Методический доклад "Клавишный синтезатор -новый инструмент музыкально-педагогической деятельности в ДМШ"
методическая разработка по теме

Охрименко Анастасия Николаевна

Доклад содержит  информацию  об особеностях и функциях синтезатора, его роли  в музыкальном  образовании детей  и  использовании  синтезатора  в работе  преподавателя ДМШ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_oan_sintezator.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУДОД «ДОМОДЕДОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ФИЛИАЛ «ДОМОДЕДОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ХОРОВАЯ ШКОЛА»

Методический  доклад

"Клавишный синтезатор –новый инструмент музыкально-педагогической деятельности в ДМШ"

                                                                           Выполнила:

концертмейстер

Охрименко А.Н.

02.11.2011г.

ПЛАН.

Введение.

1. История создания клавишного  синтезатора.

2.Устройство клавишного синтезатора, его функции  и  особенности.

3.Роль клавишного синтезатора  в развитии современного музыкального образования детей.

4. Использование клавишного синтезатора в работе преподавателя и концертмейстера ДМШ.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Успех художественно –творческой деятельности любого вида во многом определяется пониманием природы ее инструментария. Каждый  музыкальный инструмент обладает особенной индивидуальностью, и овладеть им в совершенстве – значит глубоко проникнуться этой индивидуальностью.

В последние годы, в пору стремительно растущего научно-технического прогресса, многие  учащиеся музыкальных школ  проявляют  большой интерес к клавишному синтезатору. Дети и подростки с увлечением осваивают поистине неисчерпаемые возможности электронного инструмента. И в настоящее время синтезаторы являются полноправными спутниками акустических  и цифровых  фортепиано.

В связи с этим, появилась необходимость в изменении системы дополнительного обучения: преподавателям необходимо увлечь учащихся, используя в своей работе новые технологии, развивать у  учеников навыки самостоятельной работы и активизировать мыслительную деятельность. Увлеченные  процессом  работы  на новом инструменте, некоторые  преподаватели и концертмейстеры  в заинтересованности  не уступают своим учащимся и начинают мыслить креативно, максимально используя свой творческий потенциал.

В данном докладе будут рассмотрены возможности использования клавишного синтезатора в музыкальном образовании в рамках  детской музыкальной школы, а также некоторые специфические особенности и возможности  преподавателя  при обучении игре  на синтезаторе и в работе концертмейстера.  

1. История создания клавишного  синтезатора.

Появление электронного инструментария обусловлено двумя основными причинами.

Первая из них –извечное стремление музыкантов выйти за рамки традиционного звукового материала с тем, чтобы обогатить палитру своего музыкального творчества.

Вторая причина связана с историческим совершенствованием музыкального инструментария, который всегда опирался на передовые достижения науки и техники. Поэтому изобретение приборов, создающих звук с помощью электричества, дало мощный импульс  в создании новых  электро-музыкальных инструментов.

Среди  большого «семейства» электронных инструментов в 1950х годах выделился  клавишный инструмент, способный  создавать и воспроизводить не только звуки, подобные классическим инструментам, но и  множество новых оригинальных звуков. Им стал синтезатор, первые модели которого очень мало походили на современные образцы.

С появлением новых технологий, инструменты усовершенствовались, и появилась возможность создать недорогой инструмент с простым интерфейсом (дисплей, набор кнопок, переключателей и правила управления ими), который завоевал популярность не только у профессионалов, но и у любителей  музыки. С этого момента (80е годы XX века) началась эпоха широкого применения электронного инструмента в исполнении музыкальных произведений. Но до прихода их  в музыкальные школы пройдет еще немало времени. В то время первые, примитивные модели синтезатора были «в диковинку», а в настоящее время представляют собой уже почти игрушку, развлечение для маленьких детей. Некоторые фирмы, например, CASIO, продолжают выпускать простые  в использовании  модели клавишных синтезаторов.

2.Устройство клавишного синтезатора, его функции и  особенности.

Наверняка, кто-то считает, что синтезатор –переносное фортепиано. Но это далеко не так…Их связывает только клавиатура, а в остальном синтезатор–многоплановый и многофункциональный инструмент.

Синтезаторы представляет собой некую творческую мастерскую с готовыми электронными банками тембров, темпов, ритмов, рисунков сопровождения; обладают функцией автоаккомпанемента, которая облегчает музицирование  и завоевала большую популярность  у учащихся музыкальных школ и музыкантов- любителей.

Помимо автоаккомпанемента современные синтезаторы имеют другие полезные в музыкальной деятельности возможности. Например, MIDI. Этот интерфейс содержит информацию: о взятии или отпускании ноты, ее высоте, вибрации, тембре, о режиме передачи данных по MIDI- каналам. Таким образом,  можно осуществлять запись и воспроизведение фонограммы, происходит управление звуковым синтезом в процессе исполнения музыкального произведения.

Оснащение синтезаторов цифровыми технологиями позволило не только обогатить и оживить их звучание, а также сделать более удобным процесс управления ими, частично автоматизировать музыкальную деятельность –передать часть ее рутинных функций  той или иной хранящейся в памяти инструмента программе.

Основные функции  синтезатора:

-многотембровость;

-автоаккомпанемент;

-секвенсер (для создания своих паттернов);

-мультипанель (готовые или созданные музыкальные фрагменты, которые  

 могут воспроизводиться в нужный момент нажатием одной кнопки);

-регистрационная память (для сохранения настроек);

-звуковой синтез (создание звуков исполнителем);

-MIDI (соединение с внешними устройствами).

Современные  синтезаторы являются, по сути, музыкальными  компьютерами. И эта специфика  определяет особенности музыкально-творческой деятельности. В чем же состоят эти особенности?

Клавишный синтезатор  имеет большой функционал, легкое и  понятное управление, компактность и мобильность. Особый интерес возникает с возможностью собственного оригинального создания или интерпретации известного музыкального произведения. Занятия на  электронном инструменте создают условия для развития  исполнительских, композиторских, звукорежиссерских способностей. Синтезатор имеет выход на наушники и встроенные громкоговорители, которые воспроизводят «концертное» звучание произведения.  Благодаря такому количеству возможностей, синтезатор стал доступным  и необходимым  инструментом  и для учащихся, и для взрослых любителей музыки.

3.Роль клавишного синтезатора  в развитии современного музыкального образования детей.

Основоположником использования синтезатора в современном музыкальном образовании детей и  одним  из первых авторов  учебных материалов, программ и  пособий является И.Красильников. Впоследствии эти вопросы стали развивать и популяризировать  А.Алемская, И.Клип, Н.Михуткина, Е.Будкина, В.Чудина. Ежегодно преподаватели музыкальных  школ стали посещать семинары и курсы  повышения квалификации  «Совершенствование педагогического мастерства и методики обучения  учащихся по специальности «Синтезатор». Но все же в школах работает немного преподавателей, владеющих всеми возможностями синтезатора.

Обучение игре на синтезаторе можно начинать с 5-6 лет, в ДМШ и ДШИ  оно осуществляется на полупрофессиональном инструменте (Yamaha или Casio). Подобные инструменты имеют дисплей, на котором отображаются настройки  и  происходящие действия. Пятиоктавная клавиатура имеет функцию чувствительности к нажатию, как на фортепиано, что требует от  учащихся даже на ранних этапах обучения аккуратного  нажатия  клавиш и гибкого, мягкого запястья.

Современные дети  с легкостью овладевают различными  техническими новинками и для них не составляет особого труда понять  принцип работы синтезатора. В дошкольном и раннем школьном возрасте дети любознательны  и с интересом посещают занятия. В процессе обучения они учатся использовать функции инструмента, которые  хорошо развивают чувство ритма, слух, память. В этом большим подспорьем  является игра с автоаккомпанементом.

