Программа по дополнительному образованию "Правовое воспитание"
методическая разработка (10 класс) по теме

Надежда Ивановна Кузьменкова

Население Земли почти на одну треть составляют дети – «человеческие существа в возрасте до 18 лет» (ст.1 Конвенции о правах ребенка).

Дети – своеобразный социальный барометр, чутко реагирующий на перемены в государстве, и именно отношение к детям наиболее точно определяет состояние и уровень развития общества, в котором живут и воспитываются. Иными словами, дети – это будущее любой страны, города.

Но будущее закладывается в настоящем: дети должны быть здоровыми физически и нравственно, должны развиваться, познавать окружающий мир, готовиться к самостоятельной жизни.

Дети – это привилегированная часть общества. Государства, подписавшие Конвенцию ООН о правах ребенка, обязались наилучшим образом обеспечивать интересы детей. Но обеспечение этих интересов зависит от многих факторов:уровня развития общества, экономики, культуры, традиций, воли правителей и политиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_do.docx44.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Население Земли почти на одну треть составляют дети – «человеческие существа в возрасте до 18 лет» (ст.1 Конвенции о правах ребенка).

Дети – своеобразный социальный барометр, чутко реагирующий на перемены в государстве, и именно отношение к детям наиболее точно определяет состояние и уровень развития общества, в котором живут и воспитываются. Иными словами, дети – это будущее любой страны, города.

Но будущее закладывается в настоящем: дети должны быть здоровыми физически и нравственно, должны развиваться, познавать окружающий мир, готовиться к самостоятельной жизни.

Дети – это привилегированная часть общества. Государства, подписавшие Конвенцию ООН о правах ребенка, обязались наилучшим образом обеспечивать интересы детей. Но обеспечение этих интересов зависит от многих факторов:уровня развития общества, экономики, культуры, традиций, воли правителей и политиков.

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-11 классов, ориентирован на решение комплекса задач нравственно – правового воспитания. Его введение должно способствовать более успешной социальной адаптации школьников этой возрастной группы к сложным условиям окружающей среды, с учетом ее высокого динамизма и противоречивости. Курс призван помочь им  осознать свои возможности, свой социальный статус, свои права и обязанности, научить действовать, ориентируясь на свои интересы и потребности, с учетом прав и интересов других людей не выходя за рамки дозволенного, правомерного.

Курс пропагандирует и популяризует понятие толерантности, ненасилия. Каждое занятие дает школьникам информацию о статьях Конвенции ООН о правах ребенка и законодательстве Российской Федерации, учит применять знания о правах на практике. Курс состоит из интерактивных занятий, предлагающих активное вовлечение  школьников в дискуссию, совместную работу, самостоятельные размышления.

Актуальность курса в том, что на занятиях ученики не просто заучивают материал, но учатся анализировать его, формировать свое отношение к обсуждаемым проблемам. И то, что ведущий занятия может легко его изменить, разнообразить, адаптировать материал для отдельно взятой группы или класса по своему усмотрению, сохраняя при этом ту информационную базу, которая дается в занятиях является неоспоримым преимуществом курса.

Цели и задачи курса

  1. Помочь подросткам приобрести ключевые компетентности и социальный опыт, которые помогут ему адаптироваться в условиях рыночных отношений, получить профессию, найти достойную работу, гармонично отстаивать свои гражданские права.
  2. Сформировать первичные знания о сущности, функциях, задачах, признаках государства и права, содержании отдельных государственных и правовых институтов и отраслей законодательства, объяснить роль государства и права в жизнедеятельности общества.
  3. Помочь ребятам постепенно приобрести основы политической и правовой культуры.
  4. Развивать правосознание.
  5. Разъяснить основные понятия в сфере правоведения.
  6. Стимулировать процесс социализации подростка, формировать качества гражданина, необходимые для жизни в правовом государстве и приобщение к общечеловеческим ценностям.

Требования к курсу:

  1. Активно вовлекать подростков в процесс занятия
  2. Отражать мнение каждого в дискуссии
  3. Изменять программу в зависимости от потребностей учащихся

Возраст учащихся, участвующих в реализации данного курса 15-17 лет. Именно в этом возрасте у ребят сформировывается собственное Я, они уже активно ищут место под солнцем, стремятся занять лидирующее положение в классе, группе, часто используя не те методы приемы, способы. Поэтому данный курс может облегчить процесс самореализации подростка, направить его в правильное русло и избежать многих конфликтных ситуаций.

Программа рассчитана на два года.

Формы и режим работы: беседа, дискуссия, ролевые игры, индивидуальная и групповая работа с раздаточным материалом, решение познавательных задач. Занятия проводятся два раза в неделю. Каждое занятие по два часа. В объединение принимаются все желающие.

Критерии и способы проверки достигнутых результатов

Итогом работы по программе должно стать развернутое и мотивированное описание педагогом уровня личных достижений учащихся в устной (письменной) форме. Целью такого оценивания является именно помощь подростку в выборе его дальнейшего социального маршрута.

Дополнительным элементом может быть самооценка ребятами своих достижений. Для этого необходимо используя имеющиеся у подростков уже теоретические знания, а также их личный социальный опыт, предлагать школьникам задания различного уровня сложности, использовать активные формы проведения занятий: работы в группах, семинары, диспуты.

Программа социально-педагогической направленности.

Программа рекомендована педагогам дополнительного образования

Учебно-тематический план

№п/п

Название темы

Количество часов

Первый год обучения

теория

практика

всего

Комплектование группы

8

-

8

Введение в курс. Беседа по охране труда.

4

-

4

1.

История государства и права

7

2

9

2.

Конституционное право

13

13

26

3.

Гражданское право

23

16

39

4.

Гражданские права ребенка

4

2

6

5.

Право ребенка на особую защиту

2

4

6

6.

Толерантность и права ребенка на свободу мысли, совести

6

8

14

7.

Защита ребенка от насилия и эксплуатации

6

6

12

8.

Гражданин России

4

16

20

79

65

144

Второй год обучения

9.

Введение. Охрана труда.

4

-

4

10.

Трудовое право

10

10

20

11.

Административное право

5

5

10

12.

Уголовное право

18

12

30

13.

Экологическое право

6

4

10

14.

Семейное право

20

10

30

15.

Налоговое право

8

2

10

16.

Международное право. Международные договоры по правам человека.

8

2

10

17.

Правовая культура.

15

5

20

94

50

144

Содержание программы

Введение. Беседа по технике безопасности.

