажными мячиками из ларца.

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой

Меж ладошками (под ножку правую/ левую) кладем

Им ладошки (ножки) разотрем

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки (ножки) развиваем

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу

Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать

Дети катают мяч в ладонях вперед-назад, по кругу, затем поочередно правой и левой ногой вперед- назад, по кругу, ходьба с мячиками в рассыпную зажав мяч между стоп (донести до ларца)

Далее детям предлагается пройти по брёвнышку через ручеёк (дети идут приставным шагом по канату правым и левым боком)

Следующие упражнения дети выполняют с платочками, сидя на полу.

1. Захват платочка по очереди пальчиками правой и левой ноги.

2. Захватить платочек и помахать им.

3. Захватить платочек и подбросить его.

4. Разложить платочек перед собой и подобрать его пальчиками.

5. Зажав платочек пальцами ног положить его обратно в корзинку.

 Далее дети по ортопедическим коврикам, не наступая на пол, «проходят болото».

Заканчивается наше путешествие. Сядем в травку отдохнём наши ножки разотрем.

 Спустя шесть месяцев проводимой работы заметила, что дети стали более подвижными, активными. Предположительно, потому что мышцы стоп ног стали более крепкими, улучшилась координация движений, а эмоциональное состояние детей стало более устойчивым- дети стали реже проявлять агрессию, тревогу, чаще стали проявлять внимание и доброту по отношению к друг другу.

Используемые комплексы позволили повысить интерес детей к физическим и спортивным упражнениям, активизировалась двигательная деятельность, укрепилось общее состояние здоровья.

В дальнейшем планирую продолжать работать по данной технологии, пополнить предметно-развивающую среду, а именно: атрибутами, массажными дорожками и другим спортивным оборудованием, разработать комплексы утренней гимнастики и корригирующей гимнастики после сна на основе сказкотерапии, согласно лексическим темам воспитательно-образовательной работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

что такое здоровьсберегающие технологии

памятка для педагогов:10 золотых правил здоровьесбережения...

Доклад на тему: "Здоровьсберегающие технологии в логопедии". Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат...

Влияние музыки на здоровье детей. Здоровьсберегающие технологии

Влияние музыки на здоровье детей. Здоровьсберегающие технологии...

Здоровьсберегающие технологии в ДОУ

Здоровьсберегающие технологии в ДОУ...

Проект "Здоровьсберегающие технологии в системе воспитательно-образовательной работы в ДОО с введением ФГОС ДО"

"Забота о здоровье - это важный труд воспитателя". Сухомлинский В.А.С введением ФГОС воспитательно-образовательный процесс в ДОО должен стать более вариативным, безопасным.ю здоровьесберегающим, учиты...

Здоровьсберегающие технологии на музыкальных занятиях

В этом учебном году (2017-2018уч.год.)  моим  направлением по музыке стало  здоровьесберегающие технологии, так как приоритетной задачей нашего сада является здоровье детей. Чтобы лучше...