Краткосрочный проект на тему: «Играем в разные мячи»
методическая разработка

Титова Наталья Александровна

Актуальность

Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.Проект представляет основные направления работы по ознакомлению дошкольников с историей возникновения и применения в игре мяча. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Сланцевский детский сад №15

 комбинированного вида»

Краткосрочный проект на тему:

«Играем в разные мячи»

Выполнил:

инструктор по физической культуре

Титова Н.А.,

Воспитатель Яловенко О.Е.

Г.Сланцы

декабрь 2025г.

Актуальность

Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

Проект представляет основные направления работы по ознакомлению дошкольников с историей возникновения и применения в игре мяча. Знания подвижных игр и практические умения детей играть в мяч, помогут им обучить игре своих сверстников и друзей во дворе дома.

Кроме того, с помощью игры в мяч, пополняется словарный запас детей,  они учатся составлять рассказы о том, как они играют в мяч, а если пофантазируют, то придумают, нарисуют или изготовят из разного материала свой мяч.

Данный проект является мало затратным и доступным для большого количества участников.

 

Игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают игровые действия с мячом. 

Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка.

Систематические игры и упражнения с мячом способствуют появлению радостных эмоций у ребёнка, а положительные эмоции самые действенные!

Таким образом, обыкновенный детский мяч незаменим для физического развития и здоровья дошкольников, он же помощник в речевом развитии и, конечно же, игровой атрибут для социализации ребёнка в обществе.

 Тип проекта по целевой установке  - информационный,  познавательно-игровой, физкультурно-оздоровительный

 

Тип проекта по продолжительности - краткосрочный

 

Срок реализации – с 1.12.25-12.12.25.  

 

Тип проекта по количеству участников – групповой

 

Участники –  воспитатели, дети,  родители

 

  

Цель проекта: способствовать познавательному развитию ребенка в разных видах деятельности (физкультурно-оздоровительном, речевом) посредством игровых действий с мячом.

Задачи:

Образовательные:

1.    Уточнить и закрепить знания детей о различных видах мячей их назначении и значимости для людей.

2.    Сформировать у детей представление о мяче, как игрушке и как спортивном инвентаре.

3.    Дать первичные знания об истории мяча.

4.    Расширить и закрепить знания детей о мяче, использовании его в различных видах спорта;

5.    Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами.

6.    Познакомить детей с подвижными играми с мячом, привлечь к употреблению в самостоятельной деятельности.

 

Развивающие:

 

1.    Стимулировать интерес детей к играм с мячом. Расширять представления детей о спортивных играх с мячом.

      2.    Формировать двигательные умения и навыки у дошкольников в процессе приобщения их к играм с мячом

      3.    Развивать физические качества: силу, быстроту, ловкость.

     4.    Упражнять в умении подбрасывать и ловить мяч катать, пихать, толкать (младший возраст)

     5.    Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию

коммуникативных навыков;

 

 

Воспитательные:

1.    Воспитать созидательное отношение к своему здоровью;

2.    Побуждать использовать игры с мячом в самостоятельной деятельности

3.    Воспитывать умение договариваться, работать рядом.

4.    Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

5.    Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх с мячом.

 

Продукт проекта:

Изготовление мячей из носков

Выставка рисунков «Мой веселый мяч»

Мультимедийная презентация «Эти разные мячи» 

Стенгазета «Я играю дома в мяч»


Формы реализации проекта:

1. Непрерывная образовательная деятельность.

2. Беседы.

3. Наблюдения.

5. Продуктивная деятельность детей.

9. Подвижные игры с мячом.

I.               Методическое обеспечение:

1. Методическая литература для воспитателя:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2010–2012.

Борисова М. М. Малоподвижные игры. Выбирайте! // Здоровье дошкольника. – 2009 – № 3.

Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1983.

Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003

Гришин В. «Игры с мячом и ракеткой». Сборник игр и занятий.- М.: Скрипторий, 2003 г.

Осокина Т. И. «Физическая культура в детском саду». М.: Просвещение, 1978.

Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. «Игры и развлечения детей на воздухе». - М.: Просвещение, 1978.

 

Интернет-источники:

Сайт Инфоурок - https://infourok.ru/podvizhnie-igri-s-myachom-v-detskom-sadu-3547884.html


 

Взаимодействие с родителями

Положительный пример семьи и содружество с дошкольным образовательным учреждением будут способствовать развитию у дошкольников  необходимых навыков владения мячом в зале и  на улице, физическому и речевому развитию  через применение в подвижных и дидактических играх мяча, а также  воспитывать дисциплинированность, которая научит их подчиняться порядку, соблюдению правил игры.

 

В этих целях широко используются такие формы работы  с родителями:

 

Анкета для родителей.

1. В какие игры любит играть Ваш ребёнок дома?

2. Любит ли ваш ребёнок играть в мяч?

3. Играет ваш ребёнок в мяч дома?

4. Какие мячи есть у вас дома?

5. Играете ли Вы с ребёнком в мяч?

6. Нужно ли родителям играть в мяч с ребёнком?

7. Какие игры с мячом знаете вы и ваш ребёнок?

8. Что, по вашему мнению, развивают игры с мячом?

Спасибо!

Анкетирование позволяет определить степень владения родителями информацией о пользе упражнений с мячом и способах организации деятельности с ним.

 

Ожидаемые результаты по окончании работы над проектом:

У детей:

       Заинтересованное отношение детей к активной деятельности с использованием мяча;

       Дети знают историю мяча, его свойства;

       Владеют разнообразными игровыми действиями с разными видами мячей;

       Выучили новые игры с мячом (подвижные, дидактические игры с мячом для развития речи, используют мяч в эстафетах) и проявляют интерес к ним;

       Применяют мяч в самостоятельной деятельности;

       Дети знают о правилах безопасности игр с мячом;

В работе воспитателя:

       Дополняется новым содержимым игровой материал для детей (мишени, кольца, мячи-мякиши для бросания);

       Систематизируется и обобщается методический материал для педагогов и родителей по организации деятельности по ознакомлению с мячом и играми с ним

 

В работе с родителями:

       Родители информированы  по вопросу использования мяча в целях всестороннего развития ребенка;

       Заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми, с использованием мяча.

       Родители приобщатся к занятиям физической культурой и играм с мячом, для сохранения и укрепления здоровья своих детей;

       Предполагается сплочение детско-родительских отношений (участие родителей в мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении, играх, изготовлении мячей из нетрадиционного материала и др.)


Этапы работы над проектом

I этап -   Подготовительный

  • Подготовка наглядного иллюстративного материала:
  • Составление плана работы
  • Подготовка презентации 
  • Анкетирование родителей

II этап - Основной

1.    Знакомство с историей возникновения мяча для детей по средствам презентации «Эти разные мячи»;

2.    Беседа «А есть ли памятник мячу»?

3.    Показ видео презентаций по видам спорта с мячом.

4.    Рассматривание иллюстраций, предметных, сюжетных картинок про мячи;

5.    Проведение бесед о мячах с просмотром презентаций по теме проекта;

6.Непосредственно-образовательная деятельность:

          7.   Физкультурные занятия с использованием мяча;

         8.    Рисование «Мой весёлый мяч»;

9. Изготовление мячей из носков.

 

III этап - Заключительный

  • Выставки детско-родительских работ: изготовление разных мячей из разных материалов, рисунки, поделки
  • Выставка  стенгазет «Я играю дома в мяч»
  • Фотоотчёт  по проекту с предоставлением материала на сайт ДОУ и электронной газете «Знамя труда»
  • Вручение грамот детям и благодарственных писем родителям за активное участие в работе по проекту о мячах и оформлению пространственной предметно-развивающей среды;

 


 

Список использованной литературы

Список литературы

1.    Абдуллаева Е. Мой веселый, звонкий мяч! // Мама и Малыш. - №5. - 2006.

2.    Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. - М.: Терра-Спорт, 2000.

3.    Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.

4.    Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М.: ВАКО, 2005. -176с.

5.    Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Айри-Дидактика, 2003.

6.    Макарова Т. Лови, бросай, кати! Развивающие игры с мячом // Мама и Малыш. - №5. - 2007.

7.    Ноткина Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2000.

8.    Оздоровительная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие веселых мячей»// http://www.maaam.ru/detskijsad/ozdorovitelnaja-gimnastika-dlja-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

9.    Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

10.Осокина Т.И., Вавилова Е.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.- 394 с.

11.Потопчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. - С.-Пб.: Речь, 2002.

12.Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995, № 12, с. 23-25.

13.Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.

14.Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми. - М.: Просвещение, 1986. - 200с.

 

Интернет-ресурсы

https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-fizicheskomu-razvitiyu-v-podgotovitelnoi-grupe-mjach-i-ja-my-druzja.html

https://metodbv.ru/igry-po-razvitiyu-rechi-s-myachom/

https://www.maam.ru/detskijsad/logopedicheskie-igry-s-ispolzovaniem-spiner-mjacha.html

https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-moi-veselyi-zvonkii-mjach-944059.html

https://educontest.net/ru/268801/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%BC%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%91%D0%BB%D1%8B%D0%B9-%D0%B7/

https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/15699-proekt-planeta-veselykh-myachej.html

https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-yeti-raznye-mjachi.html

https://limtravel.ru/medicinskoe/proekt-po-fizkulture-v-dou-pedagogicheskii-proekt-zdorovye-deti.html

 

http://lojechka.ru/razvivayushhie-igry/razvivayushhie-igry-s-myachom.html

www.maaam.ru/detskijsad/moi-veselyi-zvonkii-mjach.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по физической культуре "Эти разные мячи"

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и инт...

Педагогический проект в средней группе «Какие разные мячи»

Проблема: Современные психологи связывают игровые упражнения с мячом с развитием речи и мелкой моторики пальцев рук. Мяч для ребенка является с первых лет жизни  предметом увлечения.  Игры с...

Конспект игрового занятия "Игры с разными мячами"

Задачи: формировать устойчивые представления о величине (большой-маленький), количестве (один-много), расположении в пространстве (верх-низ), цветах (красный, синий);продолжать учить слушать и эмоцион...

Краткосрочный проект в старшей группе "Такие разные эмоции"

Проект  направлен на развитие эмоциональной сферы, гармонизацию отношений детей старшего дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, фор...