  1. История государства и права – 9 часов.
  1. История государства и первые нормативные документы Российского государства: «Русская Правда», «Соборное Уложение», «Табель о рангах» и другие – 2 ч., теория;
  2. Возникновение права как достижение древних цивилизаций – 2ч., теория;
  3. Социальные нормы и их значение – 2ч., теория; 1ч. – практика: работа со схемой;
  4. Гуманистическая и авторитарная этика. Правила вежливости – 1ч., теория;
  5. Нормы морали и нормы права – практика: письменная работа -1ч.;
  1. Конституционное право – 26 часов.
  1. Конституция – особый правовой акт – 2ч., теория;
  2. Исторические условия для принятия Конституции 1993 года, ее основные черты – 2ч., теория;
  3. На пути к конституционному строю – практика: эссе  - 2ч.;
  4. Гражданство Российской Федерации. Основные принципы отношений между гражданином и государством – 2ч., теория;
  5. Основные права граждан России -2ч., теория; 2ч., практика: решение познавательных задач;
  6.  Право ребенка на учебу и отдых – 2ч., теория;
  7. Наша школа, какая она? Возраст школы. Традиции. Статус школы и ее особенности. – 2ч. Практика: письменные и устные сообщения по теме;
  8. Ценность свободного времени: кто и как отдыхает? Возможности для развлечений, занятий физкультурой и спортом. Возможность для самообразования. – 3ч., практика: презентации;
  9. Основные обязанности граждан России. – 2ч., теория;
  10. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. -1ч., теория;
  11. Юридические меры принуждения граждан России к исполнению основных обязанностей. -2ч., теория;
  12. Обязанность гражданина сохранять природу и окружающую среду. Право гражданина России на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. – 2ч., практика: решение юридических задач;
  13. Угрозы жизни на Земле. Глобальные экологические проблемы. – 2ч., практика: презентации;
  1. Гражданское право. -39 часов.
  1. Область применения гражданского права. -2ч., теория;
  2. Правоспособность и дееспособность. -2ч., теория;
  3. Основания для возникновения имущественных отношений. -2ч., теория;
  4. Что такое «вещи»? Диагностика: отношение к своим и чужим вещам; отношение к воровству. – 2ч. Практика;
  5. Вещи в нашем доме. Нужные, полезные вещи. Вещи, дарящие нам радость. Философские раздумья: роль вещей в жизни человека – 2ч., практика: эссе;
  6. Вещи, имущество, собственность, права собственника. Право собственности несовершеннолетних, его охрана. Защита прав детей при приватизации жилья. – 2ч. Практика: изучение и комментирование юридических текстов Гражданского и Жилищного кодексов;
  7. Право собственности. -2ч., теория;
  8. Охрана права собственности граждан. -2ч., теория;
  9. Решение юридических задач. -2ч., практика;
  10. Предпринимательство. -2ч., теория;
  11. Физические и юридические лица. Образование юридического лица. -2ч., теория;
  12. Виды юридических лиц. Коммерческие образования. -2ч., теория;
  13. Некоммерческие юридические лица. -2ч., теория;
  14. Пробуем себя в предпринимательстве: « Каким  бы делом я хотел бы начать свой бизнес?» -2ч., практика;
  15. Обязательственное право. -2ч., теория;
  16. Виды основных договоров обязательственного права. Решение юридических задач. -4ч., практика;
  17. Защита нематериальных прав. -3ч., теория;
  18. Решение юридических задач. Учимся составлять исковое заявление. -2ч., практика
  1. Гражданские права ребенка. 6часов.
  1. Конвенция ООН  о правах ребенка. -2ч., теория;
  2. Права и обязанности ребенка. -2ч., теория;
  3. Подведение итогов – письменная работа. -2ч., практика;
  1. Право ребенка на особую защиту. 6часов.
  1. В чем, может быть, уязвим ребенок – работа с Конвенцией о правах ребенка. – 2ч., теория;
  2. Дискуссия на тему: «Как можно повлиять на состояние своего социального благополучия» -2ч., практика;
  3. «Какой, на ваш взгляд, должна быть идеальная для ребенка страна? Какие отношения между людьми, какие в ней школы, родители и т.д.», -2ч., практика:сочинение;
  1. Толерантность и права ребенка на свободу мысли, совести. 14часов.
  1. Мы все разные. Расовые, национальные, религиозные различия между людьми. Могут ли эти различия стать причиной конфликтов между людьми? -2ч., теория;
  2. Объяснение понятия «толерантность», - 2ч., практика: игра;
  3. Закон охраняет личные права человека. Практикум: чтение и комментирование юридических текстов Конвенции  ООН о правах ребенка. -2ч., практика;
  4. Дискуссия на тему: «В чем проявляется интолерантность». -2ч., практика;
  5. Конкурс эмблем «толерантности». -2ч., практика;
  6. Малые социальные группы. -2ч., теория;
  7. Контркультура. Дворовые сообщества. -2ч., теория;
  1. Защита ребенка от насилия и эксплуатации. 12 часов.
  1. Формы насилия. -2ч., теория;
  2. Расизм, апартеид, геноцид. -2ч., теория;
  3. Уголовная ответственность за насильственные преступления. -2ч., теория;
  4. Конкурс работ «Нет!» насилию. -2ч., практика;
  5. Работа над заданиями в группах. -4ч , практика.
  1. Гражданин России. 20 часов.
  1. Юридический смысл понятия «гражданин». -2ч., теория;
  2. «Всеобщая декларация прав человека» о праве изменить свое гражданство и о запрете произвольно лишать человека его гражданства. -2ч., практика: изучение и комментирование юридических текстов;
