Семинар – практикум Тема: «Реализация ФГОС ДО и ФОП ДО посредством игровой технологии В.В. Воскобовича» «Сказочные лабиринты игры».
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Иванова Ирина Михайловна

Семинар-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokdad_skazochnye_labirinty_igry_v.v.voskobovicha.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Кумарейский детский сад

Семинар – практикум

Тема: «Реализация ФГОС ДО и ФОП ДО посредством игровой технологии

В.В. Воскобовича»

«Сказочные лабиринты игры».

Подготовила: Иванова Ирина Михайловна

Кумарейка 2025

В условиях реализации ФГОС ДО особую значимость приобретают инновационные игровые технологии, способствующие всестороннему развитию дошкольника. Среди них выделяется авторская методика российского педагогаизобретателя   Вячеслава Вадимовича Воскобовича — система развивающих игр, объединяющая обучение и творчество в увлекательной форме.

Цели:

  • расширить представление педагогов об игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
  • познакомить с конструктивными элементами игр В.В.Воскобовича
  • внедрение игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» в педагогическом процессе в ДОУ.

Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.

Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности инженер-физик и на протяжении многих лет не имел прямого отношения к педагогике и психологии. Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети. В начале 90-х годов было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления. Вячеслав Вадимович самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее.

На данный момент можно ознакомиться с 40 развивающими играми Воскобовича. Также открыт центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Питербург, который производит развивающие игры для детей и распространяет основные принципы данной методики.

Специфика методики

Игры Воскобовича являются актуальными для детей от двух лет и старше. В одну и ту же игру могут играть дети и трёх  и семи лет, потому что к простому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий. 
Большинство развивающих игр Воскобовича сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат ребёнка общению и взаимопониманию.

2. Суть технологии

Технология Воскобовича носит название «Сказочные лабиринты игры» и представляет собой синтез:

игровой технологии;

технологии развивающего обучения.

Её ключевая особенность — опосредованное обучение через сказку: каждая игра погружает ребёнка в сюжет Фиолетового леса с уникальными героями (Малыш Гео, Ворон Метр и др.), что превращает познавательную деятельность в захватывающее приключение.

3. Цели и задачи

Основная цель — интеллектуальнотворческое развитие детей 3–7 лет в игровой деятельности.

Задачи:

-развить познавательный интерес и потребность в новых знаниях;

-сформировать исследовательский подход к окружающему миру;

-стимулировать воображение и креативное мышление;

-сбалансировать эмоциональнообразное и логическое начало;

-заложить базисные представления о мире, математике, речи;

-усовершенствовать мелкую моторику, память, внимание.

4. Принципы методики:

1) Интерес–познание–творчество — последовательность вовлечённости ребёнка.

2) Многофункциональность — одна игра решает множество образовательных задач.

3) Вариативность — множество заданий для одного пособия.

4) Возрастной диапазон — адаптация для детей от 3 до 7 лет и старше.

5) Творческий потенциал — возможность придумывать собственные сюжеты.

6) Методическое сопровождение — сказки, задания, иллюстрации.

5. Классификация игр

По образовательным задачам игры делятся на три группы:

1) Логикоматематические (например, «Квадрат Воскобовича», «Кораблик БрызгБрызг»):

- развивают мыслительные операции;

-учат манипулировать цифрами и геометрическими фигурами.

2) Речевые (например, «Конструктор букв», «Логоформочки»):

помогают осваивать буквы, звуки, слоги;

стимулируют словотворчество.

3) Универсальные (например, «Геоконт», «Коврограф Ларчик»):

служат дидактическими пособиями для разных видов деятельности;

создают комфортную среду для педагога и ребёнка.

6. Особенности игр Воскобовича.

- Широкий возрастной диапазон: одна игра подходит детям от 3 до 7 лет благодаря ступенчатому усложнению заданий.

- Многофункциональность: освоение цифр, букв, цветов, форм, счёта, пространственной ориентации в рамках одного пособия.

- Вариативность: множество игровых заданий для решения одной образовательной задачи.

- Творческий потенциал: возможность придумывать собственные истории и решения.

- Сочетание сказки и головоломки: сюжет мотивирует, а задания развивают логику.

- Развитие моторики: манипуляции с элементами игр тренируют мелкую моторику рук.