Не меньший интерес у учеников вызывает поиск интересных звуков и шумовых эффектов, которые они  используют для собственной интерпретации  музыкальных произведений. Функциональные возможности синтезатора с большим разнообразием  стилей и тембров  дает учащимся возможность экспериментировать, не боясь проявлять свои творческие способности.

Использование демонстрационных средств клавишного синтезатора может обогатить традиционную исполнительскую деятельность учащихся в ДМШ, создать предпосылки для более продуктивной работы за фортепиано в целом. Привлечение синтезатора в качестве помощника расширяет возможности преподавания фортепиано, способствует активизации внимания ученика и музыкального мышления в целом.

4.Использование клавишного синтезатора в работе преподавателя и концертмейстера ДМШ.

Рассмотрим несколько понятий, в работе над которыми можно эффективно использовать синтезатор: темп, ритм, тембр, жанр, стиль.

Для определения темпа, указанного в произведении композитором или редактором, можно применять традиционный метроном. Но не все ученики могут играть под метроном. Однако, если подходить к процессу творчески (а это один из способов мотивирования ученика), то целесообразнее использовать темповые возможности синтезатора.

Например, многие произведения классической и современной музыки написаны в темпе Allegro. Если этюд или пьеса написаны в размере двух или четырех четвертей, можно выбрать из банка соответствующий ритм и сыграть композицию под аккомпанемент синтезатора. Примером могут служить танцевальные ритмы (полька, фокстрот, квикстеп), джазовые (регтайм, баллада, свинг), ритмы рок-музыки (рок, твист, буги-вуги и другие). Причем можно давать темп в сравнении, проиллюстрировать, как звучит это произведение в медленном, умеренном темпах, как меняется его характер и как влияет темп на образное содержание композиции. Размер три четверти подразумевает обращение к жанру вальса (можно джаз-вальса). Соответственно выбирается и ритм. Пьесы в медленном темпе требуют другого ритмического сопровождения. Здесь уместно обратиться к медленным балладам, серенадам, медленным вальсам, которых  достаточно много в программах любого клавишного синтезатора. Параллельно ученику преподносятся знания о стилевом разнообразии музыки.

Некоторым ученикам не свойственно природное чувство ритма и воспитывать его с помощью синтезатора просто необходимо. Применение приема темпо-ритмического сопровождения игры обучающегося дает ему колоссальный опыт слушания и понимания ритма как системы комбинации различных длительностей. Воспитывается и ощущение сильной доли, что немаловажно для начинающего пианиста. Игра на фортепиано превращается в процесс совместного исполнения музыки, причем синтезатор не дает ученику отклоняться от темпа и учит играть ритмично. Ритмы можно менять, экспериментировать, учитывая интерес и мнение ученика, а темп устанавливать по мере технической  подготовки на данный момент. Даже изучение гамм (которые ученики не очень любят играть) под темпо-ритмическое сопровождение можно превратить в занимательную игру и каждое техническое упражнение станет «живым» и  интересным.

Конечно, не стоит часто использовать этот вид работы с учеником -это вспомогательный способ обучения, который приноситрезультат в виде частично сформированных в сознании ученика и на слуховом уровне метро-ритмических ощущений. После этого начинается процесс, когда обучающийся играет на фортепиано только на основе полученных знаний, слуховых представлений и формирующегося музыкального вкуса. И даже темп он должен выбрать самостоятельно, предполагая при этом некоторые отклонения (агогику), моменты кульминации и спада, движения вперед и замедления, которые необходимы для создания цельного  образа исполняемого музыкального произведения.

Изучая полифонию или пьесы с элементами полифонии, преподаватель обязательно должен рассказать ученику в какую эпоху они были написаны, какие в то время звучали инструменты, дать краткие сведения о сопрано, альте, теноре и басе. Ученику предлагается поиграть полифоническое произведение по голосам, воспроизвести тембры клавесина, органа, струнного оркестра, услышать и запомнить окраску каждого голоса, а затем воспроизвести звуковые образы на фортепиано, приблизившись к тембру только что услышанного инструмента. И тогда игра ученика начинает приобретать совсем другое содержание.

