Педагогический проект Технология «Скандинавская ходьба» для детей дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Костюркина Алёна Игоревна

 

Педагогический проект

Технология «Скандинавская ходьба» для детей дошкольного возраста

Автор: Костюркина Алёна Игоревна,

 воспитатель МДОУ «Детский сад №30 УКМО

г. Усть-Кут, Иркутская область.

 

Актуальность

Скандинавская ходьба является эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности детей, направлена на развитие физических качеств, таких как ловкость, равновесие, гибкость, сила и выносливость. А возможность двигаться на воздухе – значит и закаляться. Дети привыкают соблюдать определённые требования: быстро собираться и выходить на улицу организованно; помогать одевать правильно палочки, кто отстает; не играться с палками и не тыкать их друг друга во время ходьбы.

Цель: формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья дошкольников

Задачи:

1. Укрепление здоровья

2. Развитие двигательных качеств

3. Воспитание самостоятельности

4. Воспитание привычек здорового образа жизни

5. Воспитание психических  морально-волевых качеств

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, специалисты.

Длительность проекта - долгосрочный

Аргументация выбора данной техники:

- подходит для детей дошкольного возраста;

- практиковать ходьбу с палками можно круглый год, невзирая на погодные условия;

 - ходьба по любой местности;

- позволяет достичь большого тренировочного эффекта;

- для заметного эффекта, достаточно всего несколько занятий;

 - не имеет противопоказаний;

- не травмоопасна.

Ожидаемый результат

— Развитие физических качеств детей, повышение скорости формирования важных двигательных навыков детей, что приведёт к сохранению и укреплению здоровья.

— Сформируется устойчивый интерес к занятиям по физической культуре.

— Улучшение внутрисемейной атмосферы.

Формы работы:

— умение правильно держать и ставить палки;

— обучение правильному дыханию;

— обучение разными видам шагов;

— закрепление изученного материала.

 

 

 

Этап первый подготовительный

мероприятие

пояснение

Подготовка материальнотехнической базы (приобретение палок для детей и родителей (законных представителей))

Длина палок вычислена по росту каждого ребенка (палки должны быть короче роста малыша на 25 см.). Особое внимание уделено безопасности. Палки изготовлены из прочного нетоксичного материала, с пластиковым штырем на конце. Правильный подбор высоты палок для взрослых рассчитывается по формуле А=В*0,7, где А – высота палок в см, а В – рост человека в см.

Разработка комплекса подготовительных упражнений.

В подготовительный период проводится с детьми ряд упражнений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке, гимнастической скамьи. Во время прогулок на участке с детьми проводятся различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки. Для развития «чувства палок» и чувства равновесия в каждое занятие вводятся боковые шаги, подпрыгивания с опорой на палки

Разработка методических материалов (конспекты вводных бесед для детей, наглядность)

Конспекты бесед по темам: «История появления скандинавской ходьбы»; «Подготовка к занятиям скандинавской ходьбой». Подбор литературы, подготовка фотоальбома о скандинавской ходьбе.

Разработка информационнометодических материалов для работы с родителями (законными представителями).

-Конспекты бесед по темам: «История появления скандинавской ходьбы»; «Значение скандинавской ходьбы в оздоровлении ребенка дошкольника». -Изготовление информационных буклетов по теме «Техника скандинавской ходьбы»: -Рекомендации по подготовке к занятиям скандинавской ходьбой (подбор размера палок, выбор обуви и одежды). -Подбор литературы для самостоятельного ознакомления с ходьбой. Консультации: - Дыхание – основа жизни (врач – реабилитолог); - Зарядка в городе; -Выбор семейного маршрута по скандинавской ходьбе. -Мастер-класс для родителей «Скандинавская ходьба в детском саду».

Разработка основного маршрута для ходьбы.

Маршрут №1. На территории детского сада. Протяженностью 500м, по ровной без перепадов высот местности на естественном грунте и асфальте.