7. Этапы освоения игр

- Знакомство (роль взрослого — ведущая):

презентация героев и терминологии;

совместные игровые действия.

- Освоение приёмов (роль взрослого — поддерживающая):

отработка навыков конструирования;

выполнение заданий на концентрацию.

- Творчество и самостоятельность (роль взрослого — фасилитатор):

придумывание собственных заданий;

поиск нестандартных решений.

8. Преимущества технологии

Универсальность: интеграция в совместную, самостоятельную и интегрированную деятельность.

Мотивация: сказочный контекст делает обучение естественным и желанным.

Системность: постепенное усложнение заданий в зоне ближайшего развития.

Эмоциональный комфорт: атмосфера партнёрства и поддержки.

Соответствие ФГОС ДО: развитие инициативы, самостоятельности, познавательной активности.

9. Примеры игр

«Геоконт» (Чудесная Поляна Золотых плодов) — развитие пространственного мышления, конструирование фигур.

«Квадрат Воскобовича» — логика, цветовосприятие, геометрия.

«Конструктор букв» — обучение чтению через игру.

 «Волшебная восьмёрка» (Арена Цифроцирка) — освоение цифр и счёта.

Игровые пособия Воскобовича делятся на три группы: универсальные, математические и игры с буквами, слогами, словами. Коврограф Ларчик относится к универсальным пособиям.

 ИГРОВИЗОР– с (приложениями), игровой графический тренажер развивает  представление о геометрических  формах.

    Средство  для проведения  графических диктантов, переноса  изображения  по клеточкам, штриховки,   моделирования и дорисовывание  геом.форм, поиск и восстановление  моделей геом.форм, штриховка и т.д.

Альбом (два листа, формат А4, верхний:

  • прозрачный пластик, нижний
  • разлинованный картон, пружина).
  • Маркер на водной основе.

Для детей от 3 до 11 лет.

«Коврограф Ларчик» — многофункциональное пособие для математических и речевых занятий.

  Коврограф «Ларчик»-это игровое поле из ковролина и наглядный материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы: зажимы , кармашки ,..

   Пособие является универсальным так как: способствует  сенсорному развитию, развитию психических процессов   (память,  внимание , мышление , воображение).Так же развивает математические , речевые , экологические предпосылки у детей от двух лет и школьного возраста.

  В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса.

   Поле коврографа разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости.

Ребенок  всегда  может исправить  неточности  на  своем  игровом  поле  при выполнении  заданий,  что создает  дополнительную  ситуацию  успеха!

Игровая технология В. В. Воскобовича — эффективный инструмент для:

гармоничного развития личности дошкольника;

формирования познавательной активности;

создания позитивной образовательной среды.

Её уникальность заключается в синтезе сказки, игры и обучения, что позволяет детям усваивать знания естественно, без принуждения. Методика доказала свою результативность в тысячах ДОУ и продолжает оставаться востребованной в современной педагогической практике.

Литература:

  1. Воскобович В. В., Харько Г. Г., Балацкая Т. И. «Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3–7 лет „Сказочные лабиринты игры“».
  2. Баева Г. М. «Особенности развивающих игр В. В. Воскобовича для детей дошкольного возраста» // Молодой учёный. — 2022. — № 19.
  3. Методические пособия к играм В. В. Воскобовича (сказки Фиолетового леса).
  4. Воскобович В. В., Харько Г. Г. «Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3–7 лет „Сказочные лабиринты игры“».
  5. Воскобович В. В., Вакуленко Л. С. «Сказочные лабиринты игры: развивающие игры Воскобовича».
  6. Серия методических пособий к конкретным играм («Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Коврограф Ларчик» и др.) с авторскими сказками и заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов "Развитие речи младших дошкольников с использованием игровых технологии"

Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровой технологии Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"

В статье представлен материал который заинтересует воспитателей ДОУ, по применению игровой технологии с детьми в свободной деятельности....

«Использование технологии Вячеслава Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в речевом развитии старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование технологииВячеслава Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» вречевом развитии старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»...

«Создание условий в группе ДОО для развития предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством технологии В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры »

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая о...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие речи дошкольников с ЗПР посредствам интерактивных технологий»

Цель мастер - класса: повышение компетентности родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей....