Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад Березка
Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах.
![]()
Выполнила:
Рыжакова Мария Александровна
Инструктор по физкультуре
Западнодвинский муниципальный округ
2025
![]()
Цель: методические рекомендации предназначены для воспитателей и инструкторов по физическому развитию, занимающихся обучением ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста.
Описание: В разработке представлены общие рекомендации по организации занятий, игр на снежной целине, на спусках со склонов, в лесу и парке по обучению ходьбе на лыжах дошкольников.
Значение ходьбы на лыжах
Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и
закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные
группы, способствует энергичному обмену веществ в организме ребенка, усиливает
функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности.
Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп.
Размашистая широкая амплитуда движений, ритмичное постоянное чередование
напряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы,
создает благоприятные условия для работоспособности сердечно-сосудистой и нервной систем.
Движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную работу сердца и
легких. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки ребенка.
Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных
движений (бег, прыжки, метание). Благодаря регулярным занятиям на лыжах
уменьшаются и простудные заболевания у детей. Лыжные занятия и лыжные
прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка:
созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи.
Создание условий для занятий для процесса обучения очень важен и
подходить к нему нужно основательно, т.к. успех воспитанников овладению
данным видом спорта во время образовательного процесса во многом зависит от условий их проведения (метеорологических данных, лыжного снаряжения,
выбора места для занятия и т. п.).
Необходимо учитывать температуру воздуха, атмосферное давление и
снегопад. При низком атмосферном давлении организм ребенка получает
большую нагрузку, а это отрицательно сказывается на физическом состоянии
ребенка, учащается дыхание, пульс, которые, дольше обычного, не возвращаются к исходным величинам.
Продолжительность лыжных занятий в большей степени зависит как от
свойства снега, так и от состояния лыжни. Самый лучший снег – это давно
выпавший и несколько слежавшийся.
Лучшее время для проведения занятий с детьми – первая половина дня (10-12
часов). Занятия в эти часы (часы прогулок) укладываются в режим детского
учреждения. Акцентирую внимание родителей, которые ведут здоровый образ
жизни и пропагандируют спорт в семье, что в выходные дни загородные
лыжные прогулки с детьми осуществлять в тоже время.
С детьми 5-7 лет занятия проводятся как со всей группой, так и
рассматривается подгрупповой вариант взаимодействия не реже 1 раза в неделю.
Продолжительность лыжных занятий в старшей группе 20-30 минут, в
подготовительной 30-35 минут. Также продолжительность занятий зависит от
степени овладения детьми двигательным навыком передвижения на лыжах.
В процессе обучения ходьбе на лыжах, важен постоянный контроль за
детьми, так как лыжи очень увлекают детей, и они порой не замечают
наступающего утомления.
Обучение ходьбе на лыжах рекомендуется начинать с 3,5 -4 летнего возраста. Палки пока не нужны. Лыжи подбираются по росту ребенка, лучше на ботинках с тупыми носами. В младших дошкольных группах целесообразно проводить организованные занятия с подгруппой детей (от 8 до 12 человек). Обучение начинается со знакомства с лыжами, ботинками, креплениями, показа стойки лыжника (положение туловища во время ходьбы на лыжах). Необходимо разучить основную стойку лыжника: ноги слегка согнуты в коленях, тело наклонено вперед. С дошкольниками эту стойку полезно повторять на каждой прогулке перед началом ходьбы на лыжах. Прежде, чем поставить ребенка на настоящую лыжню, нужно научить его падать. Объяснить ребенку, что падать не страшно и не больно. Нужно просто сгруппироваться и падать на бок не выставляя рук. Большая роль при обучении детей ходьбе на лыжах принадлежит играм. Умение воспитателя заинтересовать игрой повышает эмоциональное состояние у детей, вызывает желание правильно и быстро выполнить задание. Игры на лыжах группируются по месту их проведения: игры на снежной целине, игры на спусках со склонов, игры в лесу и парке.
![]()
Игры и упражнения на лыжах для 2 младшей группе: (на снежной целине)
.«Остановки»
Участники идут колонной ступающим шагом по проложенной инструктором по фк лыжне, по сигналу инструктора в свисток все останавливаются. Ходьбу продолжают после сигнала . Повторы - 3-4 раза.
«Правильно падай и вставай»
Описание: дети идут по лыжне друг за другом, по сигналу взрослого «падают» на снег (техника группировки) вправо или влево и быстро встают (под счет до 5)
«Пройди и не задень стойки»
Цель- развивать ориентировку в пространстве и равновесие.
Описание: несколько лыжных палок или конусов (фишек) втыкаются в снег на расстоянии 2—2,5 м друг от друга. Ребенок обходит стоящие палки, стараясь их не задеть.
Правила. Не пропускать палок, стараться не сбить их носками лыж, точно делать повороты.
«Трамвай»
Описание. Воспитатель делит играющих детей на четыре равные подгруппы, каждая группа детей из 5— 7 человек держится за цветной шнур (это трамвай). Дети идут по снежной целине в любых направлениях, встречаясь, расходятся только вправо.
Правила. Обходить идущий навстречу трамвай только справа, идти ритмично, согласовывая темп своего передвижения с темпом товарищей.
Ходьба парами
Задача. Совершенствовать функцию равновесия, упражнять в согласованном ритме движения.
Описание. Дети, держась за руки (вдвоем), продвигаются по снежной равнине вперед.
Правила. Кто разорвет цепь рук, тот выбывает из игры.
Методические указания. Вначале дети должны научиться ходить парами, затем тройками. Чтобы дети освоили чувство согласованного ритма движений, рекомендуется идти под счет воспитателя или ритмичные удары в бубен.
«Повороты»
Описание:: группа детей идет колонной ступающим шагом по проложенной воспитателем лыжне, по сигналу вос- ля «поворот» дети разворачиваются кругом и идут в другую сторону. Повтор- 2-3 раза.
«На буксире»
Дети стоят на лыжах. Взрослый катает их по очереди (по лыжне, с горки или по прямой) на буксире, держа за руку или подает лыжную палку.
Средняя группа
«Попади в цель»
Задача. Упражнять в устойчивом равновесии.
Описание. У каждого ребенка в руках комочек снега. Проходя мимо щита для метаний или обручей, подвешенных на веревке, дети должны на ходу попасть в щит левой, а затем правой рукой.
Правила. Выигрывает тот, кто попал большее число раз из трех или пяти бросков правой и левой рукой.
Методические указания. Расстояние от ребенка до щита должно быть не менее 5 м.
«Поменяй флажки»
Задача. Упражнять детей в быстром темпе передвижения на лыжах.
Описание. Играющие делятся на две колонны. Каждый ребенок должен пройти расстояние 10 м до флажка, взять флажок и на его место поставить другой по цвету.
Правила. Выигрывает та команда, которая раньше поменяла цветные флажки.
Методические указания. Предлагая детям быстрое скольжение, воспитатель следит за качеством движения.
. «Будь внимателен»
Задача. Закреплять навык передвижения по равнине, развивать внимание. Эта игра проводится с детьми средней группы.
Описание. Дети передвигаются по учебной лыжне. На сигнал воспитателя (поднимает разноцветные флажки) дети меняют движение. Например, когда воспитатель поднимает зеленый флажок, все идут ступающим шагом, желтый — скользящим шагом, красный флажок — все останавливаются.
Правила. Дети идут по учебной лыжне на расстоянии 2—3 м друг от друга. Воспитатель находится в центре круга.
Методические указания. Для детей средней группы дается 2—3 сочетания движений, для детей старшей группы —3—4, а детям подготовительной к школе группы можно предложить 4—5 вариантов движений.
«Идите за мной»
Задача. Закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром темпе.
Описание. Дети ходят по лыжне по кругу скользящим шагом. Воспитатель находится за кругом. Проходя мимо детей, он выбирает двоих-троих, дотрагиваясь до них. Дети выходят из круга и идут на лыжах вслед за воспитателем.
«Через препятствие»
Задача. Закреплять навык передвижения на лыжах, преодолевать препятствия.
Описание. На прямой лыжне (50 м) располагаются препятствия (3—4): ворота из лыжных палок, бревно и т. д. По сигналу воспитателя ребенок идет от черты до флажка. Пройдя препятствие, он берет флажок, размахивает им и ставит на место.
Правила. Следующий лыжник начинает движение только тогда, когда впереди идущий пройдет первое препятствие.
Методические указания. В игру можно ввести элемент соревнования (кто лучше пройдет через препятствие?), но в этом случае длина лыжни должна быть не более 25—30 м, а количество препятствий — не более двух.
Старшая группа:
«Схвати палку»
Участники соревнуются попарно. Взрослый кидает вперед лыжную палку, словно копье. Ребята по сигналу бегут к палке, кто быстрее.
«На одной лыже»
Участники выстраиваются на линии старта. У каждого по одной лыже. По сигналу ведущего бегут к финишу. Победитель- кто прибежал раньше.
«Шире шагай»
Соревнуются парами на 2 параллельных лыжнях. Игроки проходят 10 метров, делая широкие, накатистые шаги, стараясь скользить дольше, отталкиваясь ногами. В каждой паре выигрывает тот, кто приходит к финишу с наименьшим числом шагов.
«Сороконожки»
Задача. Закреплять навык скольжения в колонне.
Описание. Группа детей делится на две команды и выстраивается в колонны, одна параллельно другой. Перед колоннами отмечается линия старта, а на расстоянии 30—50 м — линия финиша. Каждой команде дается по одному шнуру. Дети, стоящие справа, берут шнур левой рукой, а стоящие слева — правой. По сигналу воспитателя колонны («сороконожки») бегут вперед к линии финиша, не выпуская шнур.
Правила. Если кто-либо из детей случайно выпустит шнур, то ведущий колонны должен остановиться и подождать, пока все возьмут шнур. Игра считается законченной, когда последний лыжник пересечет линию финиша («когда сороконожка закончит путь»).
Методические указания. Игра проводится с детьми, хорошо владеющими навыками ходьбы на лыжах.
«Позвони в колокольчик»
На склоне горы втыкают палки с привязанными к ним колокольчиками. Задача- при спуске с горы позвонить в колокольчик.
«Сумей проехать»
На склоне горы устанавливают ворота из 3 лыжных палок (две воткнуты, а третья- поперек). Задача- съехать и не уронить «ворота».
![]()
Подготовительная к школе группа:
«Меняемся местами»
На противоположных сторонах площадки на линиях старта выстраиваются в 2 шеренгах лицом друг к другу команды по 10-12 человек. По сигналу игроки бегут навстречу друг другу. Задача: занять быстрее место, где стояла команда соперников. Побеждает команда, игроки которой первыми соберутся за противоположной линией.
«Слалом»
На ровном месте ставят фишки, конусы. Задача игроков- пробежать между предметами змейкой, огибая их то с правой, то с левой стороны. Выигрывает тот, кто пройдет дистанцию быстрее других и не заденет ни одной метки.
«Эстафета «Передай палки»
Две команды выстраиваются у стартовой линии в колонны. Первые номера обеих команд- с лыжными палками, остальные- без палок. По сигналу ведущего первые игроки бегут вперед к ориентирам, втыкают возле них палки и возвращаются назад. После передачи эстафеты рукой начинают движение вторые игроки. Взяв у ориентиров палки,они, вернувшись, предлагают их третьим участникам, и те уже бегут с палками и т. д.
.«С двумя палками»
Стартуют две команды по 2 человека. Первый вытягивает палки назад, второй держится за них и по сигналу ведущего участники двигаются к финишу.
«Весёлые поезда»
Дети становятся в команды по 8 человек. Правой рукой все держат канат. Который соединяет все «вагоны», получается колонна. Задача колонны- поезда : скататься с горки и не потерпеть крушение, т.е. не упасть, не отцепиться и не потерять ни одного лыжника. Побеждает команда, удачно выполнившая задание.
«С горки на горку»
Каждая из команд делится на 2 группы. Одна располагается на вершине одной горки, другая- на вершине другой. По сигналу ведущего первый участник съезжает вниз, передает эстафету (флажок), второй взбегает на вершину горки, передает третьему, тот съезжает и т.д.
.«Вместе на одних лыжах»
Соревнуются две пары. Спуск с горы предстоит вдвоем на одних лыжах. Первый стоит на лыжах, второй пристраивается сзади. Обхватив первого за талию. Побеждает пара, сумевшая сохранить равновесие при спуске и не упасть .
.«Кто быстрее на гору»
Участники делятся на команды и соревнуются по сигналу ведущего в подъеме на гору «ёлочкой». Выигрывает та команда, игроки которой быстрее соперников поднимутся на вершину горы.
.«Все по местам»
По большому кругу расставлены лыжные палки. Играют 11 человек, из них один водящий, он без палок. Лыжные палки рассчитаны только на 10 игроков. Водящий ведет участников по большому кругу, в любой момент он может подать команду: «Быстро займи!». По этому сигналу все лыжники стремятся быстрее вернуться в круг и взяться за любые палки. Водящий также занимает место у любых палок. Оставшийся без палок становится ведущим и считается проигравшим.
. «Подними палки»
Соревнуются пары. Первый во время спуска с горки кладет палки справа и слева от лыжни. Его напарник, спускаясь вслед за ним, старается поднять обе палки. Затем то же выполняет другая пара.
«Трамплин»
Игру можно проводить сначала с катающимися поодиночку, затем группой. Каждый съезжает с горки, выполняет прыжок на лыжах через небольшой трамплин и продолжают спуск. Выигрывает тот. Кто сумеет удержать равновесие на лыжах и не упасть.
. «Стоп- линия»
В конце спуска чертится краской или кладется плашмя на снегу красная палка. Участники съезжают с вершины спуска, стараясь выполнять торможение «плугом» или «полуплугом», не пересекая стоп- линии.
«Через ворота»
Участники выполняют спуск в высокой стойке, приседают перед «воротами» из 2 или 3 палок в низкую стойку, выпрямляются и, сохраняя равновесие, продолжают спуск.
«Поймай мяч»
Участники выстраиваются в колонну на вершине спуска. По сигналу съезжают вниз и ловят брошенный каждому мяч водящим. Задача- поймать , бросить ведущему и съехать, не потеряв равновесие.
«Кто дальше»
Участники съезжают вниз в любой стойке, договорившись заранее. Задача- как можно дольше прокатиться до полной остановки.
Рекомендации:
- обучать упражнениям после обязательной разминки на лыжах;
- вводить новые упражнения последовательно, когда будет освоено всеми детьми предыдущее упражнение;
- наибольшую нагрузку дают подъемы и спуски на лыжах.
Я считаю, что разнообразные игры и упражнения, выбор атрибутов, правильная методика проведений занятия на лыжах обладают большим оздоровительным эффектом, высокой эмоциональностью, служат прекрасным средством восстановления душевных и физических сил, развивают множество физических качеств, поэтому в свою деятельность по физической культуре я включаю обучение детей ходьбе на лыжах и рекомендую это своим коллегам.
![]()