Развитие самостоятельности у детей младшего возраста при адаптации к занятиям в бассейне
статья (младшая группа)
Rак всем известно, человек не рождается самостоятельным! Это свойство, которое постепенно формируется в процессе развития и взросления человека. Первые шаги на этом пути - накопления физического опыта, опыта самостоятельных действий: первые контролируемые движения, первые шаги, первые активные игры, первое знакомство с водной средой. статья посвящена освещению вопроса развития самостоятельности у детей младшего возраста при адаптации к занятиям в бассейне.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельности у детей младшего возраста при адаптации к занятиям в бассейне.
Копягина Наталья Сергеевна
Инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад 62
Приморского р-на Санкт-Петербурга
Самостоятельность — это комплексное качество личности, включающее способность принимать решения, действовать независимо и нести ответственность за свои поступки.
Но, как всем известно, человек не рождается самостоятельным! Это свойство, которое постепенно формируется в процессе развития и взросления человека. Первые шаги на этом пути - накопления физического опыта, опыта самостоятельных действий: первые контролируемые движения, первые шаги, первые активные игры, первое знакомство с водной средой.
У воспитанников нашего сада есть уникальная возможность заниматься физкультурой не только в спортивном зале, но и в теплом, красивом, прекрасно оборудованном детском бассейне. В процессе занятий в воде ребенок не только учится плавать, но также активно развивается психологически, становится более уверенным в себе и учится решать задачи самостоятельно.
Развитие самостоятельности у детей младшего возраста при адаптации к занятиям в бассейне требует комплексного подхода, включающего поддержку и поощрение со стороны взрослых (родителей и педагога), использование игровых методов и возможность постепенного формирования навыков с учетом темпов и особенностей развития ребенка.
Этапы адаптации и развития самостоятельности
1. Знакомство с водой
Не секрет, что водная среда, в отличии от спортивного зала или детской площадки, в большинстве случаев малознакома ребенку. Маленькому человеку требуется проделать колоссальную работу по адаптации к бассейну! Конечно, исследовать новое – это одна из внутренних установок ребенка. Но на начальном этапе крайне важны поддержка родителей и инструктора. Совместными усилиями необходимо создать положительный эмоциональный фон, продемонстрировать безопасность воды через игровые упражнения, а главное – дать возможность ребёнку осваивать водную среду В СВОЁМ СОБСТВЕННОМ ТЕМПЕ, с уважением относясь к его опасениям и радуясь даже самым маленьким его шагам к самостоятельному плаванию.
2. Формирование гигиенических навыков
К каждому занятию в бассейне необходимо подготовиться: переодеться в купальный костюм и принять душ.
Умение переодеваться без посторонней помощи– один из основных навыков самообслуживания ребенка, и при этом один из самых сложных. Регулярные занятия в бассейне способствуют постоянной практике малыша в этом непростом для него деле. Но осознание того, что впереди ждут любимые игры в воде, творит чудеса! Если внутренняя мотивация ребенка к занятиям в бассейне уже сформирована, то она становится прекрасным инструментом для развития самостоятельности в области самообслуживания.
3. Постепенное увеличение сложности поставленных задач
Метод «от простого к сложному» - древний, как мир, но и надёжный, как скала! При адаптации ребенка к водной среде мы вначале предлагаем ему самые простые задачи: ощутить тактильный контакт с водой, изучить ее свойства и возможности тела при перемещении в более плотной, чем воздух, водной среде. Первые игры – с опорой на поручень или руку педагога, затем – самостоятельные перемещения в нужном направлении, позднее – погружения и плавание с опорой на поддерживающие средства или без них. И пока не освоена предыдущая ступень, нет смысла переходить к освоению более сложных навыков.
И на этом пути каждый шаг приближает ребенка к уверенному плаванию, а значит – развивает его самостоятельность!
Подводя итоги, хочется отметить ещё раз, что развитие самостоятельности при адаптации к бассейну — это постепенный процесс, который включает физическое, психологическое и социальное развитие ребёнка. Ключевыми факторами успеха являются игровой подход, терпение и уважение взрослых, индивидуальный подход и создание позитивной атмосферы. Систематические занятия в бассейне помогают ребёнку не только научиться плавать, но и развить уверенность в себе, умение ставить цели, решать задачи и взаимодействовать с окружающими. А это и значит – быть самостоятельным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов и родителей о развитии самостоятельности у детей....

Опыт работы по теме "Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков""
Представление опыта работыТема: «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков»....

Родительское собрание: "Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"
цель: познакомить родителей с оновными стратегиями правильного развития самостоятельности у детей...
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: "Игровые приёмы в развитии самостоятельности у детей младшего возраста"
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: "Игровые приёмы в развитии самостоятельности у детей младшего возраста"...
Мастер класс Тема: "Игровые приёмы в развитии самостоятельности у детей младшего возраста«
Мастер класс Тема: "Игровые приёмы в развитии самостоятельности у детей младшего возраста"Поиск наиболее эффективных игровых приёмов, способствующих формированию самостоятельной деятельности...

Консультация для родителей "Развитие самостоятельности у детей младшего возраста
Рассматриваются стремления и правила к развитию самостоятельности у детей...

Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста на тему: «Мама, я сам! Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста на тему «Мама, я сам! Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»Цель: приобщение родителей к совместно...