При изучении сонаты учащемуся обязательно говорится об оркестровом слушании фактуры, и здесь простор для фантазии безграничен. Синтезатор показывает эту красочную музыкальную палитру во всем великолепии различных тембров. Играть на синтезаторе все элементы фактуры в звучании различных инструментов – это значит приблизиться к оркестровке произведения.

Владение кантиленой, «певучей» манерой игры на фортепиано всегда считалось признаком профессионализма. Преодолевать ударную природу инструмента, умению «петь», обучают с самых первых занятий. Как правило, ребенку приводятся сравнения с игрой на струнных инструментах, когда звук тянется долго и протяжно. Используя звуковые  тоны синтезатора, можно сразу же сыграть музыкальный пример, охарактеризовать окраску инструмента и попытаться найти нужный тембр вместе с учеником на фортепиано. Процесс поиска тембра очень долгий и требует особого внимания, но именно он дает неповторимость звучанию и учит хорошему качественному пианизму, развивает слуховой контроль, пробуждает воображение.

Возможности синтезатора в изучении окраски звука и инструментария велики. В современных инструментах демонстрируются разнообразные наборы тембров и шумов. Несомненно, преподаватель должен разъяснить учащемуся, что тембры синтезатора - это аналоги, подобие тембров классических, акустических инструментов. Но они никогда не заменят их истинное звучание. Использование синтезатора на уроках специальности в музыкальной школе – это современное направление, которое можно и необходимо внедрять в музыкальную учебную практику.

Заключение.

Любое музыкальное творчество полезно для развития интеллекта учащихся. А привлечение клавишного синтезатора как дополнительного средства обучения детей способствует развитию их музыкальных способностей, логики, пианистического аппарата, музыкального вкуса.

Детская музыкальная школа сегодня как никогда призвана заинтересовать ребенка, сделать занятия музыкой интересными, перспективными, ожидаемыми. С помощью  уроков игры  на синтезаторе у учащихся появляется  гораздо больше возможностей для творчества и самовыражения.

Введение новых методов и интерпретаций, наполнения содержания образовательного процесса – залог полноценной жизнедеятельности ДМШ.

Список литературы.

1.Красильников И.М. «Методика обучения игре на клавишном синтезаторе».- М.: Экон-Информ, 2011.

2.Красильников И.М. «Хроники музыкальной электроники».-М.: Экон-Информ, 2010.

3.Красильников И.М, Алемская А.А., Клип И.Л. «Школа игры на синтезаторе: учебное пособие для учащихся младших, средних и старших классов детских музыкальных школ и школ искусств».-М.: Владос, 2010.

4.Пешняк В. «Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ.-М.: Композитор, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние европейских музыкантов на развитие русской музыкально-педагогической школы. Творческая деятельность Карла Шуберта в Петербурге

Малоизвестные факты творческой деятельности Карла Шуберта -  первого профессора класса виолончели Петербургской консерватории...

Собственная методическая разработка "Интегративные подходы к содержанию музыкально-педагогического процесса.Музыкальный досуг"Осенины".Из опыта работы музыкального руководителя Красий Е.Н.

В данной разработке отражается работа по формированию у дошкольников интереса к звукам окружающего мира и отображением их в музыке, работа над мелодическими средствами выразительности, формированием н...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

Интерактивная доска – новый инструмент в педагогической деятельности

Электронная интерактивная доска - является одним из важных элементов для применения современных методов обучения.   Интерактивная доска даёт новые возможности для развития у учащихся умений и нав...

Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "

Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...

Новые инструменты для новых результатов

Выступление на педагогическом совете...

Методическая разработка Тема: «Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»

В соответствии с ФГОС начального общего образования урок музыки в общеобразовательной школе направлен на приобщение учащихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприят...