Главные вкладки

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Ярмоленко Галина Геннадьевна

    Урок русского языка по теме: "Виды предложений по цели высказывания и интонации" 3 класс.

    Урок с применением ЭОРов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл yarmolenko_plan-konspekt_uroka.docx905.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    Виды предложений по цели высказывания и интонации.

    (Тема урока)

    Предмет

    Русский язык

    Класс

    3

    Тема и номер урока в теме

    Виды предложений по цели высказывания и интонации.

    Базовый учебник

    «Русский язык», 3 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

    1. Цель  урока: организация работы по усвоению новых понятий "цели высказывания", "восклицательное", "невосклицательное", формированию регулятивных и коммуникативных учебных действий .

    9. Задачи:

    –  обучающие: познакомить с новыми понятиями;  научить читать и анализировать схему, научить давать характеристику предложению по цели высказывания и интонации; активизировать познавательную активность;

    –   развивающие:  продолжить развивать умение анализировать, сопоставлять, выделять главное, приводить свои примеры; развивать навыки самоконтроля, продуктивного взаимодействия и сотрудничества с одноклассниками при работе в паре;

    – воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации на безошибочное выполнение задания; воспитание культуры учебного труда и экономному расходу времени.

    1. Тип урока:  урок формирования новых знаний  
    2. Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
    3. Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, ноутбуки для обучающихся (один на парту).
    4. Структура и ход  урока

    Таблица 1.

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    1. Этап урока № 1 – Организационный момент.
    2. Деятельность учителя и ученика.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Время (мин.)

    Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку,  эмоциональный настрой на успех.

    Оформление записи  темы урока в тетради.

    2 мин

    1. Этап урока № 2- Постановка цели урока.  Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

    2.   Деятельность учителя и ученика.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Время (мин.)

    Побуждающий диалог.

    На доске (или слайдшоу) ряд картинок

     

       

    - Ребята, скажите, пожалуйста, что вы представляли, когда рассматривали ряд картинок?

    - А как вы думаете, с какой целью люди общаются между собой?

    - Какую единицу речи  мы используем в общении между людьми?

    - А что называется предложением?

    - Подумайте в парах, к  какой из картинок можно соотнести данные слова

    (на доске слова: сообщить, оповестить, рассказать, спросить, узнать, попросить, повлиять, побудить к действию).

    - Значит, когда мы общаемся, то говорим предложения с какой-то определённой целью, и определённой  интонацией.

    - Попробуйте сформулировать самостоятельно цель урока и задачи нашего урока.

    Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

    Анализируют ответы одноклассников.

    Работают в парах соотносят слова с картинками  (на парте карточка с картинками и словами, учащиеся работают на ней)

    После обсуждения,  две-три пары высказывают своё мнение.

    Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока и задачи, которые они должны решить.

    Самооценивание с помощью сигнальных карточек. (Примечание. сигнальные карточки могут быть цветовые из рекомендаций по ведению самооценки в дневниках или с условными обозначениями:  точка - всё правильно, всё понятно, вопросительный знак - есть неточности и есть ещё вопросы в чём надо разобраться, восклицательный знак - побуждение к действию, ещё многое надо понять).

    10 мин

    1. Этап урока № 3- Введение новых знаний.

    2. Название используемого ЭОР . (Таблица №1)

    3. Деятельность учителя и ученика (с указанием действий с ЭОР)

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Время (мин.)

    - Молодцы! Тема нашего урока "Виды предложений по цели высказывания и интонации"

    - Давайте попробуем по схеме рассказать о видах предложений по цели высказывания и интонации.

    Таблица №1

    - Давайте сделаем вывод.

    Фронтальная работа.

    Учащиеся читают схему,  сразу приводят примеры разных видов предложений и записывают в таблицу.

    У ребят заготовки таблицы, которую они заполняют по ходу работы вместе с примерами.

    Цели высказывания

    Интонация высказывания

    Повеств.

    Пример:

    Восклиц.

    Пример:

    Повеств.

    Пример:

    Невосклиц.

    Пример:

    Вопрос.

    Пример:

    Восклиц.

    Пример:

    Вопрос.

    Пример:

    Невосклиц.

    Пример:

    Побудит.

    Пример:

    Восклиц.

    Пример:

    Побудит.

    Пример:

    Невосклиц.

    Пример:

     

    Ребята обобщают полученные знания.

    Самооценивание с помощью сигнальных карточек.

    10 мин.

    1. Этап урока № 4 – Первичного закрепления и систематизации знаний.
    2. Название используемых ЭОР (Таблицы 2)
    3. Деятельность учителя и ученика (с указанием действий с ЭОР)

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Время (мин.)

    -Какова была наша цель урока, ребята?

    - Правильно, узнать какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, научиться определять вид предложения и давать характеристику предложения по цели высказывания и интонации.

    - Давайте проверим, достигли ли мы данной цели, что уже получается, а что ещё не совсем.

    Таблица №2

    - Каких предложений встретилось больше в задании?

    Ответы учащихся  на поставленный вопрос.

    Фронтальная работа. Учащиеся поочерёдно у доски определяют вид предложения по цели высказывания.

    Остальные учащиеся выписывают по одному предложению ( первый ряд - повествовательное, второй ряд - побудительное, третий ряд - вопросительное).

    Ответы детей, вывод о том, что в повседневной речи, чаще целью высказывания становится повествование.

    Самооценивание с помощью сигнальных карточек.

     10 мин

    Физкульминутка .  2 мин.

    1. Этап урока № 5 – Первичного контроля усвоения  знаний.
    2. Название используемых ЭОР (Таблицы 3)
    3. Деятельность учителя и ученика (с указанием действий с ЭОР)

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Время (мин.)

    - Сейчас вы будете работать в парах, вам необходимо вспомнить правила работы в парах.

    -Внимательно прочитайте задание и приступайте к выполнению.

    - После того как выполните работу, обязательно оцените свою работу в парах  с точки зрения сотрудничества и взаимодействия и сточки зрения усвоения материала.

    Таблица №3

    Парная работа.

    Ребята выполняют интерактивное задание.

    Самооценивание и взаимооценивание. (Использование сигнальных карточек)

    Проверка на интерактивной доске.

    Систематизация новых знаний. Можно обратиться к таблице, которую заполнили на этапе введения знаний.

     5-7 мин

    1. Этап урока №6 - Рефлексия. Определение домашнего задания.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Время (мин.)

     - Давайте ещё раз вспомним цели и задачи нашего урока.

    - Оцените каждый себя, как вы достигли цели  урока и выполнили ли все задачи урока.

    - А теперь посмотрите как вы оценили индивидуальную работу и оцените нашу работу в целом.

    - Домашнее задание. Дифференцированное. 1 и 3 варианты базовый уровень. Второй и четвертый повышенный.

    Самооценивание с помощью сигнальных карточек.

    Взаимооценивание  с помощью сигнальных  карточек

    Ребята выбирают себе задание согласно своей самооценке.

     3-5 мин

    Домашнее задание :

    1 ВАРИАНТ.  Прочитай отрывок из сказки "Колобок". Распределить все предложения по цели высказывания. Запиши под цифрой 1 - повествовательные, 2- вопросительные, 3 - побудительные.

    Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
    - Испеки мне, старая, колобок.
    - Да из чего испечь-то? Муки нет.

    2 ВАРИАНТ.  Прочитай отрывок. Выпиши из отрывка повествовательное невосклицательное предложение, вопросительное невосклицательное, побудительное восклицательное.

    Я  старался  есть как можно медленней, но это не получалось, оттого  что  я  сильно  проголодался.  Мама  сидела   напротив, смотрела  на  меня  и  ужасно молчала.

    Но раздался  телефонный  звонок.  Ура!  Звонила  тетя  Поля.

    -Немедленно  садись  за  уроки, -- приказала мама и взяла  трубку.

    Пришлось уйти в свою комнату и засесть за уроки.

    -Убери на своем столе! -- крикнула вдогонку мама.

    Уроков,   как  нарочно,  задали  очень  много.  А  день  был солнечный, теплый, и мальчишки во дворе гоняли мяч.  Интересно, кто стоял вместо меня в воротах?

    3 ВАРИАНТ.  Прочитай отрывок. Выпиши по два предложения к каждому виду по цели высказывания. а)- повествовательные, б) - побудительные, в) - воспросительные.

    Малыши  и  малышки  очень  любили  музыку,  а  Гусля  был замечательный

    музыкант. У него были разные музыкальные инструменты, и он  часто  играл  на

    них.  Все  слушали музыку и очень хвалили. Незнайке было завидно, что хвалят

    Гуслю, вот он и стал просить его:

         -- Научи меня играть. Я тоже хочу быть музыкантом.

         -- Учись, -- согласился Гусля. -- На чем ты хочешь играть?

         -- А на чем легче всего выучиться?

         -- На балалайке.

         -- Ну, давай сюда балалайку, я попробую.

         Гусля дал ему балалайку. Незнайка забренчал на струнах. Потом говорит:

         -- Нет, балалайка слишком тихо играет. Дай что-нибудь другое, погромче.

         Гусля дал ему скрипку. Незнайка принялся пиликать смычком по струнам  и

    сказал:

         -- А еще громче ничего нет?

         -- Еще труба есть, -- ответил Гусля.

         -- Давай-ка ее сюда, попробуем.

    4 ВАРИАНТ.  Прочитай отрывок. Посчитай сколько в этом отрывке вопросительных и побудительных предложений? Запиши ответ. Выпиши из отрывка только побудительные предложения и дай им характеристику по цели высказывания.

    После того как никто не захотел слушать  Незнайкину  музыку,  он  решил

    сделаться художником. Пришел он к Тюбику и говорит:

         --  Слушай,  Тюбик,  я  тоже  хочу быть художником. Дай мне каких-нибудь

    красок и кисточку.

         Тюбик был вовсе не жадный, он подарил Незнайке  свои  старые  краски  и

    кисточку. В это время к Незнайке пришел его друг, Гунька.

         Незнайка говорит:

         -- Садись, Гунька, сейчас я тебя рисовать буду.

         Гунька  обрадовался,  сел  поскорее  на  стул,  и Незнайка принялся его

    рисовать. Ему хотелось изобразить Гуньку покрасивее, вот он и нарисовал  ему

    красный  нос,  зеленые  уши,  синие  губы и оранжевые глаза. Гуньке хотелось

    поскорее увидеть свой портрет. От нетерпения он не мог усидеть  спокойно  на

    стуле и все время вертелся.

         --  Не  вертись,  не вертись, -- говорил ему Незнайка, -- а то непохоже

    получится.

         -- А сейчас получается похоже? -- спросил Гунька.

         -- Очень похоже,  --  ответил  Незнайка  и  пририсовал  ему  фиолетовой

    краской усы.

         --  Ну-ка,  покажи,  что получилось! -- попросил Гунька, когда Незнайка

    окончил портрет.

         Незнайка показал.

         -- Да разве я такой? -- закричал Гунька в испуге.

         -- Конечно, такой. Какой же еще?

         -- А усы зачем нарисовал? У меня ведь усов нету.

         -- Ну, вырастут когда-нибудь.

         -- А нос почему красный?

         -- Это чтоб было красивее.

         -- А волосы почему голубые? Разве у меня голубые волосы?

         -- Голубые, -- ответил Незнайка. -- Но, если тебе не нравится,  я  могу

    сделать зеленые.

    Нет, это плохой портрет, -- сказал Гунька. -- Дай я его порву.

         --   Зачем   же  уничтожать  художественное  произведение?  --  ответил

    Незнайка.

         Гунька хотел отнять у него портрет, и они  принялись  драться.  На  шум

    прибежали Знайка, доктор Пилюлькин и остальные малыши.

    Приложение к плану-конспекту урока

    «Действительные и страдательные причастия»

     (Тема урока)

    Таблица 2.

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

    Расскажи о предложении по схеме

    Текст, текст с иллюстрациями

    Текст, схема

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/15f29682-9d1c-4246-b518-1083ad26bae8/%5BNS-RUS_3-29%5D_%5BQS_070%5D.html 

    2

    Дай характеристику предложения

    Интерактивное задание

    Текст

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/06f79280-ba8a-432d-a868-a42d3c122867/%5BNS-RUS_3-29%5D_%5BTQ_067%5D.swf 

    3

    Виды предложений по цели высказывания

    Интерактивное задание

     Текст

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/668ba8e2-9d74-424e-ac35-1150a0e7a4f8/%5BNS-RUS_3-29%5D_%5BIG_066%5D.swf 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

    Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

    Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

    Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

    Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

    формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

    План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

    " 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

    Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

    Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...