Семинар – практикум для педагогов младшего дошкольного возраста «Организация и проведение утренней гимнастики»
консультация (младшая группа)
Гимнастика – важная составная часть физического воспитания. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности. Во всестороннем и гармоническом воспитании здорового, физически совершенного человека гимнастике принадлежит одно из основных мест.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 127.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов
младшего дошкольного возраста
«Организация и проведение утренней гимнастики»
Подготовила:
Инструктор по физической культуре
Хохлова Татьяна Алексеевна
г. Новосибирск
1. РОЛЬ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ДВИГАТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ
Гимнастика – важная составная часть физического воспитания. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности. Во всестороннем и гармоническом воспитании здорового, физически совершенного человека гимнастике принадлежит одно из основных мест.
Гимнастика – это школа движений, которая обеспечивает высокую двигательную культуру. На занятиях гимнастикой успешно формируются жизненно важные прикладные навыки и умения: правильно ходить, бегать, прыгать, преодолевать препятствия, влезать на канаты и шесты, переползать, поднимать и переносить тяжести и т.д. Занятия гимнастикой совершенствуют волевые, эстетические и многие физические качества, в том числе способность человека согласовывать действия различных звеньев своего двигательного аппарата. Это помогает овладеть сложными движениями, с которыми человек повседневно встречается в труде, быту и спортивной деятельности. Как средство физического воспитания гимнастика имеет многовековую историю [17, 43].
Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Проводимая обычно после сна, зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.).
Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию. У детей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья. Особо необходима зарядка для дошкольников с недостаточным двигательным режимом в повседневной деятельности.
Физические упражнения зарядки подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья. Зарядка, как мы уже говорили, должна проводиться в хорошо проветренной комнате, а если позволяют условия - на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения.
Виды гимнастических упражнений, элементы которым используются при работе с дошкольниками младшего возраста.
Оздоровительные виды гимнастики: основная утренняя гимнастика, гимнастика после сна.
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком. Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы. Она направлена главным образом на решение оздоровительных задач. В процессе утренней гимнастики решаются задачи физического (формирование правильной осанки, развитие физических качеств), умственного нравственного, эстетического и трудового воспитания [1, 44].
Начинается она с разных видов ходьбы в чередовании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с различными положениями рук. В конце с детьми необходимо проговаривать небольшую речевку о пользе зарядки.
Таким образом, мы можем выделить структуру утренней гимнастики:
1.Вступительная часть: построение, 2-3 вида ходьбы, 1 вид бега, упражнение на внимание (носит имитационный характер). Заканчивается вступительная часть обычной ходьбой построением для выполнения ОРУ.
2.Основная часть. ОРУ: упражнение на дыхание и для мышц рук и плечевого пояса, упражнение для мышц туловища, для ног и туловища, комбинированное, прыжки с чередованием ходьбы, упражнение на дыхание
3.Заключительная часть (ходьба, хороводы и т.д.) [12, 57].
В комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики включают упражнения и корригирующего, и профилактирующего характера.
При составлении индивидуального комплекса следует позаботиться, чтобы он удовлетворял следующим требованиям:
- упражнения должны соответствовать возрастной категории;
- выполняться в определенной последовательности;
- носить преимущественно динамический характер, выполняться без значительных усилий и задержки дыхания;
- нагрузка должна постепенно возрастать с некоторым снижением к концу зарядки;
- комплекс следует периодически обновлять, так как привычность упражнений снижает эффективность занятий.
Рекомендуется следующая примерная схема последовательности упражнений утренней гимнастики:
1. Упражнения, способствующие постепенному переходу организма из заторможенного состояния в рабочее (ходьба, медленный бег, потягивание).
2. Упражнения, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой системы (махи руками в разных направлениях и т.п.).
3. Упражнения, укрепляющие мышцы тела, тренирующие дыхание, улучшающие мозговое кровообращение (вращение и наклоны головы, туловища, повороты вправо и влево, наклоны в сторону, прогибание назад).
4. Упражнения, способствующие подвижности суставов»