 

Разработка комплексов занятий

1 комплекс рассчитан на 1 квартал (всего 12 занятий в квартал, из них: 4 занятия - разучивание попеременного и одновременного шагов, подъемов; 4 занятия - повторение разученного; 4занятия – закрепление разученного). Структура организации занятия: 1 часть – общеразвивающие упражнения с палками (комплекс общеразвивающих упражнений рассчитан на 4 занятия); 2 часть – разминочные упражнения перед ходьбой, ходьба с определенным видом шагов и подъемов (разминочные упражнения рассчитаны на 1 месяц); 3 часть – упражнения на релаксацию. Используется фронтальный, поточный, групповой методы организации. Начало занятий– осенний период. В зимний период года занятия скандинавской ходьбой проводятся при температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий сокращается до 15–20 мин. Занятия по скандинавской ходьбе проводятся в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности дети уходят в помещение детского сада.

Разработка учебного плана

Количество занятий: в неделю - 1, в месяц - 4. в год – 48. Количество часов: в день -от 15 до 30 мин.; в месяц - до 2 часов.

Этап второй: «Сбор сведений»

- анкетирование родителей;

- ознакомление родителей с техникой «скандинавской ходьбы;

- помещение информации в родительский уголок.

Этап третий: Подведение итогов

Итоги работы подводятся в конце учебного года на основании оценки индивидуального развития воспитанников, членов клуба и анкетирование родителей. Оценка проводится в ходе наблюдений за детьми в процессе тренировок (занятий).

Критерии оценки умений и навыков детей 6-7 лет:

- умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения;

- рационализация наклона тела;

- правильная координация, ускорение передвижения;

- перекрестная работа рук и ног;

 - согласованность движения рук и ног;

 - наличие толчка палками;

-умение анализировать и контролировать свои действия;

- осознание ребенком, оценки техники передвижения у своих товарищей и у себя;

 - наличие начальных представлений о здоровом образе жизни, восприятие здорового образа жизни как ценности.

Ожидаемый результат:

1. Сокращение числа ЧБД группе с 20% до 15%

2. Овладение детьми навыками оздоровления, здорового образа жизни;

3. Закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психосоматического состояния

4. Повышение уровня развития физических качеств с 52% (13 детей) до 80% (20 детей).

5. Повышение заинтересованности и компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и собственного здоровья.

Результат работы

Чтобы проверить эффективность реализации технологии скандинавской ходьбы и внедрить её с 2021 года, дети старшей  группы были разделены на 2 подгруппы: экспериментальную и контрольную. Эксперимент длился 3 месяца: с октября по декабрь 2021года. В каждой подгруппе было по 11 детей. Занятия проводились согласно календарному планированию и сетке занятий 3 раза в неделю (2 занятия в зале и 1 на прогулке). Отличие занятий заключалось в том, что в систему занятий экспериментальной подгруппы была включена работа по обучению детей технике скандинавской ходьбы и включение этой техники в занятия на прогулке. В контрольной же группе занятия проводились по общепринятой методике, и соответственно без использования системы скандинавской ходьбы.

В сентябре месяце (перед началом эксперимента) (табл.1, табл.3) и в декабре (конец эксперимента) (табл.2, табл.4), было проведено тестирование по определению уровня развития физических качеств детей у обеих подгрупп с помощью специальных упражнений. Были обследованы следующие виды движений: ловкость, скоростно-силовые качества, тесты на гибкость (определение гибкости позвоночника).

Из сравнительных таблиц контрольной и экспериментальной групп на начало и конец эксперимента видно, что за 3 месяца у обеих групп отмечена положительная динамика по всем показателям физической подготовленности, но у группы, которая занималась скандинавской ходьбой она существенно выше.

Таким образом, повышение уровня развития физических качеств в экспериментальной группе, свидетельствует об эффективности использования технологии скандинавской ходьбы.

