Консультация для педагогов «Геокешинг в дошкольном образовательном учреждении»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Познакомить педагогов с понятием "геокешинг", с его структурой.
Провести игровую ситуацию с педагогами по данной теме.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад №251» г. Барнаул
Консультация для педагогов
«Геокешинг в дошкольном образовательном учреждении»
Подготовил:
инструктор по физической культуре
Тимошенко О.В.
Барнаул, 2025
Использование современной образовательной технологии «геокешинг»
в работе со старшими дошкольниками
В связи с происходящими изменениями в социуме, от системы образования требуют применения новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. Акцент в образовании передвигается на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать свои действия, а также эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах, быть открытыми для новых контактов и связей. Отсюда вытекает необходимость поиска новых условий включения в основные виды деятельности детей дошкольного возраста.
Одним из таких эффективных средств является использование педагогом интерактивных методов. Инновационным направлением этой формы работы может стать синтез спортивного ориентирования и геокешинга, который отвечает всем характеристикам интерактивных методов работы с дошкольниками, позволяет интегрировать различные образовательные области и физкультурно-оздоровительную работу.
Какие у Вас есть идеи, в чем она может заключаться, если ее название «геокешинг»?
Геокешинг («geocaching», от греч. «geo» — Земля, англ. «cache» — тайник) – это командная игра, в которой присутствуют: путешествие, нахождение местоположения заданных объектов, поиск информации об объектах и ответов на вопросы. это туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, суть которой заключается в поиске тайников и кладов, сделанных другими участниками игры. Геокешинг - игра на ориентирование, суть которой заключается в поиске тайников и кладов, сделанных другими участниками игры. История геокэшинга как современной игры началась сравнительно недавно в 2000 году в США. В Россию геокешинг пришел весной 2002 года.
Основная идея классического варианта игры состоит в том, что одни игроки прячут тайники, с помощью GPS определяют их географические координаты и сообщают о них другим игрокам, которые в свою очередь используют эти координаты и свои GPS-приёмники для поиска тайников. В свою очередь, тайники могут быть как традиционными, так и виртуальными. Геокешинг – многовариативная игра, как по форме проведения, так и по содержанию заданий для ее участников. Наиболее применимый вариант проведения игры для дошкольников – прохождение заранее спланированного организатором маршрута по заданным точкам с выполнением заданий.
В «геокэшинг» можно играть и в детском саду, поскольку каждый ребенок мечтает найти клад. В ходе игры геокэшинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения.
В младшем дошкольном возрасте дети могут играть в упрощенную квест - игру, которая готовит их к геокэшингу. Могут ходить в гости к друг другу и выполнять элементарные задания.
Дети средней группы могут играть в квест - игру, где уже учатся пользоваться картами-схемами и передвигаться по зданию детского сада. Это является подготовкой для полноценной игры геокэшинг в старшем дошкольном возрасте.
Цель геокешинга – пропаганда здорового образа жизни через спортивно – познавательную игру, развитие ориентировки в пространстве, мышления, понимания речи, любознательности, наблюдательности и творчества.
Задача, которую решают игроки в геокешинг – это разыскивание тайников, сделанных другими участниками игры. При этом используются устройства, имеющие GPS - приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон или компьютер.
Геокешинг – это возможность увлекательно провести время и испытать азарт в пределах родного города, а также, это может быть, своеобразным аналогом спорта. Ведь по принципу геокешинга организуются различные спортивные соревнования. К игре можно привлечь и родителей, и они весело и с удовольствием поиграют со своими детьми. Можно собираться большими или маленькими командами, или же можно отыскивать тайники индивидуально.
Для организации геокешинга важно соблюдать основные структурные компоненты технологии:
Учет главного правила для детей – «Удиви меня!»;
Определить, какие образовательные задачи нужно решить через геокэшинг;
Формировать умение анализировать и разрабатывать маршруты, ориентировка на местности;
Правила игры;
Клад, тайник.
Образовательный геокешинг в ДОУ — это педагогическая технология, помогающая ребёнку самостоятельно познавать окружающий мир. В ходе игры развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество.
Задачи образовательного геокэшинга:
Развитие внимания, стремления к новым знаниям, познавательную активность.
Учить пользоваться компасами, зашифрованными схемами, картами.
Формирование привычки сосредотачиваться и мыслить самостоятельно.
Развитие умения логически мыслить, анализировать, совершенствовать пространственные и математические представления.
Развивать умение сотрудничать в группе, принимать совместное решение в достижении поставленных задач.
Этапы (методика) проведения элементов геокешинга с детьми старшего дошкольного возраста включает в себя 4 этапа:
1 этап - предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта, находящегося за территорией учреждения. Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, определять на них местоположение различных объектов.
2 этап - подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает образовательные задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры: атрибуты, карту схем, презентацию, демонстрационный материал и другие.
3 этап - проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, обсуждение с детьми маршрута, нахождение тайника с помощью подсказок.
4 этап - презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт: это фотоснимки объектов, оформление своего маршрута для других детей.
Соблюдение основных правил участниками игры:
• Действовать в команде.
• Не откланяться от маршрута.
• Клад является общей находкой.
• Не забыть отметить клад на карте.
• Соблюдать инструкции.
• В тайник положить предмет, взамен взятого.
Способы поиска клада:
• это поиск по загадкам,
• по приметам,
• по схеме.
Есть сходство с квест-технологией, но есть и отличие. Главное условие – это нужно положить свой клад в тайник вместо найденного, и проложить маршрут для других детей.
Сюжет игры строится на решении логических задач, ориентировке на местности, прохождение препятствий, которые требуют от участников ловкости и хорошей физической подготовки. При этом игра может начинаться в здании детского, а продолжиться на его территории.
Данную технологию можно использовать не только на прогулке, но и в любых режимных моментах. Игра представляет собой активный познавательный процесс, в нее можно играть всей группой, с родителями, соревноваться в нахождении клада с другой группой ДОУ, или устроить соревнования между семьями. Например, можно предложить «домашнее задание» в форме игры «Совершите экскурсию к задуманному объекту», где родителям совместно с детьми предлагаются записки-ориентиры, которые в итоге приводят к задуманному объекту.
Приложение №1
«Клад» в тайнике может быть угощение (шоколадка, конфеты), игрушка или сувенир, канцтовары, украшения и многое другое. Приветствуется фантазия. «Сокровище» нужно положить в непромокаемую коробочку (пакетик) или контейнер, и спрятать в определенном месте. Лучше всего прятать клад за верандой или под кустами, или в песок, то есть найти действительно «тайное место».
Кладом может быть не предмет, а например, слово. Необходимо задумать определённое слово, затем записать его буквами на схеме. Дети отгадывают загадки, в ответе первая буква слова является подсказкой, необходимо прочитать то слово-клад, которое получилось из найденных подсказок.
Дети совместно с воспитателем перемещаются по определенной территории детского сада, где и происходит основное ориентирование по карте, закрепление умения ориентироваться в пространстве и обеспечение двигательной нагрузки. На этом этапе могу присутствовать и сказочные и волшебные герои. Во время своего мини-похода они наблюдают за объектами живой и не живой природы, преодолевают разнообразные препятствия.
Геокэшинг - игра на ориентирование, и каждый находит в ней что-то свое. Поэтому правила игры, надо выполнять всем участникам, иначе игра не получится:
Найти тайник, где находится «клад».
Забрать из тайника понравившийся предмет.
Рассказать о своей находке другим. Подготовить тайник для детей других групп и проложить маршрут.
Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
• Маршрутный лист по станциям: например, «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться, также могут быть и загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать. Так постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
• Карта - схематическое изображение маршрута: Например, можно составить «Карту сокровищ» (на карте приблизительно по схеме территории ДОУ можно нарисовать: сам Остров сокровищ (территория), круглая бухта (бассейн), качающаяся колыбель (качели), долина мудрости (скамейки для отдыха), коралловая бухта (спортивная площадка), банановая роща (цветник), вход в пещеру (погреб для хранения овощей), джунгли (травяной газон), сонная лощина (беседка), ледник мамонта (тень за верандой), вулкан (солнцепек на асфальте), водопад (кран для полива), мост (игрушечный мост на участке одной из групп), плато (вход перед ДОУ), луковая роща (огород) и т.п. В идеале карту нужно рисовать на замоченной в чае бумаге и высушенной с оборванными краями.
• Использование ИКТ: например, «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
Чаще всего используем в своей работе линейные маршруты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.
Кольцевые маршруты, очень похожи на линейные, только они начинаются и заканчиваются в одной и той же точке.
Штурмовые маршруты: могут организовываться как в закрытом помещении, в группе, так и охватывать внутреннюю и внешнюю территорию детского сада.
Например, по теме «Наше лето», дети, передвигаясь по территории детского сада ищут признаки лета (картинки, природные элементы), а потом составляют из этого коллаж.
Приложение №2
Ведущий: Для игры приглашаю неравнодушных к экологическим проблемам педагогов.
— Мы с вами превращаемся в любознательных детей подготовительной к школе группы и поучаствуем в экологическом геокешинге.