  3. Граждане России с рождения. Совершеннолетие гражданина России. Двойное гражданство. Защита государством граждан России за его пределами. -2ч., теория;
  4. Нравственный долг человека – защищать свое отечество и заботится о его процветании. -2ч, практика: подбор материалов печати, литературных произведений; защита работ;
  5. Атрибуты Российской Федерации, гимн РФ. -2ч., практика;
  6. Экскурсия в этнографический музей: культура и быт народов России. -8ч., практика;
  1. Трудовое право. 20 часов.
  1. Закон регулирует трудовые отношения. Понятие и источники трудового права. -2ч., теория:
  2. Поступление на работу. Принципы трудового права. -2ч., теория;
  3. Трудовой и коллективный договор. Права и обязанности сторон. -2ч., теория;
  4. Учимся составлять трудовой договор. -2ч., практика;
  5. Оплата труда, охрана труда. -2ч., теория;
  6. Особенности труда несовершеннолетних. -2ч., теория;
  7. Решение юридических задач по трудовому праву. -4ч.,  практика;
  8. Трудовые споры. Работа со статьями трудового кодекса. -2ч., практика;
  9. Ответственность по трудовому праву. Психологический тренинг: «как стать хорошим начальником». -2ч., практика.
  1. Административное право. 10 часов.
  1. Понятие административного права и правонарушения. – 2ч., теория;
  2. Виды административных правонарушений, посягающих на права граждан. -3ч., теория;
  3. Решение юридических задач. -3ч., практика;
  4. Экскурсия в отделение милиции, встреча и беседа с инспектором ОДН. -2ч., практика.
  1. Уголовное право. 30 часов.
  1. Понятие и источники уголовного права. Принципы уголовного права. -2ч., теория;
  2. Рассуждения на тему: «возможно ли создать государство без преступлений?» -2ч., практика;
  3. Преступления против жизни граждан. -2ч., теория;
  4. Виды преступлений, посягающие на здоровье граждан. -2ч., теория;
  5. Преступления против свободы и достоинства граждан. -2ч., теория;
  6. Лабораторно-практическое занятие. Разбор материалов судебной практики. 4ч., практика;
  7. Преступления против собственности. Кража, грабеж, разбой. -2ч., теория ;
  8. Изучение и комментирование статей УК РФ. -2ч., практика;
  9. Виды преступлений против общественного порядка. -2ч., теория;
  10. Обзор СМИ: статьи по теме общественного правопорядка. -2ч., практика;
  11. Производство по делам несовершеннолетних. -4ч., теория;
  12. Наказание в уголовном праве. -2ч., теория;
  13. Диспут на тему: «За и против смертной казни». -2ч., практика.
  1. Экологическое право. 10 часов.
  1. Понятие и источники экологического права. -2ч., теория;
  2. Экологические правонарушения. -2ч., теория;
  3. Ответственность в экологическом праве. -2ч., теория;
  4. Решение юридических задач. -2ч., практика;
  5. Дискуссия на тему: «Экологическая обстановка моего города» -2ч., практика;
  1. Семейное право. 30 часов.
  1. Понятие и источники семейного права. -2ч., теория;
  2. Принципы семейного права. -2ч., теория;
  3. «Брак: за и против», эссе. -2ч., практика;
  4. Брак и условия его заключения. -2ч., теория;
  5. Права и обязанности супругов и детей. -4ч., теория;
  6. Защита детей, оставшихся без попечения родителей. -2ч., теория;
  7. Виды ответственности, которую несут родители, неосуществляющие родительские обязанности. -2ч., теория;
  8. Лишение родительских прав. -2ч., теория;
  9. Решение познавательных задач. -4ч., практика;
  10. Развод. Порядок обеспечения совместнонажитого имущества. -2ч., теория;
  11. Имущественные права ребенка при разводе. -2ч., теория;
  12. Решение познавательных задач. 4ч., практика.
  1. Налоговое право. 10 часов.
  1. Налоговое право. Налоговые органы., -2ч., теория;
  2. Налоги с физических лиц. -2ч., теория;
  3. Налоги с юридических лиц. -2ч., теория;
  4. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. -2ч., теория;
  5. Доклады на тему «Налогооблажение в других странах». -2ч., практика;
  1. Международное право о правах человека. 10 часов.
  1. Международное признание прав человека. -2ч., теория;
  2. Всеобщая декларация прав человека. -2ч., теория;
  3. Защита прав человека в Российской Федерации и международными органами. -2ч., теория;
  4. Международные преступления. -2ч., теория;
  5. «Как жить в мире?», дискуссия. -2ч.,практика.
  1. Правовая культура. 20 часов.
  1. Правопорядок. -2ч., теория;
  2. Правовая культура личности и ее значение. -2ч., теория;
  3. Агрессивность как явление, нарушающее нормальную жизнь общества, представляющее угрозу для людей. Диагностика – обсуждение художественных произведений, стержнем которых является проявление жестокости. -2ч., практика;
  4. Проявление агрессивности и жестокости в межличностных отношениях. Диалог о конфликтах. -2ч., практика;
  5. Роль девочек, девушек в смягчении нравов, предотвращении и прекращении конфликтов. «Кто вы, хранительницы мира или воительницы?»  -1ч., практика;
  6. Гражданин и гражданственность – как соотносятся эти понятия. -2ч., теория;
  7. Нравственные нормы российского человека в советский период и их соотношение с традиционными национальными представлениями о правовой культуре. -3ч., теория;
  8. Ценности и представления о нравственности и культуре в современной России. -3ч., теория;
  9. Факторы, влияющие на правовую культуру в современном российском обществе ( историко–культурные традиции, особенности современной социально-экономической и политической ситуации в стране и др.)  -3ч., теория.

        

Методические условия обеспечения образовательного процесса

А) История государства и права

Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом.

Итоговое занятие: письменная работа на тему: «Золотое правило нравственности».

Б) Конституционное право

Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, работа с Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, дискуссии.

Итоговое занятие: презентации на тему: «Глобальные проблемы современности», «Права человека – человеку».

В) Гражданское право

Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, работа с Гражданским кодексом РФ, с материалами из судебной практики.

Итоговое занятие: решение познавательных задач.

Г) Гражданские права ребенка

Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом.

Итоговое занятие: письменная работа на тему:  «Какие из своих гражданских прав вы считаете наиболее важными и почему?»

Д) Право ребенка на особую защиту

 Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, дискуссия на тему: «Как можно повлиять на состояние своего социального благополучия», «Какой, на ваш взгляд, должна быть идеальная для ребенка страна?» -эссе.

Итоговое занятие: конкурс эссе.

Е) Толерантность и права ребенка на свободу мысли, совести

Формы занятий: беседа, работа со схемой «Толерантность», практикум, игра-тренинг «Быть терпимым»

Итоговое занятие: презентации работ: «Нет! Насилию».

Ж) Гражданин России

 Формы занятий: беседа, лабораторно-практические занятия, экскурсия.

Итоговое занятие: экскурсия в Этнографический музей «Культура и быт народов России».

З) Трудовое право

Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, работа с Трудовым кодексом РФ, с материалами из судебной практики.

Итоговое занятие: решение познавательных задач.

И) Административное право

Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, работа с Административным кодексом РФ, с материалами из судебной практики.

Итоговое занятие: решение познавательных задач.

