КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ярмоленко Галина Геннадьевна

Урок русского языка по теме: "Виды предложений по цели высказывания и интонации" 3 класс.

Урок с применением ЭОРов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmolenko_plan-konspekt_uroka.docx905.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

(Тема урока)

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Базовый учебник

«Русский язык», 3 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

  1. Цель  урока: организация работы по усвоению новых понятий "цели высказывания", "восклицательное", "невосклицательное", формированию регулятивных и коммуникативных учебных действий .

9. Задачи:

–  обучающие: познакомить с новыми понятиями;  научить читать и анализировать схему, научить давать характеристику предложению по цели высказывания и интонации; активизировать познавательную активность;

–   развивающие:  продолжить развивать умение анализировать, сопоставлять, выделять главное, приводить свои примеры; развивать навыки самоконтроля, продуктивного взаимодействия и сотрудничества с одноклассниками при работе в паре;

– воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации на безошибочное выполнение задания; воспитание культуры учебного труда и экономному расходу времени.

  1. Тип урока:  урок формирования новых знаний  
  2. Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
  3. Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, ноутбуки для обучающихся (один на парту).
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  1. Этап урока № 1 – Организационный момент.
  2. Деятельность учителя и ученика.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин.)

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку,  эмоциональный настрой на успех.

Оформление записи  темы урока в тетради.

2 мин

  1. Этап урока № 2- Постановка цели урока.  Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

2.   Деятельность учителя и ученика.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин.)

Побуждающий диалог.

На доске (или слайдшоу) ряд картинок

 

   

- Ребята, скажите, пожалуйста, что вы представляли, когда рассматривали ряд картинок?

- А как вы думаете, с какой целью люди общаются между собой?

- Какую единицу речи  мы используем в общении между людьми?

- А что называется предложением?

- Подумайте в парах, к  какой из картинок можно соотнести данные слова

(на доске слова: сообщить, оповестить, рассказать, спросить, узнать, попросить, повлиять, побудить к действию).

- Значит, когда мы общаемся, то говорим предложения с какой-то определённой целью, и определённой  интонацией.

- Попробуйте сформулировать самостоятельно цель урока и задачи нашего урока.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Анализируют ответы одноклассников.

Работают в парах соотносят слова с картинками  (на парте карточка с картинками и словами, учащиеся работают на ней)

После обсуждения,  две-три пары высказывают своё мнение.

Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока и задачи, которые они должны решить.

Самооценивание с помощью сигнальных карточек. (Примечание. сигнальные карточки могут быть цветовые из рекомендаций по ведению самооценки в дневниках или с условными обозначениями:  точка - всё правильно, всё понятно, вопросительный знак - есть неточности и есть ещё вопросы в чём надо разобраться, восклицательный знак - побуждение к действию, ещё многое надо понять).

10 мин

1. Этап урока № 3- Введение новых знаний.

2. Название используемого ЭОР . (Таблица №1)

3. Деятельность учителя и ученика (с указанием действий с ЭОР)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин.)

- Молодцы! Тема нашего урока "Виды предложений по цели высказывания и интонации"

- Давайте попробуем по схеме рассказать о видах предложений по цели высказывания и интонации.

Таблица №1

- Давайте сделаем вывод.

Фронтальная работа.

Учащиеся читают схему,  сразу приводят примеры разных видов предложений и записывают в таблицу.

У ребят заготовки таблицы, которую они заполняют по ходу работы вместе с примерами.

Цели высказывания

Интонация высказывания

Повеств.

Пример:

Восклиц.

Пример:

Повеств.

Пример:

Невосклиц.

Пример:

Вопрос.

Пример:

Восклиц.

Пример:

Вопрос.

Пример:

Невосклиц.

Пример:

Побудит.

Пример:

Восклиц.

Пример:

Побудит.

Пример:

Невосклиц.

Пример:

 

Ребята обобщают полученные знания.

Самооценивание с помощью сигнальных карточек.

10 мин.