«Неожиданно раздается звук входящего смс сообщения на телефоне ведущего.
Ведущий: «Мне на телефон пришло смс сообщение, но от кого оно, я не знаю. (Читает участникам текст смс сообщения). «Здравствуйте уважаемые участники игры! Я знаю, что вы очень любите природу и много знаете о ней. Я решил пригласить вас к себе в гости и приготовил для вас подарок. Предлагаю поиграть в увлекательную игру – геокешинг (туристическая игра на ориентирование на местности). А чтобы узнать, куда я вас приглашаю, и кто я, а также, чтобы бы попасть на начальную точку поиска, вам необходимо выполнить первое задание – отгадать загадку.
Здесь ручей, журча, течет,
Солнце спину не печет,
Тень прохладу обещает,
И меня к себе влечет.
Между елочек иду,
Может, здесь грибы найду.
Только спрятались маслята
Мухоморы на виду.
Вижу белку на суку,
Слышу близкое «ку-ку».
Еж калачиком свернулся,
Отдыхает на боку.
Показался и исчез –
Я подумал: леший, бес…
Он всегда загадок полный –
Заповедный, что же? ...
Ведущий: Вы догадались, куда мы отправляемся? (В лес), а кто же нас приглашает в гости? Старичок Лесовичок. Правильно, а вот и первая подсказка.
(Участники игры получают фрагмент карты с местом обозначения – елка, возле входа в детский сад. Ведущий вместе с педагогами идут к обозначенному месту. Под елью участников встречает Старичок Лесовичок).
Старичок Лесовичок: Я рад, что вы приняли мое приглашение отправиться в гости. Я спрятал клад на территории детского сада, давайте его найдем. Для этого вам надо преодолеть препятствия и выполнить много трудных заданий. За каждое выполненное задание вы будете получать подсказку пазл — фрагмент карты, по которой будете передвигаться по территории. Если вы соберете все пазлы, и правильно их соедините, то сможете узнать место, где находится мой тайник с подарком для вас. Впереди вас ждет несколько остановок, на каждой из которых вам предстоит выполнить задание. А я буду наблюдать как вы выполняете мои задания.
Станция «Станция следопытов»
Ведущий: На этой станции вы покажите, как вы умеете читать следы. Посмотрите на рисунок следа и определите какому животному они принадлежат, вы должны выбрать правильный ответ, за который и получите пазл-фрагмент карты.
(После выполнения задания участники получают пазл-фрагмент карты, и по нему двигаются к обозначенному месту).
Станция «Экологические задачи»
Ведущий: На этой станции за выполнение заданий получите 1 пазл-фрагмент карты. Найдите неправильные действия героев в следующих историях, всё ли верно или нет?
— Грибник нашел один боровик, а весь мох вокруг разрыл, выискивая мелкие грибы? Он правильно сделал?
— Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес. Костя набрал целую корзинку боровиков, а Миша корзинку мухоморов. «Зачем ты собрал мухоморы?» – удивился Костя. «Что бы другие не отравились.» – ответил Миша.
— Сережа залез в ласточкино гнездо. «Зачем?» – спросили его. «Интересно!» – ответил Сережа.
— Девочка Маша приехала в лес со своей семьей. В лесу было просто замечательно.
Ярко светило солнце, пели птицы. Молодые деревца радовали глаз. «Красота!» – сказал Машин папа, вытащил из машины магнитофон и громко включил музыку. «Чтобы весело было! – сказал он.
Старший брат решил развести костер, взял топор и принялся рубить молодую березку. «Березовые ветки хорошо горят! – сказал он.
Машина мама расстелила на земле скатерть и начала распаковывать продукты. Бумагу, пакеты и банки она аккуратно свернула и выбросила подальше. «Чтобы было чисто!» – сказала мама. Маша тем временем гуляла неподалеку. Увидев незатейливые лесные цветы, девочка решила собрать букет. Но стебельки не ломались, и Маше пришлось выдергивать их с корнем. «Ничего» – подумала Маша, — «Папа потом обрежет их ножиком». Время пролетело незаметно. Костер сам по себе начал гаснуть. Отдохнувшая семья отправилась домой.
(После выполнения задания участники получают пазл-фрагмент карты, и по нему двигаются к обозначенному месту).
Станция «Вопросы Старичка Лесовичка»
Ведущий: На этой станции вы должны ответить на вопросы, если ответите на все вопросы, получите 1пазл - фрагмент карты.
1. Почему в лесу нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена)
2. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (замазать глиной рану)
3. Главный враг леса. (пожар)
4. Почему опасен пожар в лесу?
5. Кто чаще всего виноват в возникновении пожаров в лесу?
6. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)
7. Может ли гриб съесть дерево? (Гриб-трутовик превращает дерево в труху)
8. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Птицам трудно находить корм под снегом)
9. Пользу или вред приносят синицы зимой? (Синицы зимой разыскивают в коре деревьев спрятавшихся там насекомых, их личинки и яйца, и поедают их.)
10. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают много вредных насекомых)
11. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Они являются кормом и лекарством для многих животных)
12. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы)
13. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы)
14. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери)
15. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
16. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук)
17. У кого на сучке кладовая? (У белки)
18. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
19. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока)
(После выполнения задания участники получают пазл-фрагмент карты, и по нему двигаются к обозначенному месту)
Станция «Лесная аптека»
Старичок Лесовичок: Отгадаете, мои загадки о лекарственных растениях, которые произрастают в лесу и покажете их на картинках, тогда получите 1 пазл — фрагмент карты.
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый… (Одуванчик)
Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится? —
Ароматная… (Душица)
Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой… (Зверобой)
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь?-Запах… (Мяты)
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
(После выполнения задания участники получают пазл-фрагмент карты, и по нему двигаются к обозначенному месту).
Станция «Жалобная книга»
Ведущий: На этой станции вы должны рассмотреть 3 жалобы от животных и определить от какого животного эта жалоба, за все верные ответ получите 1пазл-фрагмент карты.
К Вам поступили жалобы от животных. Давайте ознакомимся с ними и решим, верно, ли поступает человек.
Жалоба №1.
Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.
— Кто это? (Жаба)
— Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Жалоба №2
Ох и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
— Кто это? (Сова)
— Сова с 1946 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба №3
Мы сосем кровь человека. Из-за нас люди не могут нормально работать и отдыхать. От нашего тоненького голоса многие люди начинают чесаться».
— Кто это? (Комары)
— Но все же комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются некоторые жуки, пауки, птицы и даже летучие мыши.
(После выполнения задания участники получают пазл-фрагмент карты, и по нему двигаются к обозначенному месту).
Станция «Удивительных превращений»
Ведущий: На этой станции проверим знание сказок и произведений литературы. За выполнение задания на этой станции получите 1 пазл – фрагмент карты.
В кого превращались:
1. Князь Гвидон из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? (В комара, муху, шмеля)
2. Великан- людоед из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»? (Во льва, мышь)
3. Одиннадцать братьев- принцев из сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»? (В лебедей)
4. Гадкий утенок из сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий Утенок»? (В лебедя)
5. Чудовище из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек»? (В принца)
(После выполнения задания участники получают пазл-фрагмент карты, и по нему двигаются к обозначенному месту – в музыкальный зал).
Ведущий: Предлагаю вам, соединить все пазлы-фрагменты карты, чтобы узнать, где находится клад.
(Участники находят клад – в нем памятки на тему «Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников»).
Ведущий: Ну, а мы с вами возвращаемся из нашего путешествия. Подведем итоги мастер-класса. Прошу вас, как участников, поделиться своими впечатлениями.
Понравилась ли вам игра «геокэшинг»?
Какие качества вы проявили во время поиска клада (внимательность, находчивость, смекалку, дружбу, ловкость). Что понравилось больше всего? Какое задание оказалось самым трудным? Интересным? Что нового сегодня вы узнали?
Сейчас я предлагаю вам оценить сегодняшнюю работу мастер-класса
Перед вами «градусник» выберите температуру для себя по шкале, по которой определяется значение семинара:
34-бесполезно, бесперспективно, безразлично.
36,6- нужно, полезно, интересно, необходимо.
38- страшно, сложно, неинтересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы педагога-психолога Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №98 открытого акционерного общес
Технология работыпедагога-психолога Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №98 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»г. Тимашевска...

Городское методическое объединение педагогов – психологов муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Новошахтинска.
Цель работы методического объединения: содействие профессиональному росту и самореализации педагогов – психологов МБДОУ, повышение профессиональной компетентности в рамках реализа...

ПОЛОЖЕНИЕ о смотре-конкурсе «Огород на окошке» среди детей, педагогов и родителей дошкольного образовательного учреждения
Материал в помощь старшему воспитателю ДОУ...
Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

"АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ" Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

Повышение уровня профессиональной подготовки педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения
Обмен опытом работы...

Консультация для педагогов и родителей дошкольного образовательного учреждения «Детский мюзикл как нетрадиционная форма организации музыкальной деятельности дошкольников»
Консультация для педагогов и родителей дошкольного образовательного учреждения«Детский мюзикл как нетрадиционная форма организации музыкальной деятельности дошкольников»...