К) Уголовное право

Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, работа с Уголовным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, с материалами из судебной практики, экскурсия в отделение милиции, встреча с представителями милиции.

Итоговое занятие: решение познавательных задач, экскурсия в отделение милиции, встреча с представителями милиции.

Л) Экологическое право

Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, работа с Экологическим  кодексом РФ, с материалами из судебной практики.

Итоговое занятие: решение познавательных задач, презентации на тему: «Экология родного края».

М) Семейное право

Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, работа с Семейным  кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, с материалами из судебной практики, беседа с социальным педагогом школы, инспектором по делам несовершеннолетних.

Итоговое занятие: решение познавательных задач, эссе: «Есть ли будущее у семьи и брака?»

Н) Налоговое право

Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, работа с Налоговым кодексом РФ.

Итоговое занятие: решение познавательных задач, эссе: «Налогооблажение в других странах».

О) Международное право о правах человека

Формы занятий: беседа, работа со схемой, рассказ, работа в группах с раздаточным материалом, Конвенцией ООН по правам человека.

Итоговое занятие: эссе: «Как избежать международных конфликтов».

П) Правовая культура

Формы занятий: беседа, работа с художественными произведениями, материалами СМИ.

Итоговое занятие: эссе: «Кто вы, хранительницы мира или воительницы?»  

Список литературы

  1. Конституция РФ.
  2. Права ребенка. Занятия для школьников общеобразовательных школ. Методическое пособие для преподавателей. Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Центр инновации», уполномоченный по правам ребенка в Спб.2004г.
  3. Родители и дети. Юридический справочник. Санкт-Петербургская региональная общественная организация «Центр инновации», уполномоченный по правам ребенка в Спб.2004г.
  4. Гражданский кодекс РФ.
  5. Семейный кодекс РФ.
  6. Уголовный кодекс РФ.
  7. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
  8. Административный кодекс РФ.
  9. Экологический кодекс РФ.
  10. Н.И. Элиасберг. Как преподавать курс «Основы правоведения?» методические рекомендации. Кафедра теории и методики гуманитарного образования, Спб,1996г.
  11. Закон и несовершеннолетние граждане России. Рекомендовано к изданию Комитетом по образованию мэрии Санкт – Петербурга,спец.литература,Спб,1996г.
  12. Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. – М.; Волгоград,2003.
  13. Обществознание. Формирование учебных компетенций: деятельностный подход. Р.Я. Молодецкий. – Волгоград: Учитель,2009г.

а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного физического воспитания "ОФП с элементами баскетбола"

Содержаниеданной программы стпуктурировано по видам спортивной подготовки:теоретической,физической,технической и тактической....

Программа дополнительного физического воспитания "ОФП с элементами баскетбола"

Баскетбол является одним из ведущих видов спорта в организации внеурочной работы в общеобразовательных учереждениях .Необходимо ориентироваться на единство всех  форм системы физического воспитан...

«Основные принципы и требования при разработке рабочей программы по обучению и воспитанию одаренных детей в дополнительном образовании».

Об основных принципах и требованиях при разработке рабочей программы по дополнительному образованию...

Рабочая программа курса дополнительного образования по физическому воспитанию "Секция общей физической подготовки «Играйте на здоровье!»"

Через внеурочную деятельность по стандартам второго поколения с первого класса можно привести учащихся к осознанию в младшем школьном возрасте необходимости ведения здорового образа жизни. Так возникл...

Дополнительная образовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию несовершеннолетних "ФЕНИКС"

Данная программа направлена на социальное становление,патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков - воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершенн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по героико-патриотическому воспитанию учащихся школы «Победа - в сердцах поколений!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Программа "Победа - в сердцах поколений!" направлена, главным образом, на доступное для младших школьников, освещение и изложение основных событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг....

дополнительная образовательная программа по духовно - нравственному воспитанию "Я и мир вокруг меня"

Программа предназначена для  учащихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...