Обобщение опыта по теме " Формирование логических УУД на уроках окружающего мира"
статья по окружающему миру

В статье  рассмотрена актуальность данной темы, психолого - педагогические основы исследовательской деятельности младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МУРАВЬИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ  ШКОЛА»

 Обобщение опыта по теме: «Формирование логических познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира средствами исследовательской деятельности»

Ковлягина Людмила Ивановна

учитель начальных классов

2019

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…. 3

Глава 1. Теоретические аспекты использования исследовательской деятельности как средство формирования познавательных универсальных учебных действий

1.1Сущностная характеристика познавательных универсальных учебных  действий (психологический спект)……………….………..................................

1.2.Психолого - педагогические основы исследовательской деятельности младших школьников

Глава 2. Педагогический опыт по теме «Организация исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий» ………………………………………………………………………. 16

Заключение…………………………………………...…………………………. 23

Список литературы……………………………………………………...……….26

Приложение………………………………………………………………………27

Введение

Изменение социально-экономических условий современной России предъявляет повышенные требования к качеству подготовки школьников. Это предполагает формирование прочных системных знаний выпускников, овладение технологиями исследования, развитие умений ориентироваться в различных сферах науки, культуры, формирование умений преодолевать стереотипы, быть готовыми к интеллектуальной инновационной деятельности.

 Поэтому современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.

Самое главное, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели.    «Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности»[1].

Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.

Познавательная активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения.

Цель исследования: описать формы и методы организации

 исследовательской деятельность как средство формирования познавательных УУД.

Объект исследования:  учебно – образовательный  процесс в начальной школе.

Предмет исследования: процесс, условия формирования исследовательской деятельности на уроках окружающего мира

Задачи исследования:

  • раскрыть сущностные характеристики познавательных УУД;
  • описать условия организации исследовательской деятельности;
  • подобрать и апробировать упражнения для формирования исследовательской деятельности младших школьников
  • описать собственный педагогический опыт по теме «Организация исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий
  • разработать методические рекомендации для учителя

Методы исследования:

  • Анализ психолого –педагогической и методической литературы;
  • Метод наблюдения;
  • Анализ продуктов деятельности учащихся

Глава 1.

Теоретические аспекты использования исследовательской деятельности как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

1.1Сущностная характеристика познавательных универсальных учебных действий (психологический аспект)

     Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В. Молчановым.

Познавательные  универсальные учебные действия  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.    

            Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

  Логические УУД предполагают:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятия, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

обучения имеют развёрнутый вид – лучше усваивается способ действия).

       

1.2.Психолого - педагогические основы исследовательской деятельности младших школьников

     «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления».

      Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

     Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

     Оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка.  Исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать условиям:

- стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;

- всегда определять место изучаемого в системе известного.

      Исследование предполагает наличие основных этапов:

- постановка проблемы;

- изучение теории, посвящённой данной проблематике;

- подбор методик исследования;

- сбор материала, его анализ и обобщение;

 - научный комментарий;

- собственные выводы.

     

     В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;

второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;

третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

     Исследования можно классифицировать по-разному:

по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);

 по месту проведения (урочные и внеурочные);

по времени (кратковременные и долговременные);

по теме (предметные или свободные);

 по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).

     Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач.

Педагогическими условиями организации исследовательской деятельности младших школьников являются: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся

Глава 2.

Педагогический опыт по теме «Организация исследовательской деятельности как средство формирования логических познавательных универсальных учебных действий»

           По мнению А.И. Савенкова «обучение исследовательской деятельности учащихся должно начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно – аналитических и информационно – поисковых умений».

      Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

      На первом этапе стараюсь поддержать исследовательскую активность школьников на основе имеющихся представлений, их жизненного опыта.

В первом классе в своей работе я использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Для этого использую следующие упражнения:

  1. показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы.
  2. На стол кладу предмет и задаю вопрос : «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?»
  3. Найдите отличия клубники, малины и ежевики друг от друга
  4.  Разделите животных на домашних и диких животных.

Кратковременное мини- исследования

  1.  Что общего у разных растений ?
  2. «Что такое хвоинки?»
  3.  Почему в еловом лесу приход весны всегда запаздывает?
  4.  Головоломки».

Тема урока записывается среди разных знаков. Детям предлагается прочитать эту тему правильно и рассказать, как они это сделали.