5. Упражнения для мышц брюшного пресса.
6. Упражнения для ног, включая приседание, прыжки.
7. Завершают утреннюю гигиеническую гимнастику упражнения на расслабление и восстановление дыхания (ходьба с движениями рук) [17,147].
В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики: в первой младшей группе длительность ее составляет 4-5мин; во второй младшей - 5-6 мин. [2, 29].
На утренней гимнастике используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.
Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель, правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике.
Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.
3. ВАРИАНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Традиционная с использованием общеразвивающих упражнений. Во вводной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений. В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3-4 повторов) или другие виды физических упражнений: танцевально-ритмические, хороводные и подвижные игры. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег). В заключительной части проводится ходьба или малоподвижная игра.
Игрового характера. Могут быть включены 1-2 подвижные игры разной степени интенсивности или 3-4 общеразвивающих упражнений имитационного характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают». Можно создать целый сюжет из имитационных движений.
С использованием полосы препятствий. Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередовать физкультурные пособия. Можно создавать различные полосы препятствий использованием разнообразных модулей.
С использованием простейших тренажеров. Общеразвивающие упражнения с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и др.) [16, 289].
Гимнастика - важная составная часть физического воспитания. Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель, правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт. - 1982. - 256с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт. - 1988. - 208с.
3. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. М.: Просвещение. - 1986. - 426с.
4. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт. - 1983. - 682с.
5. Гимнастика: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. А.М. Шлемина, А.Т. Брыкина. - М.: Физкультура и спорт. - 1979. - 215 с.
6. Ермакова З. Н. На зарядку, малыши! - СПб: Питер. - 2003. - 145с.
7. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебное пособие. - М.: Просвещение. - 1987. - 287с.
8. Кожухова В. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре. - М.: Физкультура и спорт. - 1998. - 694с.
9. Козлов В. И. Утренняя гимнастика. - М.: Просвещение. - 2004 - 252с.
10. Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. // Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - Новокузнецк. - 1998. - С.13-23.
11. Лещинский Л. А. Берегите здоровье. - М.: Физкультура и спорт. - 1995. - 482с.
12. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие для студентов бакалаврского уровня высшего физкультурного образования. - М.: РГАФК. - 2004 - 364с.
13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физическая культура и спорт. - 2001. - 543с.
14. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л. Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт. - 1998. - 521с.
15. Педагогика. / Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. - М.: Физкультура и спорт - 2005. - 734с.
16. Прохорова Г. А. Утренняя гимнастика для детей 2 - 7 лет. - СПб.:Речь. - 2003.- 120с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар -практикум для педагогов "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"
Утренняя гимнастика направлена на решение оздоровительных задач, способствует укреплению костно мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, создает бодрое, жизнерадо...

Семинар - практикум по теме: "Значение, особенности и методика проведения утренней гимнастики.
Семинар - практикум по теме: "Значение, особенности и методика проведения утренней гимнастики....

Семинар для воспитателей "Методика проведения утренней гимнастики в детском саду"
Методика проведения утренней гимнастики в детском сАДУ...

«Семинар-практикум для родителей раннего возраста Организация игровой деятельности в семье процессе адаптации к ДОУ»
Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей в вопросах адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ» НА ТЕМУ: «КВЕСТ – ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ»
Проводя ежедневно утреннюю зарядку, педагог решает много образовательных задач, что подразумевает интеграцию всех образовательных областей и соответствует ФГОС. Утренняя зарядка создает организованное...

Семинар для молодого педагога «Организация и проведение утренней гимнастики и физкультурных занятий в детском саду»
Цель: актуализация знаний в вопросах организации и проведения утренней гимнастики и физкультурных занятийУчастники: воспитатели , инструктор по физической культуре.Используемые технологии:...


