Главные вкладки

    О школьной форме (письмо Роспотребнадзора)

    Шаповалова Елена Александровна

     

    Министру образования

    Ставропольского края

     

    И.В.Кувалдиной

     

     

     

     

     

     

     

     

    Об использовании школьной

    формы

     

     

     

    Уважаемая Ирина Владимировна!

     

     

    В соответствии с письмом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г.Онищенко по реализации мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в процессе дошкольного и школьного образования, по исполнение требований санитарных правил СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиями), контактирующим с кожей человека» и технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков (ТР ТС 007/2011), во исполнение постановления Правительства Ставропольского края от 31 октября 2012 г. № 422-п, а также с учетом важности функционального назначения одежды в учебном процессе, Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю информирует:

    Соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви формируют микроклимат пододёжного пространства (температура, влажность, паро- и воздухопроницаемость), позволяют одежде обеспечивать субъективные комфортные условия при оптимальных микроклиматических параметрах в помещении образовательного учреждения.

    Исходя из позиций п.п. 1.3, 1.5, 2.4 СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 и статьи 5. технического регламента следует, что показатели безопасности предметов одежды и принадлежностей к одежде, прочих готовых текстильных изделий для детей и подростков регламентируются с учетом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов.

    Результаты корреляционного анализа заболеваемости свидетельствуют о наличии прямых, статистически значимых причинно-следственных связей между функциональным назначением предметов одежды и ее качественными показателями с одной стороны, заболеваниями кожи (контактный и атопический дерматиты) и простудными заболеваниями (грипп, острые респираторные заболевания, заболевания органов дыхания) с другой стороны.

    Указанные заболевания в структуре общей заболеваемости детей и подростков занимают ведущее ранговое место.

    Несоответствие используемой детской одежды и обуви ее функциональному назначению, снижение функционального назначения одежды 3-го слоя и одежды 1-го и 2-го слоев, предназначенной для занятий физической культурой, на фоне несовершеннолетних в детском возрасте механизмов теплорегуляции и с учетом природно-климатических условий приводят к простудным заболеваниям.

    Кроме того, пунктами 4.16, 4.5, 6.2 санитарных правил СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» предусмотрено размещение в зданиях общеобразовательных учреждений гардеробов с обязательным оборудованием мест для каждого класса с вешалками для одежды и ячейками для обуви.

    В спортивных залах и бассейнах раздевалки тоже оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви. Наличие оборудованных в соответствии с требованиями санитарных правил гардеробов и раздевалок определяется сезонным их функциональным назначением для хранения верхней одежды в холодное время года и необходимостью переодевания в одежду для занятий физической культурой.

    Следует отметить, что современные тенденции в развитии ассортимента детской и подростковой одежды, удовлетворение гигиенических и антропометрических требований к ней, комплексные потребительские требования (соотношение «цена-качество») определяют целесообразность повышения требований, как к функциональному назначению, так и к качеству одежды для детей и подростков.

    Особое место в одежде детей отводится головным уборам, влияние которых на функции школьника характеризуется массой, гигиеническими свойствами материалов, используемых для их изготовления, способностью поддерживать температурно-влажностные параметры в пространстве под ними.

    Ношение детьми и подростками головного убора в помещении во время учебных занятий и занятий физической культурой, а также несопряженного по своему функциональному предназначению с оптимальными параметрами окружающей среды и микроклимата, является причиной различных заболеваний, влияет на сосуды головного мозга, может приводить к увеличению напряженности мышц затылочной области головы и плечевого пояса, что является причиной заболеваний шейного отдела позвоночника, а также может снижать зрительную способность ребенка и приводить к негативному изменению угла периферического зрения.

    Совокупность требований к материально-техническому оборудованию образовательных учреждений (учебные помещения, гардеробы, раздевалки, мебель) и нормативных требований к функциональному назначению одежды детского ассортимента, качеству и безопасности материалов формирует необходимость введения специализированной одежды для школы (школьной формы).

    При этом. Существующая нормативная правовая база позволяет регулировать показатели гигиенических требований к функциональному назначению одежды, а также качество и эстетические показатели используемых для пошива одежды материалов.

    На основании изложенного Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю предлагает:

    - при формировании заказов на пошив детской одежды в качестве формы для учащихся образовательных учреждений приоритетной задачей при выполнении заказов считать показатели ее качества и безопасности;

    - отдавать предпочтение тем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, производящим и реализующим детскую одежду, которые обеспечивают рынок качественной и безопасной одеждой, в том числе отечественного производства;

    - организовать разъяснительную работу среди родительских комитетов, попечительских и иных советов образовательных учреждений и общественности по основным вопросам оказания услуг на приобретение детских товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья детей.

     

     

     

    Заместитель руководителя                           л/п                      Н.А. Шаповалова

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Сорокина,

    28-10-61

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    История школьной формы в России

      1834 г. – принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах.

     1896 г. – утверждено положение о гимназической форме для девочек.

     1918 г. – гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе с многими другими разумными наработками в области образования.

     1949 г. – было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской дореволюционной женской гимназии. Теперь уже "свободная форма одежды" стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких экспериментаторов было решено объявить "вредителями" и "врагами народа". 

     1962 г. – мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы с застежкой на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась прежней.

     1973 г. – введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая джинсовая мода) с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на пиджак. 

     1976 г. – введена новая форма для старшеклассниц: юбка и жакет из синей полушерстяной ткани. 

     1988 г. – некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы. 

     1992 г. – отмена школьной формы в школах Российской Федерации. 

     Начиная с 1999 г. – отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы. 

     Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы. 

     Вопрос о школьной форме может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения: совета школы, родительского комитета, классного и общешкольного родительских собраний, попечительского совета. Окончательное решение принимается по соглашению всех родителей школьников или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей. 

     Кто же все-таки должен принять решение о введении школьной формы в России? Удивительно, но почти половина опрошенных россиян ответили, что решение должно быть принято на государственном уровне. 

     Но вот вопрос о том, стоит ли вводить форму или нет, все чаще порождает бурные дискуссии. 

     Во многих странах ученики элитных и общеобразовательных школ носят единую форму. У нас же в большинстве случаев школьников лишь слегка ограничивают в выборе одежды. Иногда педагоги собственными силами вводят некое подобие школьной формы: настаивают на деловом стиле в одежде и классическом сочетании "белый верх, темный низ". Хотя школьную форму на государственном уровне отменили еще в 1992 г., более половины россиян, имеющих детей школьного возраста, хотят, чтобы по всей стране школьники одевались одинаково. В частности, они считают, что школьная форма дисциплинирует, дает возможность осознать себя учеником и членом коллектива. Многие считают, что это поможет избежать социальных разногласий, уравняет детей из бедных и богатых семей. Другие, вспоминая себя в школьные годы, утверждают, что форма помогает настроиться на работу и дети будут больше внимания уделять учебе. 

     Но немало нашлось и тех, кто выступил против возвращения к устаревшим традициям. По их мнению, дети имеют право где угодно открыто демонстрировать свои пристрастия в одежде, а школьная форма – это вчерашний день. Впрочем, были среди них и те, кто просто побоялся, что на форму для ребенка придется прилично потратиться, а так, мол, "оденет что есть". 

     Самыми ярыми приверженцами введения школьной формы оказались руководители общеобразовательных учреждений и учителя. Для большинства же учеников очень важным является свобода выбора, проявление "своей индивидуальности". Поэтому наиболее приемлемым считается вариант гибкого выбора школьной формы с разнообразием цветовых гамм и фасонов.