 9) «Лови ошибку». Ученики получают текст, рисунок, схему  со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников данному приему, можно предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке.

10) «Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый – начало фразы, второй – ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока и для домашнего задания – составить по теме «осколки» для взаимопроверки.

11)«Реставрация».  Учащиеся получают разрезанный рисунок. Необходимо правильно собрать рисунок. Прием можно использовать на любом этапе урока и для домашнего задания.

12)«Отгадай, кто я.».

 Работая в микрогруппах, учащиеся составляют «портрет–загадку» какого-либо растения или животного от его имени, указывая частично на особенности внешнего вида, места обитания, друзей, врагов.

                                 Наблюдения

При изучении окружающего мира по-прежнему уделяется большое внимание наблюдению, но сейчас, основная идея заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить в учебно-исследовательскую деятельность

-постановка цели

-выдвижение гипотез

-умение составить программу наблюдения

-умение пользоваться измерительными инструментами

-умение фиксировать результаты

-анализ результатов наблюдений

      Начиная со 2 класса, ученики используют дополнительные источники информации: учебные пособия А. А. Плешакова («Атлас-определитель», «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне») и другую справочную литературу. Уже на этом этапе обучения, используя работу в парах, стараюсь вовлечь всех учащихся в активное обсуждение и решение поставленной задачи      Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности

2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с

соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует

совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в

процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями

исследовательской деятельности.

3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований

4  Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного

исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится

под руководством учителя, затем с помощью родителей.

На втором этапе расширяются представления об особенностях деятельности исследователя,  развиваются  умения определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования.

Для знакомства учащихся с методикой проведения учебных исследований необходимо провести два-три тренировочных занятия. Я готовлю карточки    (можно слайды) с символическим изображением методов исследования: «Подумать», «Спросить», Понаблюдать», «Получить информацию из книг», «Посмотреть по телевизору», «Получить информацию из сети Интернет», «Провести эксперимент» и др.  

Тему выбираем наиболее интересную все вместе. Объясняю, что задача учащихся заключается в составлении небольшого сообщения о предмете, но для этого надо собрать всю доступную информацию. Далее, в ходе эвристической беседы выясняется, где можно найти информацию. Отвечая на вопросы, ребята выстраивают логическую цепочку из карточек с символами («Подумать» и т. д.)

         Это и есть план исследования

         В 3 классе:

Учащиеся продолжают знакомится с теорией исследования, методами

исследований. На уроках использую следующие задания:  

1)Задание «Фантастический сон»

- представьте, вам снится, что вы летите на космическом корабле;

а) оказываетесь среди инопланетян, которые ничего не знают о нашей планете, что бы вы им рассказали?

2) Задание: «Предположите…»

- Для чего зайцу такие длинные уши?

- Почему рыбы зимой не замерзают в пруду?

- Почему снегиря так назвали?

3) «Лови ошибку».

4) Посмотри на мир чужими глазами

5) Составь рассказ используя данную концовку

6)Упражнения на поиск предметов, имеющих общие признаки: «Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются и твёрдыми и прозрачными»,

7) Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У

третьеклассников активность выше, неординарных подходов и предложений

в осуществлении исследовательской деятельности.

3) Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное

исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется

поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения,

ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся

проводят опросы, анкетирования.

4. Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная

помощь. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной

степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план

исследования, определять одну- две задачи, находить материал, представлять

доклад с показом.

На третьем этапе по сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.               Активно использую:

  1. мини-исследования
  2.  уроки-исследования,
  3. )коллективное выполнение и защита исследовательских работ,
  4.  4) наблюдение,
  5.  Эксперимент
  6. Схема «Фишбоун»
  7. Кубик Бума.

8)  Упражнение на обстоятельства.

- При каких условиях каждый из этих предметов будет полезным?

- Можешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?

Письменный стол,  нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, чайник, мобильный телефон, букет ромашек, охотничья собака.

 9) Упражнение, предполагающее обратное действие.

- При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезные и даже вредные?

10)  Найди возможную причину события.

а) Трава во дворе пожелтела.

 б) Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.

в) Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

С целью активизации познавательной деятельностью на уроках - с 1 по 4 класс использую:

- загадки, ребусы, шарады, логические задачи (

1. Почему осенью лягушки зарываются в ил?

