конспект урока по теме: "Среда обитания организмов"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Шойдокова Уржин Булатовна

Конспект урока с приложением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sreda_obitaniya_5kl.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания организмов»

Цели урока. Узнать, что такое среда обитания организмов;

Задачи:Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;

Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Проверяю наличие учебников, тетрадей

Демонстрируют готовность к уроку.

Регулятивные :

настраиваются на работу

2

Актуализация знаний

I. Для создания рабочего настроя урок начинается с фронтального опроса:

 Что такое биосфера?

 Как называются объекты живой природы

 По каким признакам мы отличаем живые организмы от неживых?(обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, дыхание, размножение

 На какие группы мы можем разделить все эти организмы? (Царства)

Отвечают на вопросы

Личностные:

понимают значение знаний для человека и принимают его.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Регулятивные:

Осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

3

Совместное открытие знаний

- Где обитают живые организмы?

 (вода, почва, воздух)

- Скажите, пожалуйста, ребята, чем лес является для лисицы, озеро для щуки, а земля для дождевого червя?

- Как одним словом можно объединить  все что вы назвали? (среда обитания)

Тема урока: « Среда обитания организмов».

Цели урока.

Узнать, что такое среда обитания организмов;

Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;

Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;

 Что такое «среда обитания»? Cреда обитания – условия, окружающие организм.

- Перечислите, известные вам, среды обитания живых организмов.

Подробнее познакомимся с условиями жизни в различных средах обитания. Сейчас будем работать группами. Каждый ряд это 1 группа, задание рассмотреть по 1 среде обитания. 1ряд от окна водная среда, 2 ряд наз-возд, 3 ряд почвенная

В  рабочих листах уже указаны параметры, по которым нужно описывать среду обитания

По очереди выступают. Про какую среду обитания мы с вами не говорили? Организменную. Давайте все вместе поговорим.  

Отвечают на вопросы.

Слушают,

Принимают участие в диалоге

Запись в тетрадь

выполняют задания        (рабочий лист)

Личностные:

имеют мотивацию учебной деятельности.

Познавательные:

умеют извлечь информацию из разных источников,

систематизируют собственные знания.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации,  уважают мнение других участников образовательного процесса.

Регулятивные:

осознают недостаточность своих знаний.

4

Применение знаний

- Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?

– Почему рыба не может жить в лесу, а грибы в воде? Или почему не летают медведи?( рыбы приспособлены к жизни в воде, а грибы в лесу.)

- Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.

В самом деле, условия обитания влияют на внешний

вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.

Отвечают на вопросы,

 

Личностные:

Способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные:

Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга.

Регулятивные:

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

5

Рефлексия

Какие трудности возникли при изучении материала?

Как вы с ними справились?

Отвечают на вопросы, обосновывают свое мнение.

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Личностные

стремятся к приобретению новых знаний.

Регулятивные:

оценивают собственную деятельность на уроке.

Рабочий лист для 5б класса

Задание № 1.Заполните таблицу «Сравнение условий жизни в разных средах»

Условия жизни

Наземно-

воздушная среда

Водная среда

Почвенная среда

Кислород

Вода

Изменения температуры

Свет

Задание № 2.Соедините стрелками название животного и соответствующую среду обитания:

Сорока                                                        наземно- воздушная среда

Ёж

Карась

Крот                                                                водная среда

Медуза                                                        

Кузнечик

Дельфин

Слепыш                                                            почвенная среда

Задание № 3. Определите, к какой среде обитания относятся данные приспособительные особенности животных и растений

 

крылья;  

конечности для передвижения по твердой поверхности;

шерсть;

перья;

приспособления для экономного расходования влаги;

обтекаемая форма тела

наличие слизи на теле

плавники,

ласты

подкожный слой жира

слизистые выделения. Позволяющие скользить в почве

если имеется шерсть, то короткая. Сглаживается вперед и назад. Устойчива к стиранию

уменьшены или отсутсвуют глаза и уши

копательные конечности (крот) или зубы

тело тонкое и длинное

наземно- воздушная среда

почвенная среда

водная среда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...

Конспект урока на тему : Среда водных растворов электролитов.

Формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении среды водных растворов электролитов и методов ее методов ее качественного анализа....

Разработка урока на тему "Среда обитания организмов

Тема урока: Основная среда обитания организмовЦели:образовательные – продолжить развитие знаний учащихся о среде обитания, а также раскрыть взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой.раз...

Урок по теме "Среды обитания организмов"

Урок по теме "Среды обитания организмов" расчитан для  обучающихся 5 класса...