  1. Этап урока № 4 – Первичного закрепления и систематизации знаний.
  2. Название используемых ЭОР (Таблицы 2)
  3. Деятельность учителя и ученика (с указанием действий с ЭОР)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин.)

-Какова была наша цель урока, ребята?

- Правильно, узнать какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, научиться определять вид предложения и давать характеристику предложения по цели высказывания и интонации.

- Давайте проверим, достигли ли мы данной цели, что уже получается, а что ещё не совсем.

Таблица №2

- Каких предложений встретилось больше в задании?

Ответы учащихся  на поставленный вопрос.

Фронтальная работа. Учащиеся поочерёдно у доски определяют вид предложения по цели высказывания.

Остальные учащиеся выписывают по одному предложению ( первый ряд - повествовательное, второй ряд - побудительное, третий ряд - вопросительное).

Ответы детей, вывод о том, что в повседневной речи, чаще целью высказывания становится повествование.

Самооценивание с помощью сигнальных карточек.

 10 мин

Физкульминутка .  2 мин.

  1. Этап урока № 5 – Первичного контроля усвоения  знаний.
  2. Название используемых ЭОР (Таблицы 3)
  3. Деятельность учителя и ученика (с указанием действий с ЭОР)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин.)

- Сейчас вы будете работать в парах, вам необходимо вспомнить правила работы в парах.

-Внимательно прочитайте задание и приступайте к выполнению.

- После того как выполните работу, обязательно оцените свою работу в парах  с точки зрения сотрудничества и взаимодействия и сточки зрения усвоения материала.

Таблица №3

Парная работа.

Ребята выполняют интерактивное задание.

Самооценивание и взаимооценивание. (Использование сигнальных карточек)

Проверка на интерактивной доске.

Систематизация новых знаний. Можно обратиться к таблице, которую заполнили на этапе введения знаний.

 5-7 мин

1. Этап урока №6 - Рефлексия. Определение домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин.)

 - Давайте ещё раз вспомним цели и задачи нашего урока.

- Оцените каждый себя, как вы достигли цели  урока и выполнили ли все задачи урока.

- А теперь посмотрите как вы оценили индивидуальную работу и оцените нашу работу в целом.

- Домашнее задание. Дифференцированное. 1 и 3 варианты базовый уровень. Второй и четвертый повышенный.

Самооценивание с помощью сигнальных карточек.

Взаимооценивание  с помощью сигнальных  карточек

Ребята выбирают себе задание согласно своей самооценке.

 3-5 мин

Домашнее задание :

1 ВАРИАНТ.  Прочитай отрывок из сказки "Колобок". Распределить все предложения по цели высказывания. Запиши под цифрой 1 - повествовательные, 2- вопросительные, 3 - побудительные.

Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне, старая, колобок.
- Да из чего испечь-то? Муки нет.

2 ВАРИАНТ.  Прочитай отрывок. Выпиши из отрывка повествовательное невосклицательное предложение, вопросительное невосклицательное, побудительное восклицательное.

Я  старался  есть как можно медленней, но это не получалось, оттого  что  я  сильно  проголодался.  Мама  сидела   напротив, смотрела  на  меня  и  ужасно молчала.

Но раздался  телефонный  звонок.  Ура!  Звонила  тетя  Поля.

-Немедленно  садись  за  уроки, -- приказала мама и взяла  трубку.

Пришлось уйти в свою комнату и засесть за уроки.

-Убери на своем столе! -- крикнула вдогонку мама.

Уроков,   как  нарочно,  задали  очень  много.  А  день  был солнечный, теплый, и мальчишки во дворе гоняли мяч.  Интересно, кто стоял вместо меня в воротах?

3 ВАРИАНТ.  Прочитай отрывок. Выпиши по два предложения к каждому виду по цели высказывания. а)- повествовательные, б) - побудительные, в) - воспросительные.

Малыши  и  малышки  очень  любили  музыку,  а  Гусля  был замечательный

музыкант. У него были разные музыкальные инструменты, и он  часто  играл  на

них.  Все  слушали музыку и очень хвалили. Незнайке было завидно, что хвалят

Гуслю, вот он и стал просить его:

     -- Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом.

     -- Учись, -- согласился Гусля. -- На чем ты хочешь играть?

     -- А на чем легче всего выучиться?

     -- На балалайке.

     -- Ну, давай сюда балалайку, я попробую.

     Гусля дал ему балалайку. Незнайка забренчал на струнах. Потом говорит:

     -- Нет, балалайка слишком тихо играет. Дай что-нибудь другое, погромче.

     Гусля дал ему скрипку. Незнайка принялся пиликать смычком по струнам  и

сказал:

     -- А еще громче ничего нет?

     -- Еще труба есть, -- ответил Гусля.

     -- Давай-ка ее сюда, попробуем.

4 ВАРИАНТ.  Прочитай отрывок. Посчитай сколько в этом отрывке вопросительных и побудительных предложений? Запиши ответ. Выпиши из отрывка только побудительные предложения и дай им характеристику по цели высказывания.

После того как никто не захотел слушать  Незнайкину  музыку,  он  решил

сделаться художником. Пришел он к Тюбику и говорит:

     --  Слушай,  Тюбик,  я  тоже  хочу быть художником. Дай мне каких-нибудь

красок и кисточку.

     Тюбик был вовсе не жадный, он подарил Незнайке  свои  старые  краски  и

кисточку. В это время к Незнайке пришел его друг, Гунька.

     Незнайка говорит:

     -- Садись, Гунька, сейчас я тебя рисовать буду.

     Гунька  обрадовался,  сел  поскорее  на  стул,  и Незнайка принялся его

рисовать. Ему хотелось изобразить Гуньку покрасивее, вот он и нарисовал  ему

красный  нос,  зеленые  уши,  синие  губы и оранжевые глаза. Гуньке хотелось

поскорее увидеть свой портрет. От нетерпения он не мог усидеть  спокойно  на

стуле и все время вертелся.

     --  Не  вертись,  не вертись, -- говорил ему Незнайка, -- а то непохоже

получится.

     -- А сейчас получается похоже? -- спросил Гунька.

     -- Очень похоже,  --  ответил  Незнайка  и  пририсовал  ему  фиолетовой

краской усы.

     --  Ну-ка,  покажи,  что получилось! -- попросил Гунька, когда Незнайка

окончил портрет.

     Незнайка показал.

     -- Да разве я такой? -- закричал Гунька в испуге.

     -- Конечно, такой. Какой же еще?

     -- А усы зачем нарисовал? У меня ведь усов нету.

     -- Ну, вырастут когда-нибудь.

     -- А нос почему красный?

     -- Это чтоб было красивее.

     -- А волосы почему голубые? Разве у меня голубые волосы?

     -- Голубые, -- ответил Незнайка. -- Но, если тебе не нравится,  я  могу

сделать зеленые.

Нет, это плохой портрет, -- сказал Гунька. -- Дай я его порву.

     --   Зачем   же  уничтожать  художественное  произведение?  --  ответил

Незнайка.

     Гунька хотел отнять у него портрет, и они  принялись  драться.  На  шум

прибежали Знайка, доктор Пилюлькин и остальные малыши.

Приложение к плану-конспекту урока

«Действительные и страдательные причастия»

 (Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Расскажи о предложении по схеме

Текст, текст с иллюстрациями

Текст, схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/15f29682-9d1c-4246-b518-1083ad26bae8/%5BNS-RUS_3-29%5D_%5BQS_070%5D.html 

2

Дай характеристику предложения

Интерактивное задание

Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/06f79280-ba8a-432d-a868-a42d3c122867/%5BNS-RUS_3-29%5D_%5BTQ_067%5D.swf 

3

Виды предложений по цели высказывания

Интерактивное задание

 Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/668ba8e2-9d74-424e-ac35-1150a0e7a4f8/%5BNS-RUS_3-29%5D_%5BIG_066%5D.swf