2. Что такое « холодная кровь»?  А горячая?

3. В поле росла одинокая рябина. Обсуди с другом, как она могла сюда попасть. Назови возможные причины.)

    В своей работе активно использую экскурсии как вид исследовательской деятельности. Во время проведения экскурсий в природу особое внимание уделяю приобретению учащимися различных специальных навыков и умений: наблюдать природу, фиксировать и обрабатывать наблюдения, самостоятельно изучать, объяснять и предсказывать явления живой и неживой природы, ориентироваться на местности, читать план местности, карту и т. д.

   Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности я  активно использую и возможности внеурочных форм организации исследования.  Моим ученикам особенно интересны исследования  истории нашей малой родины.   Темы исследований  «ВОв в истории моей семьи», «История моего  рода», «Мастера нашего края »

При изучении темы  во 2 классе «Наша дружная семья»,  учащиеся проводили исследовательские работы: «Моя родословная».

 В 3 классе, при изучении темы «Комнатные растения», была  выполнена исследовательская  работа по теме: «Комнатные растения нашего класса» Комнатные растения в моем доме» « Наши домашние питомцы»

В 4 классе при изучении темы «Наш край», была проведена коллективная исследовательская работа «Моя малая родина».

     Многие дети увлеклись исследованием, им нравится наблюдать, экспериментировать. На уроках окружающего мира дети  получают основные навыки планирования и проведения простейших экспериментов, а также учатся решать систему учебных задач, где решение первой учебной задачи приводило их к постановке следующей и так далее.

     Результатом использования исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности стало проявление у моих учеников интереса, потребности в новых впечатлениях и знаниях, творческая атмосфера поиска в коллективе, решение познавательных, конкретных практических задач, самостоятельность учащихся при осуществлении исследования.

     Исследовательская деятельность способствует формированию умений осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые). Так были организованы исследовательская работа по теме «Домашние кошки»., История численников в Росии»  Итогом стала созданная презентация и выступление на Научном объединении учащхся школы.      Исследовательская деятельность служит средством формирования познавательных универсальных учебных действий, однако  важно правильно её организовать, создать условия.      

Заключение

      В начальной школе закладывается основа исследовательской деятельности, которая в средних и старших классах даёт свои результаты.

Литература

1. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г.

2.Т.Ивочкина. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Начальное образование. –  2000. – №3.

3.А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., испр. и доп. Самара, 2006.

4.А.И.Савенков. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004.

5.Н.А.Семенова. Формирование исследовательских умений младших школьников: Дис. кан.пед.наук. Томск, 2007.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: П  

 7. Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя. «Первое сентября» №11, 2008 г.

Когда урок на природе становится исследованием природы урока. «Первое сентября» №10, 2008 г.

https://thepresentation.ru/img/tmb/2/163978/cedd6f56159f12d0ce86e264e5af9ece-800x.jpgПриложение 1

Кубик Блума

hello_html_me72e831.jpg

. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Применение «Кубика Блума» на уроке природоведения по теме «Атмосферные осадки, дождь»:

Опиши: -       Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.

Сравни: -     В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом,                                                   а зимой очень редко.

Предложи ассоциацию: -Грусть.

Сделай анализ: -Дождь — это вода, которая накапливается в верхних слоях атмосферы.

Примени: -Можно собирать её для полива комнатных растений.

Оцени: -Увлажняет почву, питает растения, но можно

намочить ноги и заболеть.


[1] Асмолов А.Г. Системно – деятельностный  подход. Стандарты нового поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

Обобщение опыта по теме: "Развитие логического мышления на уроках математики"

Данный материал содержит ряд заданий на развитие логического мышления у детей на уроках математики....

Обобщение опыта по теме:"Формирование навыков самоконтроля на уроках русского языка"

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения. Наивысшие возможности  образовательные результаты вохник5ают только тогда,когда любые воздействия учителей, школы совпад...

Обобщение опыта на тему «Формирование УУД на уроках окружающего мира» Учитель начальных классов Коткова Алиса Анатольевна

Тема моего выступления «Формирование УУД на уроках окружающего мира». Я работаю 2 года по программе «Школа 2100» и хочу рассказать о своем опыте работы по формированию УУД (регулятивных, коммуникативн...

Формирование логических УУД на уроках окружающего мира

Формирование логических УУД на уроках окружающего мира в начальных классах...