Использование скандинавской ходьбы в нашем учреждении – это попытка по-новому взглянуть на педагогический процесс современного детского сада, особенности его организации и профессиональную деятельность педагогов дошкольного образования.

Оценка уровня развития физических качеств детей контрольной группы на начало эксперимента (%)

Таблица 1

image

 

Оценка уровня развития физических качеств детей контрольной группы по завершению эксперимента (%)

Таблица 2

image

Оценка уровня развития физических качеств детей экспериментальной группы на начало эксперимента (%)

 Таблица 3

image

Оценка уровня развития физических качеств детей экспериментальной группы по завершению эксперимента (%)

Таблица 4

image

 

Работая в течение года над проектом «Скандинавская ходьба», я убедилась, что такие занятия - эффективная и интересная форма работы ДОУ по укреплению здоровья детей и профилактике простудных заболеваний.

 Значительно снизилось количество детей с низким уровнем физической подготовки. Наблюдалась тенденция к снижению общей заболеваемости с 70% до 24,3%.

 В ходе реализации проекта в МДОУ «Детский сад №30 УКМО:

 − повышен образовательный уровень педагогов (мастер-классы, семинары-практикумы);

 − повышена заинтересованность и компетентность родителей в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья детей, через организацию активных форм работы;

Проанализировав полученный опыт, я продолжила работу над проектом «Скандинавская ходьба», но уже с детьми подготовительной  группы. Родители в данном начинании нас поддерживают, и уже с июля 2022 года мы с детьми занимаемся ходьбой.

− Использование Скандинавской ходьбы в нашем детском саду - это попытка по новому взглянуть на педагогический процесс современного детского сада, особенности его организации и профессиональной деятельности педагога ДОУ.

− Данным опытом работы я поделилась с коллегами, принимая участие в рамках Единого методического дня провела мастер-класс для педагогов Усть-Кутского муниципального образования по теме: «Эффективность использование Скандинавской ходьбы в работе с дошкольниками», а так же с воспитанницей подготовительной группы  получили сертификат участника  в муниципальном и  региональном  этапе Всероссийской акции «Физическая культура и спорт- как альтернатива пагубным привычкам» в номинации «Мой любимый вид спорта»

Забота о здоровье воспитанников приоритетная задача дошкольного учреждения. Здоровый образ жизни для ребенка в детском саду – первооснова его полноценного развития и воспитания.

 Литература

1. Жулидов М. Бег и ходьба вместо лекарств. Самый простой путь к здоровью- М: Астрель, Полиграфиздат, 2012 г.- 224 с.

2. Полетаева А. С. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом/Издательство - М: Питер- 2012 г.- 80 с.

3. Ярцева Е. Бег и ходьба- М: Издательский Дом Мещерякова - 2012 г.- 64 с.

4. Палагнюк В.Г. Финская ходьба с палками- М: Метод рекомендации. СПб.-2012.

5. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Советы известного тренера. –М:

СПб.- 2015. [Электронный ресурс]. http://www.nordicwalker.ru/

 (Дата обращения 1.03.2022

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon презентация1.36 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный открытый педагогический процесс на тему:«Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа»

Интегрированный открытый педагогический процесс на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям  русского народа» ...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения

Основой прогрессивного развития современного общества является человек, его культура, образованность и воспитанность. Коммуникативная культура, являясь частью общечеловеческой культуры, отражает состо...

Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Современные педагогические технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

В сценарии педагогического совета предлагается интеллектуальная игра для педагогов «Педагогическая заморочка»....

«Методические подходы к коррекционно - педагогической работе по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста детей ЗПР».

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. Период дошкольного детства является периодо...

Консультация для родителей "Скандинавская ходьба для детей дошкольного возраста"

Скандинавская ходьба с палками Скандинавская ходьба с палками (северная ходьба, нордическая ходьба, финская ходьба) - своеобразный вид оздоровительной физкультуры, представляющий собой пешие про...